Что пишут...

    Действительно, а что пишут на знаменитых тагильских подносах современные мастера, какие сюжеты привлекают внимание художников лаковой росписи по металлу? Может быть, у главного героя популярного уральского промысла появились новые мотивы, которые мы ранее никогда не встречали? Ведь каждый автор стремится привнести в народное искусство свой собственный взгляд на мир, историю, традиции...

    В 2017 году в Уральском филиале Московской государственной художественно-промышленной академии имени С.Г. Строганова состоялся очередной выпуск специалистов отделения декоративно-прикладного искусства, и на стезю самостоятельной профессиональной деятельности ступили начинающие квалифицированные кадры. Возможно, свежий "ветер" творческих идей подул в знаменитые народные промыслы именно с этой многообещающей стороны? Кому, как не молодому поколению, торить дорогу в будущее, в том числе и искусства.

    Одной из ярких представительниц нынешних выпускников стала Диана Байгозина, создавшая не только оригинальный лаковый поднос, но и успешно окончившая весь курс обучения специализации "художественная роспись по металлу" с "красным" дипломом. Что же вдохновило недавнюю студентку на создание необычной экзаменационной работы? Откуда родом сюжет, так красиво, легко и умело запечатленный на зеркале подноса? Оказывается, из истории Нижнего Тагила, которая прямиком ведет нас к директору Нижнетагильских заводов Александру Акинфиевичу Любимову, управлявшему демидовскими предприятиями в первой половине XIX века.

Особняк А.А. Любимова. Современный вид

Особняк А.А. Любимова. Современный вид

    До сей поры на старом городском проспекте имени вождя мировой революции, а некогда улице Нагорной-Александровской, стоит не особо приметный особняк под номером "4", то и дело арендуемый всевозможными организациями. Это бывший дом А.А. Любимова, воздвигнутый в 1836-1838 годах по проекту крепостного архитектора А.П. Чеботарева на самом высоком месте горнозаводского поселка после стоявшего неподалеку Входо-Иерусалимского собора. Еще годик и минет ровно 180 лет, как Александр Акинфиевич с семьей переехал в новое жилье, построенное по собственному заказу.

    Конечно, в те далекие времена оно было не таким, каким выглядит сегодня, и доказательством тому служат многочисленные реконструкции, сделанные в разные годы, но стены здания преданно хранят память о былом. Достаточно переступить порог, ведущий во внутренний дворик, где когда-то был разбит сад, и плескались прохладные струи фонтана, как невольно представляешь минувшую эпоху. Вот следом за мной торопливо вошел приказчик Главной конторы, а на днях с новаторским предложением наведывался крепостной изобретатель Ефим Алексеевич Черепанов; в воскресенье же к обеду ожидают Фотия Ильича Швецова. Такие именитые, по сегодняшним меркам, посетители частенько бывали у тагильского директора, в лице которого они встречали радушного хозяина, мудрого руководителя и грамотного инженера, уважаемого заводовладельцами.

Только век семейной жизни Любимова в новом доме оказался совсем недолог. Спустя год после переезда Александр Акинфиевич скоропостижно умер "от сердечных судорог", а через три года новым владельцем здания стало Главное заводоуправление горнозаводского округа, разместившее в его помещениях архив и различные коллекции, "дабы сохранить все для потомков, имеющих интерес к горному делу". Так при Нижнетагильских заводах появился первый музей, что весьма символично для архитектурной биографии. На этом историческом моменте можно, пожалуй, и остановиться, чтобы судьба особняка запомнилась, прежде всего, его почетным музейным статусом.

    В советские годы историческим строением на центральном городском проспекте основательно завладел Ленинский райпищеторг (в настоящее время ОАО "Аорта"), получивший у Любимовых самую долговременную прописку. Именно с этой престижной во все времена организации началось мое личное знакомство с домом, случившееся более сорока лет тому назад. Мама моей близкой подруги, с которой мы жили в одном подъезде, по вечерам подрабатывала там уборщицей и иногда для мелкой помощи брала нас с собой. Я до сих пор помню свое первое, в буквальном смысле головокружительное впечатление, когда, поднявшись по наружной деревянной лестнице на второй этаж, в центральном зале, сплошь уставленном письменными столами, увидела круглый расписной потолок. Он, словно Аленький цветочек, излучал свет и красочное сияние, а его присутствие в заваленном бумагами и счетами конторском пространстве казалось совершенно случайным. Богатая живопись плафона затмевала все вокруг. Она царила, главенствовала, увлекала, не давая покоя изумлению и восторгу, отчего созданная временем новая реальность с ее стандартной казенной обстановкой становилась безликой и жалкой. Поражало несоответствие. После этого нечаянного визита я просилась на "работу" с Олиной мамой при любой возможности и охотно шла в райпищеторг на встречу с потолком. О директоре Нижнетагильских заводов и его владениях, конечно же, ничего не знала.

