Роль дворцов культуры в развитии стиля неоклассицизм (г. Нижний Тагил)

    Статья посвящена изучению роли и места дворцов культуры в развития стиля неоклассицизм, в том числе в формировании планировочной структуры города Нижний Тагил. Дворцы рассматриваются в работе как художественное воплощение политических идей общества путем организации пространства.

    История зодчества Урала, активное градостроительное освоение территории неразрывно связаны с системой горнозаводских поселений, получивших впоследствии статус "городов-заводов". В Нижнем Тагиле – колыбели уральской металлургии – в 1930–1950-е гг. в условиях необходимости решения важнейших социально-политических задач и обеспечения достойного уровня жизни населения наравне с промышленным развивалось строительство зданий культурно-бытового назначения. В эти годы для улучшения условий жизни горожан выстроено множество школ, детских и лечебных учреждений, магазинов, библиотек, кинотеатров. Несмотря на это, их строительство постоянно отставало от темпов роста населения и жилого фонда. Из года в год не выполнялись планы строительства культурно-просветительских учреждений.

    В литературе по истории развития Урала явно прослеживается тот факт, что кроме общеполитических и социально-экономических причин, связанных с существовавшей государственной системой, развитие архитектуры Нижнего Тагила было обусловлено и местными условиями.

    В работах А.А. Стригалева [7] говорится о формировании города как крупной промышленной базы стратегического значения в довоенный период, характеризовавшийся переходом от конструктивизма к неоклассицизму (вначале – формирование, а затем – утверждение стиля), резким увеличением промышленного потенциала города в период войны за счет эвакуированных с прифронтовых территорий заводов, когда художественно-эстетические вопросы архитектуры ушли на второй план. Дальнейшее развитие Нижнего Тагила как центра оборонной и металлургической промышленности в послевоенные годы ознаменовалось расцветом неоклассицизма.

    Предпринятые Ю.С. Комратовым исследования указывают на то, что характерными признаками творчества оригинального и яркого периода неоклассицизма являются деталировка, декор и символика. Декоративные приемы, господствующие в 1930–1950-е гг., нашли отражение в архитектуре как гражданских, так и промышленных зданий Нижнего Тагила. Наиболее часто распространено выявление пространства колоннадами, пилястрами, аттиками, цоколями, рустованными поверхностями, карнизами. Миф о "процветании" должны были передавать пышные архитектурные формы: коринфские и композитные капители, барельефы с иллюстрациям снопов пшеницы, лавровые венки.

    Изучая литературу по истории развития Урала и г. Нижний Тагил, можно сделать заключение, что градостроительные принципы проектирования города основаны на региональных особенностях сложившейся схемы размещения крупных промышленных площадок города и рядом временных поселков.

    Неприятие широкими слоями населения идеалов аскетичного конструктивизма, геометрические формы которого были малопонятны, привело к угасанию стиля и изменению принципов архитектурного проектирования. Конструктивизм, получивший развитие в 1920-1930-х гг., создал предпосылки для возвращения неоклассицизма, поскольку контрастировал с традиционными принципами архитектурного проектирования.

    Аналогично другим городам России, подобная "смена декораций", отразившая постепенный переход из одного стиля в другой, произошла в г. Нижний Тагил. Между тем трансформация стиля в провинции проходила с некоторым временным запозданием от столичных городов и под влиянием местных условий и традиций. Умеренный уклад провинциального города и отсутствие высокой концентрации творческих сил архитекторов повлияли на формирование региональных особенностей архитектуры постконструктивизма.

    Продолжительное время в архитектуре постконструктивизма 1932–1936 гг. исследователи, историки и архитекторы видели лишь переходный этап между конструктивизмом и "сталинским" ампиром. Однако это не так.

    "Перелицовка" фасадов конструктивистской архитектуры на новый художественный лад охватывает не только столичные города, но с неизбежностью, обусловленной советской системой управления (это касается и архитектуры), к 1932 г. доходит и до провинции, в том числе до Нижнего Тагила.

