Славный путь, длиною в 80 лет

    3 марта 1932 года родилась газета "Уралвагонстрой". С первых дней ее существования сотрудники газеты с помощью печатного слова боролись за ускорение темпов строительства, развитие социалистического соревнования, улучшение бытовых условий тружеников.

    Появление многотиражки не было случайным: еще 30 января того же года нарком промышленности Серго Орджоникидзе поставил перед партийными работниками задачу: "...выполнить во что бы то ни стало программу паровозовагоностроения...и развернуть строительство Нижнетагильского вагонного завода". Сразу же в первом номере прозвучал призыв – "На ударной стройке – работать по-ударному!" 20 июля началось бетонирование фундамента здания ремонтно-строительного цеха – первого цеха завода. 8 сентября прошли митинг и субботник по закладке первого производственного цеха литых чугунных колес. Об этом и сообщила читателям многотиражка "Уралвагонстрой".

    На первых порах газетчики – молодые, жизнерадостных ребята, – старались как можно шире освещать ход строительства будущего предприятия и соцгорода, только начинавшегося складываться из нескольких барачных поселков. Читатели с нетерпением ждали каждого нового номера многотиражки. Заголовки заметок звали на трудовой подвиг, называли имена тех, кто сдерживает поставку материалов для стройки, высмеивали нерадивых и ленивых, посвящая им сатирические стихотворные строки под названием "Беседы бетонщика Мишки про вагонстроевские делишки".

Поэт Александр Твардовский (слева в верхнем ряду) с коллективом редакции. 1948 год.

Поэт Александр Твардовский (слева в верхнем ряду) с коллективом редакции. 1948 год.

    В июне 1933 года газету переименовали в "Вагоногигант". По ее пожелтевшим страницам, сохранившимся в фондах музея истории предприятия, можно зримо представить будни первостроителей. Коммунальный отдел сообщал об открытии первого мебельного магазина "по адресу: шоссе по направлению к домам КФИ". В печати появились объявления о гастролях артистов, спектаклях Нижнетагильского театра драмы и комедии, а также о санпоезде, в котором организована "баня для строителей с бесплатной выдачей мыла и полотенца". Особое место уделяла газета возведению жилья для трудящихся. Только за первые пять месяцев 1934 года было построено 192 дома – 1310 квартир. Не забывали и о спорте. Уже в 1935 году газета пишет: "На стадионе построена парашютная вышка. Первые парашютисты Вагонки 22 и 24 января с открытым парашютом совершали полеты с 20-метровой высоты".

    Какими еще интересами жили основатели Вагонки перед Великой Отечественной войной? Образцы мрамора, добытого на Лебяжинском карьере Уралвагонстроя, оценили в Москве и заказали для облицовки одного из столичных дворцов и метрополитена. Успешно действовал в те дни женсовет, в который вошли жены руководства Уралвагонстроя.

    Все новости газета старалась донести до читателя. Печаталась многотиражка в типографии газеты "Тагильский рабочий". Материалы для номера корреспонденты в 30-х годах два раза в день несли сами, преодолевая пешком путь в 14 километров. Несмотря на трудности, строители дважды в неделю получали свою газету.

    Организация многотиражки оказалась на плечах первого редактора, московского журналиста Семена Хайкина, ставшего позднее спецкором УралТАСС и в годы войны погибшего на фронте. В первом составе также работали будущие главные редакторы центральных информационных агентств: Александр Филипчук, Иван Смирнов, будущий корреспондент "Красной Звезды" Леонид Вилкомир, тоже погибший в боях Великой Отечественной. Их детище в 1935-1936 годах поднимало проблемы освоения производства. В октябре трудящиеся завода начали сбор теплых вещей для бойцов, в ноябре – средств на постройку танковой колонны "Свердловский комсомолец".

    Иллюстрировал газету заслуженный художник Украинской ССР Леонид Шматько, полотна которого сегодня можно увидеть в Третьяковской галерее.

