Бураки. Что это такое?

    Издавна славилась Россия своими промыслами. Гжель, Хохлома, Жостово... Человек создавал орудия труда, бытовые предметы и при этом познавал свойства различных материалов, оттачивая свое мастерство в их обработке, продляя незаурядные способности и талант.

    Некогда и Нижний Тагил славился своими художественными промыслами и мастерами-ремесленниками. Еще в XVIII веке исследователи Урала и путешественники П. Паллас, С. Гмелин отмечали красоту и прочность тагильских изделий. Не только в России, но и на международных рынках пользовались спросом лакированные расписные тагильские подносы, сундуки, обитые специальной жестью и расписанные чудесными картинами. Авторы многих известны: так, производство подносов переходило из рода в род в семействе Перезоловых, сундуков - в семьях Перезоловых и Кокушкиных, роспись по металлу (на подносах, шкатулках, сундуках) - в семье знаменитых тагильских крепостных художников Худояровых.

    Возникновение бурачного промысла на тагильской земле можно отнести к XVII столетию, когда появились здесь раскольники - старообрядцы. Вместе с ними "занесено на Урал" и живописное мастерство. Первым местом изготовления бураков было село Таволги. Возникновение крупного заводского поселка вокруг Тагильского завода предопределило его как центр ремесла. Изделия Нижнего Тагила отличались высоким качеством и служили образцами для подражания многим мастерским близлежащих селений. Не избежал этого и бурачный промысел. Бураки, изготовлявшиеся в поселках Нижне- и Верхнесалдинских заводов и других окрестностях Тагила, назывались "тагильскими".

    В 1837 году тагильские крашеные бураки впервые были показаны на Пермской кустарной выставке. Ими начали торговать такие крупные ярмарки, как Нижегородская и Ирбитская. Промысел этот в Тагиле расширяется во второй половине ХIХ века, когда большую роль в росписи бураков стали играть женщины "писарихи". Мужчины заготовляли сырье и делали бураки, женщины расписывали их, нанося основной мазок пальцами: кругообразные или веерообразные движения давали цветок, прямой мазок-заготовку листа, стебля. Затем свободным движением кисти делалась доводка цветов и листьев. "Писарихи" смело обобщали и стилизовали природную форму цветка, поэтому нередко из-под их кисти выходим фантастические букеты.

    Бурачный промысел, наряду с широким распространением, носил патриархальный характер и считался потомственным. Это было связано с длительностью обучения и производственными секретами. Известны бурачные мастерские Волгиных, Масленниковых в Нижней Салде. Их имена прослеживаются с ХVIII века. Последний представитель одной такой династии - И.Ф. Масленников умер в 70-е годы 20-го столетия. До конца жизни он делал бураки, некоторые из них хранятся в Нижнесалдинском музее, который является филиалом Нижнетагильского музея-заповедника. Окраской бураков в Тагиле занимались мастерские Я. Волченкова, Ф. Бурашникова, Ф. Копылова, Е. Шушпановой и др.

    Тагильская роспись на бураках отличалась плотностью букета, его пышностью и многоцветностью, крупные цветы обрамлялись более мелкими, а также бутонами. Дополняли рисунок травинки и листья. Характерной особенностью была винтообразность цветка. Смело вводили тагильские народные художники белый и синий цвет в свои композиции в качестве рефлекса, а чаще "разбелы" давались для смягчения, а голубые цветы и листья - для подчеркивания яркости основного тона.

    В последней четверти XIX века в бурачном промысле Тагила широко распространяются изделия с чеканным или тисненым узором. На бураки "тагильского" типа узор наносился металлическими чеканами. Тут преобладал растительный орнамент, иногда с изображением птиц, а чаще розеток в виде стилизованного солнца.

    В начале XX века эти бураки вышли из моды, и промысел пришел к упадку. После революции традиции тагильской крестьянской росписи были продолжены артелью "Путевод" в Нижней Салде. Но это последний всплеск некогда равного живописного промысла.

    Ныне, к сожалению, он забыт. А образцы изделий, выполненных народными мастерами прошлого, можно увидеть разве только в музейных фондах. Так, при разборе старых поступлений Нижнетагильского музея-заповедника хранителям фондов попал на глаза интереснейший бурак. Как всегда, трижды повторялся на его поверхности чеканный узор, но сам рисунок очень своеобразен и отличается от всех, виденных ранее: две орнаментальные арки напоминают терем, а на его маковке сидит... петух. Ну, чем не пушкинский золотой петушок?!

    Да, богат был берестяной промысел Урала. И по мнению его исследователя В.А. Бородулина, берестяные изделия наиболее полно представлены в собрании именно нашего тагильского музея.

    Теперь в Тагиле, да и вообще на Урале, росписью по бересте не занимаются.

А. СМИРНОВ.

Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 4.03.83.

Главная страница