Казанская церковь
Мы все знаем этот храм: он находится в самой старой части Нижнего Тагила, на Вые. Это – Казанская церковь. В Екатеринбургских епархиальных ведомостях за 1901 год написано: "Выйско-Казанская единоверческая церковь, деревянная, однопрестольная. Обращена в церковь 16 января 1857 года из переданной единоверцам раскольнической Уткинской часовни, которая была построена еще в XVIII веке – в 1782 году".
Современное каменное здание Казанской церкви было возведено в 1911 году. Это ЕДИНСТВЕННЫЙ в Тагиле храм, который не закрывался в советское время. И в городские архивах сохранилось множестве документов, с ним связанных: протоколы рабочих собраний, требовавших передать церковь под клуб, школу, столовую или под общежитие для рабочих.
В 1933 году церковь разделили капитальной стеной на две половины. Одна часть – правая, была передана в ведение православной общины, переведенной сюда с Гальянки из церкви Александра Невского. Другая половина осталась за единоверцами.
В марте 1935 года, после ликвидации Троицкой единоверческой церкви "по техническим причинам", ее община влилась в Казанскую вместе с притчем (три священника, дьякон и три псаломщика). С тех пор община стала именоваться Троицко-Казанская.
В городских архивах сохранилось немало документов, свидетельствующих о притеснении церковнослужителей и верующих. К примеру, в начале января 1948 года настоятель Казанской церкви едет в Свердловск. К областным начальникам с просьбой разрешить колокольный звон.
Однако уже 20 января 1948 года главный архитектор Нижнего Тагила тов. В. Бут дает заключение: "Запас прочности на колокольне не позволяет к подвеске колоколов, имеющихся у вас в количестве 6 штук, весом от 5 до 200 кг".
Были еще более изощренные способы расправы с верующими. Так, постановление Нижнетагильского горсовета от 21 сентября 1960 года гласит: "Церковная община Казанского собора купила автомобиль ЗИМ-12, государственный номер ЗЦ 18-80, за 40 тысяч рублей (после денежной реформы 1961 г. – 4 тыс. руб. – прим. Ред.) на Казанцеву Лидию Петровну. Решение: изъять, передать горсовету".
Ольга ЛАПИНА,
экскурсовод-краевед.
P.S.
В1958 году указом Патриарха Всея Руси Казанская церковь получила статус собора. С1998 года – это Казанский мужской монастырь. В настоящее время Казанская церковь каменная, трехпрестольная, благоустроена по проекту Нижнетагильского архитектора А.А. Кузьминых.Литература: Газета "Тагилка" от 09.09.2010. №16(100).
Казанская церковь. Казанский мужской монастырь
Краткая справка:
Казанская церковь была основана как старообрядческая часовня ещё в 18 веке, в 1782 году. Деревянное здание часовни обращено в Казанскую единоверческую церковь в 1857 году. На новом месте (где находится до сих пор) заложена 08.07.1871 г. Главный престол во имя иконы божией Матери "Казанская" освящен 06.11.1872. Правый придел – Николая Чудотворца освящен в 1897 году. Современное здание церкви, каменное, построено в 1911 году. Левый придел – Св. Пантелеймона Исцелителя освящен в 1952 году.
В 1997 году около Казанской церкви строилась Богоявленская церковь.
В 1999 году основан Казанский мужской монастырь.
В Екатеринбургских епархиальных ведомостях за 1901 год написано: "Выйско – Казанская единоверческая церковь деревянная, однопрестольная, обращена в церковь 16 января 1857 года, из переделанной единоверцами раскольничьей Уткинской часовни, которая была построена ещё в 18 веке – в 1782 году".
Церковь во имя Божией Матери "Казанская" единственная церковь, которая не закрывалась в Нижнем Тагиле в советское время, поэтому в городском архиве сохранилось множество документов с ней связанных: протоколы рабочих собраний, требовавших переделать церковь под клуб, школу, столовую или под общежитие для рабочих.
В 1930 году она была разделена на Казанскую единоверческую и Николаевскую (Сергиевскую) патриаршую.
В 1933 году её разделили капитальной стеной на две половины. Одна часть – правая, была передана в ведение православной общины, переведённой сюда с Гальянки из церкви Александра Невского. Другая половина осталась за единоверцами.
