Трафарета затейливый узор
Музей истории подносного промысла (Дом Худояровых) вот уже много лет является местом, где можно не только узнать о развитии промысла лаковой росписи по металлу на протяжении XXIII-XXI веков, но и познакомиться с творчеством современных мастеров росписи.
Талант Ирины Васильевны Решетовой многогранен, она в совершенстве овладела цветочной росписью, любит писать пейзажи. Но особую любовь испытывает к трафаретной росписи, в которой достигла невероятной виртуозности. В этом можно убедиться, побывав на новой выставке.
Ирина Васильевна Решетова
Ирина Васильевна Решетова родилась в Нижнем Тагиле в 1968 году. Творческий путь художницы начался в 1987 году в цехе росписи подносов Нижнетагильского завода "Эмальпосуда", куда Ирина Васильевна пришла работать после окончания среднего профессионально-технического училища № 49, по специальности "художник по росписи подносов". Молодая перспективная художница вошла в состав творческой группы цеха, где занималась разработкой орнаментальных композиций. Ирина Васильевна так вспоминает то время: "Моим наставником была Марина Владимировна Францева. Она обучала меня не только технике выполнения, но и стилистическим особенностям традиционного тагильского орнамента. Мы копировали трафареты, изучали подносы с трафаретным орнаментом, хранящиеся в запасниках краеведческого музея, это повлияло на формирование моего почерка. По большей части работы мои – авторские, но есть и композиции по мотивам произведений старых мастеров".
Работа Ирины Васильевны Решетовой
Постепенно орнамент из простого украшения превращается на подносах Ирины Решетовой в роскошное обрамление из филигранного кружева, выполненного вручную, а в отдельных работах – и в самостоятельную композицию. За два года работы в творческой группе Ирина совершенствовала свое мастерство, стала орнаменталистом высокого уровня.
В поисках творческой свободы Ирина Васильевна перешла с завода "Эмальпосуда" в кооператив "Корунд", где занялась традиционной цветочной росписью, начала разрабатывать композиции с птицами, писать фрукты, ягоды, пейзажи. В сложные 1990-е годы, когда закрылись многие мастерские по росписи подносов, И.В. Решетова не бросила любимое дело, а продолжила творить самостоятельно.
Ирина Васильевна – разноплановый художник, наряду с трафаретной росписью она владеет и традиционной уральской цветочной росписью. В 2004 году художница представила на городской конкурс имени Худояровых "Мастер года по декоративно-прикладному искусству" три подноса. Поднос "День и ночь" имеет прямоугольную форму. Поле подноса по диагонали условно делится на две половины. На одной по краю зеркала подноса идут фиолетовые цветы, на второй половине – зеркальное отражение этих цветов светлых оттенков. Еще на этот конкурс Ириной Васильевной был представлен поднос "Пастораль" (композиция с птицами) и два подноса с пейзажами. В 2004 году жюри высоко оценило ее творчество, и Ирина Васильевна получила Гран-при и звание "Мастер года-2004". Все представленные работы вошли в коллекцию музея-заповедника.
Работа Ирины Васильевны Решетовой
Ирина Васильевна любит путешествовать по Уралу, сплавляться по уральским рекам, поэтому на вопрос о ее любимые места России, называет реки Чусовую и Серу, гору Юрьев Камень. В своих поездках Ирина Васильевна много фотографирует уральскую природу, поэтому из-под кисти в ее руках на подносах появляются замечательные пейзажи. В основной экспозиции музея истории подносного промысла посетители всегда отмечают ее поднос "Ивушки".
Однако трафаретная роспись остается одним из основных направлений в ее творчестве. Она продолжает разрабатывать орнаментальные композиции, удивляя новизной искушенных зрителей. В трафаретную роспись Ирина Васильевна внесла свои находки, например, объемный орнамент, когда лента трафаретного рисунка за счет дополнительной тонировки получает глубину и объем. Ирина Васильевна так отзывается о своих трафаретах: "В трафаретный орнамент люблю вводить цвет и объем при помощи лессировок. Экспериментирую с фонами. Делаю фон с рисунком, напоминающим малахит, агат, чароит, авантюрин, яшму. Думаю, что сочетания цветов должны радовать глаз, рождать ассоциации, будить чувства, воспоминания".
С 1987 года на протяжении всего творческого пути мастер принимает участие в художественных выставках различного уровня: городских, областных, межрегиональных, региональных, всероссийских, международных. Вот перечень ее дипломов, которые она привезла с этих выставок.
1997 год – лауреат в номинации "Пейзажная роспись" на первом городском конкурсе имени Худояровых на звание "Мастер года по декоративно-прикладному искусству", г. Нижний Тагил;
2004 год – Гран-при "Мастер года по декоративно-прикладному искусству" на городском конкурсе имени Худояровых, г. Нижний Тагил;
2006 год – лауреат в номинации "Пейзаж" на выставке-конкурсе "260 лет "лакирному делу" на Урале", г. Екатеринбург;
2007 год – Диплом I степени и приз зрительских симпатий на конкурсе мастеров по росписи подносов "Пейзаж и сюжетная композиция", г. Екатеринбург;
2007 год – лауреат в номинации "Орнаментальная роспись" конкурса подносов "Цветочная композиция. Традиции и современность", г. Екатеринбург.
В 2011 году Ирина Васильевна стала членом Всероссийской творческой организации "Союз художников России". В 2012 году И.В. Решетова награждена Почетной грамотой Министерства культуры Свердловской области за большой вклад в сохранение и развитие традиционного подносного промысла. В 2018 году художница получила звание "Мастер народных художественных промыслов", которое присуждается с 2016 года по Постановлению Правительства Свердловской области от 22 января 2016 года.
Ее работы имеются в московском Государственном историческом музее, а также в музеях Екатеринбурга, Омска, Барнаула, Оренбурга, Нижнего Тагила. Самая большая коллекция ее подносов, 36 предметов, хранится в Нижнетагильском музее-заповеднике "Горнозаводской Урал".
Татьяна КОВАЛЬ, заведующая этнографическим отделом Нижнетагильского музея-заповедника "Горнозаводской Урал"
Фото Тимофея ДУБИНИНА.
Литература: Газета "Тагилка" №12 от 26.09.2019.