Жесть благородная

    Под таким интригующим названием в Свердловском областном краеведческом музее, в музейно-выставочном центре "Дом Поклевских-Козелл", открылась выставка, посвященная одному из ярчайших культурных феноменов – уральской лаковой живописи по металлу XVIII-XXI веков, главную скрипку в которой играет, безусловно, школа нижнетагильской лаковой росписи.

    В 2016 году тагильскому подносному промыслу исполнилось 270 лет.

    Почему в названии выставки звучит все же не "нижнетагильская", а "уральская лаковая живопись", известный на Урале и в России искусствовед, кандидат педагогических наук, профессор Уральского государственного педагогического университета Александр Максяшин, изучающий данную тему практически сорок лет, ответил, что в Уральском регионе было несколько центров, где занимались лаковой живописью.

    Основу выставки составляют произведения тагильских мастеров. Они размещены в трех залах площадью около 500 кв. метров. Это удивительное направление декоративно-прикладного искусства, во всей его красоте и полноте, Свердловский областной краеведческий музей представил Екатеринбургу, его гостям и жителям области впервые за последние 40 лет.

Клейма тагильских мастеров

Клейма тагильских мастеров

    В последний раз тагильские подносы экспонировались в музее лет 20 назад на выставке "Самовары и подносы: 250 лет", но тогда демонстрировалась частная коллекция, состоящая исключительно из работ современных мастеров – художников, работавших в экспериментальном творческом цехе Нижнетагильского завода эмальпосуды в 80-90-е годы XX столетия. Сейчас же экспозиция гораздо шире, глубже, богаче. В ее палитре более 150 авторских подносов из фондов областного краеведческого музея и собраний екатеринбургских коллекционеров, выполненных мастерами в разные периоды истории, на самых разнообразных формах – овальных, круглых, прямоугольных, фигурных, миниатюрных сувенирных, называемых любовно в народе "семечками".

    Есть в экспозиции и совсем "древние" экземпляры: подносы "Возвращение блудного сына", "Кающиеся". С таких вот сюжетных тем, по библейским мотивам, и начинали 270 лет назад свое творчество первые уральские "лакировщики". Кстати, почему в названии выставки слово "жесть"? Видимо, для привлечения внимания к выставке современной молодежи. На самом деле, речь идет об изготовлении изделий из листового железа и существовании на Урале уже в первой трети XVIII века кузнечно-клепального промысла, где в ту пору и изготавливались подносы, и были они тогда составными, из отдельных частей.

    Кроме подносов уральские мастера расписывали шкатулки, баночки, сухарницы. Как говорили в старину, делали это для "домашности да для веселья в глазу".

    Во второй половине XIX века тагильская роспись теряет свою былую славу, совершенно исчезает кистевое "маховое" письмо и популярными становятся подносы с трафаретным орнаментом. Уже после революции 1917 года в Нижнем Тагиле появляется много частных мастерских. Все они в 1929 году были объединены в большую артель "Металлист", просуществовавшую до 60-х годов.

Поднос А.В. Афанасьевой

Поднос А.В. Афанасьевой

    На выставке представлены работы уральской рябины, написанной Тамарой Юдиной, юмористические сюжетные сценки Ирины Смыковой "Дед Кузьма решил жениться!", "Маруськина любовь", а также "Райские птички" Ирины Решетовой, сочные ягодные натюрморты Марины Андреевой, Ларисы Шевченко и великолепный натюрморт в стиле голландской живописи Алены Калининой, фантастические по красоте цветочные композиции Веры Полевой, Любови Кизиловой, Татьяны Гуляевой, Елены Кондрашовой, Ольги Матуковой, Елены Отмаховой, пейзажи в стиле Федоскино Ольги Ивановой, малахитовые мотивы Сергея Веселкова и Елены Вар– дугиной, "Тройка" Елены Сиротиной и другие шедевры тагильских мастеров.

    Для каждой работы характерны богатство красок, высокая декоративность, законченность композиции, чистота и изящество в обработке цветов, утонченная вязь золотых орнаментов. Не случайно авторский расписной поднос, как произведение декоративно-прикладного искусства Урала, занял достойное место не только в фондах тагильского музея, но и в собраниях Эрмитажа и Государственного Русского музея.

    Также на выставке представлены легендарные подносы Агриппины Афанасьевой. Она одна из тех мастеров, кто начинал восстанавливать в 70-е годы основы тагильской розы.

 

Елена ПИШВАНОВА.

    ФОТО ЕЛЕНЫ ПИШВАНОВОЙ И МИХАИЛА ШЕРШНЕВА.

    Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 09.02.2017.

 

 

Главная страница