"Я могу честно смотреть в глаза людям"

    26 января 2009 года исполнилось 20 лет, как тагильский диссидент, кандидат экономических наук, ученый Морозов Валерьян Федорович погиб в застенках спецмедуреждений КГБ и МВД после 7 лет пребывания в руках инквизиторов от советской психиатрии. В память об этом талантливом человеке, а также с целью недопущения повторения подобных фактов со стороны властных структур РФ мы публикуем эту статью.

    Морозов В.Ф. (родился 31 октября 1926 г.) до репрессии работал старшим преподавателем Нижнетагильского педагогического института, после - там же лаборантом, сотрудником Нижнетагильского филиала Свердловского вычислительного центра.

    Обладая широким кругозором, Валерьян Федорович увлекался, в частности, изобретательской и рационализаторской деятельностью. Так, например, еще в начале 1970-х годов им была придумана автоматическая оттайка бытовых холодильников, отсутствовавшая на промышленных образцах, ряд приспособлений для бытового утюга и т.д.

    В мае 1982 года он был арестован по обвинению в антисоветской клевете и пропаганде (ст.70 Уголовного кодекса РСФСР). Тогда же на закрытом заседании Свердловского областного суда, без присутствия обвиняемого, на основании необъективного и предвзятого медицинского "освидетельствования", Морозов был признан душевнобольным и отправлен на принудительное лечение в печально известную Казанскую республиканскую психиатрическую лечебницу КГБ и МВД Татарской АССР. Там он находился с 1982 по 1988 год, а затем был переведен сначала в Свердловское спецмедучреждение и через какое-то время - в Черноисточинскую психбольницу, где и скончался в январе 1989 года.

    Чем же, так сказать, "провинился" Морозов перед властьпредержащими, чем он стал им неугоден?

    Об этом он сам говорил в своих многочисленных обращениях к руководителям Советского Союза и компартии, в письмах в средства массовой информации. Вот, например, что писал Валерьян Федорович в своем обращении от 21 августа 1988 года к Генеральному секретарю Центрального Комитета КПСС Горбачеву М. С. (приводится в сокращении):

    "Я вступил в партию еще в войну, восемнадцати лет. Поклялся быть честным и смелым, не жалея жизни бороться со всякого рода оппортунизмом и антинаукой. И я до сих пор верен той своей клятве. И если бы мне пришлось прожить жизнь еще раз, я ничего не изменил бы в своей деятельности. Я могу честно смотреть в глаза людям.

    В своей жизни я много лет занимаюсь политэкономией, хотя по первоначальному образованию и многолетней практике — сталевар. По политэкономии я сдал все возможные экзамены (в техникуме, институте, университете, в составе кандидатского минимума). Несколько лет преподавал ее в институте. Сегодня я могу считать себя специалистом в политэкономии.

    Когда много лет назад я увидел грубые ошибки в "Капитале" К. Маркса и понял (не сразу, конечно), что марксова трудовая теория стоимости, изложенная в нем, не выдержала проверки временем и, если даже в прошлом и сыграла известную положительную роль, то с позиций современной науки должна считаться ошибочной и антинаучной, я не мог промолчать.

    Причем должен сразу сказать, что и тогда я уже отлично понимал, на какой авторитет замахиваюсь, перед какой глухой стеной стою, в какую опасную игру хочу вступить. И было большое искушение подождать, помолчать, спокойно защитить докторскую диссертацию на безобидную тему, добиться звания академика и уж потом выступить со своими мыслями. Но совесть ученого-коммуниста не позволила ждать.

    За годы я написал много писем, статей, рецензий, посылал их в разные партийные, научные, государственные инстанции и органы ЦК; КПК, Совет Министров, Академию наук, ВАК, КГБ, генеральному прокурору, в разные журналы и пр. Два раза обращался с письмами и книгой лично к Брежневу. Ставил вопрос на заседаниях кафедры и на партийных собраниях, но нигде не встретил понимания. Но не сдавался.

