Традиции и новаторство в архитектуре города Нижнего Тагила

    Статья посвящена памятникам архитектуры г. Нижнего Тагила Свердловской области. Основное внимание уделено значительным постройкам жилого и культурного назначения, которые не подлежат охране как памятники архитектуры, но являются вехами истории российской архитектуры периода 1920-60-х годов. Эти сооружения во многом определили облик Нижнего Тагила и ярко отражают многогранность содержания, характерного для советской архитектуры.

    Уральский город Нижний Тагил, основанный в 1722 году, в своем первоначальном виде запечатлен на рисунке В. де Геннина 1735 года как поселение, разместившееся по берегам реки Тагила, перехваченной заводской плотиной и окаймленной строениями того времени. Изучение истории архитектурного наследия показало, что этот город-завод был типичным уральским поселением, в котором доминировала предзаводская площадь с заводоуправлением и храмом, окруженная общественными и жилыми строениями. Все сооружения, так или иначе, были связаны с заводом и, постепенно перестраиваясь, поселение приобрело вид индустриального города.

    К настоящему времени сохранились памятники архитектуры: комплекс заводоуправления, заводская плотина, заводские сооружения разных лет. Среди них архитектурными достоинствами русского классицизма выделяются такие постройки как заводская контора, заводской госпиталь, корпус лаборатории и другие постройки города.

    Исследователи отмечали, что застройка Нижнего Тагила первой половины XIX века отличалась стилевой целостностью классицизма, т. е. была включена в общий процесс развития культуры России того времени. Позже город расширялся, и его архитектура, обновляясь, приобрела разнообразие, обусловленное появлением новых зданий с новейшими стилевыми особенностями, формировавшимися на рубеже XIX и XX веков, такими как русско-византийский стиль и "модерн".

    В советское время, с началом строительства крупных промышленных сооружений, территория Нижнего Тагила расширялась, сопровождаясь ростом близлежащих поселений. Одно из них получило наименование "Вагонка". В архитектуре его застройки ярко воплотились идеи индустриального строительства и художественные принципы принесенного сюда конструктивизма. Другой стороной культурного развития городской среды стало отображение взаимодействия традиций предшествующих периодов развития с новой застройкой.

    Распространившиеся в 1920-30-е годы идеи обновления способов строительства повлекли за собой переосмысление путей развития архитектуры и выработку нового взгляда на градостроительство и архитектуру как обновленных явлений индустриального общества с его разными вариантами социального устройства. Как в европейских странах, так и в Советском Союзе, архитектура этого времени рассматривалась как центральное явление индустриального общества. Это проявилось в интересе к развитию архитектуры в Западной Европе, ее индустриальному направлению, которое возглавлял Эрнст Май. М.Г. Меерович, исследовавший процессы распространения идей индустриального строительства жилых районов в поселениях нового типа, показал, что новая застройка отличалась связями с соседствовавшими промышленными гигантами [1]. Рассматривая документацию, связанную со строительством новых городов СССР, он указал на многократные упоминания о строительстве в Нижнем Тагиле, как одном из растущих промышленных центров, в котором воплощались идеи индустриального строительства архитекторами, присылаемыми из Москвы.

Рис.1. Ул. Патона, № 1 / ул. Орджоникидзе, № 23. Фото О.С. Уренёв, 2012

Рис.1. Ул. Патона, № 1 / ул. Орджоникидзе, № 23. Фото О.С. Уренёв, 2012

 

