ДК "НТМК" - 55 лет

    "Технически-творческий Зайцев"

    Своим призванием Александр Зайцев, заместитель директора "ЦКиИ" НТМК, считает "создание условий для творчества во дворце металлургов". И последние 20 лет он этим и занимается. Хотя и сам иногда не прочь этими условиями воспользоваться: он участвует в театрализованных капустниках, играет на гармошке и исполняет задушевные песни во время концертов...

    Удивительно, но в этом человеке прекрасно уживаются такие разные черты характера. С одной стороны, он "технарь" с дипломом инженера, с другой - прекрасный администратор и хозяйственник.

    А еще он артист. Александр Зайцев не пропускает ни одного мероприятия во дворце. И на сцене чувствует себя не менее уверенно, чем в рабочем кабинете. То он играет роль мыши трехглавой, то выйдет на сцену ведущим концерта. Он играет на пяти музыкальных инструментах, а гитарой владеет не хуже любого виртуоза.

Александр Зайцев и Вера Давыдова

Александр Зайцев и Вера Давыдова

    При таких талантах Зайцев умудряется любить не артиста в себе, а артистов вокруг себя. Вот, что он говорит о тех, о ком так печется:

    - Артисты - они как дети, а если это звезды, тогда еще сложнее. Они смотрят на тебя сверху вниз и... не замечают. Чтобы общаться с ними, нужен подход. Надо точно знать, о чем с ними сегодня можно говорить, о чем нет. Какой автобус им подать для гастролей, где соломки подстелить. Тем более, что на гастроли я еду, как правило, с ними. На месте приходится решать немало бытовых проблем. Однажды были с коллективом бальных танцев на конкурсе в Италии. В контракте указано проживание в отеле с бассейном. Но привезли нас в отель без бассейна. Пришлось договариваться с администратором конкурса о переселении в другое место. Итальянцы - народ экспрессивный, темпераментный... В итоге девочкам разрешили ходить в бассейн соседнего отеля.

    Повернули реку вспять

Хороший администратор - хороший артист...    - В свое время, когда директор "ЦКиИ" НТМК Вера Федоровна Давыдова заняла свой пост, она поставила вопрос о капитальном ремонте дворца. На протяжении многих лет этим никто не занимался: красили фасад, а что там внутри - никого не интересовало. Что греха таить, планировка дворца была не из лучших: много открытых пространств, холлов, а творческим коллективам разместиться было негде. За дело взялся Зайцев.

    Стену, образовавшую Голубой зал, ныне Президентский, построили за ночь: делали это на свой страх и риск, ни с кем не согласовывая. Но нашлись "доброжелатели", и руководство комбината о переделках узнало. На удивление, им понравился новый зал. И нам дали добро на дальнейшую реконструкцию. Конечно, дворец - это архитектурный памятник. Но ведь он "живой" памятник. Сюда ежедневно приходит заниматься несколько сот детей. Поэтому все, что мы сделали, я считаю, сделали правильно.

    Но главной бедой дворца долгое время оставались грунтовые воды. В конце 80-х во время чистки поймы одной из окрестных речек было нарушено естественное течение грунтовых вод, произошло заболачивание прилегающих территорий и затопление воздуховодов. Частично был разрушен фундамент дворца, в подвальных помещениях разрушались стены. А мы на протяжении десяти лет боролись с грибком, не зная настоящей причины беды.

    В 2000-м, когда дворец собирался посетить президент, руководство комбината в срочном порядке выделило средства и подрядные бригады для ремонта. С этого момента начался капитальный ремонт всего дворца, а не как обычно, фасада. Вот тогда мы и доказали версию о неправильном течении грунтовых вод и о необходимости их отвода.

    Опять же спасибо руководству "Евраза" и НТМК, они пошли навстречу, выделили средства. Для проведения работ пригласили фирму специалистов. Им удалось, казалось бы, невозможное, они практически повернули реку вспять. Пока бурили фундамент, из строя вышли три отбойных молотка. Сейчас наша главная задача - окончить в этом году капитальный ремонт дворца, запустить в эксплуатацию установки приточно-вытяжной вентиляции.

