Кукольный голос Нижнего Тагила

    75 лет Нижнетагильскому театру кукол

    Девять актеров. Девять историй. Девять лучших оперных арий мира. Жорж Бизе, Эдвард Григ, Джузеппе Верди, Петр Ильич Чайковский... Кармен, Сольвейг, Мефистофель... И все это на сцене Нижнетагильского театра кукол...

75 лет Нижнетагильскому театру кукол

    Спектакль "Кукольный голос" (режиссер Наталья Молоканова, художник-постановщик лауреат национальной премии "Золотая маска" Андрей Ефимов) – подарок творческого коллектива по случаю 75-летия культурного учреждения. Торжественный вечер прошел пятого июня. Сотрудники театра принимали поздравления от коллег и друзей.

    "Кукольный голос" – спектакль для взрослых и детей. Сами артисты назвали его необычным. По словам режиссера Натальи Молокановой, за все 75 лет театр не знал более масштабной и сложной работы.

    – В основе спектакля – сюжеты лучших оперных арий мира. Мы объединили их в одну большую историю и оживили с помощью кукол. В отличие от артистов оперы, их возможности безграничны! В руках кукловода поющая кукла способна на то, что человеку не под силу – это невероятная пластика, превращения, опасные трюки.

    Экспериментальный союз кукольных спецэффектов и оперной классики подчеркнул не только мощь и творческий потенциал театра, но и по-новому преподнес оперу, уводя ее от привычных традиционных форм.

    Директор театра Татьяна Ткачева уверена, что премьерный спектакль откроет новую страницу в истории театра:

    – В репертуаре Нижнетагильского театра кукол когда-то было несколько спектаклей для взрослых, но никогда мы не делали спектакль, который был бы одинаково интересен и детям и взрослым. "Кукольным голосом" мы хотим попробовать себя в этом направлении. Ведь искусство кукольников настолько разное и фантастическое, что способно очаровать и научить верить в волшебство зрителя любого возраста, – подчеркнула она.

75 лет Нижнетагильскому театру кукол

75 лет Нижнетагильскому театру кукол

    В новом спектакле представлены разные техники кукольного театра. Герои постановки – известные литературные персонажи. Примечательно, что арию Ленского (опера "Евгений Онегин") исполняет Александр Сергеевич Пушкин. Занятно представлена и ария Сольвейг из оперы "Пер Гюнт". Вечная невеста в образе старушки с розовыми волосами, исполнившая свою арию на фоне Нижнетагильских пейзажей.

Экскурс в прошлое

    История театра кукол началась в военный 1944 год. В ту пору в городе работал Ленинградский Новый театр, эвакуированный на Урал. Две его актрисы – Юлия Матвеева и Людмила Козлова – и надумали создать в Нижнем Тагиле детский театр кукол. Идея понравилась областному комитету по делам искусств и городским властям. И летом театр распахнул свои двери. Он разместился в помещении клуба учителей. Первый спектакль "Принцесса и свинопас" по сказке Г.Х. Андерсена состоялся 13 июня.

    Профессиональных актеров-кукловодов в городе не было. На первых парах Юлия Матвеева занималась куклами в одиночку. Потом к работе подключились еще пять актрис: Довгалева, Бычкова, Тихнова, Козлова, Шольц, две ученицы Файбушевич и Шарапова, а также пианистка Гуськова. В 1945 году артистка Матвеева вернулась в родной Ленинград. А театр остался. Его худруком стала режиссер и ведущая актриса Логиновская. В этом же году куклы переехали в Дом пионеров на улицу Ленина.

    Из распоряжения горсовета от 24 января 1945 года "О работе городского театра кукол":

    "Проделана значительная работа по художественному обслуживанию детей. За пять месяцев театр дал три постановки ("Принцесса и свинопас", "Гусенок", "Басни Крылова") и сыграл 105 спектаклей, обслужил на стационаре 2000 детей и выездными спектаклями – 20 тысяч человек.

    Горисполком обязал горторготдел выделить для производственных нужд театра тканей 200 метров, для актерского состава по 10метров на человека, валенок 10 пар и обеспечить артистов необходимой теплой одеждой. Снизить цены на билеты до двух рублей".

    Тогда актеры театра не только показывали спектакли у себя, но и выезжали в детские сады и ясли. Первый профессиональный театр Нижнего Тагила развивался довольно стремительно. Появился художественный совет, актеры обучались кукловождению и технике речи у профессионалов. Билеты на спектакли продавались в кассе, а также в учебных заведениях города. ГорОНО организовал педагогическое наблюдение за содержанием работ театра.

