Испытания "Боевого крота"

Подземная лодка в окрестностях Тагила

    С давних времен человек хотел познать среды, несвойственные для его обитания: то его тянуло подняться в воздух, то опуститься на самое дно морское, то достичь центра Земли. Об этом говорится в старинных сказаниях, поэмах, сказках, романах.

    В романе Жюля Верна "Путешествие к центру Земли" (1864 г.) герои запросто спустились в полый центр планеты через жерло вулкана. Большего успеха добился другой известный писатель Алексей Толстой с произведением "Гиперболоид инженера Гарина" (1927 г.). Наконец, Григорий Адамов в "Победителях недр" (1937 г.) низвел проблему штурма земных глубин до обычных достижений советской власти, простой работы человека в эпоху индустриализации.

    К сегодняшнему дню воздушные пространства и подводные глубины уже подчинились человеку, лишь подземный мир нашей планеты по-прежнему остается непокоренным. Но попытки его покорить и исследовать в последнее столетие осуществлялись неоднократно в разных странах.

1.

    Первый документ, свидетельствующий о таких исследованиях, относится к 1908 году. Из него следует, что английский инженер И. Дайвер не только разработал идею и создал модель подземного судна (которое он назвал сабграундина), но и смог построить его первый опытный образец. При испытании подземная лодка углубилась всего на 5 метров, а затем у нее сломался один из загребающих ковшей. Три года ушли у инженера И. Дайвера на создание нового, более совершенного аппарата, в принцип движения которого был положен "штопор". Новая сабграундина смогла проникнуть под землю уже на глубину 9 метров. И тут произошла катастрофа: взорвался паровой котел, инженер погиб, и дальнейшие работы по созданию английской подземной лодки были прекращены.

    Параллельно с англичанином И. Дайвером один из первых подземоходов был сконструирован в России Петром Рассказовым в период Первой мировой войны. Самого изобретателя в 1918 году убил агент немецкой разведки и похитил всю документацию.

    Аналогичную конструкцию в США попытался запатентовать другой англичанин Питер Чарли, являвшийся сотрудником "фабрики изобретений", которую возглавлял знаменитый Томас Эдисон.

    В списке изобретателей подземной лодки значится и некий Евгений Толкалинский, в 1918 году эмигрировавший из революционной России на Запад вместе со многими другими учеными, инженерами и изобретателями.

    В 1933 году изобретатель В. фон Верн из Германии запатентовал очередной вариант подземохода, причем, его чертежи совпадали с похищенными чертежами П.Рассказова.

    Изобретение тут же было засекречено. Назревали военные события, поэтому документы были отправлены в архив.

    В 1940 году на архивные материалы случайно наткнулся будущий организатор заговора против Гитлера (в июле 1944 года) граф Клаус фон Штауфенберг. Он довел суть дела до влиятельных чинов германского Генштаба. В 1940 году Генштаб разработал операцию по вторжению войск на Британские острова (операция "Морской лев"), и подземные лодки очень пригодились бы для тайной транспортировки диверсантов. Изобретателя разыскали и создали все условия для работы. В. фон Верн пообещал сделать аппарат вместимостью до 5 человек, способный двигаться под землей со скоростью 7 км/час и нести боезаряд массой в 300 кг. Но дальше чертежей и лабораторных экспериментов дело не продвинулось: Геринг, пообещавший победу "люфтваффе" над королевскими ВВС в небе Британии, назвал проект "мышиной возней". По приказу Гитлера работы над подземной лодкой были прекращены.

    Правда, существует информация, что через пару лет фашистской Германии все же удалось построить небольшие подземные лодки и даже использовать их в военных действиях. В 1943 году группой немецких инженеров под руководством Герберта фон Штрассе была разработана усовершенствованная модель штопорной субграундины, предложенная в 1908 году английским инженером И. Дайвером. Созданные им подземные лодки нашли применение в качестве скрытной десантной техники.

    Военное судно, имевшее на своем борту 1-2 субграундины с несколькими десантниками, подходило к вражескому берегу. Здесь аппараты спускались в воду, своим ходом добирались до участков с мягким грунтом и вгрызались в него. Довольно часто такие подземные лодки терялись вместе со своим десантом. Поэтому после ряда неудач Герберт фон Штрассе был обвинен в шпионаже и расстрелян.