    * * *

    Вот такой он разный и неповторимый, Александр Зайцев.

    - Как же все это уживается в вас, и как вы все успеваете? - спрашиваю его.

    - Я просто люблю жизнь, - ответил Александр Васильевич. - Ведь человеку столько лет, насколько он себя чувствует. Ненавижу скуку и однообразие. И стараюсь не пускать их в свою жизнь. Когда после окончания института пришел на комбинат инженером - конструктором, через несколько месяцев ушел на производство механиком по реконструкции: не выдержал однообразия. Мне в мои пятьдесят рано записывать себя в старики, сил еще много, незавершенных дел не меньше. И надеюсь: дальнейшая моя судьба будет связана с дворцом.

    Зона, свободная от "фанеры"

    "Любая постановка - спектакль, песня или танец - без хорошего музыкального сопровождения, как бриллиант без достойной оправы", - считают в инженерно-техническом отделе "ЦКиИ" НТМК. А для этого труда и времени требуется немало. Да, и еще хорошая аппаратура, программное обеспечение, ну и, само собой, талантливые музыканты, аранжировщики, звукорежиссеры...

    Как у английской королевы

    И со всем этим Центру культуры и искусств ОАО "НТМК" повезло. Особенно, конечно, с коллективом звукорежиссеров, без них все это новомодное оборудование останется дорогим "прибамбасом".

     Руководит инженерно-техническим отделом Виктор Рукавишников, за плечами которого работа и в тагильских музыкальных коллективах, и с группой "Комбинация" в Москве. Но большинству он известен как директор музыкальных программ в ресторанах "Алиса7" и "Маэстро". А также автор многих песен о Нижнем Тагиле.

    - Масштабы, наверное, не те, что в столице, - не могла не поинтересоваться я, - не жалеете, что вернулись?

    - Дело не в масштабах - работы здесь не меньше. Я и в Тагиле занимаюсь творчеством: пишу песни, делаю аранжировки. Здесь это делать приятнее вдвойне - со мной семья, друзья. А в Москве я прожил шесть лет и не приобрел ни одного друга. Этот город как был для меня чужим, даже враждебным, таковым и остался. Может быть, время было такое? Не знаю.

    Мне сейчас никакой Москвы не надо. Посмотрите на коллектив нашего отдела - талантливые музыканты, звукорежиссеры. Один Николай Владимирович Гурьев чего стоит. Многие столичные площадки, не говоря уже о корпоративных дворцах культуры, позавидуют нашему музыкальному оборудованию. Канули в Лету времена, когда на сцене ДК "НТМК" одиноко стояли два "доисторических" динамика и громоздкий стационарный микрофон. Теперь работаем на музыкальной аппаратуре фирмы, аналог которой находится в Букингемском дворце. Она у нас два года, а мы до сих еще пор не испытали всех ее возможностей, настолько они велики.

    Дядя Коля

     Николая Владимировича Гурьева, главного звукорежиссера, не хочется называть по отчеству: у него такой добродушный взгляд и хорошая улыбка, что "дядя Коля", так и просится. Со свойственными ему спокойствием и неспешностью Николай Владимирович рассказывает о себе: о том, как играл в ВИА "Лото" во Дворце культуры железнодорожников, о том, как в 1989 году пришел в ДК "НТМК". О том, что сейчас уже не сидит за пультом звукорежиссера, а занимается только аранжировками. Но когда я прошу его показать, как рождаются эти композиции, он преображается на глазах.

    Передо мной на компьютерном мониторе музыкальная шкала. Из колонок звучат отрывки песен из кинофильма "Мулен Руж". Из всех музыкальных произведений надо создать одно, которое и станет впоследствии музыкальным сопровождением для танцевального номера. Сейчас эти отрывки разные по тональности, по звучанию и никак не ложатся один на другой. Но вот движение компьютерной мыши - и мелодия изменилась до неузнаваемости.

    Или вот - танцевальный номер "Подай балалайку", в исполнении шоу-балета "Альянс", на тему песни "Балаган Лимитед". В ней есть слова, которые детский коллектив использовать не может. Приходится эти слова вырезать, брать другие из отрывка не такой тональности, совершенно иные по звучанию, вставлять в нужное место. В итоге "перестроенную" песню не отличишь от первоначальной.

