Тагильское рождество

     Наступила зима. Земля, укутавшись белым покрывалом, погрузилась в дрему. Дни стали короткими, солнце ненадолго поднимется над горизонтом и снова уходит, уступая место длинной зимней ночи. В это время православные христиане 40–дневным Филипповым постом готовятся к Рождеству.

    Чинность, строгость и смирение чувствовались во всем. Запрещались общественные увеселения, не приветствовались шумные сборища. Верующие усердно молились, говели, готовясь к причастию, старались не обижать друг друга. С первого воскресенья поста в церкви, во время службы пели рождественские ирмосы (гимны).

    До второй половины XVII века в России в воскресенье перед Рождеством по всем: соборным храмам страны совершалось "Пещное действо" в память известного библейского чуда с тремя отроками, брошенными в "пещь огненную" по приказу вавилонского царя Навуходоносора за то, что они отказались поклониться, как Богу, золотому идолу.

    В быту последняя предрождественская неделя была занята стиркой, уборкой, побелкой, приготовлением скоромной пищи, шитьем – встречать Рождество принято было в новой одежде.

    До конца XVII века сохранялся обычай царской милостыни. Ранним утром кануна праздника государь делал тайный выход в сопровождении отряда стрельцов и подьячих Тайного приказа.

    В "смирной одежде и смирный духом", отправлялся царь в тюрьмы и богадельни, где из собственных рук раздавал милостыню, тюремным "сидельцам, полоняникам, богадельным и увечным". Проходя по улицам, царь раздавал милостыню также нищим и убогим, которые во множестве сходились на московские улицы.

    Канун Рождества называли сочельник, в более раннем произношении "сочевник", потому что первой пищей в этот день строжайшего поста, когда не ели до первой звезды, было "сочиво обварено" – зёрна пшеницы, ячменя, обваренные водой с медом. В России это повечерие Рождества Христова так и называли "скудный вечер".

    Утро встречало православных торжественным звоном колоколов. День Рождества начинался на Руси со славления. В первый день праздника ходили славить по своим приходам батюшки с дьяконами да ребятишки, которые специально учили рождественские песнопения и стихи.

    В Тагиле в ХIX–начале XX веков цикл рождественских календарных обрядов начинался детским колядованием на Филиппов день (заговенье на 28 ноября по новому стилю) накануне рождественского поста. В этот день, последний день мясоеда, когда в большинстве домов стряпали пельмени, ребятишки бегали по улицам с бурачками и напевали под окнами соседей:

    Подайте заговенничка,

    Подайте пирога.

    Хозяева одаривали детей пельменями, и те бежали к следующему дому. Ходили дети и "славить Христа" в день Рождества, как ярко описал этот эпизод своего детства А.П. Бондин в книге "Моя школа".

    До 1900–х годов сохранялось в Тагиле новогоднее колядование – "Таузень" или "Таусень" – молодежное развлечение. Постепенно оно стало детской забавой. А вот ряжение, в котором участвовали как молодежь, так и взрослые, сохранилось как часть праздничных вечерних увеселений. Ряженые – солдаты, кучеры, барыни, цыганки, медведь с поводырем, гармонью и балалайкой входили в дом, приговаривая:

    С шумом двери растворились, все разбойники явились.

    Пала с неба и звезда,

    Явился добрый молодец сюда.

    –Можно?

    –Можно!

    Попить, погулять,

    С красными девушками

    Поплясать.

    Ряженые пели, плясали, величали хозяев. Угостившись, забрав с собой молодежь, отправлялись дальше. Заканчивался вечер танцами в чьем-либо доме.

    Как и на всей Руси, собирались девушки гадать о судьбе, о женихах. Кстати, если парень не был женихом, на вечерках не разрешалось танцевать с ним более двух раз, как и кататься с Лисьей горы на санках –"дровешках" – за этим следили матери и старшие братья девушек.

    С начала XX века широкой популярностью в Тагиле пользовались святочные маскарады в заводском театре, купеческом клубе, в Выйском народном театре. Костюмы брали напрокат или мастерили сами. Чаще всего это были паяцы, клоуны, коломбины, пьеро, арлекины, успехом пользовались национальные костюмы. В клубах устраивались спектакли, в том числе и детские.

    С Рождества начиналось в Тагиле катание на лошадях, с гор, на "катушке" – тип карусели по льду, которая устраивалась на Тагильском пруду. На обоих прудах и у Вогульских кузниц заливали катки для любителей катания на коньках.

    Христианские праздники занимали большое место в общественно-культурном быту тагильчан до 20-х годов, затем они постепенно стали заменяться гражданскими праздниками советской эпохи.

Галина ОСЕТРОВА, заведующая отделом просветительской работы музея-заповедника.

Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 24.12.2008.

Главная страница