Летопись о героях труда
Возникшая на Уралвагонзаводе как "орудие партии в организации производственной и политической жизни предприятия во всей ее многогранности", газета "Машиностроитель" и сегодня не сдает своих боевых позиций. Но главная ее особенность – внимание прежде всего к простым труженикам, их успехам и достижениям.
3 марта 1932 года вышел первый номер газеты "Уралвагонстрой". Отныне два-три раза в неделю первые рабочие УВЗ получали многотиражку из двух-четырех полос, описывавшую ход строительства завода-гиганта. Главными поставщиками новостей были рабкоры. Газеты пестрели сообщениями со строительных площадок под броскими заголовками: "В бой за колеса", "Даешь вагоносборочный". Широко освещались ударничество, стахановское движение. Внеочередные номера-молнии моментально реагировали на любое важное событие.
Первые сотрудники редакции наравне с остальными заводчанами участвовали в субботниках, занимались ликвидацией безграмотности и боролись за повышение производительности труда. Через много лет, уже в начале двадцать первого века, борьбу за грамотность продолжат сегодняшние сотрудники "Машиностроителя": доброй традицией станут диктанты для заводчан, посвященные Международному дню родного языка.
Во время Великой Отечественной войны в газете печатались письма с фронта, рассказывалось об инициативах комсомольцев, новаторов. Выпускались листовки "За Родину", сводки "От Советского Информбюро". В "Литературном вестнике" публиковались произведения членов литературного кружка.
Послевоенные годы – период выращивания местных кадров для газеты. В штат пришли люди с производства, пишущие по велению сердца. Наряду с производственными появляется всё больше материалов на социально-экономическую и культурную тематику, обращается внимание на развитие сельского хозяйства. Значительно увеличивается количество проблемных материалов, возникают попытки изменить главного героя – передовика производства, показать его внутренний мир, увлечения, семью.
В 1986 году модель "Машиностроителя" была представлена на Выставке достижений народного хозяйства, коллектив редакции награжден дипломом и серебряной медалью ВДНХ.
Особенность многотиражки – ее включенность в структуру режимного предприятия. Во времена господствования партийной и государственной цензуры порой доходило до смешного. "Цензоры при городской типографии, где печаталась газета, не только читали между строк, но и пытались вычислить подтекст, – вспоминал бывший редактор "Машиностроителя" Виталий Костромин. – Однажды в одном из материалов был упомянут автоматно-револьверный цех. Цензор, молодая женщина, вычеркнула это название красным карандашом: вы раскрываете тайну! Пришлось звонить ее начальнику в Свердловск, чтобы разъяснить, что в автоматно-револьверном цехе не производят оружие, там стоят станки, работающие по такому принципу".
В 1990-е "Машиностроитель" пережил свои худшие времена. Для Уралвагонзавода это был сложнейший период: нет заказов – нет денег. Из редакции уходят кадры, снижается периодичность выпуска газеты, резко падает тираж до 1500-2000 экземпляров. Упраздняется отлаженная система планирования, уходят в небытие "летучки" и графики, в номер "толкают" что есть. Нет мотивов для проведения активных действий по улучшению качества издания.
Спасают положение предприятия иностранные заказы на спецтехнику. После успешного заключения контрактов администрация Уралвагонзавода начинает обращать внимание на имидж и вспоминает о газете. Для заводской типографии приобретается новое дорогостоящее оборудование, и с июня 2004 года "Машиностроитель" начинает выходить в новом формате, вводится двуцветная печать. Внешний вид газеты становится более привлекательным.
Сегодня "Машиностроитель" – полноцветное корпоративное издание Уралвагонзавода с современным дизайном и форматом. Газета объединяет рабочий коллектив предприятия для выполнения единой задачи, информирует читателей о жизни завода и Дзержинского района. Ее тираж – самый большой среди печатных СМИ Нижнего Тагила. Как и прежде, главным героем каждого номера является человек труда. Для читателей традиционно проводятся различные конкурсы и викторины, участники поощряются ценными призами. Корреспонденты неоднократно становились победителями и призерами городских и областных журналистских конкурсов. Коллектив редакции отмечен благодарственными письмами различных общественных организаций, Нижнетагильской епархии, правительства Свердловской области, депутатов городской, областной и Государственной Думы. По итогам областного конкурса "Машиностроитель" признан лучшим корпоративным СМИ Свердловской области.
Альфия ГАНИЕВА.
Литература: Газета "Машиностроитель" от 01.03.2019, №8.