"Лаковый сюжет" счастливой жизни

    Есть люди, которые в бешеном темпе повседневной жизни видят удивительную красоту, настоящие моменты чуда, которые делают нашу жизнь счастливее. Некоторые из них имеют особенный талант – через свое творчество давать возможность рассмотреть волшебство окружающего нас мира. Об одном таком удивительном человеке – мастере лаковой росписи Любови Семеновне Никитиной, и пойдет речь.

    Любовь Семеновна Никитина (Мехоношина) родилась 28 января 1962 года в Серове. Ее родители трудились на местном металлургическом заводе, вели хозяйство, ухаживали за домом и садом. В доме царило уважение к труду, к людям. Никто – ни папа, Семен Кириллович Мехоношин, ни мама, Мария Ивановна, не подталкивал детей к творческой стезе. Как и многие в советские времена, счастье для детей родители видели в стабильной, спокойной, благополучной жизни. Однако талант рано или поздно дает о себе знать.

    Дарование юной художницы рассмотрел ее двоюродный дядя – Геннадий Григорьевич Маслов, когда Любе исполнилось десять лет. В то время он преподавал в Свердловском художественном училище. Работы племянницы показались ему интересными, и он убедил ее получить художественное образование. С его легкой руки Любовь поступила в серовскую художественную школу. Первым её учителем был Сергей Петрович Кодолов, который сумел не только заинтересовать ученицу, но и настроить ее на серьезное профессиональное обучение. Кстати, позже школе было присвоено имя С.П. Кодолова.

    Полученные знания и навыки помогли ей поступить в 1977 году в Свердловское художественное училище им. И.Д. Шадра на театрально-декорационное отделение. Окончив его, Любовь Семеновна вернулась в родной город, где получила место художника-постановщика в Серовском драматическом театре имени А.П. Чехова.

    В 1984 году вместе с семьей она переехала в Нижний Тагил. Когда впервые пришла в цех росписи подносов завода "Эмальпосуда", её поразило светлое просторное помещение со множеством окон, на которых красовались живые цветы. Положительное впечатление усиливалось энтузиазмом, с которым встретил перспективную сотрудницу главный художник завода Геннадий Петрович Бабин. Ее направили на бучение к В.П. Полевой. Познакомилась Любовь Семеновна и с легендарной А.В. Афанасьевой – наставницей и старейшей мастерицей завода. Наставничество Веры Павловны Полевой постепенно переросло в настоящую дружбу.

    Любовь Семеновна трудилась на поточной росписи, ее работы высоко оценивались по качеству техники, чистоте и гладкости написания, колористике.

Любовь Никитина

Любовь Никитина

    Основные эксперименты в творчестве Л.С. Никитиной начались после ее перехода на предприятие "Товары народного потребления" при Нижнетагильском металлургическом комбинате, куда пришли мастера не только традиционного направления росписи, но и "сюжетники". Именно в этом направлении Любовь Семеновна и нашла свое творческое призвание.

    Сюжетное направление в тагильской лаковой росписи известно, начиная с первой половины XIX века. Мастера переносили на зеркала подносов различные гравюры, украшали металлические изделия жанровыми и бытовыми сценками. Сюжетная роспись исторически развивалась в нескольких направлениях: жанровая сценка, натюрморт, пейзаж. Особняком стоит роспись в стиле лубка.

    Для каждого художника важно не только состояться в профессии, достигнуть определенного уровня мастерства, но и находиться в постоянном творческом поиске. Такой новой вехой в жизни Любови Семеновны стало получение высшего художественного образования на художественно-графическом факультете Нижнетагильского государственного педагогического института. Здесь полем для ее экспериментов стала ограниченная цветовая палитра – прием профессиональной живописи, перенесенный в роспись. Один из законов классической живописи регламентирует палитру художественного произведения из-за различной плотности красок и сложности взаимодействия теплых и холодных красителей, а также их степени стойкости. Это необходимая мера, ее учитывает любой художник-профессионал. Но если ограничить выбор цветового решения не только из-за свойств химического состава краски, а, например, из-за поставленной задачи, то можно получить новые (часто неожиданные) колористические решения. На первое место в такой работе выходит вариативность цветового пятна, площадь покрытия, плотность и контраст.

    Работы Никитиной имеют ряд отличительных особенностей, обусловленных её излюбленным художественно-выразительным приемом – ограничением цветовой палитры. В первую очередь это противоположные цветовые контрасты (черный – белый, зеленый – красный, синий – желтый...) Кроме того, критики отмечают ее виртуозную работу с размером цветовой плоскости – так называемым плоскостным контрастом. Это сочетание больших цветовых пятен (заснеженное поле, высокое небо, скатерть на столе), как правило, нейтрального цвета, с большим количеством ярких цветных плоскостей, собранных в единую композицию (букет цветов, кроны деревьев, фрукты в вазе). Такое взаимодействие цвета и формы создает гармоничный образ – насыщенный, но не перегруженный. Третьим неотъемлемым приемом является яркий цветовой акцент (горящее закатное солнце или сочный красочный фрукт).

    Одним из наиболее значимых направлений в творчестве мастера являются копии со знаменитых картин художников Худояровых, П.П. Верещагина, В.Е. Раева. Эти работы имеют большое значение не только как самостоятельные предметы декоративно-прикладного искусства, но и как продолжение культурных и краеведческих традиций. Подносы "Гуляние на Лисьей горе" (увеличенные фрагменты известной картины), "Камни Столбы на реке Чусовой" – далеко не полный список ее работ в копийном направлении. Многие из них сделаны для крупных городских художественных и музейных проектов, в частности, четыре копии на подносах – для экспозиции музея "Демидовская дача".

    Подносы Л.С. Никитиной приобретены музеями Серова, Нижнего Тагила, Екатеринбурга. У художницы много задумок на будущее. Но основное ее творческое кредо – черпать вдохновение из окружающей действительности.

    В начале февраля 2017 г. в музее истории подносного промысла открылась персональная выставка мастера уральской лаковой росписи по металлу Любови Семеновны Никитиной "Лаковый сюжет". Глядя на эти работы, испытываешь удивительное чувство спокойствия и умиротворения. Цветы на железном зеркале подноса будто колышутся под легким движением ветра, распространяя вокруг легкие волны аромата. Фрукты манят сочной спелостью. Копии старинных полотен наполнены сдержанным достоинством и благородством. И, конечно, лубочные композиции вызывают добрый отклик в душе и взрослого, и ребенка.

М. МИРОНОВА, научный сотрудник Нижнетагильского музея-заповедника "Горнозаводской Урал"

    Литература: Газета "Тагильский вариант" №8(285) от 10.03.2017.

 

 

Главная страница