Город, в котором ковалась Победа
"Надо иметь плечи, руки и силу богатырей, чтобы сделать то, что сделали на Урале за годы войны".
(Из дневника Павла Петровича Бажова, 1945 г.)
"Седой Урал кует Победу" – так называется одна из самых известных картин, созданных в Нижнем Тагиле в годы Великой Отечественной войны. Именно она стала визитной карточкой не только нашего города, но и всего огромного Уральского региона, с 1941-го по 1945 годы жившего под девизом: "Всё для фронта! Всё для Победы!" Казалось бы, история создания "Седого Урала" давно известна по газетным публикациям и краеведческим книгам. Однако не все так просто: некоторые факты стали утверждением далеко не сразу.
Шедевром не считалась
Если вы проштудируете интернет с запросом о прошлом живописного полотна, как и знаменитый танк Т-34, родившегося в цехах тагильского завода, то наткнетесь на разночтение в датах.
В одних источниках можно увидеть, что картина была создана в 1944-м, в других – в 1946-м.
Почему возникла такая путаница? Первое, что приходит в голову, на датировании сказалась напряженная обстановка военного периода, когда все силы были брошены на выпуск снарядов и танков для фронта. До учета ли живописных полотен было?
Однако это не так. Всем, кто знаком с историей Нижнего Тагила, хорошо известно, насколько ответственно, скрупулезно выполняли свой профессиональный долг тагильчане, трудившиеся в Великую Отечественную не только в цехах, но и в музеях, городских архивах. Нередко ценой собственного здоровья, жизни, они сохраняли и документировали необходимые данные.
Разные даты могли возникнуть в связи с тем, что впервые "Седой Урал кует Победу" попал на выставку только после войны, в 1946-м, а до этого момента картина не была представлена широкой публике и не считалась шедевром. Более двух лет, начиная с 1944-го, о ней знали немногие.
В музейном комплексе Уралвагонзавода. ФОТО СЕРГЕЯ КАЗАНЦЕВА
Три варианта одной картины
Всего существуют три варианта картины "Седой Урал кует Победу", и все они находятся в Нижнем Тагиле. Как так сложилось? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно обратиться к судьбам людей, причастных к знаменитому произведению.
Прежде всего, его автор – Иван Игнатьевич Воскобойников.
Он был эвакуирован из Харькова в Нижний Тагил вместе со своим заводом. Работал на Уральском танковом слесарем.
В некоторых газетных материалах его называли испытателем танков, но в книге "Гордость моя – Вагонка" написано – слесарь.
Воскобойников мечтал написать картину о подвиге тыла и рисовал каждую свободную минуту, делал зарисовки цеховых будней.
Образ седого кузнеца появился из воспоминаний о встрече со старым углежогом.
Свою знаменитую картину Воскобойников написал на куске фанеры темперными красками.
Рисунок увидел проходящий мимо легендарный директор танкового завода Максарев, который и дал название "Седой Урал кует Победу".
Отметим, что сам Юрий Евгеньевич Максарев – культовая для Нижнего Тагила личность. Именно он возглавлял танковый завод в самые тяжелые для страны годы.
В своих воспоминаниях ветераны оборонной промышленности военных лет практически единодушно сходятся в оценке Максарева как исключительно грамотного и талантливого инженера, требовательного, но тактичного руководителя. Сам отличный новатор производства, Максарев всегда поддерживал новаторство подчиненных.
Никто из уралвагонстроевцев не считал Максарева "варягом". Рабочим и руководителям младшего и среднего звена он запомнился прежде всего заботливым отношением к людям.
Есть и такой момент в его биографии: в феврале 1942 года, когда Максарев руководил танковым заводом имени Коминтерна в Нижнем Тагиле, по распоряжению И.В. Сталина Юрий Евгеньевич был снят с должности за невыполнение плана выпуска танков, его намеревались отдать под суд. Тогда от "высшей меры" директора спас заместитель народного комиссара танковой промышленности И.М. Зальцман, лично разбиравшийся с ситуацией на заводе.
Подумать только, если бы в 44-м Максарев не обратил внимание на кусок фанеры с изображением могучего старца-кузнеца, кто знает, как сложилась бы история "Седого Урала".
После войны, в 1946 году, картина была выставлена в Эрмитаже, потом утеряна, затем найдена первая ее версия в очень плохом состоянии, отреставрирована в Санкт-Петербурге и возвращена в Нижний Тагил.
Установлено – кроме первого рисунка художник сделал еще два авторских повтора маслом и графический вариант в рапорт тагильчан товарищу Сталину, об этом было написано в одном из материалов о картине сотрудниками Нижнетагильского музея– заповедника.
Одна картина находится в музее УВЗ в постоянной экспозиции. И ее могут видеть все посетители во время экскурсий.
Вторая передана в кузнечный цех Уралвагонзавода, где раньше располагались и художественные мастерские. Ведь слесарь Воскобойников работал потом художником-оформителем.
Третья картина хранится в фондах Нижнетагильского музея-заповедника. Она стала частью экспозиции, посвященной Победе в Великой Отечественной войне, и тагильчане могли увидеть полотно на выставке в 1946 году, узнать о самодеятельном художнике, создавшем картину о сильном и благородном Урале, защищающем родную землю.
Позже многие художники и скульпторы рисовали произведения по мотивам "Седого Урала", но первого варианта картины так никому повторить и не удалось, и это при том, что сам Воскобойников во время написания картины не был профессиональным художником. А стал им только в послевоенные годы.
А.ЕВГЕНЬЕВА, Л.ПОГОДИНА.
Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 25.06.2020.