    Когда закончилась Вторая мировая война, в районе города Кенигсберга были обнаружены штольни неизвестного происхождения, а рядом - остатки взорванной конструкции. Предположительно, это были остатки "Змея Мидгарда" - другой подземной лодки Гитлера, как возможного варианта "Оружия возмездия" Третьего Рейха.

    Его разработка началась в 1939 году. "Змей Мидгарда" должен был двигаться по земле, под землей и под водой на глубине до 100 метров. Он состоял из нескольких десятков соединенных вместе ячеек-отсеков. Каждый такой отсек имел длину 6 метров, ширину 6,8 метра и высоту 3,5 метра. В зависимости от поставленной задачи длина такого своеобразного подземного "поезда" колебалась от 399 до 524 метров. Впереди корпуса располагалась большая буровая головка с четырьмя бурами диаметром 1,5 метра. Экипаж состоял из 30 человек.

    Энергетическое оборудование судна позволяло ему двигаться под водой со скоростью 30 км/ч, проходить каменистые грунты со скоростью 2 км/ч, а мягкие -10 км/ч. Существуют предположения, что в конце Второй мировой войны немцам удалось-таки испытать своего "Змея Мидгарда".

2.

    В нашей стране в 1920-30-е годы изобретатель А. Требелев, конструкторы А. Баскин и А. Кириллов создали проект подземохода. Согласно их проекту, подземная лодка доходит до нефтяного пласта и плывет от одного "озера" к другому, разрушая на своем пути горные перемычки. За собой она тянет нефтепровод и, достигнув нефтяного "моря", начинает оттуда качать "черное золото".

    Задумав сконструировать подземоход, Требелев прежде всего начал собирать сведения о том, что было сделано в этой области раньше. Он узнал, что французское общество "Сосьете аноним" разработало проект подземохода, использующего принцип штопора. Расчеты, проделанные Требелевым, показали, что трение штопора о грунт потребует слишком больших затрат энергии. Тогда он решил скопировать конструкцию, созданную природой.

    Крот - живой прообраз будущего подземохода - отлично приспособлен для путешествий под землей. В черноземе он может двигаться со скоростью до 120 метров в час. В более плотном грунте скорость рытья снижается, но даже в глине животное перемещается со скоростью 72 метра в час!

    Несколько месяцев Требелев сотоварищи изучали, как крот проделывает подземные ходы, и создали свой аппарат "по образу и подобию" этого животного. Кое-что, конечно, пришлось переделать: лапы с когтями заменить более привычными фрезами - примерно такими же, как у угледобывающих комбайнов. Казалось бы, все просто: остается сделать механический аналог крота. Но тут выяснилось, что даже биологи не представляют во всех деталях механизм работы крота. Требелеву пришлось начать самостоятельные исследования.

    Вот что рассказывает об этом инженер П. Коверда:

    "Вскоре начались эксперименты с живой "подземной машиной". Крот измерялся от пятачка до кончика хвоста, а затем выпускался в специальный ящик с утрамбованным грунтом... Как же движется живая модель? Через ящик пропускались рентгеновы лучи. На экране получалась картина работы крота. Отчетливо было видно движение его мускулов и скелета - "кинематическая схема" живой подземной лодки.

    Крот прокладывал себе путь всем телом. Головой и передними лапами он двигал вправо и влево, как бы сверля вокруг предполагаемой оси норы. Задние лапы помогали движению вперед. Крот опирался ими, как домкратами.

    Требелев тщательно изучил части скелета зверька. Особенно мощны были позвонки шеи, кости лопаток, плечевая кость... Сильно развиты задние лапы.

    Ну, а самое главное: куда же девает крот выбуренный грунт? Ответ не заставил долго ждать: зверек вдавливал его своей холкой во внутренние поры стенок.

    А может ли уплотнить землю машина?

    Требелев решил изготовить механические заменители основных частей скелета крота. Голову и передние лапы зверька он решил заменить специальным буром. Роль задних лап, толкающих крота вперед, должны выполнить особые домкраты.

Устройство субтеррины

Устройство субтеррины

    Чем же заменить холку крота, которой он вдавливает землю в стенки? Требелев сконструировал специальный вдавливающий шнек. Модель получилась компактная и небольшая.

    Теперь - за испытания. Снова на сцену выходит уже проверенный на живых кротах ящик с грунтом. Модель прошла в нем шесть метров!".