    Еще у дяди Коли есть прекрасный архив мелодий, звуков, песен: давно забытые марши, звуки музыкальных инструментов. Есть даже речь Молотова и Левитана о начале Второй мировой войны.

    Мастер фонограмм

     Когда Николай Владимирович Гурьев оставил пульт звукорежиссера, это место занял не менее молодой и талантливый Олег Шуман. За его плечами десять лет работы во дворце. И уже немалый опыт работы со столичными звездами.

    - Самое интересное, что более опытные артисты менее требовательны, чем молодежь. В свое время работал с Михаилом Боярским. Отыграли две песни, и он сказал, что доволен работой. Что дальше я могу делать все по своему усмотрению, как чувствую сам. Концерт получился замечательный. Хотя и аппаратура была проще, чем сейчас. А вот девушки из "Лицея", наоборот, слишком требовательны, рано заболели звездной болезнью. Не понравился мне звукорежиссер Алены Апиной, хотя сама она, несмотря на популярность, без претензий.

    Коллективы дворца дают много выездных концертов. Однажды в конце 90-х открывали Новогоднюю елку возле управления комбината. Мороз тогда стоял минус 30, холодина, но зрителей было много. Мы с Николаем Владимировичем и аппаратурой располагались в небольшом автобусе. Где-то к середине концерта мы танцевали возле нашей аппаратуры не хуже, чем участники народного коллектива. Зрители смотрели больше на нас, чем на артистов, и смеялись.

    По словам руководителя отдела Виктора Рукавишникова, лучшая работа звукорежиссера - та, когда слушатели не могут отличить: исполняется песня "вживую" или под фонограмму. И со сцены "ЦКиИ" НТМК не редко звучат музыкальные композиции такого уровня исполнения, что просто теряешься, не веришь, что это живой звук. Огромная заслуга в этом звукорежиссеров инженерно-технического отдела. И пусть такие композиции звучат как можно чаще. И не только со сцены ДК-НТМК".

    Музыкальный цех

    Оркестр популярной и джазовой музыки "НТМК-Биг-Бенд" центра культуры и искусства НТМК - один из символов комбината и Нижнего Тагила. Еще бы, ведь тагильские музыканты не раз покоряли старушки Европы и жителей многих городов России.

323.jpg (25312 bytes)    - А кому же принадлежала идеи создания оркестра? - с этим вопросом я обратилась к Виктору Фладунгу, художественному руководителю оркестра популярной и джазовой музыки "НТМК-Биг-Бенд". Когда рухнул союз не у дел остались многие, и тем более музыканты, - рассказывает Виктор Иванович. - Рестораны, где раньше было можно хорошо заработать, и тем более учреждения культуры стали не востребованы. Евгений Ветошкин, прекрасный тагильский музыкант, собрал коллег. Решил показать Юрию Комратову, бывшему директору НТМК и своему однокласснику, свое творчество. Идея создания на комбинате джаз-оркестра понравилась руководству и комбината, и дворца. Так возник в 1991 году джазовый оркестр "Ником-Биг-Бенд" или цех №532. Теперь этот номер принадлежит дворцу в целом. У его истоков стояли Евгений Ветошкин и Владимир Злыдин.

    Виктора Ивановича уже редко можно увидеть на сцене, хотя он сам великолепный трубач. С самого начала ему была поручена административная деятельность, в том числе - подбор музыкантов. К слову сказать, в оркестре и по сей день нет ни одного непрофессионала, у всех за плечами, как минимум, музыкальное училище.

    Сначала играли только джаз. Еще бы, ведь город всегда славился музыкантами, играющими на духовых инструментах: трубачами, тромбонистами, саксофонистами... Коллективом было создано несколько джазовых программ. Оркестр - участник джазовых фестивалей в Орле, Перми, Екатеринбурге. Но реальность такова, что джаз - все же музыка для любителей. Поэтому со временем музыканты расширили репертуар, стали исполнять и популярную музыку: народные хиты публика воспринимает лучше. Произведения собственного сочинения стараются не исполнять. Хотя и они тоже есть, в основном - джаз.