    На мои первые сомнения секретарь Нижнетагильского горкома партии Клочков, не стесняясь, заявил мне: "Я ничего не понимаю в политэкономии (это партийный-то лидер!), но я не верю, что в нашей марксистско-ленинской и пролетарской политэкономии могут быть ошибки. И потому не позволю даже ставить этого вопроса". Это кредо и позже я слышал не раз. Бюро горкома "не утвердило" меня в должности доцента, и меня выгнали из института "за несоответствие должности". При этом бюро приняло антиконституционное решение запретить принимать на любые преподавательские и руководящие должности. Я пытался искать защиты у прокурора города Нижнего Тагила, но он отказался вмешиваться. И я на много лет попал в черный список. Но работы не прекратил.

    Тогда же примерно горком приказал Нижнетагильскому психоневрологическому диспансеру завести на меня досье — "медицинскую карту". Гражданскую, ученую и партийную честность и принципиальность совершенно здорового психически человека признали за сутяжно-параноидную психопатию. Я никогда не страдал психическими заболеваниями, меня никогда не обследовали и не лечили, но много лет послушные "врачи"-полицаи пополняли это досье домыслами и сплетнями заочно.

    В 1973 году меня исключили из партии "за антипартийную деятельность", обвинив в "ревизионизме", "маоизме" и еще черт знает в чем. Но и это меня не остановило.

    Несколько раз горком давал направления в ВАК с требованием лишить меня ученой степени (которая мне уже по существу ничего не давала), но, к счастью, безуспешно.

    В 1982 году КГБ Нижнего Тагила (своих фамилий они не афишируют) и прокурор города Крылов арестовали меня за "антисоветскую деятельность" при молчаливом согласии и руками начальника городской милиции (моего давнишнего соседа по лестничной клетке) полковника Полякова. Мне и до сих пор не сказали, в чем меня обвинили. Забрали все мои архивы, произвели обыски даже у друзей. На основании накопленного "медицинского" досье без суда и следствия — разве можно считать следствием три встречи со следователем Свердловского КГБ (фамилии он не говорил) и зам.прокурора области по КГБ Шведовым — у меня взяли образцы почерка и подписи и предложили опознать мою собственную пишущую машинку! Какой-то заочный тайный "суд" заключил меня бессрочно в Казанскую психиатрическую больницу-тюрьму МВД—КГБ. Причем, как писала мне мать, на том "суде" даже прокурор заявил, что не видит в моих действиях состава преступления, и предложил немедленно освободить меня из-под стражи. Но тот "суд" с ним не посчитался. И вот идет седьмой год моего заключения.

    Чтобы не быть голословным, я приведу только три примера-факта приписанной мне "антисоветской" и "антипартийной" деятельности:

    1. В горкоме партии "на общественных началах" работал некто Левошко — бывший управляющий рудником, персональный пенсионер. Он не привык жить на одну зарплату или пенсию, и горком "прикрепил" его к нашему ПКБ старшим инженером, причем под мое начало (я тогда еще был руководителем группы). У нас он не работал, но даже получал премии и регулярно приходил за зарплатой. Поскольку начальник ПКБ Паршин убрать Левошко отказался, я обратился к прокурору города Крылову с требованием пресечь беззаконие: ПКБ — организация хозрасчетная, если Левошко действительно нужен горкому, то пусть горком обратится в обком или ЦК за соответствующей ставкой для него, как положено по КЗОТу, но не ворует у ПКБ фонд зарплаты. Крылов ответил мне: "Гр. Морозов, т. Левошко получает зарплату законно. У партии свои законы". Меня сняли с должности, а Левошко еще много лет ходил в ПКБ "за пайком".

    2. Я обратился в местную Нижнетагильскую типографию с просьбой отпечатать мне сотню визитных карточек за наличный расчет (1 р. 50 к.), но директор типографии мне категорически отказал, заявив, что даже визитные карточки можно отпечатать только с разрешения горкома партии.

