Веселые горы

    Свое название Веселые горы получили за непревзойденную красоту – "красивые, радующие глаз", хотя сегодня оно употребляется крайне редко.

    С возвышенных мест горы хорошо различимы в юго-западной стороне Нижнего Тагила. В меридиональном направлении они протянулись на 30 километров от реки Чауж на севере и до верховьев реки Сулём на юге. Веселые горы считаются низкими. Только несколько их вершин превышают высоту 700 метров над уровнем моря. Самой высокой вершиной является Старик-Камень, высота которого 755 метров. В километре от него расположена гора Голая - 738 метров. Затем следуют другие. С вершин многих из них виден и Нижний Тагил, и другие населенные пункты.

    В возвышенной части и на крутых склонах на этом горном массиве сосредоточены так называемые каменные россыпи - курумники. Они представляют собой хаотичное нагромождение мелких каменных глыб, размером до двух-трех метров, которые постепенно сползают вниз по склону гор. В тени поверхность каменных нагромождений покрыта разноцветными мхами и лишайниками. Темнохвойные леса поднимаются до высоты 600 метров над уровнем моря и выше переходят в редколесья. На карнизах скал и в расщелинах укореняются стланиковые деревца кедра, сосны, березы. В горах уже в сентябре образуется постоянный снежный покров. Весной же происходит позднее таяние его, вплоть до июня.

    Вдоль Веселых гор проходит условная граница двух частей света - Европы и Азии, которая протянулась по водоразделу через вершины Белой, Поперечной, Кирюшкина-Камня, Билимбая, Голой и Старика-Камня. Около поселка Уралец на седловине между гор Белой и Голой в 1961 году был установлен обелиск "Европа" и "Азия", а в 2002 году, к 150-летию рождения уральского писателя Д. Н. Мамина-Сибиряка, обелиск силами механического завода "Уралец" реконструировали.

    На Веселых горах побывали многие знаменитые путешественники и исследователи. В 1829 году здесь находился немецкий путешественник А. Гумбольдт, который даже измерил высоту горы Белой и осмотрел платиновые россыпи вблизи границы Европы и Азии. В 1837 году на Урал по приглашению заводчиков Демидовых приезжал русский художник Василий Егорович Раев и писал здесь картины.

    Первые геологические исследования на Веселых горах были проведены еще в начале ХIХ века в связи открытием там платиновых россыпей. В 1900-х годах они были исследованы геологами А.А. Краснопольским и Н.К. Высоцким. В период с 1973 по 1988 годы в горах совместно со студентами НТГПИ проводил наблюдения орнитолог, кандидат биологических наук Роман Алексеевич Семенов. Район Веселых гор интересен и в историческом плане. В течение долгих веков эти дикие места были надежным убежищем для старообрядцев, скрывавшихся от жестоких религиозных преследований после церковного раскола. Сюда стали проникать и пришлые люди, в основном беглецы с демидовских заводов. Раскольники приходили на моления и поклон к "святым отцам": Павлу, Григорию, Максиму, Герману ежегодно между 25-30 июня.

    Местные жители часто называют эти горы Веселки. Грациозность и недоступность гор – источник многих легенд и преданий. В одном из преданий о Старике-Камне говорится: "Этот камень лежал в самой чаще леса, и о нем никто не ведал. А когда люди вырубили вокруг него лес, то увидели его старый, весь покрытый мхом и назвали его Стариком".

    Названия гор явно отражают их формы и внешний вид: Скалистая, Острая, Широкая, Каменка, Дыроватик. Но иные постепенно забываются даже среди местного населения. К примеру, одна из небольших вершин Веселых гор носит весьма любопытное произвольное название – Поперечный Веселко, но в настоящее время на картах она подписана, как гора Рябиновая. А название горы Билимбай исходит из разноязычия живших здесь народов. Билимбай означает "Богатый знанием". По Веселым горам можно проложить множество маршрутов для походов выходного дня. Электронная версия historyntagil.ru. Бесконечная смена ландшафтов, скалистые вершины, заповедные места, чистый воздух, ягоды-грибы и охотничьи угодья всегда будут манить сюда человека. К тому же в 2006 году на горе Белой был открыт круглогодичный горнолыжный комплекс с современными горнолыжными трассами, кресельным подъемником, с гостиницей, автостоянкой и сервисным центром.