    В связи с переименованием Уральского танкового завода газета с 1945 года стала называться "Сталинец". Она писала о профессиональном обучении рабочих, ремонте изношенного оборудования, благоустройстве района. В 1947 году ее редактором стал один из организаторов пионерского движения на Урале Анатолий Суворов, в годы гражданской войны работавший в Губчека. В 50-е годы в многотиражке во весь голос стала звучать тема борьбы за экономию и бережливость. Большой вклад в становление печатного издания сделал редактировавший газету в 60-е годы фронтовик Илья Жемчугов. При нем газета увеличилась по формату, появились новые рубрики "Комсомольский прожектор", "Народный контроль", материалы об изобретателях и новаторах производства. Эстафету развития печатного издания подхватил инициативный, талантливый руководитель Виталий Костромин. Он собрал в редакции квалифицированные кадры, ставшие членами Союза журналистов Татьяну Васильеву, Тамару Руденко, Татьяну Черепанову. Силами редакции стали выпускаться сразу три газеты – печатная, световая и радиогазета. Главное внимание обращалось на перспективные вопросы хозяйственного и социального развития коллектива трудящихся завода.

    В разное время в редакции бывали известные люди – поэт Александр Твардовский, актриса Инна Макарова, режиссер Сергей Герасимов и другие.

    Сегодня газеты отражает темы, созвучные времени. Она продолжает писать историческую повесть о трудовых достижениях заводчан. Подшивки "Машиностроителя" хранятся в архивах и, возможно, перевернув очередную страницу, кто-то из молодых сделает для себя открытие о том, как все было.

Раиса КОЛЕСНИКОВА.

    Литература: Газета "Машиностроитель" от 23.03.2012, №11.

Имени Леонида Вилкомира

    В 1975 году на заводе был учрежден диплом имени Леонида Билкомира. В День печати, 5 мая, им награждались лучшие рабкоры и редколлегия стенгазеты предприятия. К диплому прикладывалась и денежная премия. Кандидаты на эту награду в течение года должны были участвовать в общественной жизни, быть передовиками производства, активными корреспондентами газеты "Машиностроитель" и стенной газеты цеха. Благодаря этому творческому состязанию освещались самые насущные проблемы жизни коллективов.

    Кто же был этот легендарный человек? На его долю выпали самые сложные годы становления многотиражки – тридцатые. Когда началась война, Леонид сразу же ушел на фронт. Находился в составе группы корреспондентов газеты "Красная звезда" по Волховскому фронту. Он задолго до подвига Александра Матросова рассказал читателям военной газеты о трех сибиряках – сержанте Иване Герасименко, рядовых Александре Красилове и Леониде Черемнове, – одновременно закрывших амбразуры трех вражеских дзотов под стенами Новгорода. Благодаря им тяжелый бой закончился победой. Указом Президиума Верховного Совета СССР бойцы были удостоены звания Героя Советского Союза. "Не самосохранение, а самопожертвование – инстинкт героя... Время в бою исчисляется ударами сердца, и каждый удар вмещает в себя и смерть, и победу", – писал обо всем прочувствованном Вилкомир. Он признавался родным, что не может жить и писать по штабным сводкам и донесениям. "Чтобы действительно увидеть войну, наш брат должен идти на известный риск, неужели же у нас не хватит этого минимального мужества!" – восклицал он. Сам он героически погиб в бою с немецко-фашистскими захватчиками. Кроме статей, Леонид Вилкомир писал лирические стихи. Он считал, что воевать можно и как поэту – с вдохновением. Именно такими, деловыми и неравнодушными к окружающей действительности, были те заводчане - обладатели премии имени Леонида Билкомира.

Раиса КОЛЕСНИКОВА.

    Литература: Газета "Машиностроитель" от 23.03.2012, №11.

Ровесница Уралвагонзавода

    Школа № 55 отметила свое 75-летие. 1 сентября 1936 года она открыла двери для детей строителей и рабочих УВЗ. располагалась она на улице Ильича, 22, первым ее директором был Сигизмунд Борейша.

    За эти годы сменилось несколько поколений учеников. среди выпускников школы – член Союза композиторов России, знаменитые врачи, юристы, предприниматели, известные в городе педагоги-новаторы, руководители цехов, отделов, квалифицированные рабочие Уралвагонзавода.

    Новой вехой в истории образовательного учреждения стал переезд в современное здание в 1985 году. На протяжении почти 30 лет школу № 55 возглавляет Зоя Горленко. Всей душой неугомонный директор болеет за благополучие школы: под ее руководством создаются новые предметные кабинеты, залы, выставочные комплексы.

Наталья ЛЯМОВА, председатель родительского комитета школы № 55.

    Литература: Газета "Машиностроитель" от 13.01.2012, №1.

 

 

Главная страница