"...В деле воспитания детей спецпереселенцев продолжают иметь место грубейшие извращения указаний партии..."

Из инструкции Наркомпроса

25 марта 1934 г.

    Заведующий Край(обл.)ОНО и НКЦ АССР

    В результате проведенных НКП в разное время ряда обследований о состоянии и работе школ на спецпоселках, а также и из поступающих с мест материалов видно, что в деле воспитания детей спецпереселенцев продолжают иметь место грубейшие извращения указаний партии, правительства и Наркомпроса.

    Так, например:

    1) В целом ряде школ детям спецпереселенцев запрещают петь "Интернационал" и революционные песни, участвовать в демонстрациях во время революционных праздников и даже в организованном проведении перемен в школе.

    2) Школьные стенгазеты не решаются помещать революционные лозунги, призывающие к участию детей в революционной борьбе и социалистическом строительстве, приветствия вождям партии и др.

    3) При проведении занятий, в частности на уроках обществоведения, учителя сознательно обходят молчанием жгучие вопросы классовой борьбы, не отвечают на вопросы детей, почему высланы их родители и каковы перспективы их дальнейшего пребывания на местах поселения, ссылаясь на недостаток времени для подробного объяснения этих вопросов.

    Необходимо довести до сознания каждого педагога, что школа на спецпоселке является школой советской, что ее ответственнейшей задачей является отвоевание школьников спецпереселенцев из-под кулацкого влияния своих родителей...

    Надо уяснить, что учащиеся школ на спецпоселках пользуются одинаковыми правами голоса, как и в обычной советской школе, с полным правом иметь свои выборные ученические детские организации, голос на ученических собраниях и слетах...

    П/п Замнаркома по просвещению: Эпштейн

    Источник: ГАРФ. Ф. 9479. Оп. 1. Д. 22. Л. 12-12об. Копия.

     

Воспитательная работа в спецпоселках

Из плана наркомпроса по обследованию учебно-воспитательной работы школ в спецпоселках

Март 1934 г.

    1) Приведите конкретные случаи, когда имела место со стороны учащихся чуждая нездоровая критика мероприятий советской власти (защита кулачества, религии и т. п.). Кто выступал – отдельные ученики или группы. Как реагировал на это выступление педагог и школа в целом...

    4) Если в среде учащихся возникали или существуют какие-либо организации реакционного (контрреволюционного) характера – назовите каждую из этих организаций, опишите ее занятия и способы ликвидации данной организации...

    Источник: ГАРФ. Ф. 9479. Оп. 1. Д. 22. Л. 12-12об. Копия.

По материалам книги "История репрессий в Нижнетагильском регионе Урала. 1920-е – начало 1950-х гг. В 2-х ч. Ч. 2." Кириллов В. М. Нижний Тагил: Урал. гос. пед. ун-т, Нижнетагильский гос. пед. ин-т, 1996.

Главная страница