    Я обратился к прокурору города Крылову с требованием пресечь беззаконие — Конституция провозгласила свободу печати. Если даже визитные карточки можно печатать только с разрешения горкома, то пропустит ли он хоть слово критики в адрес партии? Крылов ответил мне, что все законно. И мне пришлось обратиться в Госкомиздат. Только из Москвы пришло разрешение отпечатать мне злополучные карточки. Я не удержался и одну из них послал Крылову с припиской: "Зачем городу пустое место?!"

    3. Мне потребовалась справка для ГАИ, но Ленинский (Нижнего Тагила) райпсихиатр (к сожалению, не помню фамилии этого полицая) отказался мне выдать ее на том основании, что я много лет "состою у них на учете". Я обратился с горпсихиатру Яраусу, и он без возражений нужную справку мне выдал. Я обратился с возмущенным письмом к заведующему горздравотделом Борисюку, но он ответил мне издевательской отпиской. Тогда я обратился к прокурору с требованием пресечь беззаконие — весь мир, все "голоса" трубят, что советские врачи-психиатры забыли клятву Гиппократа, спутали врачевание с политическим проституированием, превратили психиатрические больницы в "гестапо" и политические тюрьмы для диссидентов, за что Всемирная ассоциация врачей-психиатров с позором изгнала их из своих рядов. И тут — такое! Причем, при том я назвал Брежнева (выступившего в то время по какому-то поводу с восхвалением нашей "социалистической законности") болтуном. Через несколько дней меня арестовали.

    Чтобы не быть голословным, я приведу и несколько конкретных марксовых ошибок, причем не самых важных, а лишь не требующих длинных доказательств и понятных даже самому непосвященному с самым средним уровнем образования.

    1. К. Маркс в "Капитале" как аксиому утверждает, что "стоимость есть овеществленный труд" — это основная формула марксовой трудовой теории стоимости. Но Маркс еще не знал закона сохранения вещества, открытого только в нашем веке.

    В соответствии с законом сохранения вещества вещество — вечно и количественно неизменно, и нет никакого невещества! Значит, никакое овеществление (как превращение невещества в вещество) или развеществление (как превращение вещества в невещество) в принципе невозможно; А это — краеугольный камень и квинтэссенция марксовой трудовой теории стоимости. Значит, уже поэтому она — ошибочна, антинаучна.

    2. К. Маркс в "Капитале" как аксиому утверждает, что "в процессе труда труд постоянно переходит из формы деятельности в форму предметности". Иными словами говоря — из формы энергии в форму материи. В этом и состоит суть овеществления. Но (как я уже писал) К. Маркс еще не мог знать законов сохранения материи и энергии, в соответствии с которыми и материя, и энергия сами по себе вечны и каждая количественно неизменна. Они могут лишь сами по себе, по своим собственным законам и своими путями каждая, но своим собственным законом трансформироваться, переходить из одной своей формы в другую. В соответствии с законом сохранения материи и законом сохранения энергии в макромире (где происходит труд) ни материя в энергию, ни энергия в материю переходить не могут. А это — тоже принципиально. Это — тоже краеугольный камень и квинтэссенция марксовой трудовой теории стоимости. Значит, и поэтому она ошибочна, антинаучна.

    3. К. Маркс в "Капитале" как аксиому утверждает, что рабочая сила, человек, пролетариат обладает "оригинальным" (а наши учебники политэкономии прямо пишут "чудесным" свойством "производить более, чем потреблять". Таким образом, К. Маркс верил в чудо — считал человека даже не просто вечным, а сверхвечным двигателем, т.е. термодинамической системой (ТДС) с коэффициентом полезного действия (КПД) сколько угодно больше ста процентов. Но он не знал (хотя уже и мог знать — французская Академия наук еще при его жизни приняла категоричное решение не принимать к рассмотрению никаких проектов вечных двигателей), что и просто вечный двигатель, т.е. ТДС с КПД в 100% в принципе невозможен. И человек, конечно, никакого исключения не составляет.