    Архитекторы, проектировавшие в начале своей деятельности конструктивистские постройки, вынужденно изменили свои художественно-образные воззрения, переделывали собственные проекты, тем самым демонстрируя отказ от следования конструктивизму. В период с 1934 по 1936 г. фасады зданий, ранее построенные в конструктивистском стиле, начинают "переодевать" в соответствующие "классические одежды".

Таблица 1. Размещение дворцов культуры в структуре города

Административные районы

Тагилстроевский

(Иллюстрация 2)

    (история района началась в 1931 г. ; площадь более 9 300 га, численность населения – более 140 тыс. человек)

Ленинский

    (история района началась в XVIII в.; площадь 373 кв. км, численность населения – около 130 тыс. человек)

Дзержинский

(Иллюстрация 3)

    (история района началась в 1933 г. ; площадь около 43,8 кв. км, численность населения – более 120 тыс. человек)

Жилые районы

    1) Тагилстрой;

    2) Красный Камень;

    3) Гальяно-Горбуновский массив;

    4) Старая Гальянка;

    5) поселок Горбуново;

    6) Рудник имени III Интернационала;

    7) Смычка;

    8) Новая Кушва;

    9) Старая Кушва;

    10) Малая Кушва

    1) Центр;

    2) Выя;

    3) Лебяжка;

    4) ВМЗ;

    5) поселок Кирпичный;

    6) Голый Камень;

    7) Старатель

    1) т. н. Вагонка;

    2) поселок Северный;

    3) поселок Сухоложский;

    4) Валегин Бор

Промышленные предприятия

    1) НТМК – Нижнетагильский металлургический комбинат;

    1.1. ОГП – огнеупорное производство НТМК;

    1.2. КХП – коксохимическое производство НТМК;

    2) НТЗМК – Нижнетагильский завод металлических конструкций

    1) ВГОК – Высокогорский горно-

    обогатительный комбинат;

    2) ВМЗ – Высокогорский механический завод (ныне, после банкротства, состоит из ряда частных, независимых друг от друга предприятий на базе цехов завода);

    3) МИЗ – Медико-инструментальный завод;

    4) НТИИМ – Нижнетагильский

    институт испытания металлов

    1) ОАО НПК "Уралвагонзавод" – Уральский вагоностроительный завод;

    2) УКБТМ – ОАО "Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения";

    3) НТЗТИ – Нижнетагильский завод теплоизоляционных изделий;

    4) НТКРЗ – Нижнетагильский

    котельно-радиаторный завод;

    5) УХП – Уралхимпласт

Дворцы культуры

    1) Дворец культуры металлургов;

    2) Дворец культуры железнодорожников имени Ю.А. Гагарина;

    3) Дворец культуры Рудника имени III Интернационала;

    4) Дворец культуры огнеупорщиков

    1) Дворец культуры "Юбилейный" (не в стиле неоклассицизм)

    1) Дворец культуры имени И.В. Окунева

Иллюстрация 1. Схема генерального плана городского округа Нижний Тагил (на расчетный период до 2030 г.).

Иллюстрация 1. Схема генерального плана городского округа Нижний Тагил (на расчетный период до 2030 г.).

    Можно отметить, что архитектура и градостроительство неоклассицизма – национальные явления, но не потому, что прославляют древние архитектурные образы, а потому, что в них с действительно особой силой отражаются исторические условия существования народа, идеологические установки и социальные потребности страны, первого социалистического государства, в мировом искусстве, науке и технике. Безусловно, архитектура и градостроительство неоклассицизма г. Нижний Тагил являются органическим и самобытным произведением советского времени, ярко отразившим время ускорения индустриализации страны, его социологических и идеологических ориентиров.

    С вступлением на "архитектурную арену" стиля неоклассицизм стало ясно, что необходимо отвести особую роль в застройке центров районов – так называемых "технических" и рабочих поселков – дворцам культуры, поскольку именно они способны воплотить социально-политические идеи времени языком архитектурных форм.

    Клубы и дворцы культуры – центральные объекты города, реально демонстрирующие идею оперирования пространством как в процессе создания объекта, так и в плане невероятно смелой для того времени трансформации пространства при эксплуатации объекта.