    Следующим шагом была постройка большого аппарата. В передней части корпуса установили мощный бур, вращавшийся со скоростью 300 оборотов в минуту. На корме помещались четыре домкрата, которые попарно упирались в стенки скважины. Они двигали подземоход вперед со скоростью... увы, всего 10 метров в час. Да, по сравнению с кротом модель оказалась настоящей черепахой.

    По результатам испытания было признано, что конструкция лодки является все же недостаточно надежной, так как ее механизмы часто отказывали. Хотя сам А. И. Требелев писал в своих неопубликованных заметках: "Наша нынешняя подземная лодка делает 12 метров траншей в час, а при обычных методах такое расстояние проходят в сутки.

    Проходка одного метра подземной лодкой обходится в 20 рублей/ метр. А при других методах - в 75. Лодка обслуживается 3-4 человеками: водителем, который помещается внутри нее во время проходки, механиком и слесарем".

    Немецкой разведке удалось дезинформировать руководство СССР и убедить его в том, что инженер А. И. Требелев работает на Германию. Ученый был расстрелян, а его уникальное изобретение засекречено.

3.

    Перед самым началом Второй мировой войны, в январе 1940 года, на совместном совещании наркомов внутренних дел и вооружений было решено создать группу инженеров, которые начали бы разрабатывать "подземный крейсер". Конструктора подземных проходческих комбайнов, доктора технических наук П. И. Страхова, который в то время курировал строительство московского метрополитена, вызвал Д. Ф. Устинов (через несколько месяцев возглавивший наркомат вооружения). Между ними произошел следующий диалог:

    -  Вы слышали о работах вашего коллеги, инженера Требелева, который в 1937 году предложил идею подземного самоходного автономного аппарата?

    - Да, - подтвердил Страхов.

    - Я знаю, вы сейчас заняты работой по строительству московского метро. Но есть еще более важное и срочное задание: нашей армии нужен подземный самоходный аппарат!

    По словам Страхова, он дал согласие участвовать в необычном проекте. Ограничений ни в средствах, ни в людских ресурсах не было, и уже через полтора года опытный экземпляр подземного аппарата прошел приемочные испытания. "Лодка" была сконструирована таким образом, что запасов кислорода, воды и продуктов питания хватало водителю на неделю, и этот срок можно было еще увеличить. Максимальная скорость аппарата под землей составляла до 15 метров в час, а однажды была перекрыта и эта отметка. Но грянула война, и Павлу Ильичу Страхову пришлось срочно заняться строительством подземных бункеров. О судьбе же своего аппарата, как и о его предназначении, он, естественно, не догадывался. Испытания аппарата были засняты на кинопленку военным оператором, и фильм этот, возможно, до сих пор пылится в секретных архивах Министерства обороны..

4.

    В 1945 году, после победы над фашисткой Германией, на ее территории разгорелось негласное соперничество с бывшими союзниками за обладание немецкими военными секретами. Спецагенты ведомства генерала Абакумова СМЕРШ обнаружили чертежи и остатки странного механизма. Изучив находки, эксперты пришли к выводу, что перед ними аппарат для проделывания ходов под землей, являющийся разработкой сверхмощного оружия нового поколения. Было дано указание изучить материалы группе отечественных специалистов, а контрразведке - проверить, нет ли в стране ученых, занимавшихся чем-либо подобным? И такого человека нашли.

    Им оказался советский инженер Либеревский из Одессы, еще до войны высказывавший фантастическую идею о создании "подземной лодки", которая могла бы проникать в глубины Земли для ее исследований. По замыслу Либеревского, "субтерина", как он ее окрестил, должна была одинаково успешно двигаться как в воде, так и под землей по принципу штопора, прожигая ее на глубине за счет высоких температур, вырабатываемых во внешней оболочке крейсера. Идея настолько увлекла его, что именем "Субтерина" он назвал свою дочь. Однако разработка была признана "крамольной", и НКВД изъял расчеты и чертежи у ученого в 1933 г., поместив их в архив, где они пролежали до 1945 г.

    Своими мыслями инженер поделился с близким другом -писателем-фантастом Григорием Адамовым, опубликовавшим впоследствии знаменитый роман "Тайна двух океанов". В нем советская подводная лодка, попавшая в ледовую западню, освобождается из плена, прожигая гигантский айсберг за счет повышения температуры прочного корпуса.

