Храм, которого нет
Иван Трофимович Коверда выполнил фоторепродукцию Входо-Иерусалимского собора, который был построен во второй половине XVIII века. Церковь находилась на главной магистрали старого Тагила —улице Александровской, на том месте, где сейчас техникум советской торговли". Посетив Тагил в 1770 году, П.С. Паллас писал об этом храме: "Церковь с пребогатым куполом и высокою башнею, которая покрыта железом, украшена великолепно и снабжена богатою утварью".
Входо-Иерусалимский собор построен в 1764—1777 годах. Собор был крестово-купольный, трехнефный… Известный русский исследователь Ф.П. Доброхотов в своей книге "Урал Северный, Средний и Южный", изданной в Петрограде в 1917 году, дал ему такую характеристику: "Расположена (церковь) в самом центре завода, на Александровской улице, почти напротив главной заводской конторы. Храм сооружен в византийском стиле в виде креста, с тремя маковицами и крестами наверху, В церкви богатея утварь. Из церковных предметов наиболее значительны сосуды из чистого золота 96 пробы, украшенные бриллиантами и другими драгоценными камнями — дар Никиты Акинфиевича (Демидова); крестом из магнитного железняка, дарохранительница из чистейшего малахита... Картина "Кающаяся Магдалина" вывезена из Италии, есть копии с работ знаменитого художника Корреджо".
Собор стоял на пригорке и являлся частью ансамбля предзаводской площади. Служил архитектурной доминантой, с любой точки селения виден был его шпиль.
В советское время, 15 марта 1930 года, президиум городского Совета принял решение: "...требование трудящихся Тагила о закрытии Входо-Иерусалимского собора удовлетворить". Церковь закрыли, передав ее помещение "в распоряжение музея по антирелигиозной пропаганде". Летом того же года здесь устроена выставка работ художников и фотографов Тагильского округа. Спустя несколько месяцев собор был взорван.
Входо-Иерусалимский собор
Построен в 1764-1777 годах. Архитектура церкви характерна для XVIII века.
Доброхотов дает следующую характеристику собору: "Расположена (церковь)-в самом центре завода, на Александровской улице, почти напротив главной заводской конторы. Храм сооружен в византийском стиле в виде креста, с тремя маковицами и с крестами наверху. В церкви богатая утварь. Из церковных предметов наиболее значительны: сосуды из чистого золота 96 пробы, укра-шенные бриллиантами и другими драгоценными камнями- дар Никиты Анинфиевича; престолы из магнитного железняка; дарохранительница из чистейшего малахита; евангелие 1759 года - дар Никиты Акинфиевича. Крышки переплета обложены серебром, весом белее двух пудов; икона Иверской Божьей Матери ценой в три тысячи рублей Картина "Кающаяся Магдалена" вывезена из Италии, есть копии с работ знаменитого художника Корреджо".
Собор стоял па пригорке, где сейчас находится торговый техникум, и являлся частью ансамбля предзаводской площади. Служил архитектурной доминантой, с любой точки селения видны был его шпиль. В конце 20-х годов (нашего века) церковь была закрыта. В ней был устроен филиал краеведческого музея.
В газете "Тагильский рабочий" от 30 августа 1930 года читаем:
"Осуществились наказы, которые давались трудящимися Тагила горсовету; Входо-Иерусалимский собор, 160 лет служивший орудием религиозного дурмана, превратился в культурное учреждение. В день празднования освобождения Урала от Колчака в нем открыт художественный отдел музея и выставка работ художников и фотографов Тагильского округа.
Сумрачные стены собора ожили. "Святые" и "ангелы" не глядят больше со стен отреченным взором. Оставлены лишь те из них, которые используются как антирелиги-озный материал. Так, красуется в своем киоте мужеубийца, Екатерина II, которую неизвестный художник XVIII века изобразил в виде святой. И много старушек, вероятно, разбивали себе лбы в усердных поклонах перед святой великомученицей Екатериной".
Оставшаяся часть убранства собора, которая впоследствии используется для антирелигиозного музея, отделана лишь плетением разноцветных лент"... (Из заметки "Культура побеждает").
Спустя несколько месяцев собор был взорван.
Фото 1914 года.
Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 25.01.1990.
Тагил православный
Храмы старого Тагила. Что мы о них знаем?
Автору этих строк удалось пересмотреть Пермские и Екатеринбургские епархиальные ведомости – журналы XIX века, которые имеются в краеведческой библиотеке городского музея-заповедника, и тщательно выбрать сведения о Нижнем Тагиле.
Входо-Иерусалимская церковь
НАША СПРАВКА. Храм каменный трехпрестольный, заложен 9 июня 1764 года. Построен в византийском стиле в виде креста на деньги Демидовых. Главный храм – Вход Господень в Иерусалим – освящен 22 ноября 1776 года. Левый придел – Никиты Великомученика – освящен 13 февраля 1771 года. Правый придел – Рождества Христова – освящен 28 января 1773 года. С 11 мая 1912 года – Собор. С 1929 г. – музей атеизма. В 1936 году храм был разрушен, с 1969 г. на месте храма – торгово-экономический техникум.
Она была главной церковью Нижнего Тагила, стояла в центре заводского поселка и была его украшением. Строили Входо-Иерусалимский храм по желанию и на деньги Никиты Акинфиевича Демидова, и по воле "храмосоздателя" престолы были выполнены из больших кусков высокогорской магнитной руды.
Входо-Иерусалимская церковь
Самое святое место в храме – это престол. И самое святое место занимает железная руда, возвеличивая Демидовых. Именно над ней возвышалась церковь!
В этом же главном храме Тагила были святые богослужебные принадлежности из чистого золота высокой пробы и художественной заграничной работы с чеканными надписями: "из первонайденного золота". Речь идет о нашем, тагильском, золоте, добывать которое начали в 1822 году при Николае Никитиче Демидове – правнуке основателя династии.
Он же – Николай Никитич – прислал во Входо-Иерусалимскую церковь огромного размера серебряный крест с надписью на нем: "Сей крест похищен был врагами в Москве в 1812 году и куплен в Париже тайным советником Николаем Демидовым в марте 1815 года".
Входо-Иерусалимская церковь была построена в византийском стиле, в виде креста. Главный храм был освящен в 1776 году, а его приделы несколько раньше – в 1733-м и 1771-м соответственно. В журнале "Пермские епархиальные ведомости" за 1871 год опубликована статья о праздновании столетия Никитинского придела и речь настоятеля:
"До освящения храма сего, богослужения совершались в существовавшей в здешнем Нижнетагильском заводе немного пониже настоящего храма к реке Тагил небольшой деревянной церкви во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, которая по большому населению завода сделалась тесной и непоместительной, и вот по мысли заводовладельца Н.А. Демидова избирается другая местность повыше, выравнивается и на ней закладывается новая каменная, трехпрестольная церковь".
А вот как описывает в 1770 году путешествующий по России ученый профессор Паллас местоположение и устройство нижнетагильской церкви: "На бугре, коего каменная верхушка выровнена, сооружена нововоздвигнутая каменная церковь с пребогатым куполом и высокою колокольнею, в коей не только надлежащее количество колоколов, но и колокольную игру заводят. Покрыта железом, украшена великолепно и снабжена богатой утварью. Замечательны престолы, в обоих алтарях находящиеся, сделанные из ужасных кубических магнитов, один пяти четвертей вышины, три с половиной длины и несколько меньше ширины, а другой семи вышины, пяти толщины во все стороны и густо покрыты ярью. Церковь сия начата еще в 1764 г. И покудова ея надлежаще не украсили, отправляется богослужение в маленькой деревянной церкви".
В мае 1912 года Входо-Иерусалимская церковь получает статус Собора. После же Октябрьской революции, словно в насмешку над верующими, в нем находился... музей атеизма, а в 1936 году, в сталинскую эпоху, храм был разрушен. Сейчас на его месте стоит здание торгово-экономического колледжа (техникума), построенного в 1969 году. И сегодня о красивейшем некогда храме Тагила напоминает лишь деревянный крест, установленный в память о нем...
Ольга ЛАПИНА.
Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 09.04.2008.
Входо-Иерусалимский собор. Осталась только история
Нет сейчас в Нижнем Тагиле Входо-Иерусалимского собора, что стоял на Александровской улице. В годы воинствующего безбожия он был до основания разрушен. От него осталась только история да немногочисленные фотографии.
В 1902 году был составлен отчет для Пермской Архивной Ученой Комиссии священником этого собора Александром Сахаровым. В сопроводительной записке он писал: "Имею честь при сем препроводить в Ученую Архивную Комиссию программу с описанием событий Нижне-Тагильской Входо-Иерусалимской церкви и ее прихода, касающихся оных с самого их основания". Перейдем к истории, которая изложена в этом отчете.
Каменный храм в честь праздника Входа Господня в Иерусалим был заложен 9 июля 1764 года, а 13 февраля 1771-го освящен Тобольским митрополитом Варлаамом. Построен и украшен иждивением заводовладельца действительного статского советника Никиты Акинфиевича Демидова. На момент составления отчета он существовал в том же виде, в каком был сначала.
При постройке храма с 1764 года по 1769 годы в расходе значилось 17 051 р.11 к. при поденной плате одна копейка в день. Не только крышу, но и стропила возводили местные умельцы. На колокольне были устроены башенные часы, в 1902 году почти не действующие, хотя и хорошо сохранившиеся.
Престолы по предписанию храмосоздателя были сделаны во всех трех приделах из ординарного отполированного камня Высокогорской магнитной руды и обнесены деревом. Над главным престолом устроена подвесная сень в виде короны со священными изображениями.
Крест и маковицы делались в Нижнем Тагиле из красной меди, а потом были вызолочены в Москве за 500 червонцев, да за проезд туда и обратно ушло 70 рублей.
Крестьяне из Ярославского уезда Яков Иванович Кононов с товарищами подрядились на каменные работы за 180 рублей. На часть этих денег был построен каменный дом в церковной ограде, по окончании работ в нем находилось Заказное духовное правление, а потом церковно-приходское училище.
Наблюдать за постройкой храма было поручено заводскому управителю Григорию Белых и протоиерею единоверческого православного прихода Григорию Мухину. В церкви имелись два придельных алтаря: северный во имя ангела храмосоздателя Никиты и южный во имя Рождества Христова, освященный 28 января 1773 года.
В 1856 году иждивением прихожан и частично заводовладельца были возобновлены иконостасы и расписаны своды и стены храма, устлан мраморный пол в главном (до трапезы) и южном приделах, а в Никитинском и в трапезе оставлен чугунный и устроены хоры. В 1874 году под колокольней появились две каменные палатки для крестильной и ризницы, а также духовая печь под главным алтарем.
В храме находились замечательные иконы и предметы богослужебного назначения. Икону Святителя и Чудотворца Николая принесли из Невьянского завода около 1725 года при открытии Нижнетагильского завода. Иконы Иверской Божией Матери и великомученника Пантелеимона приобрели прихожане в 1891 году. Замечательная икона Святого Князя Владимира была "устроена в сребропозлащенную ризу".
В 1869 году Нижнетагильский купец в память посещения завода Его Императорским Высочеством Великим Князем Владимиром Александровичем пожертвовал икону Святого Андрея Критского в сребропозлащенной ризе. Анатолий Демидов в память об Андрее Николаевиче Карамзине, родственнике Демидовых, "убиенном" во время обороны Севастополя, пожертвовал икону "Взыскание погибших", приобретенную в 1870 году.Некоторые иконы были богато украшены уральскими самоцветами. Как и кресты малахитовый и золотой (72-й пробы) от купца Д.В. Белова; малахитовая дарохранительница (весом два пуда); четыре бронзовые лампады с изображением херувимов. "К сожалению, до сих пор не сделано с этих достопримечательностей фотографических снимков", – сетовал составлявший отчет священник.
Особенно выделялось большое напрестольное Евангелие в серебряном окладе весом два пуда 10 фунтов с автографом Никиты Акинфиевича Демидова (1765 год). В храме также находились золотые сосуды и напрестольный высокий крест, во всех частях золотой, весом около семи фунтов, роскошной заграничной работы. Украшен он был бриллиантами, изумрудами, аметистами и рубинами. Это был дар собору Николая Никитича Демидова, как и большой напрестольный сребропозлащенный крест, купленный им в Париже в 1815 году.
В 1899 году для церкви была приобретена драгоценная сребропозлащенная риза на местночтимую икону Иверской Божией Матери, украшенная сибирскими цветными каменьями, весом 45 фунтов, стоимостью 3000 рублей
В храме проводились крестные ходы: 9 мая к часовне на торговой площади в память о спасении Императора Александра II, памятник которому был построен вблизи нее; в августе – на Лисью гору; 29 августа – к новостроящейся с 1899 года церкви Иоанна Предтечи на приходском Сухоложском кладбище. Кладбищенская Иоанно-Предтеченская каменная церковь была заложена 15 августа 1893 года, и в 1902 году ее еще не достроили. Сооружалась она на средства приходского попечительства Входо-Иерусалимской церкви. Под церковью была устроена усыпальница.
Имелись приписные часовни:
1. На торговой площади Спасская, с 1868 года – в память о неоднократном спасении от смерти Императора Александра II, устроенная прихожанином К.Я. Пермяковым.
2. При Нижнетагильской земской больнице – Николо-Пантелеимоновская, устроенная иждивением заведующего этой больницей, доктором медицины Петром Васильевичем Кузнецким для нужд больных и в память о покойном его сыне Николае.
Приписная церковь во имя пророка Илии находилась в деревне Елизаветинской, в 24 верстах от Нижнего Тагила на запад. Она была деревянной, небольшой, построена в 1874 году и приписана за неимением здесь священника.
Вблизи Входо-Иерусалимского храма имелось огороженное железной решеткой святое место, где стояла первая в Тагиле Введенская деревянная церковь. Земель у собора не было, кроме как под усадьбой при церковных домах.
Далее священник описывает три церковных кладбища. Сухоложское, в шести верстах по Нижне-Салдинскому тракту, было огорожено канавой и валом – "окарауливалось от сельского общества". В соседстве с ним, при кладбищенской Предтеченской церкви, находилось еще одно, также огороженное валами и канавой, окарауливалось за счет приходского попечительства, которое и получало плату за места для могил. И третье – по Висимо-Уткинскому заводскому тракту, в шести верстах от церкви, вновь открытое в 1899 году, было огорожено валами и канавой, что, однако, не мешало разгуливать по кладбищу бродячему скоту.
В первое время причт состоял из четырех и более священников, двух дьяконов, двух и более псаломщиков. С 1807 по 1826 годы были штатные протоиереи, и церковь официально именовалась Соборной. С 1883 до 1894 года в ней было два священника, один дьякон и два псаломщика. С 1894 года Указом Священного Синода к храму назначили еще одного священника и одного псаломщика. Первые два штата и диакон получали жалованье от заводоуправления, а третий штат не получал никакого и жил одними доходами.
Церковных домов было жилых два и один нежилой. Первые два священника и два псаломщика жили в церковных домах, а штатный дьякон и третий штат – на квартирах у частных лиц, на что от церкви получали квартирное пособие. Два жилых церковных дома были приобретены на церковные средства: один в 1884-м, другой в 1891 году.
При храме с 1870 года существовало церковно-приходское попечительство. Приходских школ было три. Первая – школа грамоты Ключевская, где к 1902 году обучалось 573 человека. Ее открыла в частном доме жена местного мастера Васса Игнатьевна Петрова, которая и обучала приходящих. Вторая – школа грамоты Кирилло-Мефодиевская, существовала со 2 ноября 1900 года. Ее построил верхотурский купец Тимофей Балыков при пособии Епархиального Ученого Совета. Обучалось в ней 40 школьников. Третья – церковно-приходская местная школа открылась 10 октября 1880 года в церковном доме. В 1901 году на средства того же Т.А. Балыкова, попечителя этой школы, при пособии Епархиального Ученого Совета и частных лиц было возведено новое каменное одноэтажное здание, более удобное. В 1891 году в школе обучалось 225 человек, и окончили курс 18 мальчиков и 20 девочек. Приход получил свое название по местному храму – Входо-Иерусалимский. Главный контингент прихожан составляли православные крестьяне, бывшие крепостные Демидовых, числилось также несколько дворян, купцов и мещан, всего 1952 души мужского пола и 2065 – женского.
