"У Филарета больше..."

    ХVII век для русской православной церкви ознаменовался крупным расколом, начавшимся с реформ патриарха Никона. Первым его новшеством стало исправление и перепечатка богослужебных книг по греческим образцам (раньше были по византийским).

    Но многие не поддержали никоновские нововведения. На соборе 1666-1667 годов противников реформ подвергли репрессиям. Приверженцы старой веры покидали родные места и бежали на окраины государства. Часть староверов поселились у нас на Урале. С собой они брали иконы и книги, написанные или напечатанные до середины XVII века. В нашем музее собрана небольшая, около 500 экземпляров, но интересная коллекция книг кирилловского письма. Первым подвергся исправлению “Требник”, где отображен порядок проведения обрядов, связанных с рождением и жизнедеятельностью человека. Самый ранний “Требник” в коллекции нашего музея датируется 1623 годом. Имеется и уникальный экземпляр этой книги, выпущенной в 1652 году уже патриархом Никоном. Уникальность его в том, что как раз с того самого года стали выпускать исправленные книги, и наша - одно из первых изданий Никона. Во-вторых, в ней очень много владельческих помет на полях, написанных карандашом. Владелец не просто читал, а сравнивал с дониконовскими изданиями, в частности с теми, которые печатались при патриархе Филарете, бывшем главой русской православной церкви в 1608-10 и 1619-1633 годах. Книга пестрит разными записями типа: “а у Филарета больше”, “опять расхождение” и т.п., иногда замечания очень пространные.

    Распространенной книгой, имевшейся в каждой семье, была “Псалтырь”. По ней часто дети учились читать, тексты ее зубрили наизусть. Самая ранняя “Псалтырь” в нашей коллекции относится к 1622 году.

    “Псалтырь” - библейская книга Ветхого завета, состоит из 151 псалма. Это духовные песни, благодарственные, хвалебные, возносящие хвалу Богу, покаянные и поучительные. Сочинение их приписывается царю Давиду, правившему в Израильско-Иудейском государстве в конце XI - около 950 года до новой эры. В Псалтыри обязательно имеется гравюра, изображающая царя пишущим на лежащем на столе листе.

    Особое место в нашем собрании занимает “Апокалипсис” XVII века. Здесь излагаются пророческие высказывания Иоанна Богослова, одного из 12 апостолов. “Апокалипсис” - книга рукописная, содержит 72 красочные миниатюры. К нам в музей она попала в 1984 году - приобрели у потомков наставника староверческой общины поселка Черноисточинск.

    Из среды староверов вышел и Месяцеслов (Святцы) первой половины прошлого века - своеобразный календарь с перечнем святых на каждый день. В кол-лекции книг кирилловского письма это самая маленькая по размеру книга. Она оформлена красочными заставками со знаками Зодиака, концовками в виде цветочного орнамента; переплет кожаный с тиснением и позолотой. Староверы отвергали все нововведения, в том числе реформы Петра I, называя его “бесовским царем”. Поэтому они не приняли и введенный Петром в 1700 году календарь, определявший началом года месяц январь. В своих месяцесловах они начинали год с марта, как было до Петра I. Месяцеслов, описанный выше, видимо, писал и оформлял кто-то из рода Дубасниковых - тагильских крепостных художников-подносников, так как на форзацных листах есть карандашные записи фамилии Дубасниковых.

    Требники, Псалтыри, Апокалипсисы, Святцы используют на службах и читают не только староверы. Но только в их среде сохранились Октоихи и Ирмологии со знаменной (от славянского слова знамя-знак) записью музыки. Тут она записана не привычными для нас нотами на пяти линейках, а особыми, безлинейными знаками. Позднее знаменная нотация получила название крюковой, по одному из главных ее знаков - крюку. Так записывали музыку до середины XVII века, то есть до реформ Никона.

    Таким образом, благодаря староверам, сохранены и дошли до нашего времени многие памятники древнерусской культуры. Наша музейная коллекция книг кирилловского письма постоянно пополняется. Сейчас мы начали работу совместно с сотрудниками археографической лаборатории. Уральского госуниверситета над составлением каталога.

Т. КОВАЛЬ.

Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 30.11.1995.

Главная страница