"Телекону" – 30 лет

Логотип "Телекона"    Писать о своих коллегах и сложно, и легко. Сложно – потому что они сами о ком хочешь напишут, снимут, сделают это лучше тебя, еще и награду получат: они – звезды. Легко – потому что рассказывают о себе и своей команде правдиво, весело, грамотно, иронично – только успевай записывать. А еще потому, что знаю телеконовцев целую вечность и люблю, как любят их тысячи и тысячи тагильских зрителей вот уже 30 лет.

    Именно столько исполняется телекомпании "Телекон". Сегодня вместе с коллегами постараемся вспомнить лишь некоторые моменты яркой, со страстями и курьезами, победами и трагическими страницами насыщенной истории одного из самых популярных городских СМИ.

На съемку – на велосипеде

    Если на табличках кабинетов телеконовцев значится, как и полагается во всех офисах: "директор", "бухгалтерия", "главный редактор" и так далее, то на его двери написано "Копылов С.А." В штатном расписании такой единицы нет, а в телеконовской иерархии ого-го еще какая единица! Сергей Копылов – легенда местного телевидения, он входит в четверку основателей "Телекона".

    – Все началось с Алексея Скоморохова, – рассказывает Сергей Александрович. – Он вместе со своими друзьями Вадимом Соловьевым и Георгием Гридиным и наряду с предприимчивыми горожанами создали кабельные сети. На дворе 1989 год: видеосалоны и сети были достаточно прибыльным бизнесом. Но когда у тагильчан стали повсеместно появляться видеомагнитофоны, необходимость в салонах и сетях отпала. Многие отошли от дел, но только не Скоморохов со товарищи. На базе "Центра кабельного телевидения" они создали телекомпанию "Телекон" уже как средство массовой информации. И начали подтягивать своих друзей.

Сергей Копылов

Сергей Копылов

    Первым журналистом стала Ольга Зверева, тогда работавшая в ассоциации молодежных организаций. Чуть позже в коллектив влился и Сергей Копылов.

    Сергея и Алексея связывала учеба в 32-й школе, а также увлечение фотографией и киносъемкой. Скоморохов позвал в "Телекон" Копылова. Тот занимал хорошую должность на УВЗ и работу менять не собирался. Но все же согласился на авантюру друга.

    – Произошло это неожиданно, в один день, – вспоминает Сергей. – Я взял на работе полдня, чтобы заплатить за коммунальные услуги. В городе встретил Алексея и Дариана Дралюка, бывшего режиссера драмтеатра и уже режиссера "Телекона". Вдвоем они меня настолько обработали, что я тут же поехал на завод и подал заявление на увольнение. Сколько стенаний по поводу моего ухода я слышал от начальства, от семьи! Но выбор сделал. И ни разу за 30 лет не пожалел об этом.

    Телеконовцы поселились в здании горкома комсомола на Ленина, 28а, им отвели большой конференц-зал. Перегородки сделали из бэушных книжных стоек, оборудование доставали по случаю. Было тяжело, но энтузиазма и желания работать - хоть отбавляй.

    – Я помню самую первую видеокамеру – "Панасоник", мы ее называли "пятеркой", – продолжает рассказ Сергей Копылов. – У нее не работал внутренний магнитофон. Для съемок камеру проводом подключали к видеомагнитофону, и всю эту конструкцию таскали с собой.

Ольга Белорыбкина

Ольга Белорыбкина

    Операторов брали путем конкурсного отбора. Самыми творческими оказались шахтеры – Владимир Дождиков и Дмитрий Путилов, их этюдные съемки понравились больше всех. Передвигались операторы на велосипедах – за плечами рюкзак, в рюкзаке – фото– и видеокамеры.

Александр Мартиросов

Александр Мартиросов

Ольга Ростова

Ольга Ростова

"Ты не представляешь, что они творят!"

    Первый сюжет "Телекона" вышел 1 сентября 1990 года. Снимали начало учебного года в школе на Гальянке, куда Ольга Зверева и Сергей Копылов приехали на трамвае (машин тогда у телеконовцев не было, а первая разбитая синяя "копейка", которую чаще ремонтировали, чем на ней ездили, появилась гораздо позже). Сюжет монтировали в "Телеконе", а звук – в драмтеатре.

