Когда открываешь "шкатулку"...

    Перебирая в памяти дела и события прошлых лет, связанных с работой в редакции "Тагильского рабочего", естественно, задаю себе вопрос: а что же из тех времен может быть интересным для сегодняшнего читателя? Ведь на дворе уже новый век и новые люди, на долю которых выпало столько событий эпохального характера. Они изменили и жизнь, и взгляды, вкусы и интересы людей. Сменились многие жизненные ценности и ориентиры. Да и газета изменилась тоже. Как говорится, новое время – новые песни. И все же, все же... Раскрываю очередной номер "Тагильского рабочего" и, словно привет из прошлого века, вижу знакомую рубрику – "Краеведческая шкатулка". И живет она на страницах "ТР" уже больше 25 лет.

    Ада ЕгороваВозраст не только почтенный, но и уникальный, если учесть, что рубрики в газете долго не живут: специфика ежедневного периодического издания требует их постоянного обновления. Читатель берет свежий номер в ожидании новостей. А тут раз в месяц из года в год ему предлагают "преданья старины глубокой": заметки архивистов, историков, краеведов, археологов, исследования научных сотрудников музеев, воспоминания старожилов.

    И вот что удивительно: этот исторический марафон вызывал живейший интерес тагильчан. Это подтверждалось анкетными опросами, которые проводила редакция, желая узнать мнения читателей о газете вообще и тематике ее публикаций в частности. В этом же мне не раз приходилось убеждаться, читая письма, адресованные "Краеведческой шкатулке", отвечая на многочисленные телефонные звонки, встречаясь с людьми, по роду своей профессии далекими от краеведческого поиска.

    Более 10 лет я вела в газете этот раздел, за два года до того открытый моей коллегой Ириной Денисовой. При ней "шкатулка" занимала скромное место на последней странице "Тагильского рабочего", но сразу обратила на себя внимание читателей. А значит, надо было идти дальше, придумывать что-то свое, искать новые повороты в освещении краеведческой темы, расширять круг авторов, отвоевывать заметное место на газетной полосе и еще – постараться вовлечь в краеведческий поиск даже тех людей, кто раньше, возможно, и не думал участвовать в нем. Но как это сделать? И тут на помощь пришел случай.

    На столе у фотокорреспондента Аркадия Чернышева среди кипы глянцевых картинок увидела я снимок, поразивший каким-то нездешним колоритом: у старого здания на фоне красивой полуразрушенной аркады стоит девушка в плаще и широкополой шляпе.

    – Ты это где снимал, в Прибалтике?

    – Да нет, у нас, здесь.

    – Шутишь? Что-то таких архитектурных изысков я в Тагиле не видела.

    Аркаша засмеялся:

    – А я увидел!

    – Тогда скажи, где эта улица, где этот дом?

    Так начались в "Краеведческой шкатулке" фотопрогулки по родному городу. И название им было готово: "Где эта улица, где этот дом?"

    То была счастливая находка. Она вывела нас на прямой, даже, можно сказать, душевный разговор с читателями. Готовя очередную "загадку", мы с Анатолием Горьковым или Аркадием Чернышевым колесили по городу, заглядывали в его заповедные уголки, на старые улицы и в районы новостроек. При съемках фотокоры проявляли порой чудеса изобретательности, чтобы увидеть и запечатлеть на пленке необычное в обычном. А потом в редакцию приходили люди (иногда семьями – с детьми, внуками) и письма с ответами на очередную "загадку".

    Мне нравилось читать эти письма и готовить к печати их обзоры – столько здесь было неожиданных открытий, откровений и воспоминаний, вызванных нечаянной встречей со старым отчим домом, с улицей детства, с дорогами юности. Эти письма наполняли "шкатулку" живыми голосами, подробностями ушедшего быта, дарили новые знания и знакомства.

    Потом были другие "загадки" и задания для читателей: "Конкурс знатоков", "История с географией", "Век нынешний и век минувший"... Все не перечесть. Но главное – "Краеведческая шкатулка", как большая дружная семья, объединила людей разных возрастов, профессий, уровня образования. И первым среди них хочется вспомнить Ивана Абрамовича Орлова.