    Кстати сказать, по общественно полезному продукту человек в труде имеет КПД порядка 20% , уступая, например, лошади (25%) и паровозу (30%). Именно поэтому рабочий скот и машины выгодно использовать взамен человеческого труда. А это — тоже принципиально. Это — тоже краеугольный камень и квинтэссенция марксовой трудовой теории стоимости. Значит, и поэтому она ошибочна, антинаучна.

    4. К. Маркс в "Капитале" как аксиому причисляет только одного человека — пролетария, к переменному капиталу, единственно способному производить прибавочную стоимость, прибавочный продукт, прибыль. По Марксу, все, что "не люди" (животные, растения, машины, материалы, земля, стихия и пр.) относятся к капиталу постоянному, совершенно не способному производить прибавочную стоимость, прибавочный продукт, прибыль. Поэтому он и постоянный — количественно в процессе труда не меняющийся.

    Известно, что К. Маркс переписывался с Ч. Дарвином, но дарвинизма в сегодняшнем его понимании он еще не знал. Достаточно сказать, что "Происхождение видов" Ч. Дарвина было опубликовано в 1870 году, в котором вышел в свет и первый том "Капитала". А "Происхождение человека" Ч. Дарвина было опубликовано только в 1877 году, когда был напечатан и третий том "Капитала".

    Таким образом, К. Маркс объективно остался на позициях религии, которая также вырвала одного человека из мира живого, противопоставив его животным и растениям, сподобив его одного иметь "божественное начало". И именно дарвинизм сверг человека с этого религиозного "пьедестала исключительности", поставив на свое место на лестнице эволюции.

    По Марксу, трудиться и эксплуатироваться могут только люди, только человек, и если, например, в караване или экспедиции и люди, и лошади одинаково несут грузы и одной пищей питаются, то только человек трудится, а лошадь занимается черт знает, чем и что производит. Кстати сказать, в этом отношении К. Маркс сделал большой шаг назад от А. Смита, которого он раскритиковал в "Капитале" и который в своем "Богатстве народов" (за 100 лет до Маркса) утверждал, что и наемные работники-люди и рабочий скот одинаково производительны и прибыльны работодателю.

    А это — тоже принципиально. Это — тоже краеугольный камень и квинтэссенция марксовой трудовой теории стоимости. Значит, и поэтому она — ошибочна, антинаучна.

    5. К. Маркс в "Капитале" как аксиому утверждает, что величина прибавочной стоимости, производимой в процессе труда, прямо пропорциональна только величине переменного капитала (У) и норме эксплуатации в обществе:

    90 С + 10 У + 10 т = 110 т

    60 С + 40 У + 40 т = 140 т

    при норме эксплуатации в 100%.

    Иными словами, по Марксу следует, что чем больше на предприятии, в отрасли переменного капитала (рабочей силы, людей, пролетариев) и чем меньше машин, материалов и прочих "нелюдей" — постоянного капитала, тем больше величина производимых (при прочих равных условиях) прибавочной стоимости, прибавочного продукта, прибыли, т.е. как раз наоборот, что есть на самом деле в реальности.

    Это я объясняю тем, что К.Маркс жил на самой заре машинного производства, не знал по существу машинного производства, не понял роли машин в жизни общества. Это сегодня, в расцвете научно-технической революции, знакомые с заводами-автоматами, мы твердо знаем, что чем больше на предприятии, в отрасли людей и ручного труда и чем меньше машинизирован труд, тем меньше количество прибавочного продукта, тем ниже прибыльность. Не случайно научно-технический прогресс в обществе ведет к развитию машинизации труда, всеобщее изобилие возможно лишь при максимальной машинизации всего общественного труда во всех отраслях народного хозяйства.

    А это — тоже принципиально. Это — тоже краеугольный камень и квинтэссенция марксовой трудовой теории стоимости. Значит, и поэтому она — ошибочна, антинаучна.

    6. К. Маркс в "Капитале" как аксиому (нужно сказать, что у него все основные положения — аксиомы, ни одного из них он и не пытался доказывать) рассматривает только взаимоотношения в труде пролетариев и капиталистов, чохом причисляя весь остальной "непролетарский элемент" города и деревни (самих капиталистов, управляющих, наемных руководителей, служащих, торговцев, просвещенцев, здравоохранение, науку, искусство, крестьянство и пр.) в разряд непроизводительных, бесплодных работников, трутней и паразитов общества.