    В будущем же нам просто необходимо выявлять и сохранять ландшафтные памятники природы, хотя бы на местном уровне. Сейчас к таковым можно отнести Юрьев-Камень, Опахнин-Камень, Поперечную гору, Дикую гору, Острую гору. Все они имеют необыкновенно экзотическую форму скал и могут стать конечными целями туристских маршрутов.

    Ведь как приятно наедине с природой почувствовать себя первооткрывателем, увидеть новые горные пейзажи, неизвестные лесные тропы, услышать пугающие звуки тайги и узнать свою физическую выносливость.

Андрей ПИЧУГИН.

    Литература: Газета "Тагилка" от 07.05.2009. №9(67).

Веселые горы

    Впервые я узнал о паломничестве старообрядцев на Веселые горы в раннем детстве, от моей матери. Жили мы тогда в Быньгах, что под Невьянском. Однажды, в конце лета, ехали с ней на колхозной лошади, запряженной в телегу, со своего покоса и, когда спускались с горы к мосту, через реку Нейву, мать, увидев вдали вершины Уральских гор, цепью протянувшиеся с юга на север в золотом сиянии заходящего солнца, вдруг как-то взволнованно произнесла:

    Вон они, наши святые горы! Там могилы наших праведников.

    Страдающий с детства повышенной любознательностью, я стал приставать к ней с вопросами об этих горах, куда она, оказывается, несколько раз ездила в детстве с родителями и ходила туда пешком, будучи взрослой. Вечером, после ужина, она рассказала об этом.

    Там собирались толпы верующих старообрядцев со всей России. Старики и дети ехали туда обычно на лошадях, в бричках, а молодые и здоровые шли пешком по лесным дорогам и тропам. Нас было много, детей и отроков, так как родители всегда брали детей на святые горы. Ночевали у костра, спали в шатрах или палатках, некоторые на подстилке, прямо под телегой. А утром и вечером молились на могилах святых отцов: Гермона, Максима, Григория и убиенного отца Павла.

    В студенческие годы, в зимние каникулы, впервые побывал там сам. Было это так: гостил у однокурсника Александра Любимова в поселке Карпушиха, раскинувшемся недалеко от Веселых гор. Саша рос без отца – его воспитывали дядька Савелий Яковлевич Третьяков и его жена Домна Петровна. Все они были раскулачены в годы коллективизации и сосланы в этот горняцкий поселок. Савелий Яковлевич, невысокий коренастый кержак, узнав, что я тоже из кержацкой семьи и мать моя бывала на Веселых горах, оживился:

    Да, тысячами сюда собирались наши единоверцы на Петров день, в начале июля. Мы тоже с Домной ходили, тут рядом. А после, в шестидесятых годах, запретили власти, мол, лес палят эти паломники, а один шахтер дурак взял на руднике взрывчатку, да и взорвал могилу отца Павла. У него там мраморный крест стоял. Вот тогда и запылали леса, то ли от засухи, то ли из мести их поджигали, но много леса выгорело.

    Сано, обратился он к племяннику. Ты завтра своди парня на могилы святых отцов, особенно к отцу Павлу, его второй раз убивают. Встаньте на лыжи и идите, снег-то нонче неглубокий.

    Так я попал на Веселые горы. До сих пор помню эту волнующую душу картину. Густая тайга у подножия и на склоне гор, могучие ели, как великаны в боевых шлемах. Пушистые зеленые сосны, кедры, лиственницы, голые березы и осинки, поющие на ветру, лесные поляны и болота, покрытые ослепительно белым снегом. Удивительно, как же сюда летом, через топи и чащобу, проходили толпы людей и даже проезжали на конских повозках?