В приходе числилось и несколько раскольников и членов еретической секты "Иеговисты", или иначе "субботники". Терпимых правительством раскольничьих моленных было два: каменная австрийская во дворе купца Аксенова и каменная же около завода, в бывшем доме Красильникова – беспоповского старообрядческого толка. В приходе было несколько казанских татар, которые занимались торговлей и ремесленничеством. Язычников не было.
В церкви не бывало несчастных случаев, похищений, пожаров, наводнений, ограблений. Зато здесь проходили служения епархиальных архиереев. Храм этот посещали все Пермские и Екатеринбургские архиереи, кроме первого, Иоанна.
27 и 28 мая 1837 года Входо-Иерусалимскую церковь посетил наследник престола, будущий Император Александр Николаевич, а 17 сентября 1845 года и в 1866 году – герцог Лейхтенбергский Николай Максимилианович. В ноябре 1887 года Великий Князь Михаил Николаевич со своим сыном Сергеем Михайловичем также посетили этот храм.
Священники Входо-Иерусалимской церкви.
1. Протоиерей Григорий Яковлевич Мухин (1763 – 1800).
2. Священник Петр Иоаннович Тихонов (1764 –1770).
3. Священник Василий Адамович Хомяков (1760 – 1812).
4. Священник Иаков Евтихиевич Мухин (1769 – 1776).
5. Священник Афанасий Спиридонович Скорняков (1773 – 1800).
6. Священник Григорий Федорович Скрябин (1774 – 1777). Занимался проповедями, которые на момент составления отчета хранились в рукописи.
7. Священник Михаил Леонтьевич Мартынов (1777 – 1780).
8. Священник Иоанн Иванович Бардаков (1779 – ?).
9. Александр Иванович Белоусов (1793 – 1799).
10. Василий Стефанович Карпов (1800 – 1803).
11. Протоиерей Максим Гаврилович Бабин (1800 –1822).
12. Иаков Яковлевич Парышев (1802 – 1812).
13. Прокопий Иванович Наумов (1812 – 1817).
14. Иоанн Яковлевич Белоусов (1812 – 1817).
15. Иаков Тимофеевич Козельский (1818 -1843).
16. Алексей Гаврилович Попов (1826 – 1832).
17. Протоиерей Михаил Иванович Кириллов (1822 -1849).
18. Иоанн Михайлович Хомяков (1830 – 1833).
19. Алексий Александрович Лапин (1832 – 1839).
20. Протоиерей Алексий Львович Карпинский (1834 – 1876), последний штатный протоиерей, затем стал по долголетию священником, чему уважение и честь. (Умер 26 ноября 1876 года).
21. Иоанн Игнатьевич Гуляев (1835 – 1846).
22. Андрей Васильевич Соколов (1839 – 1840).
23. Протоиерей Григорий Дмитриевич Левицкий (1840 – 1887), составлял летописи этой церкви.
24. Иоанн Сергеевич Снегирев (1846 – 1860).
25. Петр Иванович Словцов (1860 – 1863).
26. Андрей Петрович Хлопин (1863 – 1878).
27. Николай Иванович Осокин (1879 – 1880 .)
28. Александр Иванович Пырьев (1880 – 1890).
29. Священник Дмитрий Сергеевич Грушевский (1894 – 1901).
Священнослужители храма на 1902 год.
1. Священник Александр Александрович Сахаров с 1887 года.
2. Священник Михаил Макарович Архангельский.
3. Диакон Владимир К. Золотанин с 1901 года.
4. Псаломщик Георгий Иванович Волынский, служил псаломщиком 46 лет.
5. Михаил Иос. Власов.
6. Иннокентий Аристархович Белоусов – с 1901 года.
Церковный староста – алапаевский мещанин Александр Николаевич Шорин.
Обзор составила Л. ОЖЕГОВА.
Литература: Газета "Тагильский вариант" №17(247) от 05.05.2016.
Фаворский свет
Уникальным в собрании икон музея-заповедника "Горнозаводской Урал" является то, что основную часть в нем представляют иконы из разрушенных величественных демидовских храмов, поступивших в музей в 20-30-х годах прошлого века. Мы расскажем об одной из икон Входо-Иерусалимского собора, но в начале несколько слов о нем самом.
Входо-Иерусалимская соборная церковь с трехъярусной колокольней, достигавшей в высоту 51-го метра, высилась в непосредственной близости от пущенного в 1725 году чугуноплавильного и железоделательного завода и ансамбля Главного окружного управления Демидовых. Церковь была выстроена в 1764-1777 годах и, по сведениям Иродиона Матвеевича Рябова, смотрителя и преподавателя Выйского заводского училища, ее купол, своды и стены "расписал фресками" некий "итальянец". Но, как указывает в своей статье "Святыни Нижнего Тагила" Светлана Клат, в росписи интерьера, а также в написании икон для трех приделов участвовало сразу несколько мастеров, среди которых были высококвалифицированные невьянские иконописцы.
На сегодняшний день обнаружены две иконы Невьянской школы, написанные для праздничного ряда одного из приделов Входо-Иерусалимского собора. Это "Рождество Богородицы" и "Преображение Господне", выполненные в круглой форме (тондо) в конце XVIII-начале XIX веков. Об одной из праздничных икон – "Преображение Господне" (на фото), и пойдет речь в этой статье.
В основе "Преображения Господня" лежит евангельское повествование. Иконография извода рассказывает о величайшем событии, когда Господь является Своим ученикам, как Свет, сошедший в мир. Суть этого события трудно понять, не вспомнив о том, что Христос начал проповедовать лишь после того, как Ему исполнилось тридцать лет, до этого он был известен как плотник и сын плотника. Он словно и не спешил открываться людям, совершая в тайне многие свои чудеса и не позволяя ученикам рассказывать о них. Но и их, видевших чудо исцеления и воскрешения, посещали сомнения. Во имя укрепления веры Господь и сделал троих учеников – самых близких и любимых – свидетелями чуда своего Преображения.
На нашей иконе в центре изображен Спаситель, стоящий на горе. По сторонам от него на облаках – пророки, у подножия – коленопреклоненные апостолы: слева Петр, справа Иаков и Иоанн, павший ниц.
Этот иконографический сюжет закрепился к середине XVI века, с течением времени добавлялись разнообразные детали, но в целом содержание иконы не менялось. Икона, как писалось выше, выполнена невьянскими мастерами, которые изобразили гору Фавор на золотом фоне терракотовыми и зеленовато бирюзовыми горками с редкой растительностью на золотом фоне.
Входо-Иерусалимский собор. Фотоотпечаток со стекла, 1920-е годы
Спаситель изображен в белых одеждах, расчерченных голубыми и малиновыми линиями складок, в золотистом ореоле особой овальной формы (мандорле). Ореол пронизан белыми зигзагообразными и прямыми линиями, которые образно передают "облако света" – источник Божественных энергий.
Три ярких белых луча также знаменуют Божественную энергию и отходят от ног Спасителя к ученикам, которые изображены повергнутыми в изумление. Апостол Иаков прикрывает лицо от нестерпимого для глаз сияния света, молодой и впечатлительный Иоанн упал ниц. На его малиновых одеждах, как и на одеждах Петра и Иакова, золотой отблеск Божественной энергии и света. Светом наполнены и бело-голубые облака, на которых стоят пророки. С левой стороны – Илия, он изображен длинноволосым седым старцем. С правой стороны – Моисей с небольшой бородкой и коротко остриженными курчавыми волосами, в руках он держит книгу.
Присутствие пророков Моисея и Илии при Преображении не случайно.
Святитель Иоанн Златоуст (в толковании святого Матфея Евангелиста) находит этому несколько причин.
