"Эра Лоренцо"

Уникальный ученый видел развитие своей отрасли на полвека вперед

    На Уралвагонзаводе вышла в свет книга "Эра Лоренцо", посвященная основателю Уральского конструкторского бюро вагоностроения УВЗ – Дмитрию Николаевичу Лоренцо, который на многие десятилетия вперед определил направление развития отечественной вагоностроительной отрасли.

Презентация книги "Эра Лоренцо"

Презентация книги "Эра Лоренцо"

    Издание вышло в свет в год 120-летнего юбилея со дня рождения Лоренцо. В книге раскрывается эволюция отечественного грузового вагоностроения, большой творческий и трудовой путь, проделанный Лоренцо, его опыт успешной адаптации иностранных конструкций и технологий транспортного машиностроения к производственным условиям Уралвагонзавода, а после – по всем вагоностроительным заводам СССР. Дмитрий Николаевич проработал главным конструктором УВЗ в течение 24 лет. Он был назначен на этот пост в 1935 году, а уже в 1937-м нижнетагильское КБ становится головным в СССР по разработке грузовых вагонов. Период деятельности Лоренцо – самый плодотворный в истории УКБВ.

    Основные направления работы КБ под руководством Дмитрия Николаевича – это унификация грузовых вагонов, внедрение новых высокопрочных материалов, использование профильного проката, автоматизация сборочных процессов, прежде всего – электросварки. Под руководством

    Лоренцо и с его участием было разработано более 20 проектов грузовых вагонов различного назначения, среди которых большегрузные 100-тонные полувагоны, цельнометаллические полувагоны из низколегированной стали и универсальные вагоны с раздвижной крышей. К 40-м годам был унифицирован весь железнодорожный транспорт страны – платформы, крытые вагоны, полувагоны.

    К началу 50-х авторитет Лоренцо и его конструкторского бюро был настолько велик, что ему стали поручать разработку тем, связанных с железнодорожным транспортом весьма условно. Так, под руководством Дмитрия Николаевича, на Уралвагонзаводе началась работа по созданию отечественных средств транспортировки криогенных жидкостей и заправочных комплексов боевых и космических ракет. С их помощью были запущены все космические корабли СССР – от первого спутника земли до системы "Буран-Энергия".

    Над книгой "Эра Лоренцо" работали ветеран УКБВ, инженер-конструктор Надежда Першхайло и кандидат исторических наук Сергей Устьянцев. Авторы с привлечением большого количества документальных материалов, иллюстраций, чертежей, фотографий представляют стиль, методы работы Лоренцо и, конечно, личность этого выдающегося человека.

    Несмотря на масштабы деятельности Дмитрия Николаевича, результаты которой для УВЗ и для всего отечественного железнодорожного машиностроения имеют огромное значение, о самом нём всегда было мало что известно. Смелый, беспощадный в вопросах производственных, в жизни Лоренцо был человеком скромным и закрытым. Возможно, на его характер повлияли Гражданская война и тени репрессий, но многие коллеги до сих пор отмечают "неуловимость" его личности. Государственными наградами Дмитрий Николаевич также не был избалован.

    А инженером Лоренцо был не просто талантливым, а уникальным. Он на полстолетия вперед видел развитие своей отрасли. "Человек, опередивший время" – так говорят о нём не только на Уралвагонзаводе. И до сих пор к идеям и проектам Дмитрия Лоренцо обращаются современные российские учёные и конструкторы.

    Литература: Газета "Тагильский вариант", №36(85) от 18.10.2012.

Дмитрий Лоренцо – человек, опередивший время

    Большим событием в культурной жизни общественности стал выпуск на Уралвагонзаводе уникального научно-популярного издания – книги, посвященной 120-летию со дня рождения Дмитрия Лоренцо, выдающегося инженера, чья трудовая деятельность тесно связана с Нижним Тагилом.

На презентации книги "Эра Лоренцо"

На презентации книги "Эра Лоренцо"

    Презентация книги "Эра Лоренцо" состоялась в музее истории Уралвагонзавода. Научно-популярное издание повествует об опыте успешной адаптации иностранных конструкций и технологий транспортного машиностроения, который осуществил один из талантливейших главных конструкторов УВЗ Дмитрий Лоренцо. На ответственнейшем посту он находился в трудные 1935 – 1959 годы. Авторы книги – кандидат исторических наук Сергей Устьянцев и ветеран УКБВ Надежда Першхайло – сумели найти большое количество документальных материалов из десятков архивов, чтобы рассказать о стиле и методах работы Лоренцо, масштабах сделанного конструкторским бюро в области грузового машиностроения. Дмитрий Николаевич, как и бывает у гениальных людей, был прозорлив. Он разглядел на многие годы вперед развитие отрасли.

    – Все началось с доклада, который я сделала для сотрудников УВЗ о "Человеке, опередившем время", – рассказала об идее выпуска книги Надежда Першхайло. – На нашем предприятии помнят этого талантливейшего человека. Большую часть проблем, которые он решал в XX веке, он обозначил для себя еще в тридцатых–сороковых годах. Доклад вызвал интерес, высказывались пожелания, чтобы о Лоренцо узнали все, кто любит и уважает нашу историю.

    – Мы старались показать эволюцию отечественного грузового вагоностроения на фоне развития отрасли в Соединенных Штатах Америки, странах Европы, заглянув в более глубокую историю. Работать над этим было интересно, но очень сложно, потому что каждая цифра и факт требовали документального подтверждения, – сказал Сергей Устьянцев. – Следовало охватить огромный период времени, пройти по его важнейшим этапам, крутым поворотам.

    Родившись в семье православного священника, Дмитрий Лоренцо должен был пойти совсем другим путем. Никому неизвестно, что направило его на инженерную стезю. В 1913 году он поступил на механический факультет Киевского политехнического института. Получив диплом, стал активным участником реконструкции старого вагоностроительного завода "Красный Профинтерн" в Брянской области. В 1931 году его перевели в Нижний Тагил. УВЗ строился по образцам лучших американских предприятий. Во всех цехах была устроена поточно-конвейерная технология. Здесь впервые осваивалось производство литых деталей автоматической сцепки, электрическая сварка применялась в больших, невиданных для страны масштабах. В тридцатые же годы Лоренцо определил для себя основные направления деятельности в области грузового вагоностроения: внедрение высокопрочных недорогих легких материалов, использование технологичного профильного проката, автоматизация сборочных процессов и прежде всего – электросварки. Ради этого Дмитрий Николаевич стал больше чем конструктор: штурмовал министерства и главки, добывая лабораторное оборудование и новую зарубежную техническую литературу. Не избежал Лоренцо и разработки тем, связанных с ракетно-космической отраслью. В 1970–1980 годах наибольшая часть его идей и предложений претворилась в жизнь, но как высказались авторы книги, кое-что из наследия Лоренцо еще ждет исследования. На Уралвагонзаводе с большим почтением относятся к памяти выдающегося конструктора. Для лучших студентов НТИ (ф) УГТУ – УПИ – стипендиатов предприятия – в 2005 году учреждена премия имени Дмитрия Лоренцо.

    Для научных чтений в национальный технический университет Украины отправлена в подарок книга о славном человеке. Взамен выставочный комплекс Уралвагонзавода ждет материалы, связанные с периодом его учебы в институте, трудовой деятельностью в Украине.

Раиса КОЛЕСНИКОВА.

    Литература: Газета "Машиностроитель" от 26.10.2012, №42.

 

 

Главная страница