    А вот, что писали в "Тагильском рабочем", в статье, посвященной трехлетию культурного учреждения:

В Театре кукол

    "...Логиновская написала инсценировку по сказу лауреата Сталинской премии Бажова "Огневушка-поскакушка". Спектакль этот был представлен на областной смотр детских театров. Постановщик Логиновская, художник Бернгардт, скульптор Крамской, а также коллектив театра упорно и много работали над созданием спектакля об Урале. Собирая старые сказы, пианистка З.В. Гуськова ездила в глухие места Урала, чтобы подобрать подлинные уральские напевы для этой инсценировки. Со спектаклем "Огневушка-Поскакушка" и "Морозко" театр был выдвинут кандидатом на Всесоюзный смотр в Москву, на котором театр был отмечен, как лучший.

    ...Театр откликался на все события, происходящие в жизни страны. Бойцы очень тепло встречали актеров, говоря, что во время просмотра спектаклей, они вновь становятся детьми".

* * *

    За годы своего существования Нижнетагильский театр кукол подарил городу немало запоминающихся спектаклей: "Крошечка Хаврошечка", "Маша и медведь", "Руслан и Людмила", "Каштанка", "Вертеп", "Пока звучат их голоса", "Восьмое чудо света" и многие другие. А теперь репертуар пополнится еще и "Кукольным голосом".

    Кстати, премьера стала не единственным сюрпризом к юбилею. В мае коллектив театра совместно с сотрудниками музея ИЗО подготовили выставку, посвященную 75-летию культурного учреждения.

    Что касается горожан, то для них театр кукол – это, прежде всего, детство, в которое хочется возвращаться снова и снова.

    – Открывая дверь театра, я попадала в волшебную страну, где царит сказка. Пока мама сдавала одежду в гардероб, я рассматривала кукол, украшавших фойе. Они казались мне живыми... Все хотелось потрогать... Непередаваемое ощущение. А потом мы шли в зал. Гас свет, и начиналось чудо..., – вспоминает горожанка Татьяна Иванова.

    – Куклы – это особый мир. Завораживающий! Я убедилась в этом еще раз, когда посмотрела в театре спектакли для взрослых! – размышляет зрительница Екатерина.

    Литература: Газета "Тагилка ", №7 от 04.07.2019.

Кукольник – настоящий волшебник

    2 июня 2019 г. в Звенигороде начала свою работу Международная летняя театральная школа Союза театральных деятелей. И среди прошедших конкурсный отбор на обучение 87 лучших молодых актеров из России, Германии, Дании, Великобритании, Канады, Индии, Турции, Израиля, Сингапура, Грузии и других стран – актриса Нижнетагильского театра кукол Мария Павликова. Это она – тагильская Дюймовочка, Золушка, Несмеяна, Снегурочка...

Маша. Путь в актрисы

    – Я не знала, что такое театр кукол, и меня это не интересовало. Хотела быть драматической актрисой! – улыбаясь, рассказывает теперь Мария Павликова.

    Да, сейчас она над этим смеется, потому что любит свою профессию и не представляет себя кем-то другим, а несколько лет назад для юной Маши все было иначе.

Мария Павликова и ее "лепка рук"

Мария Павликова и ее "лепка рук"

    – После девятого класса я решила, что буду драматической актрисой, и пошла на экзамены в Нижнетагильский колледж искусств. Приготовилась. Было три тура. Мы читали басни и монологи, пели, танцевали. А в итоге мне сказали: "В драматические актрисы мы тебя не можем взять, ты такая маленькая". Я плакала, для меня это была драма, трагедия: как это так – я не поступила? А потом ко мне подошла педагог по истории театра Ольга Павловна Черепова и сказала: "Маша, иди в куклы, это твое". Я подумала над ее словами и пошла.

    До этого была в театре кукол только в детстве. Потом занималась в театральной студи во Дворце "Юбилейный", и нас привели на спектакль "Морозко". Мы смотрели и думали: "Взрослые люди дурачатся на сцене".

    А во время учебы в колледже мне повезло: с первого дня наш курс сразу оказался в театре! Под чутким руководством мастера курса заслуженного артиста РФ Владимира Геннадьевича Шибнева изучали актерское мастерство. У нас была творческая мастерская, занимались в репетиционном зале, выходили на сцену. Другие учились в залах колледжа, а мы видели спектакли, общались с актерами и влюблялись в работу.

