Механизм ограничения прав граждан в ходе избирательных кампаний 1920-х гг.

    В апреле 1918 г. Ленин сформулировал идею ограничения избирательных прав: "Избирателями являются трудящиеся и эксплуатируемые массы, буржуазия исключается". В Конституции РСФСР, принятой 10 июля 1918 г., впервые определялись категории граждан (ст. 65), которые не могли избирать или быть избранными. Ленин в "Проекте Программы РКП(б)" 1919 г. разъяснил и обосновал данный процесс, соотнеся его только с эксплуататорами, пытающимися сохранить капиталистические отношения. В ст. 7 Конституции 1918 г. декларировалось, что "эксплуататорам не может быть места ни в одном из органов власти", а в ст. 65 перечислялись категории лишенцев: "а) лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли"; б) лица, живущие на нетрудовой доход, как то: проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т. п.; в) частные торговцы, торговые и коммерческие посредники; г) монахи и духовные служители церквей и религиозных культов; д) служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также члены царствовавшего в России дома; е) лица, признанные в установленном порядке душевнобольными, или (и) умалишенными, а равно лица, состоящие под опекой; ж) лица, осужденные за корыстные и порочащие преступления на срок, установленный законом или судебным приговором". Более того, Конституция в ст. 23 безбрежно расширяла возможности практики лишения избирательного права: "…руководствуясь интересами рабочего класса в целом, РСФСР лишает отдельных лиц и отдельные группы прав, которые пользуются ими в ущерб интересам социалистической революции".

    Вслед за Конституцией 1918 г. последовали инструкции, разъяснявшие механизм реализации норм о лишении избирательного права. В Инструкции 1919 г. фиксировалось: "Кулаки и контрреволюционеры лишены… избирательного права". По мере усиления сопротивления со стороны представителей небольшевистских партий, в том числе социалистической направленности, и их внесли в кадастр контрреволюционеров и классово-чуждых элементов. После окончания гражданской войны продолжалась практика массового лишения избирательных прав тех, кто стоял в открытой оппозиции или проявлял скрытое недовольство мероприятиями советской власти.

    Политика лишения гражданских прав в те годы развивалась на основе логики революционной "законности" - наказывали тех, на кого указывала стрелка компаса пролетарской бдительности. Дело вершилось быстро, решительно, без "мелкобуржуазных колебаний". Например, под действие декрета "О лишении прав гражданства некоторых категорий лиц, находящихся за границей", принятого в 1921 г., подходили и "лица, выехавшие из России после ноября 1917 г. без разрешения советской власти".

    Инструкция 1921 г. в перечислении категорий лиц, лишенных избирательного права, дополнила ст. 65 Конституции СССР. В пункт "д" включила членов "карательных отрядов белогвардейской милиции", внесла новый пункт "з" "лица, возвратившиеся от белых и не приобретшие гражданства". В УК РСФСР 1922 г. (ст. 40) разъяснялось, в чем может заключаться поражение прав: "в лишении на срок не выше пяти лет активного и пассивного избирательного права; активного и пассивного избирательного права в профессиональные и другие организации; права занимать ответственную должность, а равно быть заседателем в народном суде, защитником на суде, поручителем и опекуном". В этом же году декрет ВЦИК призвал к высылке "деятелей антисоветских политических партий" и узаконил административную ссылку с максимальным сроком в три года.

    Заверения большевиков о временности ограничительных мер в области гражданских прав к середине 1920-х гг. становились все более редкими, усиливалась формальная регламентация в вопросе о лишении избирательного права, расширялся контингент лишенцев. В период в 1922 по 1931 гг. неизменным атрибутом советской жизни была ежегодная избирательная кампания. С созданием СССР и принятием Конституции 1924 г. численность лишенцев значительно увеличилась. К ним были отнесены не только использовавшие наемный труд или живущие на нетрудовой доход ныне, но и те, кто был таковым до революции. Это положение было распространено на духовенство и членов семей всех указанных категорий. Группа "д" Конституции 1918 г. дополнилась "лицами, прямо или косвенно руководившими" органами государственного аппарата при царе. С 1924 г. мотивом к лишению избирательного права стала "нелояльность по отношению к советской власти". В начале 1920-х гг. избирательные комиссии начали составлять ежегодные "Списки лиц, не имеющих права избирать и быть избранными…" и тиражировать их для ознакомления населения избирательных округов.