    А самый первый клип был на песню маленькой певицы Натуси. Снимали с Юрием Богачевым и дядей Сашей Зайцевым. Делали оригинально: видео накладывалось на фонограмму, причем по изобретенной телеконовцами технологии двигались задом наперед – с последнего кадра к началу. Так ни до, ни после не делал никто. Да много чего еще напридумывали доморощенные кулибины от телевидения.

    Копылов вспоминает, как создавали первые программы "Пестрого зонтика":

    – Там по хронологии – реприза, потом песенка, реприза – мультфильм. Мы все это собирали на бытовых магнитофонах: тут надо запустить, тут вовремя другую кнопочку нажать – через 1,6 секунды, и ни одной десятой больше. Как-то из Москвы приехал ведущий популярной тогда на центральном телевидении программы "Марафон-15" Жора Галустян. Он посмотрел наше производство, а позднее я стал невольным свидетелем его телефонного разговора со своим московским редактором: "Ты не представляешь, что они творят на бытовых магнитофонах!" Было так приятно.

    Потихоньку "Телекон" обрастал собственными передачами. Появилась пятничная итоговая программа "Городские подробности", которую затем перевели в ежедневный формат. И она трансформировалась в известную всем "Время новостей".

"Время новостей" под "Пестрым зонтиком"

    Как говорит главный редактор Ольга Белорыбкина, она из "второй волны" "Телекона". В телекомпании 25 лет. Немного поработав журналистом, стала ведущей "новостей" – это был, как говорят, срочный ввод.

    – Готовых журналистов, операторов не было – таким профессиям в регионах не учили. Плюс ни интернета, ни новостных лент – только стационарный телефон и пейджер. Сам позвонил – сам собрал – сам написал – сам вечером в эфире сказал. Как работалось тогда и сейчас – это небо и земля. Хотя сегодня в море информации отнюдь не легче.

    – Ольга Ивановна, вы же тогда звездами были, девушки с экрана! Это сейчас на сотнях каналов сотни говорящих голов. Свои минуты и часы славы получали?

    – Да, вместе с ее обратной стороной: нам с Ольгой Зверевой приходили кучи писем из тагильских колоний – вот уж где эпистолярным жанром грешили... Конечно, в лицо узнавали. Вспоминается забавный случай. Лето, десять вечера, светло, возвращаюсь пешком домой. На улице небольшой дождь. С собой взяла пестрый зонтик – "забывашкам" разрешалось брать реквизит из одноименной программы. Навстречу идут мама с ребенком лет восьми-девяти. Мальчишка радостно: "Ой, мама, смотри, "Пестрый зонтик"! Потом, подойдя ближе: "Ха! "Время новостей".

    – Какие самые счастливые моменты вспоминаются?

    – Их очень много. Конечно, это признание телеконовцев на профессиональных телевизионных конкурсах. Когда наша Ольга Ростова и команда программы "Персональный счет" победили на конкурсе "Экономическое возрождение России", когда Сергей Деревков получил специальный диплом конкурса "ТЭФИ-Бессмертный полк". Или недавняя победа – главная телевизионная награда страны ТЭФИ Александра Мартиросова за блестящую работу "Шенкман. Последний полет". Важно, что у нас умеют радоваться победам коллег, понимая, что в первую очередь, это командная работа.

Алексей Слуцкий и Василий Макаров

Алексей Слуцкий и Василий Макаров

    – А трагические?

    – Потеря людей, с этим трудно смириться. Драматическая страница в истории "Телекона" – отключение, а затем выселение и переселение из здания на Ленина, 28а. Какие в итоге выводы? Со СМИ надо работать цивилизованно.

    – Пожелания коллегам в день рождения "Телекона".