Прежде всего, Моисей и Илия представляют закон и пророков. Во-вторых, оба они видели таинственное явление Господа, один – на Синае, другой – на Хориве. В-третьих, Моисей представляет усопших, Илия же, взятый на небо в огненной колеснице, представляет живых. Таким образом подчеркивается эсхатологический характер Преображения. Христос является как Господь живых и мертвых, грядущий в сиянии будущего века, предвосхищая его будущее пришествие. Преображение приоткрывало вечность во времени, не случайно оно происходило на горе, куда Христос удалился от мира и сует.
Икона "Преображение Господне" из собрания музея-заповедника
В IV веке святая Елена, мать императора Константина Великого, соорудила на горе Фавор храм в память явления нового Небесного Царства Света и Славы Божией.
Преображение Господне – это великий двунадесятый праздник, который отмечался 19 августа. В России среди народа он получил название Яблочный Спас. В этот день и сейчас совершается Божественная литургия, в конце которой происходит освящение яблок и других овощей и фруктов.
За пять дней до Яблочного – 14 августа – празднуется так называемый Медовый Спас – Происхождения честных древ Животворящего Креста. В этот день светят в церкви не только мед, но и хлеб и воду, освящают дома и колодцы. Поэтому в народе называют его Спасом на Воде, или Мокрым Спасом. Есть в августе и Третий Спас– 29 числа по новому стилю празднуется день перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа.
Марина КАЗАКОВА, научный сотрудник отдела фондов, искусствовед.
Литература: Газета "Тагильский вариант" №28(258) от 18.08.2016
Храмы Нижнего Тагила
От автора
Когда говорят о национальных приоритетах в искусстве, то о французах говорят – прирожденные поэты, о немцах – прирожденные музыканты, о русских – прирожденные архитекторы.
А русская архитектура – это, прежде всего храмы. Как они украшали Россию. С какой болью смотришь сегодня на фотографии старого Тагила и жалеешь о тех, разрушенных, с которыми связана история моего родного города, моих предков…
Тщательно пересмотрела Пермские и Екатеринбургские епархиальные ведомости – журналы 19 века, сохранившиеся в Нижнетагильской краеведческой библиотеке; документы городского архива; находки историков С.А. Клат, Т.В. Смирновой, искусствоведа О.Н. Силоновой; выслушивала и записывала воспоминания старых тагильчан; старалась вовремя собрать информацию о современных храмах.
Мы – тагильчане должны знать свою историю.
О.Лапина, экскурсовод, краевед.
Входо-Иерусалимский храм
Краткая справка:Храм каменный, трехпрестольный, заложен 9 июня 1764 года. Построен в византийском стиле, в виде креста, на деньги Демидовых.
Главный престол – во имя Входа Господня в Иерусалим – освящен 22.11.1776 года.
Левый придел - Св. Никиты Великомученика освящен 13.02.1771 года
Правый придел - во имя Рождества Христова освящен 28.01.1773 года
С 11 мая 1912 года – Собор. С 1929 года – художественный отдел Нижнетагильского краеведческого музея. В 1936 году храм был разрушен. В 1969 году на месте храма построено здание торгово-экономического колледжа (техникума). В 90-е годы в память о храме установили деревянный крест. В 2010 году его заменили на красивый металлический.
Входо-Иерусалимская церковь была главной церковью Нижнего Тагила, стояла в центре заводского посёлка и была его украшением. Строили её по желанию и на деньги Никиты Акинфиевича Демидова и "по воле храмосоздателя" престолы были выполнены из больших кусков высокогорской магнитной руды.
Самое святое место в храме - это престол. И самое святое место занимает железная руда, возвеличившая Демидовых. Именно над ней возвышается церковь.
В этом же – главном храме Н.Тагила были потир, дискос, звезда, лжица и напрестольный крест из чистого золота высокой пробы и художественной заграничной работы, украшенные драгоценными камнями, с чеканными подписями на потире и кресте "из первонайденного в Сибири золота". "Сия святые богослужебные принадлежности пожертвованы Николаем Никитичем Демидовым в 1826 году". Речь идёт о нашем, Н. Тагильском золоте, добывать которое начали в 1822 году при Н. Н. Демидове, правнуке основателя династии.
Он же - Николай Никитич присылает во Входо-Иерусалимский храм огромного размера серебряный крест с надписью на нём: "Сей крест похищен был врагами в Москве в 1812 году и куплен в Париже тайным советником Николаем Демидовым в марте 1815 года".
Входо-Иерусалимская церковь была построена в византийском стиле в виде креста. Главный престол - во имя Входа Господня в Иерусалим был освящен в 1776 году. Но его приделы были освящены раньше: во имя Рождества Христова в 1773 году, а св. Никиты Великомученика – в 1771 году.
В журнале "Пермские епархиальные ведомости" за 1871 год опубликована статья о праздновании столетия Никитинского придела и речь настоятеля: "До освящения храма сего богослужения совершались в существовавшей в здешнем Нижнетагильском заводе, немного пониже настоящего храма к реке Тагил, небольшой деревянной церкви во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, которая по большому населению завода сделалась тесной и непоместительной, и вот по мысли заводовладельца Никиты Акинфиевича избирается другая местность повыше, выравнивается и на ней закладывается новая каменная, трёхпрестольная церковь. Церковь сия усердием заводовладельца благолепно украшается".
А вот как описывает в 1770 году путешествующий по России ученый профессор Паллас местоположение и устройство новосозданной нижнетагильской церкви: "На бугре, коего каменная верхушка выровнена, сооружена нововоздвигнутая каменная церковь с пребогатым куполом и высокой колокольнею, в коей не только надлежащее количество колоколов, но и колокольную игру заводят. Покрыта железом, украшена великолепно и снабжена богатой утварью. Замечательны престолы в обоих алтарях находящиеся, сделанные из ужасных кубических магнитов – один - пяти четвертей вышины, три с половиной длины и несколько меньше ширины, а другой – семи вышины, пяти толщины во все стороны и густо покрыты ярью. Церковь сия начата ещё в 1764 году и покудова её надлежаще не украсили, отправляются богослужения в маленькой деревянной церкви".
Входо-Иерусалимский храм
Окончив внешнюю и внутреннюю отделку храма, Никита Акинфиевич посылает прошение к Тобольскому преосвященному Варлааму и приглашает его для освящения храма. Преосвященный 13 февраля 1771 года совершает чин освящения придельного храма во имя св. Великомученика Никиты.
Есть устное предание, что когда поднесён был Никите Акинфиевичу отчёт об употреблённых суммах на устройство и благоукрашения сего храма, то он, взяв оный в правую руку, и не посмотрев, бросил в топившуюся печь: "Что отдано самому Богу, то всё Его, христиане же должны благотворить так, чтобы не знала об этом и левая их рука"
Строил храм подрядчик каменных работ, крестьянин из Ярославского уезда – Колоколов Яков Иванович "вместе с товарищами построена с честью без архитектора в Нижнетагильском заводе Входо-Иерусалимская церковь в византийском стиле".
Одно из предположений, что проект церкви архитектора К.И. Бланка, популярного в то время у московской знати. Искусствовед О.Н. Силонова пишет, что "проект Входо-Иерусалимского храма выполнил неизвестный архитектор школы Ухтомского".
Каменное одноэтажное здание церкви было построено с трёхярусной колокольней высотой 51 м. В верхнем ярусе были боевые часы с пятью колоколами. В среднем ярусе было девять колоколов, среди которых был колокол весом 560 пудов.
Кресты и купола были "вызолочены через огонь". Пол храма был выполнен из мраморных и чугунных плит.
Главный храм Нижнего Тагила 11 мая 1912 году получил статус Собора.
В конце 1920-х годов был закрыт.
В 1929 году первый советский директор Нижнетагильского краеведческого музея Александр Николаевич Словцов, который был сыном священника, чтобы спасти от уничтожения здание церкви, иконы, церковную утварь, богослужебные книги, а также мощи Симеона Верхотурского, в здании размещает художественный отдел музея и создает выставку по атеистической пропаганде. Так он попытался уберечь от уничтожения Н.Тагильские и Верхотурские святыни…
Верующие приходили в "музей", крестились, прикладывались к мощам…
Входо-Иерусалимский храм
В 1936 году местные власти приняли решение о разрушении храма. Попытавшегося воспротивиться Словцова, забрали в ГПУ, обвинили в том, что он действует в интересах культа и сослали в лагеря.
