Здесь колдовала умелая кисть

    С давних пор в народе считалось, что хорошая, красивая вещь приносит в дом радость и благополучие. Наверное, во многом благодаря этому уже третье столетие врастают в тагильскую землю корни подносного промысла, веселит глаз, волнует душу вечная красота горящих живым огнем букетов.

     В 50-80-е годы XX века подносы в Тагиле монопольно выпускались заводом эмальпосуды. Стремительно ворвавшиеся в жизнь перемены коснулись и древних лаков. В промысле исчез единый центр. Вместо него возникло более двух десятков небольших предприятий. Каждое, опираясь на традиционную технику, способы декорирования, стремится создать свое творческое лицо и художественный почерк.

    Музей истории подносного промысла, известный еще как Дом Худояровых, подготовил небольшую выставку работ художников из трех новых объединений: цеха народных промыслов НТМК, кооперативов "ДАН" и "Смена". При отборе предпочтение получили подносы, несущие на себе печать поисков, неповторимой, а потому необыкновенно притягательной индивидуальности.

    Цех народных промыслов НТМК, руководимый Е.М. Понявиной, - одно из наиболее крупных художественных объединений. На выставке он представлен главным образом декоративным пейзажем. Показана и новая штампованная форма подносов, разработанная специалистами Высокогорского механического завода, - восьмиугольный многогранник. Подобные изготавливались в Тагиле в XVIII-XIX столетиях методом ручной клепки. Современные мастера, работая со старинными образцами, отказались от точного их воспроизведения, пошли по пути стилизации. Может быть, еще не все удачно и выразительно в форме-новинке, но она более выигрышно подает живопись и дает больше возможностей для воплощения творческих замыслов.

    По традиции живопись расположена в центре. Одинаково удачно используется горизонталь и вертикаль формы. Изображение обрамляет рамочка орнамента по трафарету или от руки. Хотя следует отметить - в трафарете пока нет тонкости, чистоты и виртуозности исполнения, а цветная доводка от руки местами грубовата, тяжеловесна. Наряду с выразительным черным фоном удачно используются иные цвета под живопись.

    Пейзажи М. Пальцевой "Зима", "Утро" несут в себе черты монументальности: это широкие, бесконечные лесные просторы. Письмо тщательное. А гибкая пластика хрупкого узорочья тонких ветвей деревьев и кустарников создает особую атмосферу тихо звучащей мелодии, деликатно поддерживаемой переливами розовых, синих, белых тонов. "Лесная дорога" того же автора, наоборот, очень камерна. Здесь колдовала умелая кисть, превращая мазки в шелковистые длинные иголочки елей, вьющиеся травинки, звонкие огоньки лесных цветов.

    Тонким лириком со своеобразным видением мира предстала в своих работах Н. Никитина. Ее "Сенокосная пора", "Зимний костер" - одни из самых интересных на выставке. Пейзажи Никитиной таинственны и пронзительно эмоциональны.

     Подносы А. Астровидовой "Ручей", "Ноябрь", "Зимний вечер" монохромны, решены в скупой цветовой гамме. Компоновка плотная, центричная. Это чувствуется в круглящихся изгибах ветвей и стволов, размытости контуров живописи, превращающихся в клубящуюся дымку (своеобразный вариант приема сфумато). Благодаря этому живопись воспринимается как мягкая и воздушная.

    Н. Попова завоевала признание портретом девушки в праздничном костюме прошлого века. Пленительная выразительность образа красавицы в ее "Любаве" сочетается с благородной сдержанностью цветового решения. Поднос - это не картина в полном смысле слова. Здесь свои законы, темпы творческого процесса, и часто доработка, поправка ошибок исключаются. Трудно добиться идеальной точности, выверенности каждого взмаха кисти. Поэтому хочется пожелать Поповой, увлеченному мастеру, нашедшему свою тему, стремительного творческого роста.

    С преобладанием техники трафарета выполнена "Певунья" Т. Бинас. В центре - птица, окруженная стелющимися ягодными веточками. Перышки, ягодки, листики написаны сложным двухцветным трафаретом, прописанным для четкости по контуру золотой линией. Бортик тонирован свечой по бирюзе фона, что превратило его в изысканную оправу. Эту работу отличает большая культура декора и колорита.

    Кооператив "ДАН" создан в ноябре 1992 года, руководит им В.И. Власов. Этот юный коллектив собрал опытнейших мастеров промысла. Работы Л.И. Кизиловой запоминаются чистыми и звонкими красками, поющей мягкой линией, трепетным изяществом мазка. Автор безупречно строит композицию, чувствует форму. Панно "Весеннее соло", "Грезы медовые" - воплощение лучших традиций цветочного письма. Если цветы, травки Кизиловой по-весеннему нежны и легки, то в "Летней фантазии" Т.В. Гуляевой - царство щедрого, жаркого лета, сочных мажорных аккордов золотого и алого.

    Техника копирования - еще одна давняя традиция тагильских лаков. Начиная с XVIII века, в основе многих картин на железе лежали "оригиналы" - гравюры. Однако копирование в промысле никогда не было чисто механическим. Ценилась не только точность воспроизведения, но и творческая переработка источника, умение связать изображение с формой и размером подноса.

    Прекрасным примером возрождения этой традиции стала работа молодого художника Алены Калининой "Натюрморт классический". Это миниатюрная копия с голландского натюрморта XVII века, так называемого "аристократического завтрака". Впечатляет умение Калининой передать богатство фактурных качеств вещей: про хладную гладь бокала с вином. складки белоснежной скатерти, сочность мякоти и бархатистость кожицы фруктов. В живописи тонкая и выразительная светотень, глубокие, как бы светящиеся изнутри краски. Долго и почтительно стояли у витрины с "Натюрмортом" зрители. А какое восхищение было в глазах гостя из далекой Англии! Не смутила высокая цена и даже досадный дефект формы с тыльной стороны. Поднос русской Аленушки был куплен молодым иностранцем и увезен на родину. Кооператив "Смена", возглавляемый О.А. Тимохиным, почти ровесник "ДАНа". Мастера тут работают с подносами небольшого размера, имеющими волнистые выступы в вершинках. Это стилизованный вариант под "рокайль". Ему также подарили жизнь искусные штамповщики ВМЗ. Художники активно используют тонировку цветного фона, ищут оригинальные способы декора, новые живописные мотивы. "Лесные звезды" и "Мотыльки" А.Ю. Абрамовой интересны необычной цветочной композицией. Нежная хрупкость и зыбкая тонкость характерны для живописной манеры Т.В. Божиной в работе "Олени". "Воздушный замок" Е. Воробьевой обращает внимание неожиданным решением мотива "птичек", тонкой разработкой колорита, выразительностью цвета.

    "Тагильский сувенир" и "Русский сувенир" представил на выставку О.А. Тимохин. В центре первого - герб Демидовых, на втором - герб Российской империи. Геральдические мотивы прекрасно смотрятся. Пояски цветочного орнамента деликатно смягчают роскошь золотого письма. И, если добавить к этому чистейшее, без пылинки и соринки, ласковое покрытие, - глаз нельзя отвести от подносов "Смены"! Для своей коллекции музей истории подносного промысла получил в подарок от кооператива три подноса. Пользуясь случаем, выражаем художникам благодарность!

    Конечно, трудно передать словами одухотворенную красоту искусства. Но хочется надеяться, что рассказ наш о выставке подносов будет принят земляками как приглашение посетить музей на улице Тагильской, 23, а наследниками таланта и мастерства предков-живописцев - как приглашение принять участие в новых выставках.

О. СИЛОНОВА.

Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 16.12.1993.

Главная страница