    Мы дошли до могилы отца Павла, она самая дальняя, неподалеку от горы Старик-камень. Следует сказать, что святыми для старообрядцев эти места стали именно из-за захоронений их праведников, чьи могилы появились прямо в тайге, где те вели отшельнический образ жизни. Поклониться им и шли, начиная с XIX века, сторонники древней веры. Мой товарищ нашел место, где была могила убиенного старца Павла с установленным когда-то на ней мраморным крестом. Но уже к тому времени, а это было где-то полвека назад, от надгробия практически ничего не осталось.

    Его старообрядцы более других почитали, сказал Саша, пока мы стояли у засыпанного снегом холма. Некоторые паломники, особенно те, кто шел со стороны Нижнего Тагила, только его и посещали. Он был убит кем-то, а по убитым больше всего страдают…

    Кстати, откуда взялось такое название Веселые горы? Вероятно, это обобщенное обозначение местности на Среднем Урале. На самом деле каждая гора имеет свое название. Это как бы череда гор, которые протянулись с юга на север по восточному склону Уральского хребта. Начинаются они недалеко от поселка Карпушиха и заканчиваются у поселка Висим. Почему Веселые? Возможно, так их называли "веселые" люди, которые скрывались там от властей, демидовских стражников и гонений никонианской церкви. А может, просто красивые веселые места, где и дышится легко, и смотреть приятно на эту чудную первозданную природу.

    По вершинам Веселых гор проходит условная граница между Европой и Азией. Здесь наиболее высокие вершины: Белая, Поперечная, Билимбай, Старик-камень и другие. Среди гор через леса и болота весело бегут ручьи и небольшие быстрые речки. Те из них, что текут на восток, впадают в реку Тагил, а которые на запад – в горную красавицу Чусовую.

    Через много лет, уже в 2002 году, мне попалась в магазине Невьянского музея книга местного издания под названием "Демидовы гнезда", в которой был опубликован очерк В. Санина "На Веселых горах".

    На первой странице, в сноске, наш уральский писатель-краевед Юний Алексеевич Горбунов рассказывал, как он разыскал забытый очерк забытого журналиста.

    "В. Санин псевдоним уральского журналиста Владимира (Василия) Николаевича Афанасьева, который в 1908 году был фельетонистом газеты "Уральская жизнь". Однако очерк "На Веселых горах" был издан отдельной брошюрой в 1910 году, отпечатан в типографии газеты "Уральский край" и больше не переиздавался. А брошюра, насколько нам известно, наличествует только в фонде библиотеки Свердловского областного краеведческого музея", читаю у Юния Горбунова.

    Этот очерк сильно меня заинтересовал. О моих родных краях все написано, и о нашем народе, и о том, что было век тому назад. Попытался выяснить судьбы некоторых героев очерка, в том числе возницы автора Григория Селиверстовича Ваганова, а также невьянского начетчика Афанасия Трофимовича Кузнецова, Николая Трефиловича Филатова иконописца из Уткинского завода, и сына известного в свое время на Урале начетчика и иконописца Трефилия Филатова.

    Нынешний староста Невьянской общины старообрядцев Василий Панфилович Васильев, выслушав меня, сказал, что Вагановых среди невьянских староверов было много, но Григория Селиверстовича он не знает и не слышал о таком. А вот о начетчике Кузнецове он слышал много хорошего:

    Это был очень грамотный человек, не раз вступал в горячие споры и диспуты о старой вере. Как активный борец за свою веру, он в тридцатые годы был репрессирован и отправлен в лагерь для заключенных на Алтае, где впоследствии был расстрелян.

    Кстати, имя невьянского начетчика Афанасия Кузнецова встречается в очерке В. Санина не раз. А вообще очень интересно читать о том, как происходили моления на могилах праведников тогда, почти сто лет назад. Это стоит процитировать.