В марте 1935 года "по ликвидации Троицкой единоверческой церкви по техническим причинам", её община влилась в Казанскую вместе с притчам (три священника, дьякон и три псаломщика). С тех пор община стала именоваться Троицко-Казанская.
В 1942 году их объединили "в единую".
В городских архивах сохранилось немало документов свидетельствующих о притеснении церковнослужителей и верующих. Например, в начале января 1948 года настоятель Казанской церкви едет в Свердловск, к областным начальникам с просьбой - разрешить колокольный звон. Однако уже 20 января 1948 года главный архитектор Нижнего Тагила тов. В. Бут даёт заключение: "Запас прочности на колокольне не позволяет к подвеске, имеющихся у вас колоколов в количестве 6 штук, весом от 5 до 200 кг".
Были и ещё более циничные способы расправы с верующими. Так, постановление Нижнетагильского горсовета от 21 сентября 1960 года гласит: "Церковная община Казанского собора купила автомобиль ЗИМ – 12, государственный номер ЗЦ 18-80 за 40 тысяч рублей на Казанцеву Лидию Петровну. Решение: изъять, передать горсовету".
В прошлом 20-столетии, в 50-е годы церковь была капитально отреставрирована и роспись обновлялась. В 70-е годы вновь обновлялась роспись.
В настоящее время Казанская церковь каменная, трехпрестольная, "благоустроена" по проекту Н.Тагильского архитектора А.А. Кузьмина. В ней сохранилось много старинных икон, в том числе и афонские: во имя Божией Матери "Иверская", "Скоропослушница", "Неопалимая Купина" и " Св.Пантелеймона Исцелителя". В ларе - мощевике храма имеются частицы мощей 36 святых и кусочек древа Креста Господня.
Из архивов и воспоминаний
[Пермские Епархиальные ведомости № 41 за 1873 г.]
Павел Епимахов – староста Выйской единоверческой церкви за усердие, оказанное им по построению приходской церкви награжден похвальным листом.
[ПЕВ № 44 за 1879г.]
Крестьянин Павел Софрониевич Епимахов назначен церковным старостой на 1880, 1881, 1882 годы к Выйско-Казанской Богородицкой церкви.
[ПЕВ № 49 за 1881г.]
Евгений Машанов утвержден законоучителем Выйского женского училища
[ПЕВ № 21 за 1900 год]
Выйский единоверческий приход открыт в 1845 году. Казанская церковь построена в 1871 году.
Священник Выйско-Казанской церкви Николай Кокшарский предложил ознаменовать 100-летие единоверия прихожанам строительством при храме каменной колокольни, вместо существующей ветхой деревянной
[ПЕВ № 9 за 1882 год]
Награжден золотой медалью для ношения на груди на Станиславской ленте крестьянин Павел Епимахов.
[ЕЕВ № 22 за 1901 год]
Выйско-Казанская единоверческая церковь, деревянная, однопрестольная обращена в церковь 16 января 1857 года из переданной единоверцам раскольнической часовни. При церкви состоит только священник, а обязанности псаломщика исполняют прихожане. При обозрении этой церкви привлекает внимание древнее евангелие, изданное при Василии Иоанновиче.
[И.Я. Кривощеков "Словарь Верхотурского уезда Пермской губернии"]
Единоверческий приход в Выйском заводе
В 1837 году, когда гонение на старообрядцев достигло кульминационной точки, во всей России и в Нижнем Тагиле делали попытки совершить через православных священников службы в старообрядческих часовнях. Таких часовен в Выйском заводе было две: Устиновская или Уткинская, построенная в 1782 г. И.С. Пырьев хотел совершить здесь службу по православному обряду. Выйские старообрядцы его к часовне не допустили и она была запечатана.
Вторая часовня называлась Вогульской, так как находилась на месте бывшей деревни Вогульской в 1838 году слившейся с Выйским заводом. Здесь тоже Пырьев в 1838 году пытался совершить служение по православному обряду, до чего выйские старообрядцы опять не допустили Пырьева и полиция часовню опечатала.
В 1857 году Уткинская часовня обращена в церковь. В 1871 году храм был перенесен на новое место, где до сих пор.
Здание построено в 1911 г. ( Петрухина Тамара Алекс.)
[Екатеринбургские Епархиальные ведомости № 32 за 1914г.]
Старостой Выйско-Казанской единоверческой церкви назначен крестьянин Е.Н. Попов.
Храм деревянный 3-х престольный, заложен 8 июля 1871 года.