Сотрудники музея в обстановке падающих кирпичей, летевших стёкол, треске выламываемых перекрытий, понимая, что здание может рухнуть – выносили музейное имущество…
Сейчас на месте храма стоит здание торгово-экономического колледжа (техникума), построенного в 1969 году и КРЕСТ в память о красивейшем храме Н.Тагила.
Из архивов и воспоминаний
[Екатеринбургские Епархиальные ведомости №22 за 1901 год "Из путешествия Его Преосвященства по епархии"]
В настоящее время в Н.Тагиле 6 храмов, из коих 2 единоверческих. Центральный - Входо-иерусалимский. Храм этот каменный, трехпрестольный построен Н.А. Демидовым в период 1764-1769 годов. Архитектура храма византийского стиля; четыре главы его с крестами вызолочены через огонь. Внутри храм благолепно украшен и снабжен богатейшею утварью и ризницею. Стоимость некоторых икон простирается до 3 тысяч рублей. Престолы храма по воле храмосоздателя, сделаны из больших кусков Высокогорской магнитной железной руды, обделанной деревом. При обозрении церковных документов оказалось, что а) в обысковой книге оглашения отмечаются цифрами, а не прописью, как бы следовало, притом в некоторых местах нет подписи причта, б) в приходорасходной книге выписываются прогоны благочинному в) опись церковного имущества ведется не исправно, г) в Богослужебном журнале совсем не отмечаются произносимые в церкви поучения.
[Пермские Епархиальные ведомости № 6 за 1871 год] "Празднование столетия придельному храму во имя св. великомученика Никиты в Нижнетагильском Входо-Иерусалимском соборе"
100 лет приделу праздновали 14 февраля 1871 г.
Храм сей сооружен и благолепно украшен заводовладельцем статским советником Никитой Акинфиевичем Демидовым и по его прошению освящен самим Варлаамом, епископом Тобольским и Сибирским 13 февраля 1771 г. (до 1800 г. Н.Тагильский завод принадлежал Тобольской епархии).
Накануне 13 февраля в 5 час. Вечера звоном ко всенощной 560 пудового соборного колокола возвестил жителям Н.Тагила о начинающемся церковном празднестве. По звону колокола, по освященной плошками 3-х ярусной колокольне собрались к всенощной богомольцы.
Настоятель Алексей Львович Карпинский отправлял бдение. На восходе подсоединились к литии Григорий Левитский и Андрей Хлопин. На величание вышел и священник Введенской церкви Алексей Максимов. Старший дъякон В.Ив. Дрягин вынес 100-летнее Евангелие весьма редко употребляемое при священнослужении.
Так как храм обязан сооружением и украшением Никите Акинфиевичу и сыну Николаю Никитичу, их пожертвования замечательны по редкости своей:
1) престол в Никитинском и Входо-Иерусалимском храма в основании положены такие огромные кубические магниты каких, по отзыву г. Спасского, составившего жизнеописание А.Н. Демидова в 1833г. может быть нет в целом свете. Один из сих магнитов во Входо-Иерусалимском алтаре вышиною в 7 четвертей и толщиною в 5 во все стороны. А другой в Никитинском алтаре вышиной в 5 четвертей, длиною в 3 четверти.
2) Святой антиминс на Никитинском престоле, освященный в 1763 г. преосвященным митрополитом Тобольским и Сибирским Павлом, из желтой шелковой материи, на котором со времени освящения и доныне совершается Божественная литургия и которого мало коснулась вековая рука времени, между тем как в Никитинском храме, сравнительно с другими приделами, совершается чаще богослужение в годичное время и преимущественно по зимам.
3) Напрестольное Евангелие в большой Александровский лист, изданное в 1759 г. деки его с обоих сторон скованы из чистого серебра, толщиною в один дюйм, покрыты сверху толстою серебряною же сеткою. На обоих деках по 5 клейндов, на коих изображены под серебро чернью:
Воскресение Христово, Евангелисты и Страсти Господни. Застежки серебряные под золотом с литыми изображениями апостолов Петра и Павла. Длиною это Евангелие 1 аршин, шириною ? аршина, весом с бумагою 2 пуда 10 фунтов. На левой деке внизу вычеканены слова " Во славу Вседержителя Господа Бога нашего Иисуса Христа Искупителя грехов наших, сей пречистых уст его завет облечен малодостойным старанием статского советника Н.А. Демидова 1764 г." А на последнем листе сего Евангелия собственноручная надпись Никиты Акинфиевича такого содержания: " Сей день жизни благоволил Господь принесть малый дар от негож Ему посвящающий; дар же слышания внимательных сердец всебожественных Его имянных указов оно и чувствительною преданностью душ наших утверди Господь. 1765года, Генваря 24 дня. Подписал Никита Акинфиевич Демидов"
4) Потир, дискос, звезда, лжица и напрестольный крест из чистого золота высокой пробы и художественной заграничной работы, украшенные драгоценными камнями: бриллиантами, рубинами, изумрудами и аметистами. Сия святые богослужебные принадлежности пожертвованы Н.Н.Демидовым в 1826 г. С чеканенными подписями на потире и кресте " из первонайденного в Сибири золота". Во всех сих вещах золота весом 7 фунтов, стоимость их означена в 45, 200 рубле асс.
5) К драгоценностям собора можно отнести и однозолотный напрестольный крест, пожертвованный купцом Дмитрием Васильевичем Беловым с компаниею. Сей крест сделан из найденного в отдаленной Сибири золота весом 1 ф. 18,5 золотников.
5) Огромного размера большой серебряный крест с финифтиевыми изображениями Спасителя, Богоматери, Иоанна Богослова и надписью: " Сей крест похищен был врагами должно предполагать в Москве во время нашествия в1812 г. И куплен в Париже тайным советником Николаем Демидовым в марте 1815г."
Речь на столетие
До освящения храма сего, богослужения совершались в существовавшей в здешнем Нижнетагильском заводе немного пониже настоящего храма к реке Тагил небольшой деревянной церкви во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, которая по большому населению завода сделалась тесной и непоместительной, и вот по мысли заводовладельца Н.А.Демидова избирается другая местность повыше, выравнивается и на ней закладывается новая каменная, трехпрестольная церковь. Церковь сия усердием и заботливостью заводовладельца скоро воздвигается и им благолепно украшается. Вот как описывает в1770 г. Путешествующий по России ученый профессор Паллас местоположение и устройство новосозданной Нижнетагильской церкви: " На бугре, коего каменная верхушка выровнена, сооружена нововоздвигнутая каменная церковь с пребогатым куполом и высокою колокольнею, в коей не только надлежащее количество колоколов, но и колокольную игру заводят. Покрыта железом, украшена великолепно и снабжена богатою утварью. Между достопамятностями здешнего места замечательны престолы, в обоих алтарях находящиеся, сделанные из ужасных кубических магнитов, один пяти четвертей вышины, три с половиной длины и несколько меньше ширины, а другой семи вышины, пяти толщины во все стороны и густо покрыты ярью.
Церковь сия начата еще в 1764 г. И покудова ея надлежаще не украсили, отправляется богослужение в маленькой деревянной церкви".
Окончив внешнюю и внутреннюю отделку нового храма, Никита Акинфиевич посылает прошение к Тобольскому преосвященному Варлааму и приглашает его для освящения храма. Преосвященный 13 февраля 1771 г. Совершает чин освящения придельного храма во имя св. великомученика Никиты. Есть устное предание, что когда поднесен был Никите Акинфиевичу отчет об употребленных суммах на устройство и благоукрашение сего храма, то он, взяв оный в правую руку, и не посмотрев, бросил в топившуюся печь: " что отдано самому Богу, то все Его, христиане же должны благотворить так, чтобы не знала об этом и левая их рука.
[ПЕВ № 3 за 1868 год.]