    Однако сегодня в США, например, насчитывается 4 млн. самостоятельных фирм и 2,5 млн. из них не используют наемного труда (больше 60%). Это — различные фирмы, конторы, магазины, базы, бензоколонки, мастерские, сельские фермы и т.п. Конечно, все их владельцы — работники тоже и также располагают капиталом и сами являются капиталом, трудятся и производят продукт труда и в его составе прибавочный продукт себе и обществу. И условия труда у них, и эксплуатация нисколько не легче, и пот их не слаще. Но в "Капитале" они не упоминаются и в марксову трудовую теорию стоимости не вписываются, не укладываются, хотя и существуют они объективно в капиталистическом мире.

    Таким образом, марксова трудовая теория стоимости отнюдь не всеобща, не универсальна, не охватывает большинства трудовых процессов даже капиталистического общества, значит, и поэтому она — ошибочна, антинаучна.

    В "Капитале" еще много грубых и принципиальных ошибок, и все они безапелляционно свидетельствуют, что весь "Капитал", вся изложенная в нем марксова трудовая теория стоимости — грубая ошибка и антинаучна, гениально сфабрикованная (не зря за рубежом К. Маркса часто называют "гениальным путаником") и потому трудно разоблачимая. Причем, разумеется, что К. Маркс — автор многих теорий — действительно гений уже за "Коммунистический манифест" и теорию научного коммунизма, но одна из его многочисленных теорий — трудовая теория стоимости, изложенная в "Капитале", — не выдержала проверки временем и практикой.

    А пока — факт налицо — весь некоммунистический мир марксовым "Капиталом" пренебрегает. Не признают главных основ марксовой трудовой теории стоимости и советские экономисты. Они, в частности, отвергли марксово деление капитала (средств труда) на постоянный и переменный и делят средства труда типично "по-буржуазному" на основные и оборотные.

    Я создал свою, высоконаучную, основанную (в отличие от марксовой) на положениях школьных учебников и достижениях всей современной науки, трудовую теорию прибавочного продукта, трудовую теорию эксплуатации. Ее я изложил в книге (докторской диссертации) "Труд. Экономическая политика коммунистов"

    Нас давно могли бы поправить зарубежные "братские" партии. Но в социалистических странах, где они имеют специалистов-политэкономов и соответствующие институты, создан такой же, как у нас, "аракчеевский режим". И они так же погрязли в оппортунизме, боятся обвинения в "ревизионизме", предпочитают лучше помалкивать и "хранить чистоту", копируя во всем КПСС и СССР. Тем более, что "оригинальничание", которое однажды позволили себе, например, чехи Дубчек и Черник, грозит танковой интервенцией.

    В капиталистических и развивающихся странах "братские" партии действуют в условиях широкой и объективной критики, но они — малочисленны, их члены малограмотны; они не имеют своих партийных ученых и соответствующих институтов. Они лишь слепо перепевают наши догмы. Народы их стран видят в них лишь просоветские "пятые колонны", их чураются, к ним не идут.

    Могли бы кое в чем разобраться любознательные студенты наших вузов. Но преподавание политических наук так заорганизовано и формализовано, что сказать своего слова просто невозможно. Да и крайне опасно — попробуй студент даже не предложить, а только усомниться — экзамена ему не сдать. Значит, стипендии не получить и распрощаться с вузом. Меня — "старого волка" — скрутили в "бараний рог", куда уж там неопытному студенту!

    Так, на мой взгляд, обстоит в действительности дело в настоящее время. И с таким положением нужно срочно кончать. Как с аварией, пожаром, тем более, что вы, по примеру Сталина, Хрущева и Брежнева, начали очередные "р-р-революционную" перестройку и "р-р-радикальную" экономическую реформу. И опять (как и у них) без всякого научного политэкономического обоснования и проработки, опять непосредственно по "Капиталу", типично волюнтаристски.

