Сказка на подносе

    Исполнилось 260 лет уникальному "лакирному делу"

    Неуютно я себя чувствовал, когда отправлялся на встречу с педагогом Екатеринбургского Дворца детского и юношеского творчества Любовью Кузнецовой. Даже жалел себя чуток: в то утро свинцовые тучи закрыли небо, дождь хлестал немилосердно, а ветер с такой силой вырывал зонтик, что, казалось, в любую минуту тебя, словно Мэри Поппинс, унесет прямо с тротуара куда-нибудь за горизонт..

    Но уже через несколько минут после того, как я переступил порог квартиры Любови Владимировны, понял, что мир расцвечен совсем не серыми красками, и ливень за окном приносит не раздражение, а ощущение покоя и уюта. Мы пили горячий кофе и говорили о необыкновенно интересных вещах, и я познакомился с тем, за чем, собственно, и напросился в гости, коллекцией тагильских подносов.

    "Люблю все народное"

    Надо заметить, что Любовь Кузнецова личность уникальная. Познакомились мы с ней давно, когда она работала в Асбесте и шила потрясающие костюмы для местных театральных коллективов. Уже тогда ее имя было своего рода брендом, среди артистов считалось, что выйти на сцену в "платье от Любы" это пятьдесят процентов успеха.

    Сама Любовь отмахивается от комплиментов (не любит тратить время на досужие разговоры) и с упоением говорит лишь о самом важном и интересном для нее.

    Можешь считать это громкой фразой, объявила в самом начале нашей беседы, но все, что я делаю и чем живу, продиктовано патриотизмом.

    Никак поначалу не отреагировал я на утверждение громко, конечно, сказано.И лишь потом осознал, что имела в виду собеседница, что значит для нее это слово.

    Я с детства любила все народное, рассказала Любовь. Шила костюмы, что-то мастерила. А какие узоры и орнаменты вышивала моя мама! Патриотизм для меня не просто Родина, это любимый город, в котором долго жила, Нижний Тагил, это детский дом так судьба моя сложилась. И народная культура. Чем больше ее узнавала, тем больше погружалась в этот невероятный мир. И поехала поступать в Тюменский институт искусства и культуры. Вот там-то и решила, что должна не просто любить народную культуру, а что-то сделать для нее. Это мой долг.

    А подносы? Когда ими увлеклась? спрашиваю Л. Кузнецову.

    В институте учились студенты из многих регионов страны, все что-то привозили изделия разных промыслов. И тогда я вспомнила, что в моем Тагиле есть удивительные подносы, и очень захотелось, чтобы о них узнали все. Я так гордилась нашей лаковой росписью по металлу! Очень хотелось, чтобы заговорили и о нас, о тагильском подносе, а не только о Жостово, Палехе, Федоскино, Гжели:К тому же подносы в Тагиле стали делать еще раньше, чем в Жостово.

    И начала собирать их?

    Да. Я привозила подносы в институт, люди восхищались ими, открывали для себя неизвестные страницы истории и культуры. Хотя страницы-то весьма известные тагильские подносы имели громкую славу.

    Тайна старых мастеров

    Именно с середины XVII века начинается отсчет блистательной формы художественной обработки металла на Урале лаковой живописи. Заслуга в создании и развитии уникального ремесла принадлежит заводчикам Демидовым. Масштабно мыслили Демидовы, умели глядеть в самую суть. Строили заводы, изучали недра. Стекался к ним со всей России беглый люд, а среди них немало было и мастеров на все руки. Тех же кузнецов, к примеру. Осознал однажды Акинфий Демидов, что не обойтись им только выпуском металла, да вооружения для высочайшего двора, без развития внезаводского производства, ремесел, изготовления всяческой утвари ну никак нельзя. Создали кузнечно-клепальное дело, медь и латунь пошли в ход. И не только чашки-ложки стали выпускать, но и подносы. И расписывать начали. И пусть поначалу это были не шедевры лубочные красавицы да птицы райские, но уже поговаривать стал о подносах заезжий люд, приглянулись они покупателям.