    Музыкальный руководитель ОПДМ "НТМК-Биг-бенд": Евгений Пономаренко, дирижер Алексей Тилькун. В составе оркестра: техническая группа; группа труб; группа тромбонов; группа саксофонов; ритм-группа; группа солистов; балет под руководством Надежды Бахтияровой и "Парад оркестр" (руководитель Павел Мереленко), участник Международных фестивалях FIJO-98 и FIJO-2000 в Хебе (Чехия)... Кстати, для соревнований по ФИЖО музыкантам пришлось немало попотеть, чтобы научиться красиво маршировать с музыкальными инструментами. Ладно, если музыкант играет на трубе, а если на тромбоне...

    - Так вышло, что я с 19 лет чем-то руковожу, то музыкальным коллективом, а то и пионерлагерем. И с 19 лет я - Виктор Иванович. Мало кто знает, что помимо музыкального образования получил еще и педагогическое - окончил факультет иностранных языков Нижнетагильского педагогического института. Правда, я еще студентом понял, что лингвист из меня никакой. Меня даже хотели отчислить. Но вступился замдекана. Он сказал: "Вы Фладунга не трогайте. Учитель может из него и не выйдет, зато директор школы будет прекрасный".

    За 16 лет оркестр выступал на многих сценах страны и за рубежом. Но сцена родного дворца и дансинг-зала по-прежнему остаются любимыми.

    - Были у нас и частные заказы. Однажды один не бедный человек решил сделать подарок жене на день рождения. Пригласил наш парад-оркестр. Весь вечер музыканты играли для них. Жена была в восторге от такого сюрприза...

    Виктор Иванович считает, что и в дальнейшем главной задачей музыкантов останется хорошая музыка. А главная задача оркестра - интересные музыкальные программы, которые помогали бы работать и отдыхать работникам комбината. Фладунг верит, что последнюю музыкальную композицию они еще не сыграли.

    Таланты и поклонники

    Каждый день во Дворце искусств НТМК работает много творческих коллективов. Все они интересны. Но каждый из них интересен по-своему.

    Детки с перчиком

     Шоу-группа "Паприка" - коллектив молодой, я бы даже назвала его дворцовым детсадом. Сюда принимают самых маленьких артистов, тех, кому не исполнилось еще четырех лет. Их выступления всегда яркие, не оставляют равнодушными даже самых строгих зрителей. А руководят коллективом Ольга ЭЙФЛЕР (на фото слева) и Анастасия ХРАМЦОВА (справа).

    - Действительно, выступления деток такого возраста самый беспроигрышный вариант - они не боятся сцены, зрителей, - говорит Ольга. - Хотя мало кто знает, как много они трудятся: их упорству позавидуют взрослые. Порой на постановку номера у нас уходят месяцы, ведь каждое выступление группы "Паприка" - это маленький спектакль.

    Арину Патоцкую (8 лет) и Таню Непокупную (8 лет) смело можно назвать старожилами коллектива. Они здесь с самого основания.

    - Я уже и не помню своего первого выступления, - делится воспоминаниями Арина. - Совсем не боюсь сцены, а во время выступления больше всего люблю аплодисменты. Надеюсь, со временем буду участвовать в "Фабрике звезд". Когда вырасту, хочу быть похожей на певицу Жасмин, мне нравятся ее песни и то, какая она всегда красивая...

    - А я, - продолжает Танюша, - помню свое первое выступление. Я тогда исполняла песню "Маркел-многодел". Больше всего мне нравится выступать в профилактории "Звездный", там так красиво. Ну и, конечно, здесь во дворце. Я люблю репетиции, общение с друзьями в коллективе. Когда вырасту, тоже стану артисткой. Только я не хочу быть похожей ни на кого. Хочу быть самой собой.

     Модная "Фантазия"

    Не стоит путать театр мод "Фантазия" с модельным агентством. Здесь все по-другому. Хотя похожи они в главном - демонстрируют одежду. И одежда эта "Hot couture" (высокая мода), от Натальи ВЕТОШКИНОЙ (на фото), руководителя театра. И неважно, что, порой, новое платье сшито из двух старых. А шляпа сделана из вышедшей в тираж водолазки. Главное - как подать зрителю, а подавать костюмы в "Фантазии" умеют.