    Моя бы воля — начал бы экономическую реформу со Всемирного конкурса на учебник политической экономии (она одна и едина и для капитализма, и для социализма), потом детально политэкономически обосновал бы цели и задачи (причем просчитал бы и варианты) и только затем перетряхнул практику, народное хозяйство.

    Кстати сказать, и перестройку я начал бы со всенародного референдума (предусмотренного Конституцией) — желает ли и дальше советский народ мириться с созданной многолетним политическим террором однопартийной абсолютной монархией? Именно она привела народное хозяйство и идеологию социализма к хроническому кризису. Да! Да! Это только вы и высокопоставленные партийные утверждаете, что для СССР "традиционна и незыблема" однопартийная система. Народ вы не спрашивали, а большинство его считает, что социалистическая демократия возможна только на многопартийной основе. Как в странах Запада (да и всего мира) естественно в каждой стране по нескольку социалистических партий (социалистическая, социал-демократические, социал-христианские, национал-социалистические и пр.), так и в СССР и странах демократии могут быть по нескольку коммунистических партий. Кстати, Хрущев это, кажется, понимал — он (правда, однобоко и половинчато) хотел разделить КПСС на две партии и на первом этапе создал сельские и промышленные обкомы.

    Это только вы и не понимаете, что КПСС давно уже не "ум, честь и совесть нашей эпохи", она давно уже выродилась в коллективного капиталиста, в класс управляющих (именно разные начальники-управляющие "делают в ней погоду") — класс эксплуататоров класса советских рядовых граждан, советского народа.

    Даже российский самодержец и его губернаторы и городничие не имели такой, ничем не ограниченной, абсолютной власти, как вы лично и парторганы. Единственная реальная сила, обладающая всей полнотой экономической, административной, политической и всякой прочей власти — Генеральный секретарь, парторганы и КГБ — и не ограничены ни одним законом, не подлежат прокурорскому надзору! В "реакционных" США районный прокурор (в Уотергейтском деле) схватил за руку президента Никсона, а у нас любой секретарь райкома плюет безбоязненно даже на Генерального прокурора.

    Социалистическая демократия может быть только многопартийной, чтобы каждый гражданин, каждый диссидент (в том числе и диссиденты-коммунисты, и я причисляю себя к благородному клану диссидентов) мог найти соответствующую политическую поддерживающую и защищающую силу — партию единомышленников. Вспомните, что в Индии две коммунистических партии (правда, ни одна из них не пользуется популярностью). Наиболее научной, честной и авторитетной коммунистической партии народ сам доверит руководство собой. В случае же однопартийной абсолютной монархии беззаконие, политический террор и бесправие народа никогда не прекратятся. Народ никогда не получит реальных и действенных прав и свобод. И что не менее важно, народы мира никогда не будут уважать Советский Союз, не примут социализм и коммунизм. Всех наших противоречий и проблем не решить без многопартийной демократии.

    Все это горькие и неприятные истины. "Всех горьких истин нам дороже нас обольщающий обман" (А. С. Пушкин). Но попробуйте встать выше эгоизма и оскорбленного самолюбия, прислушаться к голосу "снизу" — мнение народа я знаю не понаслышке, не через послушных комментаторов, я сам живу среди народа.

    Мои архивы и оставшиеся машинописные экземпляры книги арестованы при обыске КГБ Нижнего Тагила и, возможно, уничтожены в КГБ Свердловска, где велось "следствие". Но статьи можно найти в редакциях журналов "Коммунист", "Вопросы экономики", "Экономические науки" и др. А отдельные машинописные экземпляры книги можно найти в Нижнетагильском горкоме партии, в ЦК, в архивах Брежнева, в Политиздате (где сослались на то, что подобная книга им уже предложена), в Уральском книжном издательстве, в Госкомиздате, в ВАК и еще где-то, не помню.

