"Магнит, притягивающий с неизмеримой силой..."

    Вся жизнь Алексея Петровича Бондина связана с нашим городом. В 1936 году в статье "За что я люблю Тагил" он писал: "Мы любим свою Родину, прекрасную Родину, освещенную гением Владимира Ленина. А свой край, свое село, где родились, выросли, пережили горе и радость, – магнит, притягивающий с неизмеримой силой какого-то особого чувства, – любим еще больше".

    Родная тагильская земля, взрастившая Бондина, всю жизнь питала его творчество. Достаточно открыть любую книгу писателя, чтобы убедиться в том, насколько хорошо он знал свой край, его природу, людей труда.

    Первые рассказы и повести А.П. Бондина появились в 20-е годы. В них он изобразил события и людей, хоро-шо известных ему.

    Действительный случай с его знакомым Головских, путевым сторожем на дистанции Азиатская – Гороблагодатская, послужил канвой для рассказа "Стрелочник". В повести "Связчики" подробно описаны события 1918 года в Нижнем Тагиле и его окрестностях: формирование отрядов Красной гвардии, подавление кулацкого восстания в Невьянске, похороны жертв революции. Эти же эпизоды вошли в цикл очерков "За красный Урал".

    Тема становления нового человека стала основной в повести "Матвей Коренистов". Угрюмый и нелюдимый, жил Матвей на своем путевом участке. Вихри революции и гражданской войны пронеслись мимо, ничего не изменив в его существовании. Привыкнув жить по старинке, заглавный герой повести не заметил, как пришел конец такой жизни. Вначале он яростно противился вторжению нового. И все же честный труженик Матвей не может плохо работать, он становится ударником и уже другими глазами смотрит на мир.

    Образ Матвея Коренистова удался автору. Да и писал он его почти с натуры. Это хорошо знакомый Алексею Петровичу путевой сторож Головских. А прототипом зятя Матвея Коренистова Саши Игнатьева стал друг писателя – машинист тагильского паровозного депо Дмитрий Александрович Крылов.

    В 1930 году, задумав переработать повесть "Платина" в роман, Алексей Петрович Бондин, в то время слесарь паровозного депо станции Нижний Тагил, взял отпуск и пешком прошел весь Висимский район. Он жил на прииске Красный Урал, в деревнях Бобровке, Захаровке, в Висимо-Уткинске, Черноисточинске. До малейших подробностей изучал он технику старательских работ, быт старателей, новые производственные отношения, изменение психологии рабочих на приисках, особенно тех, где работали первые советские драги. "Интересные Факты, интересные типы, – пишет он в письме к жене, – поехал не зря... А главное, что интересно и ново, – это начало коллективизации старателей".

    Замысел был грандиозен: показать, как на протяжении нескольких десятилетий менялась жизнь и борьба рабочего класса против владельцев приисков.

    Первая часть, где описаны быт и труд старателей дореволюционного Урала, явилась большой творческой удачей писателя. Впечатляюще показаны величие и падение Макара Скоробогатова. В этом образе писатель воплотил черты приисковых тузов, – таких, как Селиванов, Треухов, Шинкаренко, Соболев.

    Роман знакомит нас с целой галереей колоритных уральских типов: это Яков Скоробогатов, штейгер Ахезин, старатель Никита Суриков и другие. Многие из них взяты из жизни. Например, в образе Якова Скоробогатова Бондин изобразил каменщика Высокогорского рудника Вахромова, бывшего старателя. Неунывающий Никита Суриков жил по соседству с писателем, а напротив – штейгер Ахезин. Старообрядец Красильников имел кустарную мастерскую на Большерудянской улице.

    Настоящим уральским колоритом отличаются нарисованные в романе картины горнозаводского края. Вспомним хотя бы такую: "Яков взобрался на вершину самого высокого шихана. Точно взбунтовавшееся море, застывшее с гребнями огромных валов, раскинулось перед его взглядом.

    У самого подножия большое озеро, как на карте и на берегу, с острым шпилем белой церкви, раскинулось село Белоречье. Вдали, в сизой дымке, каменными зданиями белело Подгорное, а остальные строения казались разбросанными пешками. Завод в Подгорном дымил как потухший далекий пожар. Позади утонула в лесистой долине старательская деревня Прохоровка. Там виден Шайтанский поселок, а с этой стороны, как гнездо беркута, прилепился платиновый прииск – Глубокий... Макар долго не мог оторваться от этой панорамы"

    Подгорное – "псевдоним" Нижнего Тагила. А в описании села Белоречье нетрудно, пожалуй, узнать Черноисточинск.