    Анна Муртазина, участница театра мод и первая помощница Натальи Ветошкиной, занимается постановкой танцев, сама подбирает музыку:

    - Конечно, было бы замечательно, работай в коллективе хореограф. Но пока справляемся сами. Порой, чтобы добиться синхронности движений, девочки, что стоят в середине, сквозь широкую улыбку считают: "три-четы-ре". Возможно, наши походки отличаются от подиумных, но мы и не стремимся к подиуму. Хотя, когда представители свердловского модельного агентства "Александрии" посмотрели наши выступления, им понравилось. Они даже отобрали нескольких девочек для своей базы данных. Зато наши выступления всегда живые и творческие. И одежду мы показываем ту, что сделали сами.

    Особенно удаются участницам театра мод "Фантазия" шляпы. В этом я убедилась сама на одном из концертов. Они приковывают взгляды, и уже не так важно, во что одеты модели. Главное - шляпа.

     В вихре вальса

    На протяжении одиннадцати лет радует зрителей танцевальный коллектив "большой вальс". Руководят этим коллективом два прекрасных хореографа Дмитрий ШЕФЕР (на фото справа) и Наталья ПЕРЕВЕЗЕНЦЕВА (слева). На их счету победы в Российских и зарубежных конкурсах. В составе коллектива два ансамбля и школа танцев для детей и для тех, кому за..., которая пользуется огромной популярностью, особенно у женщин. По словам Натальи Ивановны, бальные танцы помогают не только сохранять себя в прекрасной физической форме, грациозно двигаться, но и дарят массу положительных эмоций. Пока Наталья Ивановна вела репетицию, я общалась с участницей взрослого ансамбля Ольгой Гуковой:

    - Танцами я занимаюсь одиннадцать лет. Из них большую часть в "Большом вальсе". Коллектив у нас, конечно, замечательный, дружный. Ведь мы большую часть времени проводим вместе. Но слова благодарности я хотела бы сказать нашим руководителям - Дмитрию Александровичу и Наталье Ивановне. Танцы - это их жизнь. И большую часть этой жизни они дарят нам. Без них не было бы наших лучших выступлений и побед. Дмитрий Александрович с нами недавно, но его постановки сильно оживили репертуар: "Мулен Руж" и "Восточный сон". Думаю, рядом с такими руководителями мы не раз порадуем зрителей, поклонников и еще не раз победим...

     "Калейдоскоп" счастливых дней

    Мои друзья большие поклонники хореографии. И, по их твердому убеждению. ДК "НТМК" ассоциируется у них исключительно с танцами в исполнении коллектива "Калейдоскоп". И это не случайно. В октябре прошлого года Наталья и Юрий Красниковы (на фото), руководители ансамбля спортивного танца "Калейдоскоп", отметили тридцатилетний юбилей коллектива. Было много гостей, поздравлений, воспоминаний. Но, пожалуй, самым главным и трогательным стали слова благодарности Натальи Красниковой родной сцене, на которой прожито немало счастливых дней, где помнится каждое выступление, от первого до последнего, каждая победа. А каким же был тот первый танец?

    - Был "Осенний бал" для студентов, наш коллектив танцевал вальс. Простой, без замысловатых па, - вспоминает Наталья Красникова. - Мы вложили в этот танец душу, наверное, это и было главным. Скоро наш родной дворец отметит 55-летний юбилей. К этому празднику мы специально готовим совершенно новый для нас и для города ирландский танец.

     Дворцовая "Зоренька"

    Сейчас во всем мире мода на русское: в одежде, кулинарии... Но почему-то эта мода не коснулась нас самих. Мы с оглядкой смотрим на Запад, забывая родные корни. А ведь это так важно знать и любить традиции, обычаи... Именно так считает руководитель ансамбля народной песни Владимир Трубачев (на снимке). И так же думали Наум Беленький, Галина Стародубцева, Борис Чайка, если в противовес новомодным течениям в 1989 году решили организовать такой коллектив.