    В пределах Тагильского округа первый такой список был составлен в октябре 1924 г. и включил в себя 156 чел. (жителей Нижнего Тагила). В списке зафиксированы следующие данные о лишенцах: возраст, время рождения, сведения о занятиях до февральской революции и в 1924 г., причины отстранения от выборов. В примечании к списку указано: "Жены и дети свыше 18 лет, живущие на полном иждивении отца, лишенного избирательного права и не связанные ни с какими партийными, советскими и профессиональными организациями в порядке ст. 65 Конституции СССР, "быть избранными и избирать" в обеих случаях права не имеют". Чуть позже, в дополнении к этому списку зафиксировано еще 68 лишенцев. Сравнительный анализ отпечатанных типографским способом списков 1924, 1926 и 1936 гг. позволяет сделать некоторые выводы. Из лишенцев 1924-1936 гг. так и не имели права голоса 50 чел., 18 - по 1926 г., а 88, видимо, были восстановлены в правах в 1925-1926 гг.

    Одной из наиболее крупных категорий лиц, лишенных права голоса, были крестьяне. Они обычно наказывались за использование наемного труда, часто за нетрудовые доходы, торговлю. Инструкция 1925 г. рассматривала всех крестьян в целом, отдельно - кустарей и ремесленников. Она намного расширила круг лишенцев, так как лишались избирательных прав не только главы крестьянских дворов, но и материально зависящие от них члены семей. В связи с наличием множества разъяснительных инструкций о порядке лишения права голоса, расплывчатостью формулировок в них, на местах наблюдался большой произвол в действиях. Поэтому инструкция ЦИК СССР от 16 января 1925 г. потребовала "в недельный срок" привести местные документы в соответствие с центральными. В Инструкции от 4 ноября 1926 г. ВЦИК России подчеркнул, что "лишение избирательных прав лиц, не подпадающих под действие ст. 69 Конституции РСФСР и ст. 14, 15 Инструкции, постановлениями местных органов власти - не допускается". Инструкция 1926 г. значительно конкретизировала основания для лишения избирательных прав. В ней говорилось, что таких прав лишаются: "Бывшие министры, их товарищи, директора департаментов, генерал-губернаторы, главноначальствующие при чрезвычайной охране, военные и гражданские губернаторы, вице-губернаторы, губернские и уездные предводители дворянства, чиновники для особых поручений, старшие председатели и члены уголовных департаментов, а также прокуроры судебных палат, следователи по важнейшим делам, председатели, члены, прокуроры и помощники прокуроров и следователи военных судов всех наименований, председатели и члены следственных комиссий, действовавших на территории, занятой белыми контрреволюционными правительствами, члены губернских правлений, земские, крестьянские и уездные начальники, исправники, чины министерства внутренних дел и все служащие тюремного ведомства". Инструкция ВЦИК от 4 ноября 1926 г. разрешила пользоваться избирательными правами тем бывшим офицерам и чиновникам белых армий, которые зарекомендовали себя активным участием в вооруженной защите советских республик. Применительно к крестьянам Инструкция трактовала, что к лишенцам относятся земледельцы, нанимающие более двух сезонных рабочих для уборки урожая или хотя бы одного постоянного рабочего без особых обстоятельств (болезнь, мобилизация и т. п.), или более одного постоянного рабочего при таких обстоятельствах.

    С принятием Конституции СССР 1924 г. и РСФСР 1925 г. и систематизацией процесса лишения избирательных прав установился правовой порядок. Местные избирательные комиссии в промежутке между выборами составляли списки лишенцев, используя при этом документы исполкомов, архивов, ГПУ, финорганов. Не гнушались и частными доносами, которые, правда, со второй половины 1920-х гг. обязательно должны были подтверждаться официальными органами. Списки лишенцев вывешивались на видных местах перед выборами. Учет лишенцев возложили на административные отделы исполкомов, а после 1930 г. - специальные органы по делам лишенных избирательных прав. Упорядочилась и разъяснительная работа. Электронная версия historyntagil.ru. Уральская Областная избирательная комиссия 22 декабря 1926 г. разослала всем райизбиркомам сводку-разъяснение по отдельным вопросам избирательного законодательства, где подробно анализировались наиболее спорные положения Инструкции от 4 ноября 1926 г. Пояснялось, в частности, что не лишаются избирательных прав члены семей низших служащих (городовых стражников, жандармских унтер-офицеров и урядников), "арендаторы и владельцы мельниц, крупорушек и просорушек", не пользующиеся наемным трудом. В сводке конкретизировалось, что могут быть восстановлены в избирательных правах крестьяне и кустари, ранее, но не сейчас, пользовавшиеся наемным трудом; подчеркивалось, что продажа кустарями и ремесленниками продуктов своего труда не может служить основанием для лишения избирательных прав. Особо отмечалось, что все спорные случаи восстановления в правах лишенцев должны решаться только по согласованию с центром.

