Любимый фильм режиссера Мотыля

Воспоминания читателя и автора

    "Гудок" и "Деловой мир", "Ленинградская правда" и "Книжное обозрение" печатали мои статьи. Однако то были эпизоды, а давняя и постоянная работа шла здесь, в старейшей городской газете. 65 лет иду я по жизни с "Тагилкой" в руке, говоря юбилейным штилем.

    Как читатель газеты я обозначился в довоенные годы. В четвертом классе покупал в киоске ее свежий номер для отца и сам в нем что-то читал. Отец смотрел прежде всего городские новости, где сообщалось о происшествиях вплоть до разводов, ибо тогда по закону об этом требовалось извещать всех в печати.

    Газета сообщала репертуар кинотеатров "Искра" и "Горн", ежедневную программу цирка, который тогда находился на месте нынешнего театра кукол. Цирк пользовался большим интересом у зрителей, особенно привлекало третье отделение представления, где каждый вечер шла французская борьба. Некоторые зрители только и приходили в цирк после второго антракта. Имена борцов в то время были на слуху, их знали: Верден, Ян Цыган, Франкфурт, Шевченко... Газета ежедневно называла три пары борцов, этого ждали читатели-болельщики.

    "Тагилка" оповещала о концертах приезжих артистов в ДКЖ им. Горького: здесь в войну выступал джаз Утесова, знаменитый тогда Вольф Мессинг показывал свои психологические опыты угадывания мыслей на расстоянии.

    В клубе же в те годы шла насыщенная театральная жизнь. У нас в городе давали спектакли эвакуированные театры - сначала Харьковский украинский драматический театр им. Т.Г. Шевченко (спектакли шли на украинском языке), затем - Ленинградский Новый театр (с 1953 г. - имени Ленсовета). Такого созвездия театральных имен - многие из актеров узнавались на экране - позже не встречалось на нашей сцене. В марте 1945 г. газета напечатала репертуар последнего месяца гастролей Нового театра, шли лучшие его спектакли: "Светит, да не греет", "Горе от ума", "Скупой", "Кремлевские куранты", "Егор Булычев". Тагильчан знакомили с классикой. Мне удалось посмотреть все спектакли, они многим обеспечили мое "театральное" образование. В "Тагильском рабочем" искал рецензии на новые постановки, которые помогали лучше разобраться в сценическом действии и в игре актеров.

    "Писать в газету" начал дома, в том же четвертом классе, в собственной рукописной газете "Семейная хроника", позже переименованной в "Литературный вестник" - вышло 32 номера. Мой дебют в городской газете горожане не заметили, а вот в доме он вызвал сильный отклик. Это было уже в седьмом классе, в годы войны. Отец еще в августе сорок первого ушел в армию, в декабре участвовал в первом наступлении под Москвой.

    Очередной осенью газета обратилась к горожанам с призывом: полнее собрать урожай и сберечь его. Решил откликнуться и послал в редакцию заметку с сообщением, что собранной картошки достанет почти до весны. Однако в редакции решили улучшить мои "показатели" и поставили заголовок "Картошки хватит до нового урожая". Мать, моя первая домашняя читательница, строго спросила меня: "Чего же ты пишешь? До какого урожая? Ты же сам складывал картошку в кладовку и видел, сколько ее. Вас четыре рта, да я пятая. До весны бы дотянуть". Газетная неточность могла отразиться в делах совета красноармеек, куда приходили за поддержкой матери, оставшиеся в тылу с детьми. Ей там могли сказать: какая вам помощь, когда сын пишет, что картошки запасено с лихвой.

    Еще одна моя публикация с поправкой редакции чуть не поссорила меня с В.Я. Мотылем, режиссером известного фильма "Белое солнце пустыни". Владимир Яковлевич в 50-е годы работал режиссером городского драмтеатра и руководил драмколлективом ДК НТМЗ. Я тогда у него "ходил в артистах", многие работники цехов всех рангов играли на сцене. Рецензии о наших постановкам печатались в "Тагильском рабочем", на спектаклях был полный зал даже по билетам. Добрые отношения с талантливым режиссером сохранились и после его отъезда в столицу. Мы переписывались, я был у него дома на 2-й Мосфильмовской улице, он водил меня в Дом кино, в просмотровом зале "Рекламфильма" показал черновой вариант "Звезды пленительного счастья" до его выхода на экран. На прощание я попросил его дать интервью для известной ему газеты. Тут он сказал о своем недоверии всем журналистам: "Они вечно все путают. Мой любимый фильм - "Женя, Женечка, "Катюша", а они все пишут о "Белом солнце пустыни".

Книги Н.А. Мезенина

Книги Н.А. Мезенина     

    Я обещал писать правду. Каково же было мое удивление после публикации в "Тагилке", когда я читал черным по белому: "...любимый фильм режиссера - "Белое солнце пустыни"! В редакции решили, что в тексте ошибка, и меня "поправили". Какой отзыв я получил от уважаемого режиссера! Он всегда писал крупным размашистым почерком, но тут мне буквы казались особенно великими от досады. Чему тут помогут устные объяснения автора, когда печатный текст читали все. Кроме курьезов у нас с городской газетой шло многолетнее и были памятные и значимые публикации, некоторые упоминаются в научных изданиях. Так, справочник 3.К. Соколовской "400 биографий ученых" четырежды называет "Тагильский рабочий" как источник информации по теме.