    - Бывает, что приходят участницы ансамбля на репетицию после смены, уставшие, в плохом настроении, - рассказывает Владимир Алексеевич, - только услышат звуки музыки, преображаются на глазах. А когда уже сами начинают петь, заслушаешься. Наши народные - исконно русские песни - они ведь душу лечат. И жить помогают, и работать.

     "Альянс" - залог успеха

    Шоу-балет "Альянс" во дворце работает недавно. Но уже успел завоевать зрительскую любовь. Его хореографический спектакль "Летящие сны" запомнилась многим. Причем не только в Тагиле и России, но и далеко за ее пределами. В 2004 году на фестивале в Германии артисты выступали на девяти площадках, в девяти городах. Никто не мог поверить, что это самодеятельный коллектив. В 2005-м их принимал испанский город Лорен де Маар - и снова успех. Огромная заслуга в этом руководителя коллектива Натальи Барановой (на снимке).

    - Ансамбль организован в 1994 году (начинали работать в "Юбилейном-), - рассказывает участница коллектива и руководитель младшей танцевальной группы Мария Стукач, - времена были сложные. Но за все годы из коллектива не ушел ни один человек, Наталья Юрьевна умеет так подойти к человеку, организовать работу, что будет комфортно всем. Она заряжает энергией тех, кто находится рядом. В 2000 году нас принял под свое крыло "ЦКиИ" НТМК и для нас это подарок судьбы. Думаю еще не раз мы порадуем зрителей: металлургов и их семьи интересными танцевальными постановками. Мы молоды и впереди интересная творческая жизнь!

     "Сюрприз" для металлургов

    С тех пор, когда Николай и Светлана Белецкие (на снимке) объявили о наборе в вокальную студию, минуло уже 16 лет. А было это в октябре 1990 года. На прослушивание пришли 500 человек. Отобрали тридцать детей 10-12 лет. К декабрю их осталось шестеро. Но, по словам Николая Белецкого, это была готовая концертная группа. Работать с Белецкими всегда трудно: они не терпят опозданий и тем более прогулов. Но, по словам участников, интересно. Сейчас, если "Сюрприз" не принимает участие в "Золотом петушке", Борис Молочков говорит конкурсантам: "В этом году можно рассчитывать на победу, "Сюрприза" не будет".

    Как-то я присутствовала на мастер-классе Белецких и в который раз восторгалась голосами участников группы. Подумала: как же удалось двум музыкантам в провинциальном городе создать детский коллектив такого высокого уровня! Ответ пришел неожиданно. Светлана Белецкая сказала, как бы услышав мои мысли: "Для нас нет понятия -главное не победа, а участие. Для нас всегда главным была только победа. Недавно был такой случай, который еще раз доказывает профессионализм коллектива. "Сюрприз" выступал на закрытом мероприятии для VIP-персон Газпрома, вместе с ними выступала группа "На-На". В другом зале для остальных участников вечеринки пели Юля Савичева и группа "Нон-стоп". В разгар выступлений к Николаю Белецкому подошли из другого зала и попросили выступить и для них тоже...

    Словом, за годы работы творческие коллективы дворца "НТМК" выросли из провинциального не только до столичного, но и мирового уровня. А впереди еще немало счастливых лет, удач и находок...

    А за иголочкой ниточка

    В эти весенние дни первое десятилетие отмечает швейное ателье "Сцена" Центра культуры и искусства НТМК. Созданное с легкой руки нынешнего директора центра - Веры Давыдовой - его по праву можно назвать мастерской сценического костюма...

    Когда-то Наталья и Юрий Красниковы, руководители ансамбля спортивного танца "Калейдоскоп", рассказали мне историю о том, как Юрий Федорович в начале девяностых скупал в магазинах женской одежды комбинации алого цвета самых больших размеров, чтобы потом сшить из них костюмы участницам коллектива. С тех пор многое изменилось. Ткань нынче можно купить любую, а вот хороших мастеров - до сих пор найти трудно. Но во дворце есть и свое ателье, и прекрасные мастера: закройщики, швеи.

