Образ уральского города в нон-фикшнлитературе (на примере книги "Нижний Тагил")
Книга "Нижний Тагил" (четыре издания: 1945 г., 1961г., 1964 г., 1972 г.) представляет собой попытку осмыслить уникальный феномен уральской горнозаводской цивилизации, "горное гнездо", где промышленность была организована не в виде бизнеса, а в виде государства со своим правительством (Горным управлением), войском (Горная стража) и крепостными рабочими, прикрепленными к заводу. Нижний Тагил – важнейшая часть этой цивилизации, "столица демидовского царства".
Ключевые слова: нон-фикшн литература, трэвелог, образ уральского города, Нижний Тагил.
Книги о городах России играют важную роль в конструировании идентичности горожан посредством формирования образа мира, определения места и роли в нем собственного города, а также поддержания стереотипов восприятия других городов и памятных мест, запечатленных в исторической и культурной памяти. Текст, адресованный широкой аудитории, написан доступным языком и отличается лаконичностью. Он не только используется в качестве матрицы культурных стереотипов и символов, но выступает механизмом формирования общественных предпочтений, становится индикатором трендов государственной и региональной политики, официальной историографии. Часто книги о городах становятся вместилищем общепризнанной и разделяемой жителями точки зрения на интерпретацию культурных и исторических событий.
Безусловно, подобные книги – не учебники и не научные монографии, это образцы просветительской, популярной, краеведческой литературы, т.е. принадлежат к жанру нон-фикшн. Нон-фикшн (буквально, "без вымысла") – прозаическое литературное произведение, деловая или критическая проза, синоним понятия интеллектуальной и некоммерческой литературы вообще. Прежние термины документалистика, очеркистика, путевая и мемуарная литература явно не охватывают всего содержания жанра нон-фикшн. В области советского нон-фикшн не сформировалось исследовательской базы, представлений о жанровом каноне, авторитетах, кроме, разве что, книг Н. Островского и Л. Брежнева.
Попытаемся нарисовать образ Нижнего Тагила, опираясь на жанровые особенности одного из видов нон-фикшн – трэвелога. Трэвелог – путеводитель, путевые заметки, книга, насыщенная живыми свидетельствами путешественников и жителей. Среди таковых: общепризнанные авторы П. Бажов (редактор), Д. Мамин-Сибиряк, М. Шагинян, Е. Патон и обычные тагильчане Л. Шмаков, Е. Гаев и другие.
Эта книга – не банальный путеводитель Томаса Кука, но и не исторический труд. Особое значение имеет репрезентация образа "старого времени", по отношению к которому современные тагильчане выстраивают собственную идентичность. Нижний Тагил XVIII-XIX вв. выступает конституирующим Другим, само существование которого придает форму коллективной идентичности тагильчан: "Нижне-Тагильск – целый город, 32 тыс. жителей, с широкими улицами, с прекрасными церквами, с монументами на площадях, все дышит чем-то почтенным, устоявшимся и не вчерашним" [2, 91]; "это большой город, хорошо обстроенный и прекрасно содержимый, он очень красив" [2, 74].
В 1941 г. Нижний Тагил стал известен эвакуированным жителям Ленинграда, Харькова, Днепропетровска и т.п. Город XX в. описан в очерках многочисленных приезжих – И. Ликстанова, Б. Дижур, Б. Рябинина: "Нижний Тагил имеет свою гамму огней. Электрические белые солнца горы Высокой, оранжевый блеск доменных шлаков, зеленые вспышки электросварки, изумрудные и рубиновые светофоры на железнодорожных путях – это огни большой и бессонной индустрии" [2, 153]. Их статьи были своего рода осмыслением стихии путешествия как стихии современности. Они пытались размышлять о цивилизации Демидовых и определить свое место в ней, они хотели исследовать место Нижнего Тагила на карте социалистической действительности, выявить скрытые возможности для маневра.
Образ горнозаводского рабочего Тагила выстроен в манихейской категориальной сетке "наше"/ "вражье", принятой в советское время. Горожане видят в прошлом только плохое, описывают тяжелый труд на рудниках и заводах. Труд сталинской эпохи тоже очень тяжел, но дает возможность создать образ "крупнейшего промышленного центра, героического города-завода во всем его размахе и могуществе" и помечтать о будущем [2, 245]. Очевидно, что отрицательное отношение тагильчан к дореволюционной жизни обусловлено проекцией "коммунистической нищеты", а зачем советского неблагополучия на сытую жизнь в Нижне-Тагильске. Авторы не выходят за пределы тоталитарного сознания – как в его официозной версии, публикуя победные рапорты товарищу Сталину о движении тысячников или стахановцев, так и в версиях, зависимых от советской идеологии, рисуя картины повседневности в стихах и летописях. Тем не менее, явленный в этих текстах опыт (экзистенциальный, интеллектуальный, политический) нельзя отнести к советскому "мейнстриму", он отличается в мелочах: тагильском говоре, деталях городского быта.