    Его знали историки, археологи, этнографы, фольклористы, искусствоведы, писавшие диссертации и книги о прошлом Тагильского края. Сам он университетов не заканчивал (многие годы работал слесарем на Высокогорском железном руднике, на пенсию ушел в 1956 году с должности старшего мастера). Ученых степеней и званий Иван Абрамович не имел. Но кандидаты и доктора наук, профессора и студенты, сотрудники музеев и краеведы именно к нему часто обращались за консультацией и советом, пользовались материалами из его богатейшего архива, который без преувеличения можно назвать энциклопедией дореволюционного Тагила. Чего стоит хотя бы только его рукописное наследие, оставленное музею-заповеднику, – 78 тетрадей с подробным описанием событий и фактов, имен и названий из далекого прошлого. Мне посчастливилось застать Ивана Абрамовича в живых (он умер на рубеже 90-х годов XX века), беседовать с ним, готовить к печати отдельные главы Орловских тетрадей – они печатались под рубрикой "Помнится, было..."

    А вот "Колонку архивариуса" вел в нашей "шкатулке" тоже человек известный – Николай Александрович Мезенин, кандидат технических наук, автор нескольких научно-популярных книг, в том числе об истории уральской металлургии и династии горнозаводчиков Демидовых. В редакцию он всегда приходил с какой-нибудь интересной новостью из прошлого, и она сразу же шла в печать.

    Как дорогих друзей встречала "шкатулка" Сергея Викторовича Ганьжу, историка по образованию, и Майю Петровну Рыжову – геолога по профессии. Их мало назвать краеведами. Это были эрудиты, исследователи, умевшие из глубин истории добывать факты, сопоставлять, анализировать, кропотливо работать в архивах, прежде чем отдать на суд читателей свои исторические очерки. А читались они как увлекательные новеллы из серии "Поиски и находки".

    И в заключение – еще об одном знакомстве с нашим земляком, кстати сказать, сыном одного из лучших редакторов "Тагильского рабочего" в послевоенные годы Серафима Павловича Мелентьева. Речь идет о "московском уральце" Юрии Серафимовиче.

    Историк, философ, писатель, руководитель издательского дела, государственный и общественный деятель, он 16 лет был министром культуры Российской Федерации и депутатом Верховного Совета РСФСР, а с начала 90-х годов возглавил Всероссийскую ассоциацию международных культурных гуманитарных связей; сопредседатель международного Демидовского фонда и почетный гражданин Нижнего Тагила.

    Приезжая в родной город, он непременно бывал в музеях, краеведческом и изобразительных искусств. Здесь и состоялись мои встречи с ним. Их было мало, всего две-три. Одна – еще в бытность его министром, тогда Мелентьев передал в дар Тагилу свою личную коллекцию художественной керамики народов мира. Однако больше запомнилась часовая беседа с ним уже в 90-х годах. Юрий Серафимович готовил тогда статью для московского журнала об очередной "тагильской находке" – творчестве забытого русского художника Павла Голубятникова, ученика и друга знаменитого Петрова-Водкина.

    Мы сидели в большом экспозиционном зале музея ИЗО. Вокруг никого, тишина. По стенам – живописные полотна тагильских художников: индустриальные пейзажи с заводскими трубами и лирические – с кустами сирени на улочках старого Тагила, и как символ города – Лисья гора со сторожевой башней над прудом.

    – В каждый свой приезд я обязательно прихожу туда с сыном, чтобы знал он и помнил отцовские корни, – сказал мой собеседник, глядя на Лисью гору.

    И сразу разговор пошел "без протокола" – легко, свободно...

    "В одном все мы должны быть едины – в нашей заботе, тревоге и гордости за родную землю".

    Эти слова Юрия Серафимовича завершают книгу "Сеятель и воитель". Она издана в Москве в 1998 году через год после его кончины. Книгу подарила мне его вдова Наталья Ивановна, сделав такую надпись: "...в память о хорошем человеке, до конца любившем свою родину".

Ада ЕГОРОВА.

    Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 01.04.2011.

Главная страница