    - С самого начала было немало трудностей. Пожалуй, самым нелегким стал первый год работы, - вспоминает Светлана Климова, руководитель ателье. - Работали три мастера в одной комнате, в которой раньше находилась мастерская вокальной группы "Лото". Швейный парк состоял из китайского оверлока и бытовой швейной машины. Ткани - в дефиците. Целый год не выплачивали зарплату. Но мы не отчаивались, верили в свои силы и силы Веры Федоровны. Первые костюмы сшили для коллектива мажореток оркестра "НТМК-Биг-Бэнд". Мы с Верой Бахтияровой собирали их буквально из ничего, из каких-то старых вещей. Таким же образом отшивали костюмы на первую новогоднюю елку. И, кстати, похвастаюсь: тогда наша елка впервые заняла I место по городу.

Коллектив швейного ателье "Сцена" Центра культуры и искусства НТМК. Фото из архива ДК "НТМК"

Коллектив швейного ателье "Сцена" Центра культуры и искусства НТМК. Фото из архива ДК "НТМК".

    Со временем руководству дворца удалось приобрести на швейной фабрике профессиональные швейные машины, пусть не новые, но в прекрасном состоянии. Коллектив ателье тогда и этому был рад. Расширили помещение мастерской, сделали капитальный ремонт. Сейчас ателье "Сцена" технически укомплектовано полностью и может позволить себе пошив изделия любой сложности. Здесь работают прекрасные мастера, способные создать самые замысловатые сценические костюмы. Ведь это по-прежнему остается основным направлением работы ателье.

    - В среднем на изготовление костюма уходит неделя, - рассказывает швея Светлана Липатникова. - На машине отшиваем только боди и юбку. Остальное делаем вручную: расклейка, расшивка, декор. Сложна сама технология пошива. Ведь шедевры не родятся в одночасье. Бифлекс -ткань, из которой шьются костюмы для спортивных бальных танцев, - вещь капризная. Изделие из такой ткани имеет вид только при хорошей посадке. Не так давно на одном из спортивных каналов смотрела передачу о костюмах для гимнасток. Там как раз рассказывали о костюме для выступлений Ирины Чащиной. Его нельзя было назвать обычным платьем - это произведение искусств, настолько тонкой была работа мастера. К слову сказать, мы часто черпаем идеи для костюмов у спортсменов. Недавно проходил чемпионат мира по фигурному катанию, я там увидела несколько очень интересных идей для костюмов дворцового цирка "Аншлаг". Наиболее интересные модели всегда у французов. Да и наши модельеры тоже не отстают.

    Помню, как шили костюм трехглавой мыши на театрализованный капустник в этом году. В этом костюме должны были разместиться три взрослых человека! Не знали, за что взяться с самого начала. И вздохнули свободно только тогда, когда закончили работу.

    Есть у мастериц "Сцены" и свои секреты. Например, гладуирование - вид аппликации, выглядит на сцене намного эффектнее, чем обычная вышивка. А при изготовлении народных костюмов - это вообще незаменимая вещь. Во всяком случае, цветы на платьях действительно выглядят как живые.

    Также коллектив ателье освоил пошив штор. До прихода во дворец мастеров этим никто не занимался. Теперь в шторы, изготовленные "Сценой", одеты не только гостиные и мастерские дворца, но и Дворец школьников. И при этом, придя в ДК "НТМК" или ДКШ, вы нигде не найдете одинаковых штор. Мастера "Сцены" всегда учитывают пожелания руководителей коллективов, назначение залов.

    - Раньше основными праздниками во дворце были Новый год и День металлурга, - говорит Светлана Климова. - Основная работа приходилась на это время. Сейчас у нас столько работы, что, порой, кажется, что День металлурга и Новый год у нас каждый день. Но мы рады. Стараемся расти творчески, развиваться. Единственное, нам бы хотелось увидеть, как работу, подобную нашей, делают другие. Бывать на специализированных конкурсах, мастер-классах, знать новые течения, новые модные тенденции.

    Вот такие они - мастерицы швейного ателье "Сцена". Хоть его и принято называть вспомогательным цехом, но в победе любого творческого коллектива Центра культуры и искусств они видят и частичку своей личной победы. Ведь встречают-то по одежке...