Главный престол – во имя иконы Божьей Матери "Казанская" - освящен 1872г.
Правый - Николая Чудотворца – освящен 1897г.
Левый - Пантелеймона Исцелителя – освящен 1952г.
В 1930 году была разделена на Казанскую единоверческую и Николаевскую ( Сергиевскую) патриаршую церкви.
С 1942 года объединились. Церковь в Советское время не закрывалась.
* В 1958 году 8 декабря указом Патриарха церковь получила статус собора.
* БОГОЯВЛЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ строится в монастыре с 1997 года.
* Приходская начальная школа существовала до 1917 года, затем в здании было общежитие ВМЗ.
* В 50-е годы 20 века церковь капитально отреставрирована, обновлена роспись. В 70-е годы роспись вторично обновили.
* В 1996 году по благословению епископа Екатеринбургского и Верхотурского Никона собор реорганизован в подворье епископа во имя иконы Казанской Божьей матери.
* В 1998 г. 9 июня решением патриарха АлексияII – Казанский мужской монастырь.
* В мощевике храма частицы мощей 36 святых и кусочек древа Креста Господня. Имеются афонские иконы Иверская, Скоропослушница, Неопалимая Купина, Пантелеймона Исцелителя.
* Настоятель монастыря – иеромонах Алексий ( Орлов). [Пр. газ. № 33 за 2006 г.] удостоен звания игумена.
* В архиве Нижнего Тагила: фонд Р-69. опись 1, порядковый № 94 есть " План Казанской церкви в г. Нижнем Тагиле 1935 года" - 1 страница.
*[Пригородная газета № 25 за 2004 г.] Алексий окормляет УЩ 349\12.
*[Из архива Н.Тагила: Ф.70, оп. 2, д.101]
* О ЗАКРЫТИИ церквей: Казанской, А. Невской, Троицкой
1. В Казанской церкви организовать столовую для рабочих
2. В Александро-Невской церкви – детский сад
3. В Троицкой церкви – учебное заведение: промышленные курсы, в связи с развитием промышленности.
До 1 марта сего года (год не указан)
4. Часовню по Кушвинскому тракту передать для ЦРК (о радиоузле здесь же)
*СВЕДЕНИЯ о Троицко-Казанской единоверческой церкви г.Н.Тагила и служителях религиозного культа при ней.
1. Церковь построена в 1876 году, деревянная на каменном фундаменте, отштукатурена снаружи и внутри. Крыша покрыта железом. Деревянная ограда. В ней по штату: 2 священника, дъякон и 2 псаломщика
В 1933 году разделена капитальной стеной на две половины:
Правая часть отдана в ведение православной общины, переведённой с Гальянки Александро-Невской церкви
Левая – в ведении Казанской единоверческой церкви.
В 1935 году в марте по ликвидации Троицкой единоверческой церкви (по техническим причинам) в Казанскую общину влилась вместе с причтом (3 священника, дъякон, 3 псаломщика) Троицкая.
(Распоряжение о присоединении председателя культовой комиссии тов. Наградова и секретаря культовой комиссии при ЦИК тов. Орлеанского)
С тех пор именуется Троицко-Казанская.
В 1936 году был проведён ремонт церкви.
СЛУЖИТЕЛИ КУЛЬТА:
1. Настоятель – протоиерей Конон Кондратьев, 1897 года рождения. Был священником в Висимо-Шайтанской церкви. С 1918 года служил стрелком в РККА до 1920 года. Комиссован. Снова служил в единоверческой церкви поселка Висим. С 1922 года – в Сретинской церкви г. Кушва. С 1924 года – в Казанской церкви г. Нижнего Тагила.
Адрес его: ул. В.Черепанова, дом 19.
2. Священник Чесноков Владимир Иванович, 1891 года рождения. Родился в Кусинском заводе. Сирота. Воспитывался в мужском монастыре. Был дьяконом в г. Кушве, священником в селе Петрокаменское. С 1932 года служит в Казанской церкви.
Адрес его: ул. Пароходная, дом №40.
3. Настоятель бывшей Троицкой церкви священник Симеон Иванов, 1875 года рождения. Был настоятелем в Лайской Христорождественской церкви, в Висимо-Шайтанской единоверческой церкви. С 1927 года – благочинный Н.Тагильского округа. С 1929 года – настоятель Троицкой церкви.
