Всегда в моде

    Мода! Первый образ, который мы представляем, услышав данное слово, это яркая, современно одетая девушка. Действительно, во все времена мода в первую очередь влияет на женский образ, зачастую радикально меняя его. Однако у этого явления есть одно очень интересное качество – непостоянство. Мода может уходить и неожиданно возвращаться. Вот и получается, что вещь, казалось, навсегда вышедшая из моды, безжалостно изгоняется из гардероба, затем имеет наглость в нее вернуться, заставив модницу пожалеть о столь "скоропостижном" прощании. Но есть и такие предметы, которые не покидают нас с момента своего появления. Мода влияет лишь на их "количество" и "качество" в нарядах разного времени.

    Это утверждение в полной мере относится к кружевам. За свою относительно недолгую историю существования они ни разу не пропадали из моды полностью. Отделка кружевом и кружевные аксессуары всегда присутствуют в нашей жизни, просто с течением времени они занимают разное положение в системе ценностей модниц. Но давайте обратим внимание на то, как кружево пришло к нам, в Нижний Тагил, и как его появление отразилось на облике и жизни тагильчанок в дореволюционное время.

    Интересно, что само слово "кружево" имеет два разных значения. Одно из них от слова "окружать"; им в России определялись самые разные отделки в виде каймы на подолах, полах и рукавах одежды. В другом варианте этим словом называют узорное ажурное изделие – самостоятельный вид украшения одежды или предметов убранства, и происходит оно, вероятно, от того же корня. В понятие "кружево" обычно включается три вида техники: шитье иглой, плетение на коклюшках и вязание на прутках или крючком. Собственно кружевом могут считаться только два первых – шитое и плетеное. Третий представляет собой технический вид – вязку, лишь в некоторой своей части имитирующей плетение. Изготовление кружева – непростое дело. Это не только трудоемкий процесс, но и творческое самовыражение. В соединении безукоризненного исполнения плетения и гармоничной композиции повторяющихся деталей и состоит секрет привлекательности кружева, его изящества и неповторимости. Поэтому кружево, как правило, имеет высокую стоимость.

    Существует несколько теорий возникновения кружева. Некоторые исследователи относят его появление к периоду раннего средневековья, однако, большинство склоняется к тому, что кружево возникло только во второй половине XVI века.

    В допетровское время цари и самые знатные русские вельможи украшали свое платье кружевными галунами и вставками, выполненными из тончайшего металлического плетения золотом и серебром. Во время правления Петра I в Россию хлынул поток европейских кружев.

    С середины XVII века и далее кружевоплетение широко распространяется в России. В XVIII веке появляются центры по изготовлению кружев и кружевные мануфактуры. Все централизованные производства кружева в России были расположены близ крупных населенных пунктов, где всегда существовал широкий спрос на такие изделия, а также имелся материал (тонкие шелковые, льняные, бумажные нити, привезенные из заграницы). Поэтому кружево на Урале появилось с приходом первых русских поселенцев, но далеко не сразу вошло в быт и, что самое главное, – в повседневный обиход новых жителей Урала.

    Кружево – в первую очередь покупное, ценное изделие. Оно не является предметом первой необходимости, наличие его в одежде свидетельствует о статусе владельца (к примеру, кружевные манжеты на рубахах XVIII в.) Вы можете убедиться в этом, рассмотрев портреты горнозаводчиков Демидовых в Нижнетагильском историко-краеведческом музее, на которых мы видим не только изображение людей в европейской одежде, но и тончайшее кружево, украшающее костюм по всем правилам моды и этикета.

    Со временем кружево постепенно начало распространяться в горнозаводской среде. Внешний вид костюма тагильского населения был чрезвычайно разнообразен. В одежде и предметах быта (в первую очередь текстильных) перемешались тенденции городского светского платья, народного костюма старообрядческого толка и одежды выходцев с Украины. К середине – второй половине XIX века взаимопроникновение европейской моды в традиционный народный уклад и, наоборот, народных бытовых предметов в жизнь социально высоких слоев населения в Нижнетагильском поселке никого не удивляло. В первую очередь это относится к кружевным изделиям.

    В состоятельной среде Нижнего Тагила в XIX веке кружева можно было увидеть повсеместно: на женских костюмах "парочках", в отделке носовых платков и, конечно, на самостоятельных изделиях, например, салфетках, зонтиках, скатертях, модных в городской среде шалях черного цвета – файшонках.

    В купеческом быту кружевам отводилось особое место. Именно кружевоплетение и вязание стали популярными занятиями купеческих жен и дочерей. Кружева купеческой работы не выставлялись на продажу, они в доме дополняли интерьер наравне с покупными изделиями.

    У модниц Нижнего Тагила в то время имелось несколько вариантов приобретения различных кружевных изделий, зависящих от запросов и финансовой состоятельности. Представительницы горнозаводской элиты часто выписывали ажурные аксессуары из журналов мод, что давало возможность приобретать не только кружево, произведенное русскими мастерицами (Московской, Тульской, Вятской, Нижегородской и других губерний), но и заграничное – из Франции и Англии.

    Всегда большим спросом пользовались кружева, выполненные послушницами и монахинями женских монастырей. Они высоко ценились за качество работы, а также дороговизну материала, потому как монастырское кружево выполнялось, в первую очередь, по традиционным технологиям из тонких металлических нитей. Чаще всего оно шло на отделку позументом традиционной женской одежды старообрядцев – косоклинных сарафанов, головных уборов.

    Среди кружев местного производства наиболее ценились изделия мастериц из Сысерти. Заказы на них делались повсеместно, особенно на изготовление женских кружевных перчаток.

    На протяжении всего дореволюционного периода в среде небогатых слоев населения Нижнего Тагила было распространено украшение различных текстильных изделий при помощи вязаных крючком орнаментов, что тоже можно отнести к кружевоплетению, хоть и не в полной мере. Однако в широкой среде горнозаводского населения лишь в конце XIX века кружево распространилось практически повсеместно благодаря появлению машинных технологий.

    Для того чтобы удовлетворить огромный спрос на кружевные изделия, на протяжении всего XIX века велась работа по усовершенствованию способа их изготовления. Результатом стало появление бобинетовых, гардинных и основовязапьных машин. К началу XX столетия кружево чаще всего реализовывалось централизованно, через магазины, потому как машинное производство за счет увеличения объема выпускаемой продукции значительно снизило их стоимость.

    В советское время кружевные изделия (причем и машинного, и ручного производства) получили новые, неожиданные формы своего воплощения. К традиционным цветам, птицам и геометрическим композициям добавились символы новой эпохи. Но, главное, как бы радикально ни менялась жизнь, политический строй, мировоззрение, удивительным остается тот факт, что кружево продолжало и продолжает существовать. На сегодняшний день оно переживает новый виток своей истории, связанной с очередным "ренессансом". Глядя на образцы из коллекции музея-заповедника и сравнивая их с современными изделиями, становится ясно, что кружево всегда сохраняет свои основные достоинства. Это тонкость, изящество, лаконичность элементов, составленных в гармоничную композицию.

Мария МИРОНОВА, научный сотрудник этнографического комплекса Нижнетагильского музея-заповедника "Горнозаводской Урал"

    Литература: Газета "Тагильский вариант" №21(298) от 08.06.2017.

 

 

Главная страница