Какой Тагил без мастеров?

    Когда говорят о Тагиле, сразу видится Лисья гора, увенчанная сторожевой башенкой, пруд, стоящий чуть поодаль Демидовский завод и украшенное величественными колоннами здание бывшего заводоуправления.

    Вспоминаются сказы Бажова, связанные с нашим городом, имена крепостных умельцев, на века прославивших Тагил. Талантливыми людьми наши края не оскудели и поныне.

    Взять хотя бы тагильский поднос. Подносный промысел возник не на пустом месте. Когда был налажен выпуск листового металла, Демидов, чтобы показать товар лицом, издал указ делать металлические столики по образцу деревянных заморских, шкатулки, подносы... А чтобы те выглядели понаряднее, приказал их расписывать цветами да ягодами, а мастеров направил учиться в Италию.

    Так с XVIII века стал развиваться подносный промысел со своими традициями и манерой письма.

    Сейчас промысел этот, некогда прославивший наш город наряду с изобретениями Черепановых и Артамонова, в упадке. Чтобы не дать ему и другим ремеслам окончательно кануть в небытие, в июне 2008 года была принята муниципальная целевая программа "О первоочередных мерах поддержки народного художественного промысла и ремесел в городе Нижний Тагил (2008–2012 годы)".

Сохранить промысел

    Еще до принятия программы, в феврале 2008 года, по инициативе бывшего заместителя директора завода эмальпосуды по художественно-творческой работе Геннадия Петровича Бабина был создан учебно-производственный центр "Художественные промыслы Урала".

Геннадий Бабин

Геннадий Бабин

    – Подносный промысел – коллективный вид творчества, – считает директор центра Г.П. Бабин. – Если художнику для написания картины требуются холст, краски и кисти, то для изготовления подноса нужен дорогостоящий пресс, штамповая оснастка, металл и т.д. Поэтому без помощи города не обойтись. Если все, что намечено в программе, будет выполняться, тагильские подносы расцветут ярче во сто крат.

    Сегодня мастерам по росписи подносов некому передавать свои знания и опыт: молодежь не пополняет их ряды. В учебных заведениях, по мнению Бабина, дают только приемы письма, а такие знания годятся лишь для кружковой работы. Нужно преподавать по-новому, ставя задачи в процессе обучения, развивая те стиль и манеру письма, которые присущи той или иной ученице. К примеру, если у нее хорошо получаются ягоды, предложить совершенствовать эту роспись, а не навязывать цветы или сюжет.

Лариса Голубецкая

Лариса Голубецкая

    Надо, чтобы в каждой художественной школе работали небольшие творческие группы художниц по росписи подносов, обучая ребят этому мастерству. Когда-то выпускники художественных школ поступали в Уральское училище прикладного искусства, а затем на худграф пединститута, становясь хорошими педагогами, профессиональными мастерами, благодаря которым наша продукция была на высоте, оставляя позади конкурентов – жостовские подносы.

    Жостовский промысел некогда переживал, как и наш, тяжелые времена. Но с тех пор произошли изменения.

    – В декабре прошлого года на выставке "Ладья–2007", –рассказывает Бабин, – я был поражен, насколько выросло их мастерство. Они много взяли от нас: живопись стала многоцветной, традиционный черный фон сменился на цветной, появился трафаретный орнамент. Мы же стоим на месте, живем старым багажом, представляя на выставки старые запасы.

    Тагильская земля не оскудела талантами – надо им только помочь. И появятся тогда на прилавках магазинов новые современные подносы, дешевле прежних, изготовленные из более легкого металла, из утилитарно-декоративных превратившиеся в декоративные. Элементы некогда знаменитого тагильского письма можно использовать в других целях, к примеру – в интерьере, мебели, росписи керамической посуды и плитки. Наладить производство керамики в Тагиле не составит большого труда, а если расписывать изделия в подносной технике, цены им не будет!

Бездомные таланты

    Так назвала газета "Уральский рабочий" мастеров и мастериц, имеющих непосредственное отношение к городскому отделу народного творчества и художественных ремесел, который возглавляет Лариса Федоровна Голубецкая.

    Тагил – город уникальный и не только подносами очаровывает посетителей российских и международных выставок. Тагил первым стал устраивать выставки народного творчества. Они проводятся 13–й год подряд, уровень их с каждым разом становится выше, а работы – профессиональнее, превращаясь из любительских в подлинные произведения искусства.

    И все бы хорошо, но только нет у мастеров и мастериц своего дома, где можно было бы устраивать персональные выставки, разместить библиотеку, музей с коллекцией изделий, проводить встречи, те же семинары и мастер-классы, дома, куда можно просто прийти на консультацию, показать новую работу.

Поднос Веры Полевой

Поднос Веры Полевой

    Все это – музей, библиотека, зал для заседаний и т.д. и т.п. – размещается в одной комнате городского Дворца молодежи (ГДМ), а Лариса Федоровна там – администратор, художник, консультант, менеджер в одном лице.

    Нет у отдела самого необходимого – оргтехники, авторского бланка, заявки на выставки приходится подавать от имени ГДМ. А о финансировании поездок на выставки и говорить нечего. Хочешь съездить – раскошеливайся. Что и делает Лариса Федоровна. В ноябре в Москву, на международный форум по текстилю, она поедет за свой счет, да еще и работы тагильчан повезет.

    Правда, дорогу в Ясную Поляну, на международную выставку лоскутного шитья "Пестрая поляна", оплатил Голубецкой ГДМ. Там она в очередной раз испытала гордость за мастериц из студии "Декор". В ноябре студии исполняется 30 лет. И как дань уважения им в Екатеринбурге, в усадьбе Ощуркова, в зале площадью 600 квадратных метров будут выставлены лучшие панно из драпа, изготовленные за эти годы.

    В других городах к народному творчеству относятся иначе. В Шадринске, например, центр народного творчества – отдельное здание с мастерскими, штатом сотрудников. В Кургане два здания отдано центру развития народных ремесел, одно из которых занято под Выставочный павильон.

    Лариса Федоровна, а вместе с ней те, чье мастерство, фантазия да умение способны сразить даже избалованных заграничных ценителей прекрасного, возлагают большие надежды на программу, которая должна создать достойные условия для развития художественного творчества, и особенно, на такой пункт, как "создание центра народных промыслов и ремесел в муниципальном учреждении культуры "Городской Дворец молодежи".

    Пока реальных изменений не наблюдается. Возможно, из–за того, что приняли программу после утверждения городского бюджета и затраты на реализацию не были предусмотрены. Может, следующий год станет годом добрых перемен?

Надежда ОПАЛЬНАЯ.

Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 12.11.2008.

Главная страница