Рис.2. Ул. Ильича, № 22, шк. № 70. Фото О.С. Уренёв, 2012

Рис.2. Ул. Ильича, № 22, шк. № 70. Фото О.С. Уренёв, 2012

Рис.3. Ул. Патона, № 5. Фото О.С. Уренёв, 2012

Рис.3. Ул. Патона, № 5. Фото О.С. Уренёв, 2012

    К настоящему времени в Нижнем Тагиле сохранилось немало построек по своему планировочному и объемному решению относящихся к 1930-м годам. Таковы жилые дома на улицах Патона, Орджоникидзе, Ильича и Дзержинского, выстроенные в русле конструктивизма. Одни из них составляют постройки, выполненные из геометрически правильных объемов в виде параллелепипедов с использованием в композициях фасадов декоративных элементов, восходящих к классической архитектуре. Например, это характерно для жилого здания на улице Патона, № 1 и Дзержинского, № 34. По своему характеру композиции планировочных и объемных решений они близки зданиям на улице Жуковского (8, 20) архитекторов А. Веснина [2] и М. Я. Гинзбурга [3], в которых использованы классические композиционные и декоративные элементы архитекторы.

Рис.4. Ул. Ильича, № 49. Районная баня.Фото О.С. Уренёв, 2012

Рис.4. Ул. Ильича, № 49. Районная баня.Фото О.С. Уренёв, 2012

Рис.5. Городская больница № 1.

Рис.5. Городская больница № 1.

Рис. 6. Пр. Ленина, № 6 / ул. Огаркова, № 5. Гостиница "Северный Урал", 1935 г. Фото 2001 г.

Рис. 6. Пр. Ленина, № 6 / ул. Огаркова, № 5. Гостиница "Северный Урал", 1935 г. Фото 2001 г.

    Сочетание принципов конструктивизма и обращение к традициям художественного языка архитектуры прошлого отобразились в здании районной бани, выстроенной в 1930-е годы на ул. Ильича под № 49. Её выразительное решение определено четко выделенной входной группой, размещенной по средней оси здания, и крыльями с однотипными оконными проемами. Такой прием крупного объема входа, размещенного по средней оси здания, своими корнями уходил в далекое прошлое, к композиционным построениям терм, и позже бытовал как обычный прием для архитектуры сооружений разного назначения.

    Среди застройки 1930-х годов выделяется городская больница № 1, здание которой замкнуло угол при пересечении улицы Максарева и проспекта Вагоностроителей. В материалах 1930-х годов оно упоминалось как "районная больница". Автор проекта не установлен. Здание выполнено в традициях конструктивизма и отличалось выразительностью, характерной для наугольных сооружений, выявляющих пространственный характер решения городской застройки. Пластика фасада указывает на тенденции свободного и живописного осмысления принципов конструктивизма. Для здания характерно сочетание прямоугольных и циркульных форм, обусловленных приемами функциональной планировки сооружения в духе советского конструктивизма, основанного на осмыслении образов времени индустриализации строительства.

    Среди памятников архитектуры Нижнего Тагила 1930-х годов привлекают к себе внимание сооружения с развернутым отображением изменений в стилистике и художественной образности конструктивизма, проходивших как взаимодействие с общим культурным наследием прошлого и местными традициями. Таким ярким произведением является здание гостиницы "Северный Урал". Оно возводилось в 1935 году по проекту архитектора М.М. Федоряко. Известно, что оно включило в себя наугольный двухэтажный дом купца М. Мозгунова, который, судя по снимкам начала XX века, имел облик, типичный для провинциальной архитектуры конца XIX века. С его включением в здание гостиницы были утрачены прежние фасады с их стилевыми особенностями. Основные части дома стали одной из конструктивных частей здания гостиницы. В настоящее время оно замыкает угол улиц Ленина и Огаркова, а по композиции и трактовке форм близко развивавшемуся в 1930-е годы конструктивизму. Однако эта постройка отличается использованием архитектурных форм эркеров, построенных на композиционных принципах классицизма. Так, объемно карнизами с классическими профилями выделены и цокольная часть основания, и венчающие части здания. В то же время характер эркеров и их пластическая трактовка отобразили конструктивистское понимание содержания архитектурных форм.

    Е. В. Домрачева и Н. В. Федяшева представили здание гостиницы "Северный Урал" как произведение постконструктивизма [4]. Тем не менее, это сооружение привлекает к себе внимание своими архитектурными формами, отобразившими сочетание классических композиционных построений с трактовкой архитектурных форм в духе брутального конструктивизма. Это оригинальное соприкосновение особенностей индустриального строительства с традициями архитектуры прошлого воспринимается как эстетическое осмысление достоинств новой архитектуры.

