Свадебный сундук

    Такая вещь - теперь редкость. Пожалуй, только в музеях ее и увидишь. А когда-то в каждом доме сундук занимал не менее почетное место, чем самовар. Каких только не было: простые, бронзовые, обитые "мороженой" жестью, расписные... Они были чем-то вроде хранилищ семейных реликвий. Открываемые со звоном замки остались в памяти многих из нас как отголоски прошлого.

    ...Знакомился с выставкой сундуков народов Поволжья в Ярославле. Каждое изделие было сработано со вкусом, выдумкой. Но особый интерес вызвал сундук явно уральского типа середины прошлого столетия. И это подтверждалось не только его массивной формой и коваными ручками. Главной отличительной особенностью была роспись крышки и боковых стенок.

    Расписных сундуков сохранилось менее всего, и все они - наперечет. Крышка одного из них - в Государственном Историческом музее, другой - во Всероссийском музее декоративно - прикладного и народного искусства в Москве, третий - в Александрове. Есть подобное изделие и в Свердловском историко-революционном музее: расписан пышными цветочными букетами и обит чеканными "под мороз" полосами. И вот теперь стал известен пятый - в Ярославле.

    Шесть "галантных" сцен - похождения молодого повесы - изображены на металлических пластинах. Это своеобразные "списки" с модных в то далекое время эстампов и гравюр. Роспись окаймлена набивным трафаретным орнаментом. Живопись прекрасно сохранилась. И не удивительно: долгое время сундук находился в доме ярославской купчихи А. Вахрамеевой, где и отношение к нему было более чем бережное.

    В музейных документах он значится как "свадебный". Версия подтверждалась и характером сюжетных росписей. Вероятнее всего, эта вещь действительно была приобретена когда-то богатыми родителями как свадебный подарок для приданого своей дочери. И только в 1919 году сундук "при содействии местного художника Н.Н. Малыгина", как свидетельствует запись, попал в музей.

    Но кто мог изготовить его? Кто автор росписи? Известно, что на Урале крупными центрами по выделке сундуков в прошлом веке были Невьянский, Быньговский и Нижнетагильский заводские поселки. Из поколений в поколение здесь передавалось ремесло сундучника. Некоторые мастера рекламировали свою продукцию на выставках, отправляли на ярмарки России - в Нижний Новгород и Ирбит.

    Характер же росписей, манера и техника исполнения ярославского сундука свидетельствуют о том, что изготовлен он был в Нижнем Тагиле. Только вот кем? Головановыми, Кокушкиными, Сизовыми?

    Возможно, этими известными кустарями. Или кем-то из Худояровых? Вопрос, на который нелегко дать ответ исследователям. Важно пока другое: изучать неведомые шедевры народного искусства необходимо постоянно. Лаконичный язык живописи может поведать о многом: жизни и культуре наших предков, тесной связи мастеров промысла с "чистым" академическим искусством и местными традициями. Народное искусство - основа профессионального. И оно не должно исчезнуть бесследно из нашей памяти.

    А может быть, еще где-то хранится сундук с росписями, подобный ярославскому? Простая бытовая вещь - вдруг! - станет ключом к тайне.

А. МАКСЯШИН.

Литература: Газета "Уральский рабочий" от 09.02.1988.

Главная страница