    Наиболее массовым процесс лишения избирательных прав стал после 26 ноября 1926 г., когда был принят Декрет ВЦИК "Об утверждении инструкции о выборах городских и сельских советов и о созыве съездов Советов". В главах 2-3 декрета определялся порядок лишения и восстановления в избирательных правах.

    К составлению очередного списка лишенцев на 1926 г. в Нижнетагильском горсовете подошли особо тщательно (см.: Приложение 1 к главе 3. Ч. 2. Приложения). В типографском виде он включал в себя 559 фамилий, однако наряду с этим, итоговым, существовало шесть объемных списков, написанных от руки или отпечатанных на машинке, а также 20 небольших списков. Были списки, превышавшие по числу лишенцев типографский вариант - один - на 584 чел., другой - на 606 чел.

    По списку 1927 г. в Нижнем Тагиле лишили права голоса 530 чел., по Уральской области - 67644 чел. (в 1926 г. - 21255 чел.). Применительно к Уралу наибольшее число "лишенцев" дали зауральские округа (Троицкий, Челябинский, Курганский, Ишимский) и наименьшее - горнозаводские промышленные округа. Процент устранения от выборов в расчете на 1 тыс. чел. в городах Урала выглядел так: Нижний Тагил - 2,7 %, Златоуст - 4,2 %, Свердловск - 6,4 %, Челябинск - 6,4 %, Тюмень - 8 %, Курган - 9,8 %, Тобольск - 10,8 %, Пермь - 11,1%, Ирбит - 12,4 %, Троиц - 15%175. По отдельным группа лишенцы распределялись следующим образом: а) члены семей, находящихся на иждивении лишенных избирательных прав - 34,9 % к общему числу лишенцев; б) частные торговцы и торговые посредники - 19,9 %; в) лица, прибегавшие и прибегающие к наемному труду в целях извлечения прибыли - 23,6 %; г) служители религиозных культов - 10,1 %; д) лица, подпадающие под действие пунктов "к" и "л" инструкции ВЦИК о перевыборах, - 9,8 %; е) осужденные по суду - 6,2 %; остальные группы - от 2,4 до 3,7 %176.

    Постановление ВЦИК от 28 февраля 1927 г. разрешило восстановление в избирательных правах бывших офицеров белой армии, хотя и не служивших в Красной Армии, но работавших впоследствии в советских учреждениях и организациях и состоящих в профсоюзе. Такие решения были даны на откуп местным властям, и на деле главным фактором в рассмотрении конкретных дел была лояльность лишенца к советской власти. Правящий режим методично, как законными, так и произвольными способами, расправлялся с бывшими белогвардейцами. В результате около половины заявлений в Уральскую областную избирательную комиссию было возвращено с отказом о восстановлении в избирательных правах.

    Бдительность советской власти по отношению к "классово-чуждому элементу" нарастала, все скрупулезнее проводилась работа по выявлению кандидатур в списки лишенцев, каралось по ст. 91 Конституции РСФСР присутствие лишенца на избирательном совещании и "незаконное" участие в выборах, сообщение о себе неверных сведений в избирательную комиссию. В инструкции Нижнетагильской избирательной комиссии по перевыборам в сельские, волостные, городские, фабрично-заводские и приисковые советы указывалось, что "сельские избирательные комиссии при выборах должны строго руководствоваться Советской конституцией…, наблюдая за тем, чтобы голосовали только те, кто имеет на это право… и не допуская к выборам кулаков, торговцев, контрреволюционеров и др."

 

По материалам "Истории репрессий в Нижнетагильском регионе Урала. 1920-е – начало 1950-х гг." Кириллов В.М.  Нижний Тагил: Урал. гос. пед. ун-т, Нижнетагильский гос. пед. ин-т, 1996.

 

Главная страница