Рис.7. Гостиница "Металлург", угол улиц Металлургов, № 4 и Кутузова, №2. Фото 1997 г.

Рис.7. Гостиница "Металлург", угол улиц Металлургов, № 4 и Кутузова, №2. Фото 1997 г.

Рис.8. Дворец культуры "Металлург", 1952-1953 гг. Фото 2002 г.

Рис.8. Дворец культуры "Металлург", 1952-1953 гг. Фото 2002 г.

Рис. 9. Машиностроительный техникум, ныне Факультет НТИ УГТУ УПИ, 1958 г. Фото 2001 г.

Рис. 9. Машиностроительный техникум, ныне Факультет НТИ УГТУ УПИ, 1958 г. Фото 2001 г.

    В здании гостиницы "Северный Урал", отобразилась противоречивость развития культурных процессов Советского государства второй трети XX столетия. Этот процесс одновременно проходил как в индустриальном строительстве промышленных сооружений, так и в гражданской архитектуре, основанной на принципах конструктивизма. Такие сооружения казались привлекательными своими индустриальными типизированными формами, отражавшими новое содержание художественных устремлений того времени.

    В сравнении с гостиницей "Северный Урал" гостиница "Металлург" – также наугольное здание, замыкающее угол улиц Металлургов и Кутузова. Она отличается иным художественным содержанием своей архитектуры. Построенная в 1950 году, она демонстрирует обращение к прекрасному, воплощенному на основе использования ордерных форм классической архитектуры.

    Это четырехэтажное здание выделяется своей повествовательной жизнерадостной композицией, построенной с помощью пилястр, колонных портиков с пышными капителями и сложных карнизов. На главном фасаде доминируют портики композитного ордера, размещенные по сторонам арочной ниши, заглубленной в середину фасада. На уровне четвертого этажа главного фасада они завершены треугольными фронтонами, опирающимися на пилястры, выведенные по осям портиков первых трех этажей. Третий и четвертый этажи выделены профилированными карнизами, подчеркивающими завершение здания.

    В отличие от классицизма, в котором горизонтальные членения преобладали над вертикальными, в здании гостиницы "Металлург" именно вертикальные элементы играют определяющую роль. Порядок варьирования классических форм ордеров и композиционных схем остался в прошлом. Это здание выделяется свободным использованием архитектурных элементов и декоративных мотивов наследия прошлого. Художественные особенности определены доминированием противоречивых принципов построения, заимствованных из разных архитектурных эпох. Здание гостиницы "Металлург" рассматривается как памятник архитектуры неоклассицизма середины XX столетия.

    Вслед за этими сооружениями в Нижнем Тагиле появились дворцы культуры, театр и другие здания, в которых постепенно возобладало более последовательное использование принципов классицизма. Так, построенный в 1952-1953 годах Дворец культуры " Металлург" позже был переименован в "Дворец культуры НТМК", в настоящее время значится как "Центр культуры и искусства". Автор проекта архитектор В.В. Емельянов. Дворец культуры построен в форме параллелепипеда, увенчан ротондой, обнесенной колоннадой. Главный фасад оформлен восьмиколонным портиком. Другие фасады декорированы пилястрами и полуколоннами.

    Вслед за ним в 1955 г. Нижнем Тагиле строился театр им. Д.Н. Мамина-Сибиряка по проекту архитектор А. Тарасенко [5]. Театр размещен в центре города и составляет один из важных его планировочных и объемных узлов городского пространства. Здание организует площадь вместе с памятником, размещенным перед ним, и играет определяющую роль в планировке центра города. Это произведение неоклассицизма отличается триумфально-торжественными архитектурными формами, выполненными на основе традиций использования архитектурных ордеров. Эта линия развития архитектурных форм проходила в архитектуре ряда ярких произведений неоклассицизма, таких как Дворец культуры Уралвагонзавода им. И.В. Окунева, выполненного по проекту архитектора Э.М. Залесской (Москва, 1958 г.).

