Возвращение елки

    Праздничную ёлку в год Белого Кролика предписывается украсить старинными новогодними игрушками и вспомнить семейные традиции. Давайте последуем этому совету и вернёмся на 75 лет назад. Представим, как впервые праздновало население Вагонки наступающий Новый год.

    После смерти В.И. Ленина в 1924 году новогодний праздник в России был отменен. Приход Нового года был объявлен вредной "буржуазной традицией", ставить в домах и украшать ели запрещалось. Только спустя 11 лет, 22 декабря 1935 года, по инициативе члена ЦК ВКП (б) П.П. Постышева вышло постановление Центрального Комитета Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи о повсеместном проведении новогодних праздников для детей.

    1 января 1936 года состоялась первая елка в Центральном клубе Уралвагонстроя для учеников школ № 7 и № 8. На вечер пригласили два духовых оркестра. Комитетом комсомола и завкомом профсоюза Уралвагонстроя детям были выданы новогодние подарки. Такую же ёлку провели и в стенах школы № 6.

Первая новогодняя елка в детском саду УВЗ. Воспитатель А.П. Мокроносова

Первая новогодняя елка в детском саду УВЗ. Воспитатель А.П. Мокроносова

    В детских садах района в январе 1936 года также состоялись праздничные елки. В многочисленных клубах и школах Вагонки были установлены ели, украшенные самодельными игрушками, сделанными из цветной бумаги, картона и ваты. А детей приветствовали новые для России персонажи – Дед Мороз и Снегурочка.

    Для взрослого населения выходного дня не предусматривалось. Новый год принято было встречать ударным трудом.

    Уралвагонзаводцев с наступившим Новым годом поздравил на страницах газеты "Вагоногигант" директор Г.З. Павлоцкий. Он пожелал всем цехам освоить запроектированные мощности и дать стране 25 процентов вагоностроительной продукции от общего объема, намечавшегося для выпуска всеми вагоностроительными предприятиями Советского Союза.

    С Новым годом коллектив Уральского вагоностроительного завода поздравили и делегаты проходившего в Москве VIII Чрезвычайного Всесоюзного съезда Советов, на котором была принята новая конституция.

    "Шлю большевистский привет и новогоднее поздравление работникам самого большого в мире вагонного завода, – писал в своем приветствии Герой Советского Союза летчик М.В. Водопьянов. – В новом году, с новыми силами осваивайте технику, боритесь за план, работайте по-стахановски! Не забывайте оборонную работу! Когда понадобится, по первому зову Родины мы вместе возьмем оружие и пойдем защищать свои заводы, свою Родину. Не забывайте авиацию! Становитесь в ряды 150 тысяч летчиков".

    А вот так приветствовал уралвагонзаводцев известный в мире русский писатель:

    "Старый мир жалом фашизма бешено жалит сам себя. Новый мир СССР создает гигантские формы материальной культуры, условия независимости и неизмеримой свободы.

    Желаю в новом году блестяще освоить гигант вагоностроения. Желаю счастья, радости и веселья.

    С горячим дружеским приветом, Алексей Толстой".

    Коллективу понадобилось четыре года для освоения передовых вагоностроительных технологий и вывода предприятия на проектные мощности.

    Никто в стране не предполагал, сколько горя и трагедий принесет с собой 1941 год. Коллектив Уралвагонзавода встретил его рекордными показателями. Впервые был выполнен государственный план выпуска продукции. Её объемы в четвертом квартале 1940 года по сравнению с первым кварталом возросли почти в три раза.

    Первое января по–прежнему оставался рабочим днем. На страницах газеты заводчане рапортовали о своих трудовых успехах и рекордах, делились планами на будущее. Предполагалось многое сделать по укреплению технологической дисциплины, повышению уровня культуры производства. Особое внимание планировалось уделить развитию инструментального производства и ремонтных служб. А в районе вагоностроителей предусматривалось дальнейшее жилищное строительство и благоустройство улиц, парков.

    По традиции с новым 1941 годом уралвагонзаводцев поздравили самые знаменитые люди страны. Среди них был и наш земляк Герой Советского Союза генерал–майор авиации С.А. Черных.

    Дети уралвагонзаводцев смогли провести зимние каникулы в Доме отдыха "Руш". Уже по традиции в школах и клубах в дни школьных каникул устраивались новогодние елки и балы. Праздничные костюмы шили, как правило, из туго накрахмаленной марлевки, ваты и недорогих ситцев.

    Особое внимание уделялось развитию массовой физической культуры. Среди школьников и трудящихся устраивались лыжные состязания и просто походы. На Пихтовых горах был построен трамплин. Особой популярностью пользовалось массовое катание на коньках.

    Для взрослого населения страны полноценным праздником Новый год стал в 1948 году, когда день 1 января был объявлен выходным.

Алла ПИСЛЕГИНА, директор выставочного комплекса Уралвагонзавода.

    Фото из архива.

    Литература: Газета "Весь Тагил" от 13.01.2011, №1(24).

Главная страница