В течение истекшего 1867 года по Пермской епархии разрешена постройка следующих часовен и молельных домов:
1) Верхотурского уезда в Нижнетагильском заводе в память 4апреля 1866 года и 21 марта 1867 года.
………………………………………
12) на берегу реки Туры в Верхотурском уезде – на месте, где удил рыбу Симеон Праведный 15 сентября.
[ПЕВ № 33 за 1868г.]
Пермская духовная консистория слушала рапорт благочинного А.Л.Карпинского от 25 мая №234 о пожертвованиях Верхотурскими купцами Грачевыми во Входоиерусалимскую и Черноисточинскую Петропавловскую церковь Евангелий в листе с позлащенными досками.
( Грачев – староста Входоиерусалимской церкви)
[ПЕВ № 52 за 1870]
Алексей Львович Карпинский
В 1824 году закончил семинарию сын Ирбитского уезда Красной слободы Богоявленской церкви священника Льва Карпинского по второму разряду. С утверждения первосвященного Мелентия определен учителем первого класса Верхотурского приходского духовного училища, а 3 апреля 1830 г. исправляющего должность смотрителя и учителем второго класса. В 1833 г. по своему прошению поступил в епархиальное ведомство. В Верхотурском уездном училище был законоучителем с 1829 по 1833 годы. В Нижнетагильском приходском училище был законоучителем.
10 февраля 1834 г. Аркадием рукоположен во священники к Нижнетагильскому Входоиерусалимскому собору. 28 августа 1834 г. определен в сотрудники к бывшему протоирею Михаилу Кириллову по делу миссии. В 1835 г. – Кушвинский благочинный. С 30 октября 1835 года – действительный благочинный по церквам Нижнетагильских заводов и сотрудник епархиального попечительства.
15 сентября 1846 - протоирей Входоиерусалимского собора.
26 августа 1847 года получил благословение Св.Синода за обращение Черноисточинской часовни в ведение епархиального начальства.
Открыл при своем доме училище для девиц и с 1847 г. по 1851г. попечитель и законоучитель "безмездно".
[ПЕВ № 19 за 1871 г.]
Дьякон Александр Флоровский рукоположен во священника.
[ ПЕВ № 50 за 1876г.]
Умер Алексей Карпинский 26 ноября 1876 года. С 1835 года был благочинным Н.Тагильского округа. Благочинным избран Иоанн Флавианов.
[ПЕВ № 7 за 1977г.]
Рукоположен во священника протодьякон из Екатеринбургского кафедрального собора Евгений Арефьев, 30 января.
[ПЕВ № 8 за 1880г.]
Утвержден старостой Входоиерусалимской церкви купец Ефим Зайцев
[ПЕВ № 25 за 1882 г.]
В сан протоирея возведен священник Григорий Левицкий
[ПЕВ № 35 за 1882 г.]
В Нижнетагильской Входоиерусалимской церкви перелить расколовшийся колокол в 560 пудов на средства пожертвованные прихожанами.
[ПЕВ № 41 за 1882 г.]
Чтобы достроить церковный дом выделена сумма 1630 рублей 67 копеек, 31 августа.
[ЕЕВ № 8 за 1887 г.]
Утвержден старостой Входоиерусалимской церкви на 1887,88,89 годы Николай Образцов
[ЕЕВ №12 за 1887 г.]
10 марта умер протоирей Григорий Левицкий
[ЕЕВ № 17 за 1887 г.]
Александр Пырьев назначен на должность старшего священника во Входоиерусалимскую церковь, 27 апреля
[ЕЕВ № 7 за 1895 г.]
Священники Входоиерусалимской церкви: Михаил Архангельский и Александр Сахаров
[ЕЕВ № 14 за 1895г.]
Псаломщик Александр Левицкий рукоположен в дьякона.
[ЕЕВ № 21 за 1903 г.]
Старостой Входоиерусалимской церкви назначен алапаевский мещанин Александр Шорин ( Д.П. Шорин тоже имел статус алапаевского мещанина)
[ЕЕВ № 41 за 1910г.]
14 сентября 1910 г. Нижнетагильское братство св. Животворящего Креста Господня справляли годовой праздник. Собрались во Входо-Иерусалимском храме при предстоятельстве
о. С. Хлынова.
[ЕЕВ № 25 за 1914г.]
Староста Входоиерусалимского собора – г. Клушин
[Доброхотов Ф.П. " Урал Северный, Средний и Южный"]
Входоиерусалимский храм сооружен в византийском стиле. В виде креста. С тремя маковицами и крестами наверху.
[О.К.]
В 1764 г. подрядчиком каменных работ Колоколовым Яковом Ивановичем, крестьянином Ярославского уезда, летом " вместе с товарищами построена с честью без архитектора в Нижнетагильском заводе Входоиерусалимская церковь в византийском стиле…"
Предполагается, что проект церкви архитектора К.И. Бланка, популярного у московской знати.
В 1848 г. на улице Тагильской открыта общеобразовательная женская школа Входоиерусалимская. Потом она была преобразована в женскую Павло-Анатольскую гимназию.
* В 1921-22 г.г. для голодающих Поволжья изъяли 5 пудов 37 фунтов серебра ( 97кг) и 7 фунтов золота. 7 апреля на совещании общественности и церковнослужителей о постановлении Совнаркома и ВЦИК от представителей духовенства выступал Титов, просил не изымать особо чтимые местные святыни и предметы культа, имеющие историческую и высокохудожественную ценность. Описи хранят перечень предметов, потерянных навечно.
* Храм каменный 3-х престольный, заложен 9 июня 1764 года. Построен в византийском стиле, в виде креста на деньги Демидовых .
Главный храм – Вход Господень в Иерусалим - освящен 22.11.1776 года
Левый придел – Никиты Великомученика - освящен 13.02.1771 года
Правый - Рождества Христова - освящен 28. 01. 1773 года
Престолы из магнитной руды, обложены деревом. Над главным престолом устроена сень.
• С 11 мая 1912 года – СОБОР.
• С 1929 года – антирелигиозная выставка (филиал краеведческого музея, его художественный отдел).
• В 1936 году храм разрушен. Мощи Симеона Праведного увезли в Свердловск.
• В 1960-е годы я шла домой на Гальянку после уроков в музыкальной школе № 1, на холме, где сейчас торговый техникум толпа народа. Я поднялась и увидела разрытые могилы, открытые гробы… Помню парчу синего и желтого цвета. Видимо готовили фундамент для строительства техникума.
[ О. Силонова]
Проект Входоиерусалимского храма неизвестный архитектор школы Ухтомского.
Каменное, одноэтажное здание. Трехярусная колокольня высотой 51 м. В верхнем ярусе были боевые часы с 5 колоколами. В среднем ярусе было 9 колоколов. Кресты, колокола?, алтарь вызолочены через огонь. На полу – мрамор и чугунные плиты.
Закрыт в 1929 году. Взорван в конце 30-х годов.
[Худояровские чтения № 1 от 22.04.2004.]
Художник Т.С. Ярулин по прозвищу Сизый (Сизов) – чугунные скульптуры, резьба по дереву и др. и его учитель Шталмееер выполнили иконостас для Входо-Иерусалимского собора. После отъезда Шталмеера окончание работ на иконостасе поручается Тимофею Сизову. В 1774г. Сизов изготавливает чугунные плиты для собора. Иконы для Входо-Иерусалимского собора в Сант-Петербурге выполнили Федор Зыков и Федор Дворников.
[Архив г. Н.Тагил. Р70, оп. 2, ед. хр.30]
*Проводятся собрания в рабочих коллективах, собираются подписи об уничтожении Введенской церкви и Входо-Иерусалимского собора. (февраль 1930г.)