    Расскажу об одной серьезной газетной статье, вызвавшей позже перемены в моей жизни. В 1962 г. коллектив авторов Института истории естествознания и техники (ИИЕиТ) АН СССР выпустил монографию "История техники". 17 ноября в №229 газеты появилась моя большая рецензия "Некоторые замечания к "Истории техники". Поправки относились только к истории металлургии, их было немало. Например, я писал, почему у первых мартеновских печей было две трубы, ибо в книге было неверное объяснение к рисунку.

    В номере от 25 января 1963 г. редакция сообщала об отклике на рецензию заведующего сектором истории металлургии и горной техники ИИЕиТ С.В. Шухардина: "...Все замечания интересны и в основном правильны. Дело в том, что в источниках по истории техники часто сообщаются по одному и тому же вопросу разные сведения. Наша книга базировалась на опубликованных работах, и мы, конечно, не могли провести ряд исследований, чтобы выяснить спорные вопросы, а таких спорных вопросов к истории техники множество".

    С.В. Шухардин сообщал, что все замечания газеты по книге авторами будут изучены, учтены и использованы при подготовке трех зарубежных переводов книги. Ученый благодарил газету за рецензию, которая первой в стране "положила начало обсуждению этой работы".

    Затем институт пригласил меня в Москву на конференцию по монографии. В программе заседания значилось и мое выступление. Директор НТМК С.В. Макаев подписал командировку. В Москве я знакомился с научными сотрудниками ИИЕиТ. Профессор Семен Викторович Шухардин и зам. директора института Александр Сергеевич Федоров, по специальности металлург, стали на долгие годы моими научными наставниками. Через восемь лет после публикации рецензии в этом институте успешно прошла защита моей диссертации. Появилась новая профессия, я прошел по конкурсу на должность доцента кафедры общетехнических дисциплин в пединституте, ныне педакадемии. Вот такая судьба одной публикации.

    В редакции первой встречает авторов постоянный ее секретарь Валентина Георгиевна Ременец. Всегда деловитая и доброжелательная к посетителям, она знает, кто и где из сотрудников, в кабинете или на выезде: где зав. промышленным отделом Владимир Петрович Нижник, ответственный секретарь Андрей Михайлович Тереб, зав. отделом писем Елена Ильинична Рамм. С ними чаще всего встречался в годы активного сотрудничества.

    Владимир Петрович иногда иронизировал, при встрече спрашивал меня: "Ну, когда принесете очередной шедевр? Что имеем сегодня?" Серьезный и вдумчивый сотрудник, он всегда поддерживал инициативу автора. Не без его содействия в газете прошел цикл из семи лекций об организации умственного труда под рубрикой "Заочная школа НОТ" в мае-октябре 1969 г. Мои студенты даже собирали газетные статьи. Их теперь можно читать в городском архиве в фонде №614. Член Союза журналистов, профессор педакадемии Ю.П. Петров и нынче меня уверял, что эти материалы не потеряли значения, и не раз рекомендовал мне продолжить их в газете или даже повторить с дополнениями. Кто же, Юрий Павлович, в нынешней прессе решится этим занимать место под рекламу?

    Елена Ильинична однажды предложила мне ответить через газету на письмо читателя. После знакомства с моей статьей о булате С.И. Жуков спрашивал: почему бы сейчас не изготовлять из булатной стали лезвия для бритв, хорошие ножи, различный режущий инструмент? Заданный вопрос показал, что после моего текста читателю остались неясными особенности булатной стали. Требовались дополнительные разъяснения. Ответ дал ему через газету, а позже включил и в книгу "Занимательно о железе", в главу "Булат - знаменитая сталь". Так внимательный читатель городской газеты попал в книгу. Чаще задавайте вопросы в газету!

    Ада Алексеевна Егорова многие годы вела "Краеведческую шкатулку". Немало моих материалов об уральской истории прошло в ней. Целый год вел ежемесячно "Колонку архивариуса". Как-то она предложила подготовить серию очерков о династии Демидовых - начиная с хозяина Тагильских заводов Никиты Акинфиевича Демидова и завершая последним владельцем тех же заводов Елимом Павловичем. Текст печатался главами под рубрикой "Из будущей книги о прошлом". 29 июня 1991г. "Тагильский рабочий" завершил публикацию главой №7 - "Оценки и итоги". В то время не каждая газета соглашалась печатать что-либо о Демидовых, кроме их заводских успехов. Незадолго до этой публикации одна из газет в Свердловске отказалась от материала а Демидовских премиях, пояснив мне: надо ли этих эксплуататоров еще и прославлять?

    ...Тему этой статьи подсказал мне давний коллега по журналистике, ныне главный редактор "Тагильского рабочего" Василий Васильевич Ягушкин. Он да еще литсотрудник газеты Владимир Федорович Васютинский входят в наше трио ветеранов пера. Много раз мы беседовали в редакции, обсуждали новые темы, прошедшие материалы, вообще говорили "за жизнь". Убеждались каждый раз, что, несмотря на всякие препоны и замечания к ней, она, жизнь, продолжается и "Тагильский рабочий" по-прежнему старается помогать читателю в ней разобраться.

Николай МЕЗЕНИН.

Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 23.09.05.

Главная страница