Красота каждого мгновения

    Всем, кому довелось работать с фотографом Николаем Антоновым, по-настоящему повезло. Это большой талант с чуткой душой и острым взглядом на мир. затаив дыхание, наблюдаешь, как увлеченно и мастерски каждый раз берется он за любимое дело. Даже в заурядном явлении Николай Васильевич отыщет новые грани. Профессиональный азарт не пропал спустя десятилетия. Фотокор "Тагильского рабочего" может дать фору молодежи, и это несмотря на то, что в сентябре 2015 года он отметил 70-летие.

Беззаботное детство

    ...Только что окончилась Вторая мировая война. Маленький Коля появился на свет без осложнений, но в первые же месяцы жизни едва не умер от голода. Мать тяжело заболела и не смогла кормить малыша. Размоченный хлеб и козье молоко – вот и вся еда. Новорожденного выходили. Вскоре поправилась и матушка. В войну Зоя Федоровна, родом из поселка Горбуново, работала медсестрой в госпитале на Красном Камне. Там и познакомилась с будущим мужем. У лейтенанта Василия Сергеевича была повреждена кисть. На передовой, разглядывая позиции противника в бинокль, он ненароком выдал себя. Видимо, на солнце окуляры блеснули. Снайпер стрелял в голову. Случайное движение руки спасло лейтенанта от неминуемой смерти. Чтобы избежать ампутации, раненого отправили в госпиталь на Урал.

    После войны семья поселилась на родине Василия Сергеевича. Однако прочно обосноваться на одном месте не получилось: главе семейства доверяли различные партийные объекты, которые были разбросаны по всей области. В селе Телепнево, где перед Василием Сергеевичем стояла задача поднять колхоз, у Коли было два закадычных друга. Зимой мальчишки катались на лыжах, а летом купались в пруду и собирали орехи. Всей гурьбой бегали на уборку урожая. Дети разравнивали зерно при погрузке после обмолота комбайном. "Нам в забаву, а взрослым в помощь", – замечает Николай Васильевич.

Николай Антонов

Николай Антонов

    Деревенская жизнь закончилась быстро. Антоновы переехали в город. В Данкове родителям Коли дали комнату в бараке, а сам он остался жить у дедушки с бабушкой в деревне Соколовка. Вместе с дедом пас коров. Сергей Николаевич доверял внуку длинный кнут, хлопки получались как от выстрела. Только успевай следить, чтобы коровы не заскочили на колхозное поле, не потравили зеленя – всходы молодой пшеницы или ржи.

    Окончив пять классов, Коля переехал в город к родителям.

    – Я словно в столицу попал! – смеется Антонов. – Мне даже мама какао сварила.

Страсть к охоте

    В Данкове Коля пристрастился к тиру. А потом стал интересоваться охотой, выписал альманах "Охотничьи просторы". В 14 лет загорелся идеей купить ружье.

    – Нужно было 190 рублей, по тем временам – месячный заработок! Родители зарабатывали немного. Деньги дали бабушка с дедушкой, они считались зажиточными. У них на участке росло 50 роскошных яблонь. Яблоки увозили в Москву и там сдавали, – говорит Николай Васильевич. – Я пришел в магазин и спрашиваю продавщицу, где можно посмотреть ружье. А она показывает на детское: "Вот это что ли?" – "Нет, мне нужно настоящее, охотничье!" Женщина недоверчиво покосилась на меня, но ружье подала. С деловым видом открываю ствол, внутри все забито солидолом, закрываю, взвожу курок, отпускаю... Щелчок! Солидол "выстрелил" мне в лицо. Посмеялись. умылся, заплатил деньги и пошел домой с ружьем. И это в 14 лет! Никто даже слова не сказал. Вот жизнь была!

    Коля с другом Юрой Хоревым стреляли по банкам да по воронам. На настоящую охоту нужно было идти далеко в лес. А леса в Липецкой области не такие, как на Урале. В основном, пролески, тянутся на два-три километра, за ними начинаются поля, а там и деревни. Школьники исколесили всю округу. Их влек дух путешествий, любовь к природе и малой родине. Безбрежные поля очень походили на море. Рожь с человеческий рост при дуновении ветра раскачивалась, как волны. За день проходили по 20-30 километров. Учительница географии выделила ребятам свою палатку. В пути питались хлебом, который брали с собой, съедобными растениями, ягодами и тем, что подстрелят – лесными дикими голубями и перепелками.

    Уже на Дальнем Востоке Николай добыл зайца, гуся, лисицу, уток. И в какой-то момент в душе у юноши произошел переворот:

    – Мне стало до того жалко животных, что я забросил охоту. Однажды увидел клин журавлей, летящих на юг, охотничий инстинкт сработал, по инерции вскинул ружье, выстрелил... Слава богу, промахнулся. Иначе никогда бы себя не простил.

Дикий и прекрасный Дальний Восток

    Родители Николая были легки на подъем. В начале 60-х оставили дом в Липецкой области и отправились со всем скарбом осваивать Дальний Восток. Переселенцев набрался целый состав. За пассажирскими следовали грузовые вагоны. С собой увозили все, что считали необходимым, вплоть до домашних животных... Антоновых поселили в деревушке Назаровке, недалеко от Находки, в нескольких километрах от колхоза. С одной стороны – сопки, с другой – Японское море. Грохот прибоя, в шторм – волны высотой с приличный дом. С сопок в море стекала река Самарга. В шторм ее устье забивало песком, и начиналось наводнение. Коров в колхоз ездили доить на лодках. Пограничники закладывали в устье заряд, взрывали, и вода спадала.