Адрес его: ул. Старобазарная, дом 44
4. Второй священник протоиерей Авдеев Фаддей Карпович, 1888 года рождения. Родился в Старо-Шайтанском заводе Шалинского района в семье крестьянина. Окончил курс Епархиальной школы и служил псаломщиком в г. Свердловске. Выдержав испытание в 1908 году в Екатеринбургском Алексеевском реальном училище, имеет звание народного учителя. Поступил псаломщиком в Александро-Невскую церковь Нижнее-Салдинского завода в 1906 году. В 1910 году в ноябре месяце был взят в армию; вернулся 20 марта 1914 года. 18 июля 1914 года мобилизацией взят в действующую армию на войну с Германией. Был на фронте до декабря 1918 года. В январе 1919 года вновь определён псаломщиком А.Невской церкви Н.Салдинского завода. В феврале 1919 года был рукоположен в сан дьякона той же церкви. Будучи дьяконом состоял учителем школы №6 первой ступени в Н.Салдинском заводе с 1920 по 1922 годы. В январе 1923 года был рукоположен в сан священника А.Невской церкви, где и служил до её ликвидации в апреле 1930 году. В 1930 году в сентябре определён Епархиальным начальством на вторую вакансию в Троицкую церковь г. Нижнего Тагила. По ликвидации Троицкой церкви в 1935 году присоединился к Казанской церкви, где и служит по настоящее время. Имеет награды: набедренник, скуфью, камилавку, золотой наперсный крест и сан протоиерея.
Адрес его: ул. Челюскинцев, дом № 40.
5. Первый псаломщик – протоиерей Нагаев Василий Васильевич, 1892 года рождения.
Адрес его: ул. Старобазарная, дом № 36
Председатель исп. Троицко - Казанской церкви Ф. Быкова
Члены: Колесникова Ю.
*ПИСЬМО от 28 февраля 1934 года в Н.Тагильский горсовет от Областного совета (на № 1770 от 21 февраля 1934г.)
"Сообщите, как распределены имеющиеся в Н. Тагиле культовые здания между религиозными общинами разных течений. Одновременно сообщите об использовании постановления Областной культовой комиссии от 27 августа 1933 года по жалобе верующих А.Невской церкви, утвержденного президиумом облисполкома 2 ноября 1933 года ( постановление №6172). До получения исчерпывающего ответа вопрос о Троицкой церкви остается открытым.
Ответственный секретарь культкомиссии (подпись)
*ПИСЬМО в Облисполком:
"На ваш № 0408 от 28 февраля 1934 года Тагильский горсовет сообщает, что в городе имеется 3 церкви. Из них: 1-я А.Невская, занимаемая обновленческой религиозной общиной. 2-я Троицкая, занимаемая единоверческой общиной, 3-я Казанская – занимаемая Казанской единоверческой общиной и Никольской старо-церковной общиной.
Ответственный секретарь культовой комиссии Куликов
Нижнетагильского горсовета Опахнин С.
[Архив г. Н.Тагил Р-70, оп.2, ед.хр.115]
*Кирпичный завод просит Казанскую церковь под общежитие для рабочих (1930год).
Директор завода Карягин
Управляющий делами Калмыков
*ВЫПИСКА из протокола № 41 заседания Президиума Н.Тагильского горсовета от 21 февраля 1930 года о закрытии церквей Казанской, А.Невского, Троицкой.
"Учитывая массовые требования, Президиум считает, что использование Казанской церкви, как удаленной от города, находящейся в рабочем районе, переоборудовать под столовую для рабочих. Церковь Александра Невского под детский сад и детскую площадку, а часть помещения предоставить под курсы работников. Троицкую церковь использовать под курсы строителей, так как предусмотрено развитие промышленности в г. Нижнем Тагиле. Часовню, находящуюся по Кушвинскому тракту использовать под ларёк ЦРК.
Подписи.
*ПРОТОКОЛ от 29 ноября 1943 года церковной двадцатки Казанской церкви.
Довыборы кандидатов в церковную двадцатку: Калягин Ф.И. и Гладких А.А..
Казначей – Шакуров Никифор Григорьевич, проживает по ул. Береговая – Ударная, дом №2, работает на мясокомбинате сторожем в колбасной.
