Беззаветно служат песне

    Когда они выходят на сцену, публика замирает, зная, что ее ожидает радость от встречи с прекрасным. Голоса этих удивительных солистов завораживают. Их хочется слушать снова и снова. Свой юбилейный отчетный концерт солисты вокальной студии ДК имени И.В. Окунева Валерий Трегубов и Павел Панифедов назвали "Нам – 150": первому исполняется 80 лет, второму – 70. За плечами у каждого из участников уникального самодеятельного коллектива – большой трудовой путь, в котором нашлось место и для творчества. Но чтобы творчество состоялось, они должны были встретиться с еще одним талантливым человеком – Людмилой Гафуровой. Она приняла студию в 1990-х годах и успешно руководит ею до сих пор.

    Долгие годы коллектив вокальной студии складывался из солистов хоровой капеллы и мужского ансамбля "Товарищ", в которых любой из певцов мог проявить мастерство и талант. Главное исполнительское направление студии – классическое. Участникам покорились такие сложные произведения, как оперы "Трубадур" и "Травиата" Джузеппе Верди, "Кармен" и "Искатели жемчугов" Жоржа Бизе, "Евгений Онегин" и "Пиковая Дама" Петра Чайковского и десятки произведений русской и мировой музыкальной сокровищницы.

"Хочу спiвати!"

    – Не могу поверить, что мне 80, – признается Валерий Трегубов. – Оглядываюсь назад и вижу себя ребенком, который много раз мог не выжить. Родился я в Горловке Сталинской области, теперь – Донецкой в тревожном 1937 году. В первый же год Великой Отечественной войны фашисты заняли наш шахтерский поселок. Отец ушел на фронт, а мать узнала, что нас, жителей, готовят к отправке в Германию, и решила бежать, но не на восток, а в Одесскую область к родственникам. К тому времени почти все вещи она обменяла на еду. Когда мама уходила на рынок, мы вместе с сестрой оставались в доме и во время обстрела прижимались к стенам, которые дрожали. Однажды, соорудив тачку, мать сложила оставшийся скарб, посадила на него малышку, и мы покинули дом. Я шел и держался за коляску. На станции мы сели в товарняк и поехали в Одесскую область. Может, потому что ехали на запад, оккупанты нас не трогали. Помню, на одной из станций зашел фашист с нагайкой, взмахнул ею и приказал всем выходить. Люди стали плакать и кричать. В военное время были в дефиците мыло и соль. Женщины сообразили, как подкупить немца: стали всем этим наполнять для него мешок. Так мы поехали дальше.

    Вскоре семья добралась до родных в село Коротаево, где находилась в оккупации до 1944 года. Валерий Трегубов до сих пор помнит День Победы, как все радовались этому празднику. Окончив на "отлично" десятилетку, парень поступил в Одесский инженерный институт. В Доме ученых при Одесском оперном театре работал вокальный кружок, который вела оперная певица Галина Быховская. Юноша пришел туда и заявил: "Хочу ствати!". Когда оперная дива решила его послушать, он с гордостью исполнил услышанную на деревенском патефоне песню "Черные брови, карие очи". Положительно оценив голос, педагог сравнила юношу с бревном, добавив: "Если хотите, приходите, будем бревно тесать вместе". Ученик не обиделся, а, приходя на занятия, самоотверженно работал над собой. Вскоре Быховская стала называть Валерия "наш маленький Карузо". Она первая заложила в него азы становления классического голоса.

