Прогуляемся по Вагонке…

Разворот книги "Прогулки по Вагонке"

Разворот книги "Прогулки по Вагонке"

    В музее истории Уралвагонзавода прошла презентация фотоальбома "Прогулки по Вагонке". Это первое издание из серии, которая выйдет в свет к 75–летию головного предприятия научно–производственной корпорации "УВЗ".

    В красочном, прекрасно иллюстрированном издании рассказывается об истории возникновения и развития Дзержинского района, или Вагонки, как его называют жители Нижнего Тагила. В основу текста легли факты, собранные сотрудниками музея истории УВЗ за 40 лет работы. Многие из этих сведений опубликованы впервые.

    На страницах фотоальбома исторические фотографии соседствуют с современными, чтобы читатель мог оценить, как менялся облик района. Однако предметом разговора становятся не только особенности архитектуры Вагонки, без которых немыслим второй по величине город Свердловской области, но и, конечно, ее жители. Это – первостроители завода, рабочие, педагоги и врачи. А также известные на всю страну ученые и инженеры, деятели искусства и культуры, в разные годы жившие в районе. Имена многих из них увековечены в памятниках, названиях улиц и на мемориальных досках.

    Совсем скоро жители Нижнего Тагила смогут по достоинству оценить новую книгу о Дзержинском районе. Каждый из филиалов городской библиотеки получит в подарок по экземпляру "Прогулок по Вагонке".

    Литература: Газета "Весь Тагил" от 04.08.2011, №30(53).

Новая книга о Вагонке

    В свет вышла книга-фотоальбом "Прогулки по Вагонке". Это – первое издание из трех, которые будут выпущены к 75-летию головного предприятия корпорации. Презентация книги состоялась в музее истории завода.

    – Авторский коллектив увлеченно работал над этой книгой, – рассказала директор музея Алла Пислегина. – Интерес к истории нашего района, его оригинальной и неповторимой архитектуре, культуре был повышенным всегда. Мы собрали и обобщили важные сведения, материалы, накопленные сотрудниками музея за четыре десятилетия. Среди них – немало изданных впервые. Рассказать о любимой Вагонке и ее достопримечательностях решили, прогулявшись по району вместе с читателями. Здесь произошли знаменательные и важные события, оказавшие влияние на жизнь города, прозвучавшие на всю страну и услышанные за рубежом. Здесь жили известные ученые и инженеры, именитые рабочие, маститые педагоги и врачи, деятели культуры. Имена славных людей носят улицы, они увековечены на мемориальных досках и памятниках.

Марат Ибрагимов и соавтор книги Мария Чмель

Марат Ибрагимов и соавтор книги Мария Чмель

    Взяв в руки книгу, читатель найдет в ней исторические снимки, соседствующие с современными. Всматриваясь в облик комиссаровских бараков городка Уралвагонстроя 30-х годов, главные магистрали – улицы Сталина и Ленина, – ориентированные на проходные завода, видишь разительные перемены последних десятилетий в жизни Вагонки. Ее фотолетописцами стали известные в городе фотохудожники, неоднократные победители творческих конкурсов Сергей Кузнецов, Людмила Иванова и Ольга Пермякова. Над оформлением и дизайном, цветокоррекцией и версткой работали сотрудники управления 76 Ирина Лучанкина и Марат Ибрагимов.

    – Такой серьезной работой я занимаюсь второй раз, – признался Марат. – Первая посвящалась городу и называлась "Нижний Тагил на перекрестке веков". Она вышла большим тиражом, пользуется огромным спросом. Новая книга будет интересна всем – школьникам и студентам, изучающим историю района, детям и внукам первостроителей, ветеранам, вспоминающим дни молодости. Старые снимки потребовали доработки – изображения на них не такие четкие, как у современных. Такое творчество, как работа над книгой, увлекает, в него вкладываешь всего себя.

    Марат Ибрагимов – инженер-дизайнер по полиграфии. В этой должности работает около 20 лет. Он подготовил к выпуску еще одну книгу – об истории развития тагильского хоккея, автором-составителем которой является старейший любитель этого захватывающего вида спорта Исаак Скобло.

    Кроме того, готовятся к печати три части монографии "Уралвагонзавод в 1945-1950 годах", а также исследование С.В. Устьянцева "Эра Лоренцо", рассказывающее об истории проектирования грузовых вагонов.

    – У Вагонки – богатая история, – сказал Сергей Морев, начальник управления по связям с общественностью УВЗ. – По оценке специалистов, район считается лучшим в городе, его строили талантливые люди. В нем гармонично сочетаются стили советской и современной архитектуры. Его жители, а они в большинстве своем уралвагонзаводцы, внесли огромный вклад в развитие города, Урала и страны в целом. Об этом и рассказывает уникальное издание, подобных которому в Нижнем Тагиле не было. Надеюсь, читатели это оценят.

Раиса КОЛЕСНИКОВА.

    Литература: Газета "Машиностроитель" от 12.08.2011, №59.

"Город-коммуна, город-мечта..."

    "Вагонка – это город в городе", – так часто говорят и сами тагильчане, и гости Дзержинского района. Здесь есть все: промышленные предприятия и хлебозавод, больницы и поликлиники, лыжная база и стадион, дворцы водного и ледового спорта, два пруда и профилакторий, муниципальный театр и развлекательный центр с кинотеатром и боулингом, торговые центры и супермаркеты, школы и детсады, дворец культуры и музей истории...

    А теперь появился и путеводитель по улицам и местным достопримечательностям – фотоальбом "Прогулки по Вагонке", посвященный 75-летию Уралвагонзавода.