*АНКЕТА от 26 июня 1943 года на священника Покровского Ивана Фёдоровича, родившегося 12 января 1886 года. Окончил Оренбургскую семинарию. Была одна судимость за защиту подсудимого священника. Служил учителем, затем священником в Верхотурье, Свердловске, Скопине. С 1939 года работал бухгалтером и кассиром в Непмоевском совхозе Полтавского района Челябинской области. Семья: жена – учительница. Сын – командир – лейтенант, ранен и снова в бою. Две дочери 12 и 14 лет учатся в школе-семилетке.
*УДОСТОВЕРЕНИЕ от июля 1943 года выдано священнику Дергачеву Степану Михайловичу, в том, что ему разрешено служить в Казанской единоверческой церкви. (Действует до 1 сентября 1943г.)
Губанов
*АНКЕТА от 26 июля 1940 года на священника Казанской единоверческой церкви Огнева Василия Васильевича, 1877 г.р.
*АНКЕТА от 8 января 1943 года на протодьякона Казанской церкви Зырянова Ивана Ивановича, 1883 года рождения. Адрес: ул. Лисогорская, дом №71
*АНКЕТА от 9 января 1943 года на дьякона Казанской церкви Ермолаева Павла Лаврентьевича, 1902 года рождения. Работал на заводе 183. Выполнял строительные работы. Назначен Митрополитом Московским на службу в Сарапул. Просит временно послужить в Казанской церкви.
*АНКЕТА на священника Курчаева Ивана Тихоновича, родившегося 24 июня 1898 года. Адрес: ул. Заречная , дом № 19
*АНКЕТА от 20 января 1941 года на священника Казанской церкви Ощепкова Сергея Михайловича, 1898 года рождения. Крестьянин, служил в Красной Армии, с 1923 года – псаломщик. Адрес: ул. Высокогорская, дом № 33.
* АНКЕТА от 31 августа 1939 года на священника Казанской церкви Кряковцева Луку Андреевича, 1869 г.р.
*АНКЕТА от 11 апреля 1938 года на дьякона Казанской церкви Чаркина Александра Петровича. Адрес: ул. Раздельная, дом №88..
*СПИСОК на 1 ноября 1959 года членов церковного совета Казанского собора Н.Тагила
1. Чеснокова Евдокия Михайловна, 1908 г.р., староста. Адрес6 ул. Пароходная, 40
2. Никитина Елена Григорьевна, 1908 г.р., пом. старосты. Адрес: Красноармейская, 23
3. Закатова Елена Николаевна, казначей, ул. Выйская, 32
4. Шушпанова Татьяна Киприяновна, 18897 г.р., председатель ревизионной комиссии. Адрес: ул. Заречная,11
5. Голованова Варвара Афанасьевна, 1904 г. р., член ревизионной комиссии.Адрес: ул. Первомайская, 31
6. Гладкова Анастасия Александровна, 1885 г.р., счетчик свеч. Адрес: ул. Комсомольская, 34
7.Кондакова Елена Петровна – завхоз.
*СПИСОК работников Казанского собора на 1 января 1959 года
*СПИСОК певчих – 25 человек
*СВЕДЕНИЯ о Казанском соборе.
Не закрывался.
- Крестильный дом выстроен в начале 1946 года
- Сторожка деревянная перенесена с левой стороны на правую в 1953 году (разрешения нет)
- На улице В.Черепанова в 1945 году в июле приобретён дом за 28 тысяч рублей. Проживает священник Пономарёв Григорий Алексеевич.
- В 1957 году 19 июня дом перемещен по улице В. Черепанова. С № 12 на №20, с доплатой
17 546 рублей гр. Воробьёву Павлу Евстифьевичу
- Куплен дом по ул. Выйская, дом №36-а за 25 тысяч рублей у Трекиной анны Степановны, построенный в 1954 году. Проживает в нём Дмитриюк Митрофан Игнатьевич
- Пристрой – квартира к крестильному дому в 1952 году стоимостью 16-17 тысяч рублей для хориста Белякова Владимира Николаевича.
- Сарай для дров, построен в 1946 году
- После сноса дома по ул. В. Черепанова, №20, выстроен новый на сумму 32 тысячи рублей. Проживает Бенгард – регистр?, Чтец Дмитриев с женой живёт в подвальном помещении. Во флигеле - конюх.