    Обращение к использованию архитектурных и декоративных форм классицизма продолжилось и в более поздних постройках Нижнего Тагила 1960-х годов. Линия неоклассицизма продолжалась в трактовке архитектурных и декоративных форм и отчетливо просматривается в здании Машиностроительного техникума – ныне Факультет НТИ УГТУ УПИ (1958 г.). Главный средний объем этого здания, выделенный размерами, получил шестиколонный портик, пропорции которого тщательно выверены, а ордерные формы воспроизведены детально, хотя и с оттенком некоторой стилизации.

    Сравнение между собой упомянутых памятников архитектуры послевоенного времени показывает, что трактовка классических архитектурных форм в довоенное и послевоенное время различалась. В довоенное время она несла символические смыслы, выражающие стремление к прогрессу и научно-техническому совершенству. В послевоенное время в сооружениях неоклассицизма выразилось стремление к традиционным формам прекрасного как вечного стремления человека к гармонии.

    Трактовка традиционных декоративных форм, используемых на протяжении тысячелетий, в середине XX столетия приняла новый характер, выразившийся в некоторой упрощенности, обусловленной типизацией, необходимой при производстве архитектурных деталей и их монтировании на основе индустриальных методов строительства.

    Следует отметить, что в Нижнем Тагиле на протяжении военного и послевоенного времени широко велось заводское строительство, ход которого отражен в специальной литературе. Стремление к прогрессу, отобразившееся в архитектуре конструктивизма довоенного времени, и переход в послевоенное время к архитектурным формам прошлого были связаны с оживлением идеалов гуманистического искусства и архитектуры.

    В 1950-60-е годы, с развитием индустрии послевоенного времени, сосредоточенном на строительстве крупных промышленных сооружений, индустриальные мотивы доминировали и рассматривались символом прогресса. В это же время архитектура города развивалась как жилая среда с застройкой произведениями неоклассицизма, освященными эстетическими образами художественного наследия прошлого. Эти два потока уравновешивались своими противоположными характеристиками, определяя целостность культуры среды обитания человека. Художественная культура, как всеобъемлющее явление жизни человека и общества, во второй трети XX столетия отличалась полярностью своих стилистических характеристик и их взаимным притяжением, обусловленным связанностью поляризованных сторон культуры этого периода истории.

    Такое видение главных особенностей художественного наследия Урала середины XX века представляется важным для понимания и развития архитектурной среды настоящего. Изучение памятников архитектуры города Нижнего Тагила советского периода, дополняет и выявляет ценность его художественного наследия.

    Библиография

    1. Меерович, М.Г. "Рациональное" жилье для России / М.Г.Меерович // Архитектон: известия вузов Дайджест 2011. – С.85-101

    2. Козлова, Л.И. Холодова, Л.П. Архитектура конструктивизма города Нижнего Тагила / Л.И. Козлова, Л.П. Холодова. – Екатеринбург: Архитектон, 2008, – С. 16.

    3. Свод памятников истории и культуры Свердловской области. В 2-х т., Т. 2. Свердловская область. – Екатеринбург: Сократ, 2008 – 647 с. С. 515.

    4. Домрачева, Е.В. Федяшева, Н.В. Поздний конструктивизм: архитектура здания гостиницы "Северный Урал" в городе Нижнем Тагиле

    5. Звагельская, В.Е. Неоклассицизм в памятниках архитектуры Свердловской области / В.Е.Звагельская. – Екатеринбург: НИИМК, 2011. – 160 с.

БУГАЕВА Наталия Ивановна, кандидат искусствоведения, доцент, Уральская государственная архитектурно-художественная академия.

    Литература: Журнал "Архитектон: известия вузов", №40, декабрь 2012.

 

 

Главная страница