    Потом замечательная Светлана Ивановна Шибнева, заслуженная артистка РФ, отвезла нас на международный фестиваль "Петрушка Великий". И вот там мы по-настоящему познакомились с куклами, с мастерством актера, посмотрели разные зарубежные театры, и японский в том числе... Увидев все это мастерство и многообразие возможностей, поняла: это моя профессия, я хочу здесь остаться.

    Актер драматического театра может выйти на сцену и сыграть спектакль. Да, это сложная работа. Но он не сможет передать свои чувства через куклу. А актер театра кукол может и сам выйти сыграть, и с куклой, и вообще с любым предметом, который он оживит, как настоящий волшебник. И кто сказал, что у нас меньше шансов сыграть Гамлета или Офелию? Когда мы были студентами, то играли отрывки из разных произведений, и я ни в чем себе не отказывала: была и Клеопатрой, и Джульеттой. А в театре у нас был совместный проект актеров трех тагильских трупп "Король Лир".

Мария: "Профессия сама меня выбрала"

    На вопрос о любимой роли Марии ответить сложно: она любит их все, ведь в каждой есть что-то особенное. Красная Шапочка – самая первая, а Снеговичка – одна из недавних работ в новогодней постановке "Сказки Бабушки Зимы". Не-смеяна, Снегурочка, Принцесса Крапинка, Дюймовочка, Жаба.

Со своими наставниками, заслуженными артистами РФ Владимиром и Светланой Шибневыми

Со своими наставниками, заслуженными артистами РФ Владимиром и Светланой Шибневыми

    – В театре кукол возможно все, – смеется Мария. – В одном спектакле ты можешь одновременно играть несколько персонажей, за секунду перевоплощаясь из прекрасной Дюймовочки в гадкую Жабу и обратно. А "Золушка" была моей любимой сказкой в детстве. Сейчас я играю ее в ярком спектакле, где нет кукол, там театр масок, ведь все мы в жизни надеваем маски.

    Очень нравится спектакль "Пока звучат их голоса". Он про войну и занимает огромное место в душе и в сердце. Несмотря на такую сложную, тяжелую тему места женщины на войне, не все зрители проникаются сочувствием или состраданием.

    Был у нас такой случай. Представьте: в зрительном зале сидят старшеклассники, слышны разговоры, кто-то с телефоном играет, а один ученик пришел с попкорном. После спектакля я не выдержала и, не снимая грима, вышла в фойе. Все им высказала, отчитала за такое поведение в театре, потому что сильно накипело. Школьники затихли, они не ожидали замечаний от меня, стали оправдываться, сваливая вину друг на друга.

Труппа Нижнетагильского театра кукол

Труппа Нижнетагильского театра кукол

    – А какие качества особенно необходимы актеру театра кукол? Каким нужно быть артистом, чтобы заинтересовать и детей, и взрослых?

    – Актеру необходимо уметь передавать мысли и чувства через предмет, одушевлять его. Не могу сказать – через кусок дерева, это обидно для куклы. Редко бывает в спектакле, когда актер общается с куклой. Обычно она персонаж, и мы передаем ей чувства. Дети смотрят спектакль и не замечают, что на сцене есть дяденька и тетенька, они сопереживают персонажу.

    Еще актеру необходимы уверенность в себе, упорство, фантазия, чтобы взять поролоновые палочки и превратить их в гитару, обычный шнурок – в змею, придумать им судьбу. Важна растяжка рук, поэтому их пластику проверяют при поступлении, а на занятиях по мастерству учат технике – лепка рук. Ведь за ширмой нужно уметь так вывернуться! Например, ты держишь рукой лапу медведя, в этот же момент надо открыть шторку, сказать текст другого персонажа, сразу схватить другую лапу, снова сказать текст...

    У нас в театре небольшой актерский коллектив, и мы как одна семья. Есть старшее поколение, наши мастера – Владимир Геннадьевич и Светлана Ивановна Шибневы. И молодежь – Алексей и Светлана Девятых, Роман Брилев, Татьяна Швендых, Наталья Молоканова. Также мои однокурсники – Анастасия Евдокимова, Александр Белоусов, Ирина Чувашова. Это не может не радовать. Атмосфера семейная, теплая, дружеская. Кукольнику нельзя по– другому. Например, одну куклу во время спектакля могут вести три человека, и, чтобы договориться, почувствовать друг друга, понять, необходимо вы-страивать взаимоотношения.