    "Первой оказалась могила Гермона. Перед моими глазами открылось оригинальное зрелище. Поляна площадью десятин в шесть, окруженная сплошной стеной столетнего леса, отстоящая на десятки верст от жилых центров, представляла собой густонаселенный табор. На всех направлениях виднелись сотни повозок, палаток, дымились костры и вокруг всего этого копошилось бесчисленное множество людей мужчины, женщины, дети.

    Женщины, все без исключения, были в белых рубашках, черных сарафанах и черных же платках на голове. Мужчины большинство в длинных кафтанах, похожих на подрясники православных дьячков. Оказалось, ждали иконы. Со всех сторон большими толпами паломники направлялись под дощатый навес, помещающийся в самом центре поляны. Войдя под навес, старообрядцы быстрым движением творили двуперстное знамение и клали земные поклоны по направлению простой деревянной колоды, под которой и покоился прах достопочтимого старца".

    А вот уже в описании В. Санина появляется тот самый начетчик Кузнецов во время молений на могиле инока Григория.

    "Молитва закончилась в час ночи. После молитвы над тысячной толпой на возвышении появилась худощавая хрупкая фигурка начетчика А.Т. Кузнецова с белокурой головой и блестящими глазами. Лицо Кузнецова освещал пламенем свечи старец инок Антоний.

    Кузнецов обратился к паломникам с речью, в которой призывал верующих хранить заветы Христа.

    Голос проповедника плавно лился в толпу в тишине звездной ночи, так гармонировавшей с народной проповедью на поляне. Наблюдавший эту картину художник воскликнул:

    Да это же первый век и пред нами первые христиане!".

    По легендам и рассказам паломников В. Санин сделал краткое описание жизни достойных старцев. "Подвижник Григорий был иконописцем и, по преданию, большую часть своих икон написал здесь на горах", писал он. Но краевед из Первоуральска В. Трусов в своей работе "Загадка семьи невьянских иконописцев Коскиных", опубликованной в книге "Проблемы самоидентификации горнозаводского населения Урала", разгадал, что инок Григорий произошел из семьи невьянских иконописцев Коскиных. Обучался у П. Заверткина. В 1766–1767 годах по поручению заводских старообрядцев ездил в Москву и Петербург, затем ушел в скит инока Максима, и они оба принимали участие в старообрядческом соборе 1777 года на Невьянском заводе. Электронная версия historyntagil.ru. Около 1781 года вместе с братией удалился на Веселые горы, в леса, где и оставался до самой смерти. Но установить точную дату его смерти не удалось.

    А вот дата смерти инока Максима известна примерно 1782–1783 годы, то есть через два года после того, как отец Григорий пришел в его скит. Неизвестно, в каком возрасте умер отец Максим, но явно в почтенном возрасте, как и отец Григорий.

    О схимнике отце Гермоне Санин не получил никаких сведений. По рассказам старцев, отец Гермон был отмечен строгой постнической жизнью, и смерть его относят к началу второй половины XVIII века, то есть он был современником иноков Максима и Григория и, возможно, они знали друг друга.

    Об иноке Павле Санин написал: "Он умер позднее других отцов-схимников, в начале XIX столетия, и перед смертью его посещал житель Невьянского завода Ф.И. Карфизов, которому он сказал, что более его в живых не увидят, и заповедал похоронить его, где жил, на болотистом месте под открытым небом. Вскоре после этого подвижника нашли мертвым".

    А ходят ли сейчас паломники на Веселые горы? спросил я как-то настоятеля Невьянской часовни Василия Панфиловича Васильева.

    А как же! Ходят! с душевной радостью отозвался он. Три года назад возобновились молитвы на могилах святых отцов. Народу, по сравнению с прошлыми временами, пока немного, но число их с каждым годом растет! А ты (у старообрядцев не принято "выкать" между собой, они обращаются к единоверцам как к родным людям. Прим. автора) как знаешь о Веселых горах?