    Детальная проработка архитектурных проектов зданий культурно-просветительского назначения в 1930-1950-х гг. основывалась на комплексном подходе. Творческий поиск включал анализ существующей ситуации и ландшафта местности, выполнение градостроительных схем, подготовку решений архитектурно-планировочной структуры, подробную разработку интерьеров с привлечением синтеза искусств (архитектуры, живописи и скульптуры). Это обеспечило высокие результаты при строительстве дворцов культуры Нижнего Тагила, которые по сей день привлекают внимание горожан и гостей города благодаря нестандартным градостроительным решениям, высокой степени архитектурно-художественной выразительности, функциональной логичности, конструктивному новаторству.

Иллюстрация 2. Схема Тагилстроевского административного района г. Нижний Тагил с указанием местоположения дворцов культуры и промышленных предприятий.

Иллюстрация 2. Схема Тагилстроевского административного района г. Нижний Тагил с указанием местоположения дворцов культуры и промышленных предприятий.

    Представленная выше таблица разграничения города на административные районы позволяет проследить взаимосвязь строительства дворцов культуры по отношению к промышленным предприятиям в общей городской структуре (Таблица 1).

Иллюстрация 3. Схема Дзержинского административного района г. Нижний Тагил с указанием местоположения дворцов культуры и промышленных предприятий.

Иллюстрация 3. Схема Дзержинского административного района г. Нижний Тагил с указанием местоположения дворцов культуры и промышленных предприятий.

    С градостроительной точки зрения необходимо отметить, что дворцы культуры – не просто общественные объекты в городской планировочной системе, а важнейшие элементы, формирующие общественные центры предприятий и городских промышленных районов (Иллюстрации 1-3).

    Явно просматривается прямо пропорциональная зависимость количества и масштабности дворцов культуры от наличия промышленных предприятий и их величины.

    Кроме того, необходимо отметить, что в Тагилстроевском районе г. Нижний Тагил наибольшее количество дворцов культуры появилось не случайно. Дело в том, что именно в этом районе промышленные предприятия имеют разную направленность: металлургическое и огнеупорное производство, предприятия железнодорожного комплекса, горнодобывающая промышленность. С этим связана еще одна особенность размещения и декорирования дворцов культуры в зависимости от назначения предприятия. Эта же тенденция подтверждается размещением дворца культуры в Дзержинском районе г. Нижний Тагил. Несмотря на то, что в этом административном районе немало промышленных предприятий, дворец культуры всего один. Это связано с тем, что практически все эти предприятия имеют общую основу – Уральский вагоностроительный завод.

    В целом в планировочной структуре города дворцы культуры играют важную роль объединяющего звена между крупномасштабными членениями застройки промышленных комплексов и мелкомасштабными членениями застройки селитебных районов.

    Неоклассицистские решения проявились в облике таких известных в г. Нижний Тагил сооружений, как здание Дворца культуры НТМК (металлургов), Дворца культуры Рудника имени III Интернационала, Дворца культуры имени И.В. Окунева, Дворца культуры железнодорожников имени Ю.А. Гагарина, Дворца культуры огнеупорщиков.

    При проектировании и строительстве данных объектов просматривается комплексный подход: не только наружная архитектура этих зданий отличается монументальностью, активно демонстрирует синтез искусств (скульптуры, архитектуры, монументальной живописи), но благоустройство территории и убранство интерьеров.

 

Дворец культуры НТМК (металлургов)

    Наибольший интерес представляет здание Дворца культуры НТМК (металлургов), связанное с градообразующим промышленным предприятием. Здание построено в 1952 г. по проекту архитектора В.В. Емельянова, имеет сложное композиционное решение (Иллюстрация 4). Восьмиколонный портик изобилует роскошным декором. Ротонда, украшенная колоннами и пилястрами, скульптуры, установленные на фронтоне, ордер колонн портика способствуют созданию образа величественного, монументального здания. Благодаря мастерству скульпторов В.А. Буланкина и Г.Н. Белоярцевой-Вайсберг, архитектора В.В. Емельянова, здесь сложился синтез архитектуры и скульптуры. Раскинувшийся рядом парк акцентирует значимость здания как градостроительной доминанты.