Аэродром ждет своих исследователей

    Авторы Алла Пислегина и Мария Чмель постарались сделать книгу интересной и для краеведов со стажем, и для школьников, и для тех, кто просто любит гулять по дворам и улочкам родного района. Кроме того, исторические сведения, интересные факты и многолетние наблюдения удачно сочетаются с фотоматериалами из архивов выставочного комплекса УВЗ и строительного треста 88 и дополняются современными фотографиями, сделанными Ольгой Пермяковой, Сергеем Кузнецовым, Людмилой Ивановой.

    Материалы издания ненавязчиво напоминают, что: "Вагонка возникла как жилой район ударной стройки первой пятилетки. Летом 1931 года в тайге появилась бригада строителей, которая взялась за расчистку территории. Эти десять человек жили в палатках и юртах..." В 1933 году здесь проживали уже 11 200 строителей и членов их семей, были построены 16 брусковых домов, а 106 бараков различались по степени комфортности: комиссарские, каркасные, фанерные, стандартные, дерновые. И в июле 1936-го, когда Вагоностроительный район переименовали в Дзержинский, здесь на 30 тысяч человек было 600 домов, 26 улиц, две поликлиники, парк культуры и отдыха. "Это не просто жилой район, примыкающий к заводу, а город, имеющий свою "идеологию". Город-коммуна, город-мечта, где людей объединяет не только общность труда, но и новая жизнь, новый быт и новые социальные отношения", – пишут авторы "Прогулок".

Алла Пислегина, одна из авторов новой книги.

Алла Пислегина, одна из авторов новой книги.

    В книге есть как общеизвестные факты, так и информация, ждущая своих исследователей. Например, до сих пор продолжается поиск материалов о заводском аэродроме, который в середине прошлого века находился на месте нынешнего микрорайона Алтайский. Авторы книги пишут: "Самолет, выделенный в распоряжение Уралвагонзавода, использовался не только по заводским делам, но и по заданиям руководства Нижнего Тагила. В годы Великой Отечественной войны на заводском аэродроме испытывались знаменитые штурмовики Ил-2, выпускавшиеся авиационным заводом № 381, эвакуированным на Уралвагонзавод".

Где эта улица, где этот дом?

    О путеводителе по улицам Вагонки мечтал каждый, кто хоть раз плутал здесь в поисках нужного адреса. Не все же способны догадаться, что один дом с двумя арками имеет сразу три адреса: ул. Энтузиастов, 2, ул. Окунева, 31, и пр. Ленинградский, 1. А кто хоть раз, будучи пассажиром маршрутки № 7, не слышал такой диалог?

    – Остановите у церкви.

    – У которой?

    – На улице Ильича.

    – Они обе на Ильича.

    – Возле конечной остановки трамвая №10!

    – Они обе у конечной! Вам нужна та, что у танка, или ближе к кладбищу?

    Кстати, танков на постаменте в районе тоже два, и памятников Дзержинскому –два...

    Конечно, фотоальбом не путеводитель, но сориентироваться в особенностях застройки Вагонки обязательно поможет. К примеру, здесь есть две карты, благодаря которым можно понять, где начинаются и заканчиваются улочки, проулки и проспекты Дзержинского района: Лесная, Сибирская, Майская, Уютная, Авиационная, Коминтерна, Тельмана, Балакирева, Застройщиков, Энгельса, Глеба Успенского, вторая Парковая... Правда, второй ее называют лишь единицы тагильчан, которые еще помнят, что была первая Парковая, переименованная в 70-х годах в честь директора Уралвагонзавода Ивана Окунева.

    Неоднократно на карте района появлялось и имя Железного Феликса: сначала Дзержинским стал район, а потом и одна из маленьких улочек, но в конце 70-х ее переименовали в Машиностроителей, отдав громкую фамилию одному из центральных проспектов – бывшему бульвару Хмельницкого, который до 50-х был известен как улица Советская.

    Частая смена уличных имен – одна из особенностей Вагонки. Была улица Сталина – стал проспект Вагоностроителей, улица Ленина влилась в Ильича, Хвойную переименовали в Максарева, Театральному проезду дали имя Патона, Карла Маркса заменили на Энтузиастов... Кроме того, жителям центральной части Нижнего Тагила благодаря книге станет понятнее, почему в Дзержинском районе так много "поселков": Северный, Восьмой, Девятый, а ветераны до сих пор говорят про поселки Красный Бор, Петриковский, ТЭЦ и другие.

Осталась память

    По словам директора выставочного комплекса Уралвагонзавода Аллы Пислегиной, идею "Прогулок" подсказали школьники и студенты, которые из года в год обращаются в музей за информацией по истории улиц и домов Вагонки. И теперь, когда новая книга появилась в библиотеках города, она может стать одной из самых популярных не только у учащихся, но и у их родителей.

    Многие ли жители домов проспекта Вагоностроителей знают, что "здесь нашли свое отражение все стили, существовавшие в советской архитектуре XX века": сталинский ампир, конструктивизм, "Победитель" с лепными фронтонами, колоннами и башенками? Электронная версия historyntagil.ru. А кто сам, без подсказки, назовет местонахождение всех 16 исторических и культурных памятников и 21-й мемориальной доски Дзержинского района? Да и о том, что в 30-х годах из-за отсутствия нормальных бытовых условий был норматив "одна помывка на 35 дней" и новая баня, красующаяся на улице Ильича, стала спасением для Вагонки, помнят лишь ветераны.

    Нет уже парашютной вышки у стадиона и парка аттракционов возле Дворца культуры имени И.В. Окунева, знаменитых литых лягушек на фонтане в Пионерском скверике и скульптур горниста, барабанщика, матери с ребенком... Но есть книга "Прогулки по Вагонке", где каждый может увидеть фотографии и прочитать рассказы о бывших и нынешних достопримечательностях района.

Людмила ПОГОДИНА.

    Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 21.09.2011.

 

 

Главная страница