Тагильская культура на рубеже веков

    На рубеже XX-XXI вв. начальниками (заведующими) управления культуры нашего города были В.В. Шамсутдинова, Л.П. Парменова и В.И. Капкан.

    Тагильская интеллигенция еще со времен заводчиков Демидовых несла жителям рабочего поселка знания и культурные ценности. И не только за зарплату, но и на уровне общечеловеческого долга.

    Эпоха Валентины Васильевны Шамсутдиновой запомнилась литературно-музыкальным и художественным проектом "Тагильская весна". Он охватывал весь город. Сегодня этому проекту можно было бы дать вторую жизнь и подарить тагильчанам хорошее настроение.

    Эпоху Лилии Павловны Парменовой можно назвать гармоничной и революционной одновременно, потому что в это время, хотя и с большими трудностями, создавались литературная студия "Ступени", Международный конкурс детской песни "Золотой петушок", Нижнетагильская филармония и Муниципальный молодежный театр. А еще, несмотря на недовольство некоторых поэтов, выходили новые сборники и антологии стихов. Более того, наш город реально стал литературным центром России и активно сотрудничал с Ассоциацией писателей Урала и Сибири, с союзами писателей РФ и РП и даже с Союзом писателей Москвы.

    Именно в Нижнем Тагиле с 26 по 28 апреля 2001 года прошло первое Всеуральское совещание молодых писателей, в котором приняли участие 45 поэтов и прозаиков из Екатеринбурга, Перми, Челябинска, Кургана, Уфы, Оренбурга, Тюмени и Ханты-Мансийска. По итогам этого форума в 2002 году в издательстве "Архитектон" вышел в свет сборник стихов "Тагильская находка". Второе совещание молодых писателей, уже Всероссийское, состоялось в нашем городе 19-22 апреля 2005 года. В нем приняли участие 75 молодых литераторов из Сибири, Поволжья и Урала. Эта была большая и эффективная помощь индустриального Нижнего Тагила русской литературе в самом начале XXI века.

    Третья эпоха с чьей-то легкой руки характеризуется остроумным изречением: "Культура попала в капкан!" Так встретили представители интеллигенции назначение начальником управления культуры В.И. Капкана. Мне не хочется особо говорить об этом потерянном, на мой взгляд, десятилетии. Вся издательская работа была передана из управления культуры в администрацию. Удалось только выпустить в свет к 60-летию Великой Победы альманах "Эхо".

    Распределение постановочных средств на создание спектаклей велось не пропорционально и с большим перевесом в пользу драматического театра. Приоритетом в финансировании пользовались и отдельные музыкальные коллективы. Что же касается литературной студии "Ступени", то ей оказали помощь в издании пушкинского альманаха в честь 200-летия со дня рождения поэта и юбилейных книг руководители ОАО "НТМК" и Нижнетагильская городская Дума.

    Не повезло и международному конкурсу детской песни "Золотой петушок". Он был вынужден покинуть родной город и странствовать по чужим областям и республикам. Благо, сегодня удалось вернуть конкурс в Нижний Тагил.

    Когда появилась идея восстановить доброе имя семьи Булата Окуджавы и открыть в нашем городе музей имени великого поэта, то на все обращения по этому поводу В.И. Капкан писал отрицательные ответы. Однако городской общественный Совет и инициативная группа вместе с руководством музея-заповедника "Горнозаводской Урал" подготовили и провели в музее Бондина первую тематическую выставку "Окуджава. Голос надежды" и два фестиваля "Надежды маленький оркестрик". Владимир Иванович почему-то решил передать все дела по созданию будущего литературно-культурного центра "Дом Окуджавы" руководству Центральной городской библиотеки, не имеющему достаточного опыта для реализации этого уникального проекта.

    Вот так ошибка одного руководителя привела к сегодняшнему печальному результату, когда отношения с главой Фонда Окуджавы, вдовой великого поэта О. В. Окуджава-Арцимович были вконец испорчены. Ольга Владимировна в предложениях специалистов ЦГБ не увидела никакой концепции и категорически возражает против проекта с библиотечными комбинациями. Она готова на сотрудничество с инициативной группой, с литературно-культурным центром и с профессиональными музейщиками. Она готова поделиться с тагильчанами артефактами из Фонда Окуджавы в том случае, если руководство города учтет ее позицию.

    Разобравшись с "Домом Окуджавы", Владимир Иванович решил обратить свое пристальное внимание на Муниципальный молодежный театр. Он назначил на должность директора ММТ Ю.С. Журавлеву. За последние два года в борьбе с актерами она проиграла два суда и две апелляции, и в результате ее "воспитательной" работы в театре появился альтернативный профессиональный союз актеров театра и кино.

    Сейчас готовится к выпуску новый спектакль режиссера Татьяны Захаровой "С широко закрытыми глазами" по пьесе шведского драматурга Августа Стинберга "Фрекен Жюли".

    Нынешний начальник управления культуры С.В. Юрчишина работает в своей должности с мая 2016 года.

    Подводя итог, выскажу суждение, что самым лучшим и тонким руководителем культуры Нижнего Тагила за последние 25 лет была Лилия Павловна Парменова, хотя многие ее недолюбливали. А самым "культурным" мэром считаю Николая Наумовича Диденко. Он не забывал о главной задаче власти – воспитывать настоящего человека. Нынешние руководители мыслят космически, глобально.

Василий ОВСЕПЬЯН.

    Литература: Газета "Тагильский вариант" №9(286) от 16.03.2017.

 

 

Главная страница