    Повесть "Моя школа" – книга, в которой жизнь рабочего-подростка рассказана языком суровой правды, здесь ничего не вымышлено – ни одного факта, имени. Тут описаны и Авроринский приют, куда попал Алеша Бондин после смерти родителей, и старая школа, где царили крепостные порядки, и демидовский завод с допотопной техникой, с дикими обычаями издевательства над новичками. В повести рассказывается и о волнениях рабочих Нижнего Тагила в 1894 году.

    Труден был путь Алексея Бондина, но он смело шел через "свинцовые мерзости" жизни. На своем пути он встретил настоящих людей – таких, как Борисов, Хорошев, ссыльный Окулов и, наконец, Петр Заломов – прототип Павла Власова, героя романа А.М. Горького "Мать". Каждый этап жизни подростка, юноши Бондина – это новая ступень труда и борьбы. И с каждой новой ступенью поднимается сознание молодого тагильского слесаря.

    Алексей Петрович был влюблен в суровую, полную дикой, своеобразной красоты уральскую природу. Будучи страстным охотником, он на всю жизнь исходил вдоль и поперек лесные дебри, горы, окружающие Тагил.

    Писатель А. Бармин пишет: "...Алексея Петровича я помню в лесу у Анатольской – на охоте за козлами. Оживленный, помолодевший, он угощал меня уральской осенней природой, как хозяин".

    Сборник рассказов "В лесу", созданный для детей, – это своеобразные уральские записки о встречах в лесу, на охоте, на рыбной ловле, смешные и драматические эпизоды, взятые из жизни, Алексей Петрович не придумывал ни сюжетов, ни героев. Он умел тонко подмечать и запоминать каждую деталь, интересную черточку в характере человека.

    Пять рассказов: "Форель", "Шуруй", "Медвежья шалость", "На медведя" и "Тревога" – написаны на материале, связанном с его работой на станции Азиатская. "И вот, когда рассказы были готовы,– вспоминает А.С. Бондина, жена писателя, – рабочие станции узнавали себя в героях Бондина и дивились, как он это заметил, все про них узнал".

    Во многих рассказах сборника привлекают картины суровой и величавой природы Урала. "...Мы поднялись на гору Косматый камень. Подойдя к шихану, я невольно залюбовался. Казалось, что кто-то дикий и озорной жил когда-то здесь, в синих горах. Ходил, перешагивая через долины, ступая с вершины на вершину гор, громоздил каменные городища, бросал тысячепудовые валуны, разламывал их, как каравай хлеба, и раскидывал краюхи в разные стороны. Косматый камень огромной скалой смотрел в необъятную даль".

    Свыше десяти лет работал А.П. Бондин над романом "Ольга Ермолаева", последним крупным произведением, которое он закончил незадолго до смерти. В его основу легла тема становления нового человека, духовный рост личности в условиях советского общества. Роман посвящен событиям первых лет Советской власти на Урале, в нем нарисована волнующая картина борьбы тагильских рабочих с белогвардейцами в 1918 году, рассказывается о развитии заводского производства, о зарождении движения многостаночников в Тагиле.

    В центре произведения судьба женщины. Несколько раз менялся авторский замысел. Вначале это была повесть жизни двоюродной сестры писателе Елизаветы Ермолаевны Тураевой, и роман назывался "Лиза Ермолаева". Но вскоре Бондин увидел ограниченность трактовки произведения, главная героиня которого провела значительную часть жизни в монастыре. Затем Алексей Петрович решил показать образ женщины, ставшей инженером. На I съезде писателей СССР Бондин поделился своими творческими планами с А.М. Горьким. "Покажите простую рядовую женщину, – которая творит чудеса", – посоветовал Алексей Максимович, и Бондин последовал этому совету. Героиню своего будущего романа он встретил на заводе имени В.В. Куйбышева.

    "Наконец-то я нашел то, что искал, – говорил он с воодушевлением. – Девушка комсомолка одна перевернула весь механический цех на заводе... Теперь по-новому переоборудовали, перестроили. И работать стали по-новому". Писателю удалось показать, как простая женщина, пройдя суровую жизненную школу, стала полноправным членом социалистического общества. В этом новом характере, сохранившем особенности Елизаветы Тураевой, уже выступили черты новой советской женщины.

    А.П. Бондин вошел в литературу как вдохновенный певец труда. Своими произведениями он помогает читателям увидеть поэзию родного края, красоту труда своих земляков-уральцев.

Э. ГАЛУЩАК.

Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 04.08.1982.

Главная страница