    – Может, уже появилось желание попробовать свои силы и в чем-то другом, например, написать пьесу, самой поставить спектакль, стать педагогом?

    – К режиссуре я пока не готова, мне еще нечего сказать. А если не уверена в своих силах, не стоит это делать.

    Я окончила Нижнетагильский социально-педагогический институт, и образование помогает мне в работе. Заниматься со школьниками, вести занятия пока не планирую, а вот во время бэби-спектаклей, когда перед тобой на пуфиках 10-15 малышей и их родителей, знание педагогики и психологии помогает.

    У меня замечательный партнер в спектакле "Большое путешествие маленькой тучки" Татьяна Швендых. Она подсказывает, помогает. Мы работаем на расстоянии вытянутой руки. Дети не сидят на месте, сцены нет, и надо сразу сориентироваться, где потише сказать, как ребенка заинтересовать, если он отвлекся, переключить внимание. Очень интересно, когда дети после спектакля продолжают общаться с куклой, не обращая на тебя внимания.

    В театре кукол каждый день что-то новое, нет рутины. И я не представляю для себя другую работу: например, сидеть в офисе. Хотя по жизни ничего не загадываю. Профессия сама меня выбрала, и я уверена, что все случайности не случайны, всегда все приходит вовремя.

    Сегодня мы стараемся делать все, чтобы театр заиграл новыми красками, а родители, пришедшие с детьми, не скучали, глядя на зайчиков, не играли в телефоне, а тоже смотрели, удивлялись, верили в волшебство. И директор театра Татьяна Александровна Ткачева делает возможное и невозможное, чтобы даже при наших скромных ресурсах получалось нечто грандиозное.

    – А какие планы на ближайшее будущее?

    – Меня пригласили в Международную летнюю театральную школу СТД в Звенигород, и весь июнь буду заниматься там. Соберутся педагоги, великие актеры, будет общение с коллегами.

    В прошлом году две актрисы нашего театра, Светлана Девятых и Ирина Чувашова, были в такой школе, вернулись воодушевленные. Она дает развитие в профессии, обогащается жизненный опыт. Актеру необходимо выезжать в другие города, смотреть спектакли коллег, изучать их работу, узнавать новые технологии.

Просто Маруся

    – Бывает ли свободное время у актера? – размышляет Мария. – Работа занимает очень много времени, иногда и выходные. Но мы творческие люди и всегда находим возможность потворить и повытворять. Кто-то пишет стихи и пьесы, кто-то занимается со школьниками. А я увлеклась детской анимацией и создала свой образ.

    Вместе с Эльвирой Ермаковой мы придумали дуэт "МамЭля и Маруся", выпустили свой видеоблог: там полезные советы, рассказы о том, как наши герои живут в Нижнем Тагиле, ходят по улицам города, встречают ребят на Лисьей горе, устраивают праздники, катаются в трамвае.

    Эльвира Ермакова – талантливый режиссер театрализованных представлений, генератор идей. А впервые мы встретились, когда я была маленькой девочкой, отдыхала в детском загородном лагере "Звездный" и увидела ее – культорганизатора. Она мне очень нравилась, поэтому я участвовала во всех конкурсах и отрядных программах, получала грамоты. Несколько лет спустя пришла работать в один из детских развивающих центров и узнала, что Эльвира тоже там работает. Она меня заметила, стали сотрудничать, примерять роли разных персонажей, и появился дуэт: Эльвира – МамЭля, я – Маруся.

    Неоднократно выезжали на форум аниматоров сначала учиться, потом стали спикерами, а сейчас все изучают наш опыт и удивляются, как мы смогли создать такие удачные образы, понравившиеся детям.

    Вот один из примеров нашей работы. Маленькая девочка видела наши ролики о жизни клоунов в Нижнем Тагиле и попросила маму пригласить этих героев на свой день рождения. Мы приехали к ней в детский садик, и надо было видеть реакцию ребенка, который встретился с персонажами, сошедшими для него с экрана. У нее в глазах были слезы от восторга! Вместе со всеми она играла, веселилась, а на словах "Каравай, каравай, кого любишь – выбирай", кинулась обнимать Марусю. Та девочка нам потом еще и свои рисунки прислала, поверила.

    Вот для этого и нужно работать, это чувство счастья.

Людмила ПОГОДИНА.

    ФОТО СЕРГЕЯ КАЗАНЦЕВА И ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА МАРИИ ПАВЛИКОВОЙ.

    Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 06.06.2019.

 

 

Главная страница