Диана Байгозина и ее дипломный поднос "Изобилие"

Диана Байгозина и ее дипломный поднос "Изобилие"

    И вдруг, спустя десятилетия, встреча повторилась. На защите дипломных проектов в Уральском колледже прикладного искусства и дизайна я увидела поднос Дианы Байгозиной "Изобилие", посвященный любимовской росписи. Поднос мне показался самым лучшим, самым неожиданным и самым красивым. На мгновенье я представила реакцию молодого автора, впервые открывшую для себя редкий живописный памятник, который, несмотря на время и утраты, не мог не поразить, не вдохновить на творческий порыв, на интересную идею, и тотчас же вспомнила себя. А в душе искренне поблагодарила девушку и ее наставника – преподавателя Светлану Николаевну Попову, за такой удивительный выбор и волнительное дежавю.

    К сожалению, история не сохранила нам имен художников, расписавших тот дивный плафон, но оставила память о них в подлинном объекте монументального искусства, пережившем не одно столетие. По мнению известного российского специалиста в области народной культуры В.А. Барадулина, манера исполнения цветочных мотивов, расположенных на потолке, "приближает эти букеты к народным кистевым росписям и наводит на мысль, что их могли писать тагильские живописцы". Согласимся с выводом авторитетного московского искусствоведа, посвятившего изучению и возрождению уральской росписи немало плодотворных лет, и не будем думать иначе.

    Тема диплома, на мой взгляд, оказалась далеко не легкой, если учесть, что изображение данной достопримечательности в печатных изданиях не встречается. Поэтому студентке пришлось побывать и в роли исследователя, и, конечно, художника, самостоятельно изучающего предмет своего интереса. Для подноса Д. Байгозина выбрала одну из наиболее выразительных частей сохранившейся потолочной росписи – сегмент с изображением рогов изобилия, жертвенников, цветочного букета и колонн, увитых гирляндами. На его основе была разработана будущая композиция, а восьмигранная форма заготовки ("восьмерка") подсказала ее решение. Одним из главных элементов, вокруг которого разворачивается сложный живописный замысел, служит восьмиконечная звезда, в чьей золотой плоскости изображен пышный букет, вобравший в себя многообразие и роскошь садовой флоры. Каждый цветок тщательно прописан в технике многослойной живописи в соответствии с историческим оригиналом. Звезда помещена в окружность, обрамленную ленточным орнаментом. Это октаграмма. У северных финно-угорских народов, населявших Урал, она символизировала путеводность, свет, порядок и созидание. Достоинства, которыми в полной мере обладал владелец нового дома, спокойно, грамотно и успешно управлявший тагильскими заводами и горнорудными богатствами вверенной ему территории, преданно любивший семью и родину. А чтобы так было всегда, художник прошлого увенчал его домашний очаг своеобразным живописным талисманом, с древнейших времен олицетворявшим защиту и вечность.

    С четырех сторон орнаментальный круг украшен рогами изобилия, наполненными цветами и травами; согласно символике, они желали хозяину и его домочадцам здоровья и силы, а дому – дарили тепло и уют, закрытые жертвенники вновь возвращали к благодати и изобилию, что нашло отражение в названии. Трудно сказать, кому принадлежала сюжетная идея росписи, и кто из тогдашних исполнителей заказа являлся автором эскиза, но, учитывая назначение центрального зала, статус хозяина и почтительное отношение к нему окружающих, роспись плафона заключала в себе исключительно доброжелательный смысл. По всему видно, что мастера трудились над ней с добрым сердцем, питая искреннее расположение к Александру Акинфиевичу и его семье. Ведь в теории символа считалось, что любое воздействие последнего нисходит не только на будущего обладателя, но и на того, кто его преподносит в той или иной форме. Возможно, участники заказа этого и не знали, но, если что-то заведено помимо нас, происходит согласно начертанному. И картина на потолке, словно Покров – и радует, и бережет каждого. Все это детально и творчески, сохраняя историческую достоверность выбранного мотива, запечатлела на своем лаковом подносе Диана Дмитриевна Байгозина.

    Фон решено было сделать красным, потому как именно этот жизнеутверждающий цвет наиболее зрелищно демонстрирует золотный орнамент, характерный для оформления расписных уральских изделий, делая их по-особому нарядными и торжественными. Благодаря форме с ажурными геометрическими просечками на бортиках и просечными ручками, гармоничному сочетанию росписи и трафаретного орнамента с общим цветовым решением поднос получился изысканным и даже картинным, больше похожим на декоративное панно, которым в прежние времена украшали интерьеры парадных гостиных и залов, подобных тем, что находятся в доме Любимова.

    Так уникальный художественный артефакт демидовских времен вдохновением и силами тагильской студентки получил новую жизнь на лаковой поверхности металла. И, несмотря на то, что эта работа отчасти учебная, вполне допускающая замечания, тем не менее, на текущий момент уже имеет определенное историко-художественное значение, а спустя годы и вовсе в нем утвердится. Поэтому дорога расписному "Изобилию" – в городской краеведческий музей. Пусть хранит собой "времен связующую нить" и приобщает растущие поколения к истории и искусству Нижнего Тагила через самый популярный народный художественный промысел Урала – расписной тагильский поднос. И, конечно, отрадно, что молодые творческие силы направлены на изучение и сохранение народных традиций, а главное – поиск новых художественных идей и открытий, позволяющих этим традициям развиваться дальше.

Ольга ТОЛСТОБРОВА, искусствовед.

    Фото автора.

    Литература: Газета "Тагильский вариант" №32(309) от 28.09.2017.

 

 

Главная страница