[Архив г. Н. Тагила. Р.70, оп.2, ед. хр. 135]
*В Уралсовет , в Управление делами от 15 июня (год не указан) от ответственного секретаря Н.Тагильского горсовета Комшилова и управляющей делами Николаевой. "Бывший Входо-Иерусалимский собор после закрытия в настоящее время используется музеем краеведения, художественным отделом и антирелигиозной выставкой. Собор никакому ни внутреннему , ни внешнему переоборудованию не подвергался и средств на изменение внешнего вида не затрачивалось. В связи с перепланировкой города и предстоящей постройкой театра место, занимаемое собором, предназначено для постройки театра и ДК. Собор состоял на учёте Главнауки как памятник архитектуры. Перед Главнаукой поставлен вопрос о разрешении сноса его. Согласие Главнауки на снос его дано и собор будет сноситься в ближайшее время".
[Архив Н.Тагила. Фонд Р.21, оп.1, ед.хр. 1179]
*ПИСЬМО от 20 апреля 1930 года в секретариат ВЦИК от председателя ОКРИКА о том, что Иерусалимский Синодальный собор в Нижнем Тагиле закрыт на основании массовых требований трудящихся. В Н. Тагиле проживает 60 тысяч человек. Церковь преобразована в музей.
[Архив Н.Тагила. Р.21, оп.1, ед. хр. 869]
* 15 марта 1928 года проверяли охрану в музее.
Обзор составила О.К. ЛАПИНА.
Входо-Иерусалимский собор
[Из отчета священника В.И. Давыдова для Пермской Учёной Архивной Комиссии за 1902 год]
В 1902 году был составлен отчет для Пермской Архивной Ученой Комиссии священником этого собора. В сопроводительной записке он пишет: "Имею честь при сем препроводить в Ученую Архивную Комиссию программу с описанием событий Нижне – Тагильской Входо – Иерусалимской церкви и ее прихода, касающихся оных с самого их основания. Священник Александр Сахаров. Дьякон Владимир Золотанин". Перейдем к истории храма, которая изложена в этом отчете.
Храм построен каменный в честь праздника Входа Господня в Иерусалим, заложен 9 июля 1764 года и в 1771 году 13 февраля освящен по благословению Тобольского Митрополита Павла, а освящен Тобольским Митрополитом Варлаамом. Существует в том же виде, в каком был вначале. Построен и украшен иждивением заводовладельца Д.С. Советника Никиты Акинфиевича Демидова. При постройке храма с 1764 года по 1769 год значится в расходе 17.051 р.11к., при поденной плате - одна копейка в день. Не только крыша, но и стропила храма построены с самого начала местными. На колокольне устроены башенные часы, в 1902 году почти не действующие, хотя хорошо сохранившиеся.
Престолы по предписанию храмосоздателя сделаны во всех 3-х приделах из ординарного отполированного камня Высокогорской магнитной руды и обнесены деревом. Над главным престолом устроена подвесная сень в виде короны со священными изображениями.
Крест и маковицы, по предписанию храмосоздателя, сделаны в Нижнем Тагиле из красной меди и вызолочены в Москве, за что уплачено 500 червонцев, да за проезд туда и обратно 70 рублей.
Подрядчики каменных работ крестьяне из Ярославского уезда. Яков Иванович Кононов с товарищами подрядился строить этот храм за 180 рублей, это общего с готовой квартирой и подводой в дорогу. А для квартиры своей и товарищей построил каменный дом в церковной ограде, по окончании работ в этом доме находилось "Заказное Духовное Правление", потом церковно-приходское училище. Наблюдать за постройкой храма было поручено заводскому управителю Григорию Белых и единоверческого православного прихода протоиерею Григорию Мухину.
В храме два придельных алтаря. Северный придел во имя Ангела храмосоздателя - вмч. Никиты (престольный праздник -15 сентября) и южный во имя Рождества Христова, который освящен 28 января 1773 года. Устроены и украшены придельные алтари иждивением Д.С.С.Никиты Акинфиевича Демидова и существуют в своем первоначальном виде.
В 1856 году, иждивением прихожан и частью заводовладельца, возобновлены иконостасы и расписаны живописью своды и стены храма. Устлан мраморный пол в главном (до трапезы) и южном приделах, а в Никитинском и трапезы оставлен чугунный и устроены хоры. В 1874 году устроены под колокольней две каменные палатки для крестильной и ризницы и духовая печь под главным алтарем и только для главного алтаря.
В храме находятся замечательные иконы и предметы богослужебного назначения. Икона Святителя и Чудотворца Николая принесена из Невьянского завода около 1725 года при открытии Нижнетагильского завода. Иконы Иверской Божией Матери и вмч. Пантелеимона приобретены прихожанами в 1891 году. Замечательная икона Святого Князя Владимира устроена в сребро – позлащенную ризу.
В 1869 году Нижнетагильский купец, в память посещения завода Его Императорским Высочеством Великим Князем Владимиром Александровичем, пожертвовал икону Святого Андрея Критского в сребро – позлащенной ризе. В 1858 году Анатолий Демидов в память об Андрее Николаевиче Карамзине, родственнике Демидовых, "убиенного" во время обороны Севастополя, пожертвовал икону "Взыскание погибших", приобретенную в 1870 году. Все упомянутые иконы в сребро – позлащенных ризах и некоторые богато украшены уральскими самоцветами.
По украшению замечательные иконы: "Тихвинская", "Знамение", "Спасителя", "Нерукотворный образ" и пр. Замечательный крест малахитовый; золотой (72 пробы) от купца Д.В.Белова; малахитовая дарохранительница (2пуда); четыре бронзовых лампады с изображением херувимов. "К сожалению, до сих пор не сделано с этих достопримечательностей фотографических снимков" - сетует священник.
Особенно замечательным является большое напрестольное Евангелие в серебряном окладе, весу 2п.10ф., с автографом Никиты Акинфиевича Демидова (1765 год). В храме находятся золотые сосуды и крест напрестольный высокий, во всех частях золотой, весом около 7 фунтов, роскошной заграничной работы. Украшен крест бриллиантами, изумрудами, аметистами и рубинами (1825 год). Это дар Николая Никитича Демидова и от него же большой напрестольный крест сребропозлащенный, куплен им в Париже в 1815 году.
В 1899 году приобретена драгоценная сребропозлащенная риза на местночтимую икону Иверской Божией Матери, украшенная Сибирскими цветными каменьями. Веса риза с каменьями 45 ф., стоимостью 3000 рублей
Бывают в храме крестные ходы: 9 мая к часовне на торговой площади в память спасения покойного Императора Александра II, которому памятник построен вблизи этой часовни; в августе - на Лисью гору; 29 августа к, новостроящейся с 1899 года, церкви Иоанна Предтечи на приходском Сухоложском кладбище. Кладбищенская Иоанно – Предтеченская каменная церковь заложена 15 августа 1893 года и в 1902 году была еще не достроена. Не было в церкви печей, иконостаса. Строилась она на средства приходского попечительства Входо – Иерусалимской церкви. Будущий храмовый праздник – 29 августа. Под церковью устроена усыпальница.
Приписные часовни:
На торговой площади Спасская часовня с 1868 года – в память о неоднократном спасении от смерти Императора Александра II, устроенная прихожанином К.Я. Пермяковым.
При Нижнетагильской земской больнице Николо – Пантелеимоновская часовня устроена иждивением заведующего этой больницей, доктором медицины Петром Васильевичем Кузнецким, для нужд больных и в память о покойном его сыне Николае. Часовня эта в неопределенном времени может быть обращена в церковь.
Приписная церковь есть в деревне Елизаветинской, в 24 верстах от Нижнего Тагила на запад. Церковь эта небольшая, деревянная во имя Пророка Илии, устроена в 1874 году и теперь приписана за неимением здесь священника. Епархиальным начальством ведется дело о назначении к ней самостоятельного штата.
Вблизи Входо-Иерусалимского храма есть, огороженное железной решеткой, место Святое, где стояла, первая в Тагиле, Введенская деревянная церковь.
Земель у Входо-Иерусалимского храма нет никаких, кроме как под усадьбой при церковных домах, Вкладных капиталов и тому подобного не имеется.