    Мать моя неоднократно бывала там и всегда с восторгом рассказывала об этом.

    Я рассказал, как зимой ходил туда на лыжах, когда могила отца Павла уже была взорвана.

    Да, все эти акты и запреты значительно подорвали нашу веру, печально закончил Василий Панфилович.

    Летом прошлого года я все же решил посетить Веселые горы вместе с паломниками. 8 июля 2009 года приехал на своей машине в поселок Карпушиха, откуда паломники начинают свой путь к могилам праведников.

    Остановился в Карпушихе, недалеко от маленького магазина, в котором местные и приезжие покупают необходимые продукты. Здесь же, поблизости от магазина, асфальтированную автотрассу Кировград-Левиха пересекает насыпная каменистая горная дорога, уходящая от старого кладбища, где находится могила отца Гермона, в сторону Веселых гор. Там же недалеко находится и новое кладбище, где могила отца Максима.

    У перекрестка встретил группу паломников: шесть пожилых женщин и бородатого старца. Разговорились, выяснил, что они из Нижнего Тагила, посетили накануне все могилы и только что пришли с могилы отца Гермона. Сказали, что на вечернюю молитву там собралось около восьмидесяти человек. В основном из Невьянска, Нижнего Тагила, Ревды, Полевского, одна семья приехала на машине даже из Перми. Времена сменились, сейчас пешком сюда редко кто ходит, в основном все паломники добираются на машинах или заказывают маршрутные такси. Вот и мои новые знакомые ждали маршрутку, которая вчера их привезла, а сегодня увезет обратно домой.

    Вскоре стали собираться другие паломники. Большинство было из Невьянска. Собралось десятка три людей разного возраста. В основном это были женщины среднего и пожилого возраста. Мужчин и старцев оказалось раза в три меньше, было несколько ребятишек.

    Узнав, что я намереваюсь описать свое посещение могил святых отцов вместе с паломниками, один пожилой мужчина из Нижнетагильской общины стал горячо возражать.

    А мы не хотим, чтобы о нас писали! И вообще, чтобы кто-то узнал о нашем молении на святых могилах!

    К нему присоединился старец из Ревды с клиновидной бородкой, который стал поучать меня, полагая, что я не знаю истории старообрядчества.

    Мы не относимся к официальной церкви. Нас она всегда притесняла, поэтому мы не хотим, чтоб кто-то знал о наших молениях.

    Я стал объяснять, что сам из старообрядческой семьи и ничего богохульного писать не собираюсь. Привел строки из очерка В. Санина, где сказано, что главы старообрядческих общин сто лет назад не препятствовали тому, чтобы их паломничество предавали гласности. Многие с удовольствием беседовали с журналистом о проблемах старообрядчества, а начетчик Кузнецов и отец Увар, руководившие молитвами, даже позировали художнику, который написал их портреты.

    Но мои оппоненты смотрели на меня с сомнением. Этот случай лишний раз свидетельствовал о том, что некоторые современные староверы часовенного толка все еще предрасположены к тайному и скрытному ведению своих религиозных обрядов. И этому не стоит удивляться: за 350 лет репрессий и гонений на старую веру некоторые верующие переходили и сейчас еще переходят к обособленному образу жизни. Поэтому за период существования старообрядчества возникло множество сект, толков и согласий. Есть обособленные согласия, состоящие из старообрядцев нескольких сел и деревень или представителей одного района. Такое дробление и обособление староверов приводит к тому, что молодежь уходит от своих общин и попадает в сети сектантов, которые сейчас действуют очень активно.

    Некоторые из старообрядцев и сейчас стараются духовно отделиться от государства, отказываются от паспортов, пенсий, не участвуют в переписи населения и в выборах в государственные органы. Но истинные староверы никогда не уходили от мира добровольно и не игнорировали государственную власть, которая зачастую обращалась с ними не по-божески. В тайные скиты и в пустыни удалялись, как правило, одинокие иноки, не терпящие суеты мирской, или же раскаявшиеся грешники для очищения души.