Имеют дома:
Мухин Серафим Никифорович, ул. Звеньевая, дом №6
Чечулин ул. Выйская, 40
Кожевин ул. Выйская, 54-56
*ПОСТАНОВЛЕНИЕ горсовета от 21 сентября 1960 года. "Церковная община Казанского собора купила автомобиль ЗИМ-12, государственный номер ЗЦ 18-80 за 40 тысяч рублей на бухгалтера Казанцеву Лидию Петровну. Изъять, передать горсовету".
[Архив Н.Тагила. Фонд Р.70, оп.2, ед.хр. 513]
*ПРОТОКОЛ от 24 декабря 1944 года собрания верующих Николо-Казанской церкви о плохой работе 20-ки.
1. Говорит Шакуров: "Председатель церковного совета Кравченко расходует деньги как захочет, выбирает 20-ку сам. Его работа устраивает священника".
Кравченко: "Работаю хорошо, даже получил благодарность от великого маршала Сталина".
Сетьков: "Шакуров подобрал свою шайку и пытается изменить состав".
Голосование. Шум, крики… большинство за старый состав. Снова голосуют. Выбрали старый состав. Шакурова выгнали.
Кравченко Флегонт Емельянович – председатель
Хорошилов Николай Васильевич – заместитель председателя
Мазова Александра Антоновна – староста
Панников Константин Никитич – председатель ревизионной комиссии
Рысев Василий Акимович – член ревизионной комиссии
Смородинская Ирина Андреевна – член ревизионной комиссии
* ПЕРЕЧЕНЬ имущества Казанской церкви от 22 февраля 1942 года и Никольской – от 29 июня 1942 года
* ПИСЬМО от 29 марта 1947 года в горсовет Непомнящему из Облисполкома. По просьбе Казанской церкви колокольный звон им не разрешать.
* ПИСЬМО от 30 декабря из Свердловска в Н.Тагильский горсовет Непомнящему. "Не препятствовать колокольному звону".
* СПРАВКА от 27 декабря 1947 года в горсовет о том, что ВЖР по просьбе Казанской церкви поменял колокола. На пожарной каланче совхоза в Евстюнихе повесили колокол церкви, а совхозный отдали Казанской церкви.
Зам. управляющего делами Покровский
* ПИСЬМО Лопатина в горсовет от 3 января 1948 года. Настоятель Казанской церкви Лопатин ездил в г. Свердловск к Смирнову с просьбой разрешить колокольный звон. Разрешение получил.
* ПИСЬМО от 20 января 1948 года Настоятелю Казанской церкви Лопатину от отдела архитектуры Н. Тагила: "Запас прочности на колокольне не позволяет к подвеске колоколов, имеющихся у Вас в количестве 6 штук, весом от 5 до 200 кг.
Главный архитектор Бут".
[Архив Н.Тагила. Фонд Р.70, оп. 2, ед. хр. 513]
*ПИСЬМО в Горсовет от священника Лопатина об ограблении Казанской церкви. В ночь на 1 октября 1948 года унесли ящик с деньгами.
* СВЕДЕНИЯ в горсовет о крещении детей и церковных бракосочетаниях на 1 декабря 1948 года.
* ОПИСЬ имущества Казанской церкви на 15 марта 1946 года.
[Архив Н.Тагила. Фонд Р.70, оп.2, ед. хр.1060]
* СПИСКИ на 15 октября 1961 года церковной 20-ки и хористов.
* КАССОВЫЙ ОТЧЕТ за 3-й квартал 1962 года от Казанского собора.
Приход: от продажи свечей – 13903, 8 рублей
Тарелочно-кружечный сбор – 3096,88 рублей
Сумма Прихода – 25 7445,52 рубля
Расход: куплено свечей – 4145,7 рублей
Зарплата - 9735,79 рублей
*ПИСЬМО от 27 ноября 1962 года в Свердловск Уполномоченному по делам русской православной церкви тов. Бирючеву П.М. от заместителя председателя горисполкома И. Бурлина. "Сообщение о неправильных действиях священника Казанской церкви Г. Пономарёва. Просит снять его с регистрации".
ПИСЬМО
Бирючеву от протоиерея Казанской церкви Кожевина Александра Ивановича. Плохо отзывается о Пономарёве.[Архив Н.Тагила. Фонд Р.70, оп. 2, ед. хр. 1182]
АНКЕТА. Священник Саламатин Василий Дмитриевич, родился 4 августа 1938 года. Псаломщик Казанской церкви. Адрес: ул. Выйская, 32.
Обзор составила О.К. ЛАПИНА.