Далее священник описывает церковные кладбища, их три. Кладбище "Сухоложское" в 6 верстах от церкви по Нижне-Салдинскому тракту, оно огорожено канавой и валом, окарауливается от сельского общества. В соседстве с ним другое при кладбищенской Предтеченской церкви, огорожено валами и канавой, окарауливается на счет приходского попечительства, которое и получает плату за места для могил. И третье – по Висимо – Уткинскому заводскому тракту в 6 верстах от церкви, вновь открытое в 1899 году, огорожено валами и канавой, что, однако, не мешает разгуливать по кладбищу бродячему скоту. Упраздненное кладбище есть в ограде храма, сюда никого теперь, кроме священников не хоронят.
О причте. В первое время причт состоял из 4-х и более священников, 2-х дьяконов, 2-х и более псаломщиков. С 1807 года по 1826 год были штатные протоиереи, и церковь официально именовалась - "Соборная". Кроме протоиерея было два штатных священника, два псаломщика. С 1883 года до 1894 года было два священника, один дьякон и два псаломщика. С 1894 года Указом Священного Синода к храму назначен еще один священник и один псаломщик. Первые два штата и диакон получают жалованье от заводоуправления, а третий штат не получает никакого жалованья и живет одними доходами.
Церковных домов жилых два и нежилой один. Первые два священника и два псаломщика живут в церковных домах, а штатный дьякон и третий штат на квартирах у частных лиц, на что от церкви получают квартирное пособие. Два жилых церковных дома приобретены на церковные средства: один в 1884 году, другой в 1891 году. Третий дом ветхий назначен к перестройке.
Существует при храме с 1870 года церковно – приходское попечительство. Приходских школ три. Первая - школа грамоты "Ключевская" с 1878 года, обучаются в ней 573 человека (1902 год). Эта школа открыта в частном доме женой местного мастера Вассой Игнатьевной Петровой, которая приходящих обучает и сейчас. Вторая - школа грамоты Кирилло – Мефодиевская со 2 ноября 1900 года. Здание для школы построено в 1900 году Верхотурским купцом Тимофеем Балыковым при пособии Епархиального Ученого Совета. Обучается здесь 40 школьников.
Третья церковно-приходская местная школа открыта 10 октября 1880 года в церковном доме. В 1901 году устроено на средства того же Т.А. Балыкова, попечителя этой школы, при пособии Епархиального Ученого Совета и частных лиц – новое каменное одноэтажное здание, более удобное. В 1891 году обучалось в ней 225 человек, и окончили курс 18 мальчиков и 20 девочек. Школы содержатся на местные средства при пособии Епархиального Ученого Совета.
Приход получил свое название по местному храму – Входо-Иерусалимский. Главный контингент прихожан – православные крестьяне, бывшие крепостные Демидовых, числится также несколько человек дворян, купцов и мещан. Всего в приходе 1952 души мужского пола и 2065 душ женского пола. Со времени учреждения волостного правления существует Нижне – Тагильское Волостное Правление.
В приходе числится несколько раскольников (10 душ м.п. и 15 душ ж.п.) и членов еретической секты "Иеговисты" или иначе "субботники". Терпимых правительством раскольничьих моленных два: австрийская во дворе купца "Аксенова" каменная и каменная же около завода в бывшем доме Красильникова (почему и называется "Красильниковская моленная") беспоповского старообрядческого толка. В приходе несколько Казанских татар, которые занимаются торговлей и ремесленничеством. Язычников нет.
Среди православных прихожан незаметно остатков языческой старины, но поверия были. Например, такие: поверие в "дурной глаз", напуски болезни на другого человека, гадание у какой – нибудь старухи о пропаже вещей, поверие в "Семник". В четверг перед Троицыным днем, хотя в этот день и работают, наряжаются в хорошую одежду, а работающие лошади убраны цветами и зеленью.
Не бывало в церкви несчастных случаев, похищений, пожаров, наводнений, ограблений.
Бывали в церкви служения Епархиальных Архиереев. Храм этот удостоен посещения всех Пермских и Екатеринбургских Архиереев, кроме первого Иоанна. Сведений о более ранних посещениях не сохранилось, так как записи посещений ведутся только с 20 июня 1866 года.
В 1837 году 27 и 28 мая храм посетил наследник престола, будущий Император Александр Николаевич. В 1866 году и 17 сентября 1845 года храм посетил герцог Лейхтенбергский Николай Максимилианович.
В ноябре 1887 года Великий Князь Михаил Николаевич с сыном своим Сергеем Михайловичем посетили этот храм.
Ряд священников, служителей, причта церкви с 1750 года по настоящее время (1902 год).
Священники первой деревянной церкви Введенской.
Священник десятоначальный Дмитрий Петрович Лапин, окончил курсы Тобольской Семинарии, занимался борьбой с расколом, священствовал с 1750 по 1751 год.
Каллиник Яковлевич Лохневский священствовал с 1752 года по 1753 год.
Савва Федорович Черепанов с 1755 года по 1765 год.
Священник "десятоначальный" Михаил (Сильвестрович) Некрасов с 1757 по 1772 год.
Священник Иоанн Савич Бардаков, духовник округа "черный" с 1759 года по 1806 год.
Священники Входо – Иерусалимской церкви.
Протоиерей Григорий Яковлевич Мухин (1763 – 1800 г.г.)
Священник Петр Иоаннович Тихонов (1764 -1770г.г.)
Священник Василий Адамович Хомяков (1760 – 1812г.г.)
Священник Иаков Евтихиевич Мухин (1769 – 1776 г.г.)
Священник Афанасий Спиридонович Скорняков (1773 -1800г.г.)
Священник Григорий Федорович Скрябин (1774 – 1777 г.г.) Занят проповедями, кои хранятся в рукописи.
Священник Михаил Леонтьевич Мартынов (1777 – 1780 г.г.)
Священник Иоанн Иванович Бардаков (1779 год - ?)
Александр Иванович Белоусов (1793 -1799 г.г.)
Василий Стефанович Карпов (1800 -1803 г.г.)
Протоиерей Максим Гаврилович Бабин (1800 -1822 г.г.)
Иаков Яковлевич Парышев (1802 – 1812 г.г.) переведен в Красноуфимск протоиереем.
Прокопий Иванович Наумов (1812 -1817 г.г.) переведен иерей в Мотовилиху.
Иоанн Яковлевич Белоусов (1812 – 1817 г.г.) переведен в Верхнетуринский завод.
Иаков Тимофеевич Козельский (1818 -1843 г.г.) переведен в Черноисточинский завод.
Алексей Гаврилович Попов (1826 -1832 г.г.)
Протоиерей Михаил Иванович Кириллов (1822 -1849 г.г.)
Иоанн Михайлович Хомяков (1830 – 1833 г.г.)
Алексий Александрович Лапин (1832 -1839 г.г.) поступил в Верхотурский монастырь.
Протоиерей Алексий Львович Карпинский (1834 -1876 г.г.) последний штатный протоиерей, затем стал по долголетию священником, чему уважение и честь. (Умер 26 ноября 1876 года).
Иоанн Игнатьевич Гуляев (1835 -1846 г.г.) переведен в Соликамск.
Андрей Васильевич Соколов (1839 – 1840 г.г.)
Протоиерей Григорий Дмитриевич Левицкий (1840 -1887г.г.) составлял летописи этой церкви.
Иоанн Сергеевич Снегирев (1846 – 1860 г.г.)
Петр Иванович Словцов (1860 - 1863 г.г.)
Андрей Петрович Хлопин (1863 – 1878 г.г.)
Николай Иванович Осокин (1879 -1880 г.г.)
Александр Иванович Пырьев (1880 – 1890 г.г.)
Священник Дмитрий Сергеевич Грушевский (1894 – 1901 г.г.)
Священнослужители храма на 1902 год.
Священник Александр Александрович Сахаров с 1887 года (студент Владимирской Духовной Семинарии,1884 год).
Священник Михаил Макарович Архангельский (студент Пермской Духовной Семинарии, 1833 год).
Диакон Владимир К. Золотанин с 1901 года.
Псаломщик Георгий Иванович Волынский, служит псаломщиком 46 лет.
Михаил Иос. Власов
Иннокентий Аристархович Белоусов с 1901 года.
Церковный староста – Алапаевский мещанин Александр Николаевич Шорин.
Обзор составила Л. ОЖЕГОВА