    Живописно-лакировальное ремесло интенсивно развивалось, но слава пришла лишь с изобретением (приписываемым знаменитым крепостным художникам братьям Худояровым) особого лака хрустального, как его восхищенно называли. Вот в нем-то и скрыта основная тайна тагильского промысла. Невероятен был лак чист, как слеза, и не поддавался никаким воздействиям, не темнел и не коробился. Лакирное дело достигло поистине европейского уровня. И даже в Жостове, где несколько позднее стали выпускать лакированные изделия, также прославившие подмосковных мастеров, не могли постигнуть секрет такого лака. До сих пор химики изумляются лаку Худояровых и пытаются разгадать его тайну. Да-да. Утерян секрет лака в конце XIX века и до сих пор рецептура не воссоздана.

    Немало взлетов и падений познала тагильская роспись по металлу, испытала и поклонение, и практически полное забвение. Менялись стили росписи (от классического многослойного до простенького "махового" письма), сюжеты. У каждой эпохи свои приоритеты, и не раз бывало, что промысел был практически на грани исчезновения. Но всегда, словно Феникс, возрождался.

    :И кошка Лиза

    Люба раскладывает на покрывале свои сокровища так они лучше смотрятся. И предстало моим глазам нечто удивительное. Одно дело читать в мудрых книгах о тагильских подносах, да умозрительно пытаться сориентироваться в стилевых тонкостях, а вот когда все это разноцветье перед глазами:

    Справившись с первыми эмоциями, пытаюсь разобраться:

    А чем же наши подносы отличаются от жостовских?

    А ты посмотри на трехслойный мазок, подсказывает хозяйка коллекции. И главное на то, что изображено. Учись видеть.

    Снова вглядываюсь в изысканные букеты, вычурные орнаменты по бортам подносов, гроздья рябины: Стоп! А ведь все, по большому-то счету, знакомо это ж наши васильки и ромашки, пионы, которые смотрятся словно райские цветы, ягоды-листочки.

    Вот видишь! радуется Люба тому, что не совсем я безнадежен, цветочки-то наши изображали, уральские. В Жостово больше всякой экзотики, пышности, и заканчивается рисунок трилистником. У тагильских подносов шире изобразительные возможности. А вот посмотри, какой свет идет, прямо из центра, и достает невероятно красивый поднос мастера Т. Гуляевой. А вот еще одна сказка, ставит на покрывало другой шедевр, на котором на черном фоне изображены изящнейшие, фантастические цветы, а из темноты, будто сказочная сильфида, появилась стрекоза и готовится сесть на мерцающие магическим светом лепестки ночного цветка.

    Слышишь, словно звон стоит? делится своим восхищением Люба и раскладывает на покрывале новые подносы. А ее любимица черная кошка Лиза вдруг стала прохаживаться между подносами и смотреть во все глаза на гостя: ну а как вам я? Словно сама стала частью творимого в это хмурое утро волшебства.

    Будет ли завтра?

    Во второй половине прошлого века произошло возрождение чуть ли не исчезнувшего тагильского промысла. Помогли москвичи, не давшие окончательно кануть в Лету гордости России. Помогли и старые мастерицы, в частности А. Афанасьева. Даже открылось профильное училище. Нелегко было восстановить технику изысканного письма (проще оказалось в свое время заполонить прилавки "украшенным" грубоватой и аляповатой росписью ширпотребом, а авторские работы, штучный товар оставался невостребованным), но все же это удалось. И заблистали на "звездном небосклоне" имена мастеров Т. Юдиной (ее рябинка на подносах стала всемирно известной), И. Смыковой (автор бесподобных жанровых сценок), С. Веселкова, М. Маркиной и многих других. И пусть секрет "хрустального лака" утрачен, но снова о наших подносах заговорили во всем мире.

    Есть и тревога. Не всем по карману сегодня иметь авторские работы тагильских мастеров, дорогое это удовольствие. Любовь Кузнецова давно уже не пополняла коллекцию новыми раритетами не по карману. Не так востребованы подносы массовым покупателем. И как бы не постиг день сегодняшний кризис "дня вчерашнего".

    Впрочем, некоторая стагнация характерна для многих традиционных промыслов и для Жостово, и для Гжели. Жаль, если превратятся они со временем лишь в музейные экспонаты. А мы и не заметим утраты с присущим нам прагматизмом и в погоне за хлебом насущным. Наверное, в этом и есть патриотизм таких людей, как Любовь Кузнецова, не дать исчезнуть из памяти тому, чем следует гордиться.

Юрий МАРЧЕНКОВ.

    Литература: Газета "Уральский рабочий" от 31.05.2006.

Главная страница