    Если на протяжении статей и книги вам будет что-либо неясно, вызовите меня. За шесть с лишним лет "лечения" разными сильнодействующими средствами наши "врачи"-гестаповцы меня сильно изуродовали, сделали буквально инвалидом (главное — лишили памяти и способности связно и четко разговаривать), но кое-что я еще могу — кое-что помню, могу трезво и здраво мыслить и пока работоспособен. По крайней мере, на ваши вопросы, уверен, ответить смогу исчерпывающе.

    Кстати, вспомнилось — как сообщили мне на днях дети, недавно западные голоса передали, что убежденный коммунист-диссидент кандидат наук Морозов много лет томится в психиатрическом застенке. Или что-то в этом роде. Только вы один, видимо, этого не знаете. А пора бы уже и заинтересоваться. Пока вы (я это вижу уже много лет из года в год) посылаете проверять "врачей"-психиатров таких же "врачей"-психиатров, хотя и московских. "Ворон ворону глаз не выклюнет".

    Пошлите хоть раз хоть не много, а одного, но только действительно честного и принципиального врача (без кавычек), не изменившего клятве Гиппократа. В тюрьме я встречал много совершенно здоровых диссидентов, которых безжалостно пытают и уродуют сильнодействующими средствами.

    Желаю успехов.

МОРОЗОВ".

    Как можно прочитать в одном из последних абзацев данного обращения тагильского диссидента к М. С. Горбачеву, о его деле стало известно за рубежом. Но мало кто знает, что эту известность факты ареста и принудительного содержания В. Ф. Морозова в "психушке" получили благодаря действиям общественной организации "Добровольный гражданский Фонд имени А. И. Солженицына" (ДГФ), возникшей на Урале в декабре 1976 года. Тогда, после отсидки за антисоветскую деятельность в известной политзоне №35 под Пермью, вышли на свободу жители Свердловска и Нижнего Тагила Виктор Пестов, Георгий Давиденко, Владимир Узлов и Владимир Поташов.

    Фонд действовал в подполье, оказывая моральную и материальную поддержку политзаключенным. Вся информация о конкретных узниках передавалась за рубеж. Также ДГФ выпускал (методом самиздата на печатной машинке) периодическое издание - специальный бюллетень "Спасение", целью которого являлась "публикация сведений о репрессированных по политическим мотивам гражданах, содержащихся в политлагерях, психиатрических лечебницах, а также в ИТУ для уголовных преступников". Названное издание упоминается, в частности, в справочнике "Материалы самиздата - каталог периодических и продолжающихся изданий на русском языке в Архиве Самиздата (СПИ-1 АС) 1986-1990 г.г. (часть первая)", выпущенном Исследовательским институтом при радиостанции "Радио Свободная Европа"/ Радио "Свобода" 5 июля 1991 года. Также номера бюллетеня имеются в Институте Гувера (США).

    Во втором номере "Спасения" (стр.4-7) за 1988 год были напечатаны биографические сведения о В.Ф.Морозове и обращение к общественности в его поддержку, которое приводится ниже:

ОБРАЩЕНИЕ

    В Казанской республиканской психиатрической лечебнице с 1982 г. находится на принудительном лечении кандидат экономических наук, бывший старший преподаватель Нижнетагильского государственного педагогического института Морозов Валерий Федорович.

    Судьба его трагична и поучительна. В. Ф. М. занимался преподавательской и исследовательской деятельностью, касающейся экономического развития нашей страны. В конце 60-х годов он решил написать докторскую диссертацию. Электронная версия historyntagil.ru. Однако, будучи объективным исследователем, Морозов пришел к поразительным результатам: в стране функционирует экономика, совсем непохожая на ту, о которой пишут в учебниках, диссертациях и газетных статьях. Свою монографию он назвал "Глазами трезвого человека".