    Характерными признаками неоклассицизма являются деталировка, декор и символика. Декоративные приемы, господствующие в 1930-1950-е гг., нашли отражение в архитектуре как гражданских, так и промышленных зданий Нижнего Тагила. Прежде всего, это выявление пространства "культуры" колоннадами, пилястрами, аттиками, цоколями, рустованными поверхностями, карнизами. Миф о "процветании" должны были передавать пышные архитектурные формы: коринфские и композитные капители, барельефы с мотивами снопов пшеницы, лавровые венки.

    Интерьеры Дворца культуры металлургов обильно декорированы классическими архитектурными деталями и лепным декором с элементами советской символики, а также живописными полотнами. Все это, воздействуя на восприятие зрителя, создает праздничную атмосферу. Пышность и торжественность декоративных форм и деталей приглушает идеологическое звучание советской символики. Советская символика, присутствующая в виде перекрещенных серпа и молота, пятиконечных звезд, пшеничных снопов и венков, выражает идею торжества советского народа и, безусловно, является прекрасным примером выражения идеологических идей посредством архитектуры.

Иллюстрация 4. Дворец культуры НТМК. 1952 г. Арх. В.В. Емельянов. Фото Е. Р. Бахтиной. 2014 г.

Иллюстрация 4. Дворец культуры НТМК. 1952 г. Арх. В.В. Емельянов. Фото Е. Р. Бахтиной. 2014 г.

    На площадках боковых лестниц декоративные настенные панно демонстрируют сцены встречи рабочего класса с руководящими лицами государства. Роспись плафона так называемого круглого зала выполнена на высоком профессиональном уровне, что усиливает впечатление торжественности и монументальности.

 

Дворец культуры имени И.В. Окунева

    Архитектурно-градостроительная значимость дворца в структуре города не вызывает сомнения. Массивное здание имеет сложное композиционное решение. Центральная часть оформлена величественным портиком, украшенным двумя рядами колонн. Боковые флигели, имеющие самостоятельные малые портики, соединяясь с центральным корпусом переходами, образуют два камерных внутренних пространства. Небольшой подъем пандусов и огражденное балюстрадами пространство перед портиками образуют своеобразные уютные площадки для обзора и прогулок (Иллюстрация 5).

Иллюстрация 5. Дворец культуры имени И.В. Окунева. 1958 г. Арх. Э. М. Залесская.

Иллюстрация 5. Дворец культуры имени И.В. Окунева. 1958 г. Арх. Э. М. Залесская.

    Дворец имеет сложное планировочное решение, в его структуру входит театральный корпус с залом на тысячу мест и вестибюлем, фойе с балконом, артистические комнаты, вращающаяся сцена, оркестровая яма. В левом крыле – малый зрительный зал на двести мест, танцевальный зал и библиотека, в правом – спортивный и выставочные залы, кружковые комнаты и два перехода.

 

Дворец культуры имени Ю.А. Гагарина

    Здание расположено в районе железнодорожной станции Смычка в Тагилстроевском административном районе города Нижний Тагил. Значимость объекту придает сквер, раскинувшийся на прилегающей территории.

    Центральная часть здания, вынесенная вперед, имитирует восьмиколонный портик, а лепнина на фронтоне, демонстрирующая стремящийся вперед локомотив, свидетельствует о связи объекта с железной дорогой (Иллюстрация 6).

Иллюстрация 6. Дворец культуры имени Ю.А. Гагарина. Фото Е.Р. Бахтиной. 2014 г.

Иллюстрация 6. Дворец культуры имени Ю.А. Гагарина. Фото Е.Р. Бахтиной. 2014 г.

    Величественный карниз здания, украшенный ионическим декоративным пояском с кронштейнами, придает ажурную легкость массивному объему.

    Интерьеры Дворца культуры имени Ю.А. Гагарина обильно декорированы классическими архитектурными деталями и лепным декором.

