Самолет в танковом строю

    Уникальный экспонат пополнил коллекцию Выставочного комплекса Уралвагонзавода. Частный музей техники Вадима Задорожного, расположенный в городе Красногорске Московской области, передал предприятию легендарный штурмовик ИЛ-2, сбитый в годы Великой Отечественной неподалеку от столицы.

    Фура с необычным грузом прибыла на Уралвагонзавод 15 января. В 14-метровой фуре прибыли двигатель самолета с воздушным винтом, бронекорпус и центроплан (средняя часть крыла, присоединяемая к фюзеляжу). Все части были тщательно подготовлены к дальней поездке. Разгрузкой машины и установкой экспоната на место в ангаре, определенное сотрудниками музея бронетехники, занимались такелажники цеха 810.

    В доставке и установке экспоната участвовали сотрудники музея техники Вадима Задорожного.

ИЛ-2 в годы Великой Отечественной войны

ИЛ-2 в годы Великой Отечественной войны

Производство бронированных корпусов для самолетов. 1942 год

Производство бронированных корпусов для самолетов. 1942 год

    – Самолет нашли в болоте. Это была груда ржавых обломков. Нашими усилиями находка превратилась в покрашенный, восстановленный, законсервированный (чтобы не шли дальше процессы коррозии, окисления) экспонат, – рассказывает эксперт по авиатехнике Евгений Лебедев. – Все было подобрано: цвета, грунтовка... Хотя, конечно, грунтовку, которая была в войну, уже никто не делает – пришлось придумывать что-то другое. Установили шасси, подобрали оригинальные колеса, всё, как полагается, единственно, к сожалению, не сохранилась кабина экипажа. Двигатель найден в другом месте – в Черном море. Оригинальный мотор мы, к сожалению, не смогли восстановить – самолет горел.

    Музей Задорожного совместно с Министерством обороны РФ готовит историческую справку, которую передадут тагильским коллегам. Исследователи рассчитывают найти в архивах подробную информацию об "Ильюшине": фамилию погибшего пилота, его авиаполк, дату, когда самолет оказался в болоте.

Разгрузка экспоната такелажниками цеха 810

Разгрузка экспоната такелажниками цеха 810

    Подмосковный музей передал Уралвагонзаводу этот экспонат в рамках договора о сотрудничестве. В свою очередь предприятие изготовит для него запасные части к танку КВ-1 и другим раритетным бронемашинам.

    Вероятность того, что самолет прибыл не впервые, а вернулся в Нижний Тагил, довольно велика. Летом 1941 года в наш город были эвакуированы авиазавод № 381 из Ленинграда и ряд цехов из Москвы и Запорожья. В Нижнем Тагиле было развернуто производство самолетов. За два года предприятие выпустило около 300 штурмовиков. В 1943 году завод № 381 был реэвакуирован в Москву, а в Нижнем Тагиле осталось производство бронекорпусов. До конца войны на авиазаводы их было отправлено около четырех тысяч штук. В архивах сохранились данные о рабочих и инженерах, которые самоотверженно трудились на авиазаводе в Нижнем Тагиле. Например, о Дмитрии Босом из Ленинграда. 2 апреля 1942 года на трех фрезерных станках он выполнил свыше 20 норм. Своим мастерством он делился с другими рабочими. Последователей Босого называли "тысячниками". Движение распространилось на другие предприятия Урала и всей страны.

    За уникальную особенность конструкции, несущий бронекорпус, "Ильюшина" называли "летающим танком", а за характерный силуэт – "Илюшей горбатым". Враг дал советскому самолету более страшное имя – "Schwarzer Tod", то есть "Черная смерть", или "Чума". Штурмовики эффективно действовали против наземных войск противника, уничтожали бронетехнику и пехоту.

ИЛ-2 занял почетное место в музее бронетанковой техники

ИЛ-2 занял почетное место в музее бронетанковой техники

    УВЗ в годы войны дал стране 26 тысяч танков Т-34 (половину от всех выпущенных в годы войны), а каждый девятый штурмовик ИЛ-2 был оснащен бронекорпусом из Нижнего Тагила. Кроме того, здесь произвели более 400 тысяч снарядов для реактивных установок "Катюша".

    В ангаре музея бронетехники собраны танки, произведенные на УВЗ в разные годы. Одни сражались за Родину в Великую Отечественную, другие служили и служат в армии СССР, России и других стран. Штурмовик ИЛ-2, погибший в бою и частично восстановленный, – это еще одна страница славной истории предприятия. Легендарный "летающий танк" теперь стоит в одном строю с Т-34 и другими машинами, которые привыкли побеждать.

Леонид КОНОНОВ.

    ФОТО ОЛЬГИ ПЕРМЯКОВОЙ, ЛЮДМИЛЫ ИВАНОВОЙ и из архива Выставочного комплекса УВЗ.

    Литература: Газета "Машиностроитель" от 25.01.2019, №3.

 

 

Главная страница