    Уехав по окончании института по собственному желанию в Сибирь, он работал на заводе в Юрге Кемеровской области, где выпускались угольные комбайны и ракеты "земля-воздух". До приезда на Урал он многие годы трудился на строительстве большого рабочего поселка в Новосибирской области, крупнейшей фабрики по выпуску щебня и завода, делавшего шпалы для БАМа. Главзапсибстрой, Академстрой, строительство складов госрезерва в голой степи в районе поселка Чулым – это лишь часть объектов, которыми он сегодня вправе гордиться. Но где бы ни трудился Валерий Трегубов, музыка была с ним: его лирико-драматический тенор завораживал публику в клубах, домах и дворцах культуры. В 1967 году он стал участником смотра профессиональных и самодеятельных коллективов в честь 50-летия Советской власти в Кремлевском Дворце съездов в Москве. Затем судьба привела его в Нижний Тагил. Устроился заместителем главного инженера УКСа УВЗ, а затем работал начальником ОКСа треста № 88.

    В заводской дворец Валерий Трегубов пришел в 1980 году. Здесь он впервые спел "Болеро" с симфоническим оркестром. Пройдет полтора десятилетия, и участие в самодеятельных коллективах дворца позволит певцу в составе хора "Вита" из Сергиева Посада побывать в качестве солиста во Франции, Германии, с турне – по городам Европы. Певческий стаж в самодеятельности Валерия Трегубова составляет более 55 лет, за что филармония Нижнего Тагила в 2010 году отметила его почетной медалью "За доблестный труд" Международной академии общественных наук. Он дипломант многочисленных фестивалей. Без выступлений певца не обходятся праздничные концерты в ДК имени И.В. Окунева, как и без участника вокальной студии Павла Панифедова.

Инженер и вокалист

    – Родился и вырос я в Карелии, в Петрозаводске, – рассказал Павел Дмитриевич. – Там же проходил воинскую службу. Так сложилась жизнь, что в 1965 году приехал в Нижний Тагил. Мечтал получить профессию, чтобы стать самостоятельным, поэтому поступил учиться в машиностроительный техникум. Стал изучать технологию и оборудование сварочного производства. Когда учеба в техникуме подошла к концу, устроился на Уралвагонзавод. Вскоре понял, что знаний недостаточно и поступил на вечернее отделение в УПИ. Там встретил свою любовь – будущую супругу Лилию. Мы поженились.

Павел Панифедов, Людмила Гафурова и Валерий Трегубов

Павел Панифедов, Людмила Гафурова и Валерий Трегубов

    Обладая красивым, редким по звучанию голосом меццо-сопрано, девушка старалась петь на любых концертных площадках. Создав семью, молодые не оставили любимого занятия – выступали на праздничных концертах в заводском дворце, занимались в хоровой капелле. Инженер-механик со сварочным уклоном Павел трудился в цехах 320, 350, в отделе сварки УфНИТИ был инженером-исследователем. Работа в институте способствовала становлению молодого специалиста. Его знания и опыт пригодились в цехе 760, 765-м. Отличный мастер, наладчик, он стал для многих наставником. Не расстается Павел Панифедов и сегодня с заводом, как и с любимым творчеством. Вокальная студия дворца давно стала родным домом, а его баритон с глубоким сочным голосом радует зрителей. Как и у Валерия Трегубова, у него – участие в культурной жизни Вагонки, города, области, Всероссийских смотрах профессиональных и самодеятельных хоров во Дворце съездов в Москве. Знаменательными событиями в жизни вокалистов студии стали запись на пластинку на фирме "Мелодия" в Москве в честь 50-летия УВЗ в 1986 году, победы в областных конкурсах самодеятельных певцов, посвященных юбиле-ям Мусоргского, Даргомыжского, Чайковского и Римского-Корсакова, на которых народная артистка СССР Вера Баева высоко оценила вокальное мастерство певцов с Вагонки.

    Ветераны вокальной студии продолжают активную творческую жизнь. Им, влюбленным в волшебство звуков, удается поведать зрителю то, что волнует сердце. А сколько еще прекрасного они подарят любителям музыкального творчества!

Раиса КОЛЕСНИКОВА.

    Фото из архива вокальной студии

    Литература: Газета "Машиностроитель" от 10.02.2017, №5.

 

 

Главная страница