Тагильская броня

    Поводом к фильму стал вроде бы вполне бытовой случай: диалог ветерана Великой Отечественной войны и бывшего узника ГУЛАГа, реабилитированного известным правительственным указом от 16 января 1989 года "О реабилитации жертв политических репрессий". Ветеран был недоволен - указ уравнивал в правах его, погибавшего на полях сражений, и собеседника, находившегося в тылу и воевавшего на трудовом фронте под присмотром других командиров.

    Не нам, людям иного поколения - не воевавшим ни там, ни там, - оценивать степень правоты, истинный и нравственный смысл обид. Это сделал другой человек, который по долгу службы, но, скорее, верности долгу гражданскому занимается тем временем - далеким и близким одновременно. Историк Валерий Чевардин, руководитель секции "Мемориала" из Нижнего Тагила, опираясь на доступные архивные и кинофотодокументы, в том числе им открытые, вместе с оператором Р. Гайнетдиновым создал документально-публицистический фильм "Они ковали Победу". За публицистическим названием и столь же публицистическим зачином встают, собственно, время и борьба, которые в общем понимании можно назвать борьбой человеческого и сверхчеловеческого, человеческого и нечеловеческого.

    Нижний Тагил во время Великой Отечественной войны превратился в крупнейшую производственную зону ГУЛАГа. 30 тысяч вагонов с эвакуированным оборудованием свезли сюда из других, центральных районов страны для монтажа военного производства. Население города выросло в разы - заключенные всех категорий влились в гигантскую трудармию и составили немыслимый интернационал: русские, поляки, немцы, румыны, переселенцы из Средней Азии, "окруженцы" (попавшие в окружение в первые дни войны), потомки кулаков, "виновные" в поражениях армии в 1941 году и пр. И началась ковка Великой Победы, ежедневный героизм под конвоем. 60 процентов рабочей силы обессилено; в шахты на смену гибнущим мужчинам спускаются уже женщины и дети; идут по кислотным лужам; смерть от силикоза в 33 года; ежедневная пайка хлеба - 400-600 г; по 12 горошин в супе (их строго считали); похоронные команды работают бесперебойно...

    Все это вроде бы фон, на котором возникают герои картины, чудом выжившие в тех событиях. Но это, конечно, не фон - это сама отечественная история, ее адская плавка. Из этого потока выхвачены судьбы вроде бы уникальные с точки зрения перенесенных страданий, пережитого неизбывного ужаса. Но вслед за одним говорит другой, и мы понимаем: ничего уникального, наоборот, фатальная общность всех жизней. Люди разные, но в их рассказах реконструирована единая история. Один из первых Героев Советского Союза Сергей Черных (награжден в 1936 году за бои в Испании) обвинен в поражении наших войск в первые дни войны на границе с Германией, под Белостоком, - расстрел и высылка семьи в Тагил. Трудармеец из поляков, депортированных с приграничных территорий; члены семей ранее репрессированных... Им несть числа.

    Изможденные люди из шахт, лагпунктов и от доменных печей, варившие сталь, - это наш народ. Участники народной трагедии не просят ветеранскую пенсию, как в недавней прямой линии с президентом. Их рассказы абсолютно просты и безыскусны. Если они и взывают куда-то, то исключительно в некое метафизическое пространство памяти и справедливости. Ведь что-то такое должно быть, по их мнению, на земле или на небе. Какая-то высшая инстанция. Сейчас этой инстанцией стало телевидение, вернее, должно стать. Фильм, созданный на муниципальный грант администрации Нижнего Тагила, готовится к показу. Он продолжает помимо всего прочего процесс реабилитации в самом широком смысле этого понятия.

Александр КОЛЕСНИКОВ.

Литература: Газета "Литературная газета" от 13.12.2006.

 

 

Главная страница