    Однако ни одно издательство, ни один журнал не взялись напечатать данное исследование ни с купюрами, ни частично. В. М., как истинный коммунист-ленинец, решил добиться правды, но кому она нужна? Он добивается аудиенции у М. Суслова, где ознакомил последнего с содержанием своей монографии. Сразу после беседы С. выслал в Н-Тагил депешу, на основании которой В. Ф. Морозова отстранили от преподавательской деятельности и исключили из партии. Много лет еще Валериан Федорович скитался по бюрократическим инстанциям в поисках правды, но все безрезультатно. Он попал в поле зрения КГБ и, как слишком активный жалобщик и беспокойный социальный элемент, неоднократно направлялся на обследование к психиатрам, но ему удавалось доказать свою дееспособность. В этот же период у него органами КГБ неоднократно проводились обыски и изымались рукописи.

    Наконец, в начале 1982 г. Морозов решил встретиться с академиком А. Д. Сахаровым, который в это время уже находился в ссылке в г. Горьком. В.Ф. задержали на пороге квартиры Сахарова и под охраной отправили в Н-Тагил.

    Органы решили, что если так дело пойдет дальше, то Морозов перейдет в лагерь оппозиции, а его труд станет достоянием широкой гласности. Чтобы этого не случилось, против Морозова возбудили уголовное дело по статье 70 Уголовного кодекса РСФСР, однако, желая скрыть навсегда пока еще никому не известного преподавателя, органы принудили психиатров Н-Тагила, слывущих продажными и некомпетентными (в Н-Тагиле находится областная психбольница), признать Морозова душевнобольным (обычная расправа коммунистов с инакомыслием).

    Несколько лет Фонд помощи политзаключенным пытался отыскать следы В.Ф.Морозова и узнать его судьбу. Разрозненные сведения приходили из пересыльных тюрем и этапов и вот, наконец, нам стала известна его судьба.

    Теперь наш долг - спасти Валериана Федоровича Морозова, привлечь внимание советской и мировой общественности к его судьбе. Это крайне необходимо, т.к. его продолжают интенсивно "лечить" новейшими препаратами советские "инженеры человеческих душ".

    ОКАЖЕМ ВСЕСТОРОННЮЮ ПОМОЩЬ В.Ф.МОРОЗОВУ!

    Его адрес: 420082, г. Казань, ул. Ершова, 49, Морозову В.Ф.

    В январе 1988 года во время встречи известного диссидента и академика А.Д.Сахарова с Генеральным секретарем ЦК КПСС М.С.Горбачевым последнему был вручен список из 200 фамилий граждан, репрессированных по политическим мотивам. В их числе были сведения о политзаключенных, предоставленные Добровольным гражданским Фондом имени А.И.Солженицына.

    В Нижнем Тагиле при Музее боевой и трудовой славы металлургического комбината в декабре 1988 года возникает инициативная группа, решившая воссоздать историю репрессий на НТМК в годы сталинизма. Помимо прочего члены этой группы (С. И. Рубинштейн, А. Б. Волошин, А. Ф. Китина, И. Т. Коверда, Е. В. Измоденова) стали добиваться освобождения Валерьяна Федоровича, пытаясь защитить его от расправы со стороны советских псевдопсихиатров и КГБ.

    В 1989 году с требованием о реабилитации В. Ф. Морозова в Прокуратуру РСФСР обратилась конференция трудового коллектива НТМК. С этим же требованием выступило местное Историко-просветительское благотворительное правозащитное общество "Мемориал". По его ходатайству бюро обкома КПСС и контрольно-ревизионная комиссия посмертно реабилитировали Валерьяна Федоровича в партийном отношении. За отсутствием состава общественного преступления Верховный суд РСФСР также отменил приговор и прекратил дело.

    Памяти тагильского диссидента в номере независимого общественно-политического информационного журнала "Слово Урала" (г. Свердловск) за январь 1991г. выходит статья, написанная автором этих строк.

    А в декабре 1991 года в семью ученого пришел документ о том, что "Морозов В.Ф., репрессированный по политическим мотивам, реабилитирован полностью". Внизу стояла подпись старшего прокурора Свердловской области, старшего советника юстиции В.А.Волкова.

Михаил ЗОЛОТУХИН

Литература: Газета " Тагилка" от 15.01.2009. №1(59).

Главная страница