    Здесь угощали президентов

    Не каждое кафе Тагила может похвастаться, что готовило для первых лиц государства. А вот мастера кафе ДК "НТМК" "Дворцовое" могут...

    Конечно, правильнее было бы начать свой рассказ с истории создания кафе и с людей, работающих в нем. Но я начну с другого и, думаю, многие меня поймут. Начну с пирожных и пирожков, которыми угощалась в этом замечательном кафе. Во всяком случае, когда я их попробовала, невольно подумала, вот, где рушатся мечты о красивой фигуре. Маленькие, сочные, пропитанные нежным кремом пирожные таяли во рту. А пирожки величиной с пятирублевую монету, где минимум теста и максимум начинки - это вообще верх кондитерского искусства. Я слышала, что кафе славится поварами и кондитерами, но что это будет так вкусно, даже представить себе не могла.

    Когда я попросила кондитера Луизу Коннину поделиться секретом ее потрясающей выпечки, она ответила, что к тесту нужно относиться, как к живому существу, а к духовому шкафу подходить всегда в хорошем настроении и с добрыми мыслями. Процесс приготовлений пищи не терпит суеты. А заведующая кафе Наталья Елкина добавила, что я еще не пробовала шашлык, приготовленный поваром Александром Лысовым.

Коллектив кафе ДК "НТМК" "Дворцовое". Фото из архива ДК "НТМК".

Коллектив кафе ДК "НТМК" "Дворцовое". Фото из архива ДК "НТМК".

    После того, как я отведала добрую часть выставленных для дегустации вкусностей, Наталья Александровна начала рассказ о том, какой замечательный коллектив работает в кафе. И многие, заметьте, не один десяток лет.

    Повара Надежда Матлыгина и Ольга Ромашова в кафе трудятся уже больше двадцати лет. Как, впрочем, и Валентина Иванова, мойщица посуды. Повар Александр Лысов - уже четырнадцать (мясные и рыбные блюда в его исполнении просто восхитительны, поверьте). Любовь Малкова - официантка - в кафе недавно. Но уже сумела вписаться в коллектив и, по словам коллег, "будто всю жизнь с нами". Ее обязанность - обслуживание VIP-персон.

    Сама Наталья Александровна 31 год проработала в заводском комбинате питания, из них почти двадцать четыре года во дворце. Ее трудно представить в другой роли. Она очень похожа на заботливую маму. Во всяком случае, пока мы беседовали, она все время говорила, что я мало съела и, наверное, осталась голодная. Еще она с удовольствием делилась некоторыми секретами мастерства. Оказывается, чтобы котлеты оставались пышными, не стоит добавлять в них хлеб, лучше положить в фарш ложку майонеза. Рассказывала о том, какие замечательные у них поставщики - известная европейская торговая сеть.

    Рассказывает, что довелось им готовить для президентов, известных политиков, артистов:

    - Самое интересное, что известные люди, политики в еде не прихотливы. Любят в основном традиционную русскую кухню. Когда приезжал Михаил Горбачев, то для него готовил личный повар, мы были, что называется, "на подхвате". Все продукты у них были свои, даже вода и молоко. А вот Борис Ельцин и Владимир Путин намного проще. Для них мы готовили сами. Их повара и врачи проверяли только качество продуктов, осматривали рабочие места и потом дегустировали еду. И Борис Николаевич, и Владимир Владимирович любят овощи, рыбу и настоящие сибирские пельмени. Довелось готовить и для Романа Абрамовича. Он, вообще, ел только овощи и пил зеленый чай с лимоном.

    Но отношение у коллектива кафе "Дворцовое" ко всем одинаковое. Они рады и рабочим, и президентам. Всех накормят и вкусно, и разнообразно. Сейчас в моде заморская кухня, фаст-фуд. Но, поверьте, никакие суши или пицца не сравнятся с блюдами, которые готовят в "Дворцовом".

Оксана ЧЕРНАВИНА.

Литература: Газета "Телекон-семья", №10 от 28.03.2007; №11 от 04.04.2007; №12 от 11.04.2007; №13 от 18.04.2007; №14 от 25.04.2007; №15 от 02.05.2007; №16 от 09.05.2007.

Главная страница