    – Хотя я давно в "Телеконе", каждый год чувствую, что именно сейчас работают самые лучшие ребята. У нас такие классные умницы и красавицы Илона Шейнина, Валерия Горбунова, Елена Короткова, Ольга Шатохина, а как "дирижирует" новостями Елена Якушева! А Елена Сухих – координатор "Бессмертного полка" в Нижнем Тагиле, куратор всех социальных акций "Телекона" – удивительный человек. У нас такие замечательные парни! Желаю всем оставаться яркими и творческими. И пусть в наших семьях все будет хорошо, а телеконовский "кадровый резерв", в котором сегодня порядка 40 детей и внуков, постоянно растет.

Любим тех, с кем работаем

    Радио "Шансон" появилось в "Телеконе" в 19 декабря 1998 года. Учредителям "королевства маловато" стало, начались поиски подходящих радиостанций. В Тагиле уже звучали "Экофонд", "Европа плюс", а вот жанровой песни не хватало. Эту нишу и решили занять

Ирина Пудовкина

Ирина Пудовкина

    "Русским шансоном", вернее, ее тагильскими врезками. С тех пор слушатели с удовольствием переключаются на "Концерт по заявкам", спортивные и автомобильные программы, новости, "Истории со смыслом". И самое главное – уже много лет неизменной остается команда радио "Шансон". Это главный редактор Алексей Слуцкий, музыкальный редактор Василий Макаров, звукорежиссеры Александр и Иван Карабановы.

    – К нам приходят с музыкальными инструментами, вживую играют и поют в студии, – рассказывает Алексей Слуцкий. – А недавно запустили программу, посвященную 30-летию компании. Приглашаем телеконовцев, они рассказывают свои истории – как попали в коллектив, с кем и как работали. А затем ставим любимые песни гостей. Программа понравилась, слушатели звонят, интересуются, кто будет следующим.

* * *

    Не секрет, что команду "Телекона" ассоциируют с дружной семьей, неким прайдом, в котором чужой никогда не приживется. Друг за друга горой – и в разведку, и в атаку. В чем секрет такой мегакорпоративности?

    Алексей Слуцкий:

    – Изначально компания создавалась группой друзей, поэтому к вновь пришедшему тоже относились как к другу. Не как к сотруднику, а к человеку более близкому.

    Сергей Копылов, зам. директора по техническим вопросам:

    – Здесь всегда хочется творить, придумывать новое, всегда хочется быть первыми. И эти желания объединяют.

    Александр Мартиросов, выпускающий редактор, режиссер:

    – "Телекон" – компания уникальная. Здесь приветствуются идеи, здесь дают делать все, что авторам нравится. Когда коллеги-тележурналисты из Екатеринбурга видят наши работы, удивляются: а вам это разрешают? У нас разрешают всем, кто приходит с классными идеями и спрашивает: можно это сделать? Ему отвечают: можно! И это классно. Мне лично всегда этого хотелось.

    Ольга Ростова, шеф-редактор:

    – Да, "Телекон" – это, в первую очередь, семья. Первые телеконовцы изначально создали атмосферу, при которой новые люди, придя сюда, перенимают дух, те отношения, которые были заложены в "Телеконе" 30-летней давности. Здесь есть возможность расти, развиваться, совершенствоваться. И отсюда никуда не хочется уходить.

    Ольга Белорыбкина, главный редактор:

    – У нас взаимоотношения равных и достойных людей. Если случается "разбор полетов", то без унижений, без хамства. В "Телеконе" никогда не было и нет специально придуманного кодекса этики. Мы просто любим и уважаем тех, с кем работаем и для кого работаем – своих зрителей.

    Ирина Пудовкина, директор:

    – 30 лет назад первая частная телекомпания в Свердловской области начала вещать в Нижнем Тагиле. И нам удалось найти свой неповторимый динамичный и творческий стиль благодаря мастерству ведущих и яркой палитре передач. Я уверена, что весь опыт и огромный потенциал помогут нам на высоком уровне создавать и дальше качественную телевизионную продукцию – информационные, развлекательные, детские программы. И также продолжать лучшие традиции тележурналистики.

Елена РАДЧЕНКО.

    ФОТО СЕРГЕЯ КАЗАНЦЕВА.

    Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 19.12.2019.

 

 

Главная страница