Трэвелог – это способность преодолеть все и выжить в новых, иногда чрезвычайных обстоятельствах. Именно так все и было с 1931 по 1954 гг., Нижний Тагил стал зоной бедствий и страданий, Тагиллагом (49 спецпоселков, зон, концлагерей, пересыльных тюрем) [4], городом репрессированных. Условия содержания 500 тыс. спецпереселенцев и заключенных концлагерей были ужасающими. Они научились науке путешествия в ад. Этот образ Тагила появился в воспоминаниях бывших заключенных и трудармейцев, детей репрессированных (Булат Окуджава – сын первого секретаря горкома Шалвы Окуджавы) в конце 80-х гг.: "В бараках люди задыхались от смрада… Попадая в это адское жилье, словно погружались в развороченные внутренности гниющей рыбы… Деревянные топчаны были завалены ворохами тряпок, а на большой кирпичной плите в центре барака в многочисленных горшках и кастрюлях варилась зловонная пища" [1, 17]; "Люди умирали от непосильной работы при очень скудной еде, есть давали чудовищно мало. Поэтому позже я равнодушно смотрел на ужасающие фотографии в Бухенвальде — у нас в лагере происходило то же самое, такие же иссохшие скелеты бродили и падали замертво" [3].
Необходимость идентификации предполагает использование стратегии осмысления Другого. На протяжении XX в. таким Другим в сознании жителей кроме рабочих-мастеров "старого времени" были спецпереселенцы и эвакуированные. Однако рефлексии восприятия этих людей как Других не произошло. В книге нет упоминаний о Тагиллаге, военнопленных, немецкой трудовой армии. Связано это со многими причинами, к сожалению мало исследованными в отечественной историографии. Новый Тагил нарисован только праздничными красками.
Трэвелог открывает для путешествий в новые земли. Тагил не стал открытым городом, местом паломничества или экскурсий, на долгие десятилетия остался одним из самых закрытых городов СССР.
Если современный трэвелог – следствие свободного времени для путешествий и достаточного количества денег, то трэвелог образца 1945 г. пытался решать общую задачу формирования новой модели поведения.
Трэвелог откликнулся на увлечение дауншифтингом – добровольное понижение социального статуса и интерес к кочевому стилю жизни. Можно ли считать дауншифтингом вербовку на стройку или труд спецпереселенцев?
Книга "Нижний Тагил" о загадке тагильчан, "кто из-под дубка, кто из-под липки. Одних завела воля, других неволя. Всякие пришлые люди – бобыли, дезертиры и ссыльные – собирались на Гулящих горах возле Нижне-Тагильска, заращивали бритые лбы, а потом степенились и делались понемногу мирными тружениками"[2, 26]. Она о Великих предках.
Трэвелоги – это талантливые глаза и уши, это осведомленность и любопытство, открывающие читателю новый мир, города и страны. Трэвелог – это одновременно музей нашего воображения, туризм и литература. Эти опыты резонируют с современным культурным состоянием, являясь актуальным именно сегодня. Первое издание книги "Нижний Тагил" демонстрирует приращение исторического смысла, становясь некоей метафорой, выходящей за границы собственно авторского опыта и способной по-новому придать смысл современному взгляду на прошлое города.
Игнатова Н.Ю.
Список литературы:
1. Быков Д. Булат Окуджава. Главы из книги. Вступительная заметка автора. // Дружба народов, 2008, № 11. С. 5-36.
2. Нижний Тагил. / Под ред. П. Бажова, ОГИЗ, Свердловское областное государственное издательство, 1945. – 248 с.
3. Раушенбах Б. В. Постскриптум. – М.: РГБ, изд. "Пашков дом", 1999 //http://vk.com/wall-18181383?q=%23%D0%93%D0%A3%D0%9B%D0%90%D0%93. Дата обращения 22.01. 2014.
4. Схема Тагиллага /http://historyntagil.ru/7_00.htm. Дата обращения 20.01.2014.