Вся жизнь в букетах

Ираида Арефьева    "Букет Ираиды Агеевны" – так называется новая выставка, открытая в музее истории подносного промысла. Посвящена она 100-летию тагильской мастерицы Арефьевой.

    Один поднос, несколько эскизов, трудовая книжка, десяток газетных публикаций... Вот и все, что осталось потомкам. А ведь про мастерство Ираиды Агеевны, тогда еще не Арефьевой, а Трекиной, газета "Тагильский рабочий" начала писать уже в 1937 году. Кстати, в публикациях "Тагильские подносы" и "Рождение подноса" есть немало интересных фактов, например, таких: за смену две работницы должны были вдвоем разрисовать букетами 100–105 подносов.

    Представляете, сколько на счету Ираиды Агеевны должно быть работ, если разрисовывать подносы она начала в 1931 году в артели "Металлист"? А в фондах музея–заповедника сохранился только один, тот, который мастерица расписала в 1972-м и посвятила 250-летию Нижнего Тагила.

    – Мы ищем и другие , – сообщила сотрудник музея Елена Устюгова. – Дело в том, что в те годы было не принято писать свое имя на подносе, поэтому нужно детально изучить технику Арефьевой, чтобы понять, она написала данный букет или нет. Но одну отличительную особенность письма мастерицы мы уже нашли – ее цветы всегда имеют плавные, округлые лепестки.

    Ведет свои поиски информации о жизни и творчестве Ираиды Агеевны и ее двоюродный внук Роман Арефьев, ставший инициатором юбилейной выставки. Задача была бы легче, если бы он смог изучить личное дело родственницы, которое хранится в архиве "Эмальпосуды", но современное предприятие, занимающееся выпуском тагильских подносов, не спешит ему помочь. Пока в музей-заповедник от "Эмальпосуды" поступили лишь фонды музея предприятия, в которых и обнаружились трудовая книжка Арефьевой и почетная грамота управления промысловой кооперации при Совете министров РСФСР 1947 года "за достигнутые высокие производственные показатели".

    А эскизы подносов Ираиды Агеевны сохранились благодаря известному тагильскому краеведу Ивану Абрамовичу Орлову.

поднос "Юбилейный", посвященный 250-летию Нижнего Тагила

Поднос "Юбилейный", посвященный 250-летию Нижнего Тагила

    По словам музейщиков, она была хорошей наставницей, и у нее должно быть немало учеников. А, судя по газетным публикациям, тагильские подносы с ее букетами охотно покупали в Таджикистане, Голландии, Бельгии. В постоянной экспозиции музея истории подносного промысла есть фотография Арефьевой, но Роман Леонидович считает, что имя мастерицы все же оказалось незаслуженно забыто. Возможно, свою роль здесь сыграла особенность росписи, ведь с 30-х по 60-е годы прошлого века тагильские подносы расписывали "под Жостово", конечно, с местным колоритом, но с чужими букетами. А когда другая мастерица Агриппина Васильевна Афанасьева вспомнила про "тагильскую розу", Арефьева уже уходила на пенсию.

    У современных художников появилась возможность создавать эксклюзивные вещи, им не нужно ежедневно рисовать сотни одинаковых букетов и "гнать план". Но если бы не было таких людей, как Ираида Агеевна Арефьева, подносный промысел мог и не стать столь любимым и популярным. И будем надеяться, уже скоро музей сможет похвастать найденными работами этой мастерицы.

Людмила ПОГОДИНА.

Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 15.10.2010.

Главная страница