    Но вскоре наши споры утихли. Мы вместе пошли к святым могилам. Посмотрите на этот снимок, сделанный мною в той поездке, где паломники собрались после молитвы на свою общую трапезу. Даже не верится, что это наши с вами современники. Взгляните на их лица, на одеяния, на то, как чинно они расселись за столами. Будто осколок старой Руси, исчезнувшей, казалось, безвозвратно, вдруг чудесным образом сохранился в этих заповедных уральских лесах. Вот она, тайна Веселых гор!

    В конце работы над этим очерком у меня сам собою возник вопрос о будущем старообрядчества и возможности объединения их в единую церковь, какая была до раскола.

    Однажды при встрече задал такой вопрос настоятелю Христо-Рождественского храма Русской православной старообрядческой церкви в Екатеринбурге, что в районе ВИЗа, отцу Павлу Зырянову.

    Мы всегда готовы на единение и согласие всех староверов в единую церковь. Все- таки одна вера, один Господь Бог, одни обряды и книги для богослужения, одни иконы и справляем одинаково все церковные праздники. Я тоже год назад служил молитву на могилах иноков Гермона, Максима, Григория и Павла. Со мною был и староста Невьянской часовни Васильев. Нам нечего делить, но до объединения все никак не доходит. Так и будут они, видимо, постепенно отмирать, так как число верующих часовенного толка, то есть беспоповцев, постепенно уменьшается. Мы же находимся под управлением митрополита Московского и всея Руси Корнилия. У нас есть храмы, монастыри, духовные училища, где готовят священников, действует около 250 приходов по России. А у них сейчас мало грамотных пастырей и начетчиков, так что скоро и молитву вести будет, наверное, некому.

    На этот же вопрос В. Васильев саркастически улыбнулся и резковато ответил:

    Нам триста пятьдесят лет все предрекают и предсказывают, что мы скоро исчезнем в никуда или перейдем в никонианскую церковь! А мы все живем и молимся, как наши отцы и деды, крестим детей и освящаем браки. Мы с момента раскола были гонимы, и у нас не было возможности готовить своих священников, поэтому службу ведут наиболее грамотные прихожане, старосты, уставщики и начетчики. Так сложилось исторически.

    Конечно же, я с ним согласился. Хотя понимаю и то, что если так стремительно убывает население страны и особенно русское, сельское население, без людей остаются многие деревни и села, и не только на Урале и в Сибири, но и в Центральной России, на Севере, то естественно снижается и число верующих, и в первую очередь сторонников старой веры, которые в большинстве своем живут в сельской местности.

    Вот вам пример село Таватуй. Когда-то все жители его, а их в лучшие годы доходило до тысячи человек, были старообрядцами из Поморской древнеправославной церкви. Представители других общин и религий здесь не приживались. У них была своя часовня, в которой крестили детей и проводили все традиционные обряды. Сейчас старожилов-староверов осталось не более ста человек, часовни нет, службы не проводятся. И вера их, понятно, угасает.

    А все началось с лихих годов перестройки, когда развалили местный совхоз и рыболовецкую артель, трудоспособному населению негде стало работать, многие стали продавать свои дома в этом красивом месте и уезжать в близлежащие города. А на месте старинных красивых деревянных изб представители "новых русских" стали строить несуразные кирпичные особняки, окруженные крепостными стенами из кирпича и камня. Так старинная деревня со своим самобытным укладом превратилась в дачный поселок.

    Очень жаль, что исчезает целый пласт самобытной русской культуры, носителями которой являются старообрядцы. Вот и название Веселые горы, возможно, уже завтрашнему поколению уральцев ничего ни о чем не скажет. А ведь с ними связана очень интересная страница духовной жизни Урала.

Алексей КОРЮКОВ.

    Литература: Газета "Областная газета" от 23.06.2010.

Главная страница