 

Дворец культуры Рудника имени III Интернационала

    Дворец расположен в периферийной части города – жилом районе Рудника имени III Интернационала, здание довольно компактное, имеет сложное композиционное решение (Иллюстрация 7). Акцентирует значимость объекта как градостроительной доминанты раскинувшийся в парадной части сквер.

Иллюстрация 7. Дворец культуры Рудника имени III Интернационала. Фото Е.Р. Бахтиной. 2012 г.

Иллюстрация 7. Дворец культуры Рудника имени III Интернационала. Фото Е.Р. Бахтиной. 2012 г.

    Торжественность зданию дворца культуры с мощным шестиколонным портиком коринфского ордера придают скульптуры, установленные в полуциркульных нишах. Особую выразительность зданию придает гармоничное соединение крупных форм с более мелким масштабом архитектурных элементов на фасаде.

 

Дворец культуры огнеупорщиков

    Здание расположено в Тагилстроевском районе города. Облик здания отличается гармоничной простотой и строгостью форм (Иллюстрация 8).

Иллюстрация 8. Дворец культуры огнеупорщиков. Фото Е.Р. Бахтиной. 2007 г.

Иллюстрация 8. Дворец культуры огнеупорщиков. Фото Е.Р. Бахтиной. 2007 г.

    Центральный фасад дворца культуры оформлен величественным шестиколонным портиком дорического ордера. Полуциркульные ниши и балкон с балясинами над центральным входом придают образу здания легкость и подчеркивают симметрию.

    Оценка значения наследия неоклассицизма в формировании архитектурного облика г. Нижний Тагил необходима для решения проблемы сохранения историко-культурного наследия.

    Рассматривая роль и место дворцов культуры в процессе развития стиля неоклассицизм, необходимо отметить, что это объекты, которые посредством языка архитектуры осуществляли репрезентацию власти, т.е. имели идеологическую направленность, а также являлись инструментом контроля и развития массовой деятельности коллектива конкретного промышленного предприятия.

    Высокие требования к проектным решениям периода неоклассики, необходимость выражения политических тезисов и системы ценностных ориентиров руководящего звена явились предпосылкой к индивидуальному подходу, проведению конкурсного отбора на создание проектов, активным творческим поискам лучших зодчих страны.

    Анализ объектов неоклассицизма, их размещение в структуре города, историко-культурный потенциал позволяют выработать стратегию преобразований исследуемых инвестиционно привлекательных участков и объектов, требующих приоритетного развития в интересах всего города.

    Для того чтобы рассматривать архитектурное наследие неоклассицизма и занимаемые им территории как один из ресурсов развития г. Нижний Тагил, требуется дальнейшее исследование и более углубленная проработка с целью их реабилитации.

 

    Список использованной литературы

    1. Астафьева-Длугач М.И. О концепции города в советской архитектуре конца 20-х годов // Проблемы теории советской архитектуры. М., 1975. Вып. 2. С. 45–52.

    2. Грядов А.В., Мальцев А.В. Нижний Тагил – из прошлого в будущее. Нижний Тагил, 1999 (репринт).

    3. Звагельская В.Е. Стилистика советской неоклассики в архитектуре городов Свердловской области послевоенного периода // Академический вестник Урал-НИИпроект РААСН. 2012. № 3. С. 31.

    4. Звагельская В.Е. Стилистика советской неоклассики в архитектуре городов Свердловской области послевоенного периода // Академический вестник Урал-НИИпроект РААСН. 2012. № 4. С. 24–28.

    5. Иконников А.В. Историзм в советской архитектуре // Архитектура СССР. 1990. № 3. С. 20–27.

    6. Ковалевич В.К. Нижний Тагил / под ред. С. К. Быстрова. 4-е изд., перераб. Свердловск, 1977.

    7. Стригалев А. А., Целиков А. И. Нижний Тагил: жилищно-гражданское строительство / под ред. П. А. Володина. М., 1959.

Е.Р. БАХТИНА.

    Литература: Журнал "Академический вестник УРАЛНИИПРОЕКТ РААСН", №3, 2014.

 

 

Главная страница