    Сколь дик и суров Дальний Восток, столь и прекрасен. Нетронутая красота заставляла душу трепетать. Утки, взмывая ввысь, затмевали собой солнце. В лесу можно было повстречать диких животных.

    – Случалось, на одной стороне болота мы собираем голубику, а на другой – медведица с медвежатами. Завидев зверей, старались уйти незамеченными. Уссурийских тигров не видел, они далеко в горах, – делится Николай Васильевич.

Фотографическое дело

    На Дальнем Востоке семья прожила два года, а после переехала в Нижний Тагил. А дальше Антонова ждала служба в армии на Черноморском побережье. В Анапе морской пограничник купил маленький фотоаппарат "Киев-Вега". Пленочка узенькая, 16-миллиметровая, и кадрика-то не видно почти. Серьезных фотографий не получишь, одно баловство. Вернувшись на гражданку, начал снимать техникой посерьезнее – "Чайкой-2".

    Фотография долго оставалась не больше, чем увлечением. Антонов учится на вечернем отделении в горном техникуме, в будущем видит себя механиком оборудования металлургических заводов. А пока он слесарь на коксохиме. Правда, его так и тянет в фотолабораторию, где он перенимает опыт у признанного мастера Алексея Степутенко. И однажды получает от него неожиданный совет: попробовать себя в качестве фотокора "Тагильского металлурга". В редакции отметили работы Антонова и дали "добро".

    – Из газеты меня переманили фотографом при парткоме в художественную мастерскую НТМК. Занимался доской почета комбината, наглядной агитацией, фотографированием делегаций и другим, что поручат. Портреты передовиков производства в то время печатались размером метр на метр. Гнались за гигантизмом. А при той аппаратуре увеличение получалось не очень качественным. Специальных устройств не было, выдумывал сам. Поднимал увеличитель под потолок и проецировал изображение на пол. Для того, чтобы навести на резкость, приходилось спускаться вниз, смотреть, вновь подниматься наверх. Я мучился до тех пор, пока в голову не пришла мысль применить диапроектор. Изображение можно было проецировать с проектора на стену.

    При парткоме НТМК Николай Васильевич трудился десять лет. А после вернулся в "Тагильский металлург". Условия для работы были особенными – цехи очень темные. Чтобы повысить чувствительность пленки, составлял особый проявитель по рецептам из журналов.

    Труд фотографа почитался и ценился. Даже в кризисные 90-е оставался спрос на съемку. Антонов работал сразу в нескольких газетах. Поступали заказы от организаций, профсоюзов, благодаря чему относительно безболезненно удалось пережить тяжелый период. В 2001 году получил предложение поработать в "Горном крае". И без раздумий согласился. Состоять в штате городской газеты расценивалось как повышение.

    С 2007 года Антонов – корреспондент "Тагильского рабочего", где познакомился с прекрасным человеком, мастером фотографического дела Сергеем Казанцевым.

    Нынешняя редакция газеты находится на Ленина, 11. В этом здании много лет назад состоялось знакомство Николая Васильевича с будущей супругой. В советские годы особняк купца Копылова был приспособлен под обувной магазин, Людмила работала продавцом в одном из отделов. Супруги, воспитавшие прекрасных детей – Сергея и Елену, через два года отметят золотую свадьбу. Крепкая семья, в которой не утихает звонкий детский смех (у Николая Васильевича и Людмилы Александровны трое внуков), стала опорой и поддержкой во всем и, несомненно, способствовала развитию таланта фотокора "ТР".

    На вопрос, что сегодня для него значит фотография, Николай Васильевич отвечает, что в ней вся его жизнь, это дело по душе, возможность выразить себя и донести красоту каждого мгновения до читателей газеты. Кстати, его работы ценят не только в Нижнем Тагиле. Они размещены на Всемирном фотофоруме в интернете, получают массу восторженных отзывов. К примеру, репортаж с конкурса рисунков на животе вызвал настоящий фурор.

    В феврале 2015 подводились итоги 2014-го года. Николай Васильевич был признан лучшим фотокорреспондентом городских СМИ. На следующий день на одном из мероприятий ко мне подошел совсем молоденький фотограф. "Уж вы, пожалуйста, поздравьте от меня Николая Васильевича, – начал он, смущаясь. – Вчера сам хотел подойти, замешкался, а потом Николай Васильевич ушел. Мы не знакомы лично, хотя я слежу за его творчеством. Есть в его работах что-то такое.... волнующее, трогательное, искреннее. Нравятся мне они очень".

    За плечами Антонова огромный опыт и сама жизнь. Красота его фотографических произведений – это в том числе отражение его собственной, внутренней, красоты, особенных человеческих качеств: честности, открытости, радушия, неисчерпаемого трудолюбия, любви к людям и к миру. Еще не раз Николай Васильевич порадует всех нас своими замечательными работами.

Анастасия ВАСИЛЬЕВА.

    Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 15.12.2015.

 

Главная страница