    Доставленные фельдъегерской связью в Москву, эти документы были сопоставлены с трофейными, и выяснилось невероятное. Чертежи Либеревского и чертежи немецких ученых почти до мелочей совпадали. Проект отправили на доработку.

    Детальным изучением возможностей проекта боевой подземной лодки занималась группа под руководством профессоров Г. И. Бабата и Г. И. Покровского. В результате тщательных исследований ученые вынесли свой вердикт - подземоход можно использовать в военных целях. Ленинградский профессор Г. И. Бабат предлагал использовать для снабжения "подземохода" энергией сверхвысокочастотное излучение. Московский профессор Г. И. Покровский произвел расчеты, показывающие принципиальную возможность использования процессов кавитации не только в жидкой, но и в твердой среде. Пузырьки газа или пара, по мнению Покровского, были способны весьма эффективно разрушать горные породы. Говорил о возможности создания "подземных торпед" и академик А. Д. Сахаров. По его мнению, можно было создать условия, при которых подземный снаряд будет двигаться не в толще пород, а в облаке распыленных частиц, что обеспечит фантастическую скорость продвижения - десятки, а то и сотни километров в час!

    Изучив все имеющиеся материалы, эксперты доложили Абакумову, что проблема им ясна, технически разрешима и не вызывает вопросов, за исключением системы навигации, которая подлежит доработке. А через несколько месяцев была готова и опытная модель чудо-лодки.

    С такими результатами можно было смело идти к И. В. Сталину. И кто знает, может, появилось бы супероружие в СССР в недалеком будущем. Однако помешала ведомственная вражда. Всесильный шеф НКВД Л. П. Берия по своим каналам тоже получил информацию о "субтерине" и сделал все, чтобы разработка не стала известна Вождю.

5.

    Одновременно в Советском Союзе свой подземный снаряд создавал в 1948 г. инженер М. Циферов, который получил авторское свидетельство СССР на изобретение подземной торпеды, подвешенной на тросе. Его аппарат бурил со скоростью 1 м/с (агрегат Требелева - 12 м/ч). Однако штанга или трос, на котором висел бур, при погружении более чем на 10-12 км могли оборваться, не выдержав собственного веса. Изобретателем также была предложена подземная ракета, которая выжигает и выталкивает грунт из скважины. Подземные ракеты в широкую практику не внедрились из-за трудности управления процессом реактивного бурения.

    До начала 60-х годов о "субтерине" забыли.

    В 1962 г. тогдашний советский лидер Н. С. Хрущев, подаривший Украине Крым, решил сделать еще один подарок братскому народу.

    Летом 1962 г. жителей поселка Громовка на западном побережье Крыма в 24 часа выселили в соседний городок Черноморск. Им выделили щедрые субсидии, новое жилье и сообщили, что на месте поселка будет возведен научный центр, а их дома переоборудуют в коттеджи. На самом деле в крымской степи готовились к строительству "режимного" завода для выпуска подземных лодок. В этом выгодном оборонном заказе должны были участвовать и предприятия УССР. Кстати, не оттуда ли пошло известное выражение "подводная лодка в степях Украины"?

    Из Постановления ЦК КПСС от 3 мая 1962 года:

    "Предусмотреть в семилетний план экономического развития Украинской ССР строительство объекта по производству оборонной продукции, выделив соответствующие ассигнования из бюджета Министерства обороны".

    Завод в Крыму был построен в рекордные даже для того времени сроки - за два года. Официально он значился как тепловая электростанция, работавшая на энергии ветра.

    Курировал все работы Министр обороны маршал Советского Союза Р. Я. Малиновский, а их секретность обеспечивало 3-е Управление КГБ СССР.

    Ученые и инженеры, брошенные на данную проблему, предложили новое решение, продвинувшее проект на новый уровень технологического развития - создание подземной лодки с атомным двигателем, по примеру первых подводных лодок с атомным реактором. И вскоре глава СССР Хрущев публично заявляет: "Достать империалистов не только из космоса, но и из-под земли".

6.

    К осени 1964 г. завод выпустил первую советскую подземную лодку с атомным реактором, получившую название "Боевой Крот".

    Она имела титановый корпус с заостренным носом и кормой, диаметром 3,8 м и длиной 35 м. Экипаж состоял из 5 человек. Кроме того, лодка была способна взять на борт еще 15 человек десанта и тонну взрывчатки. Главная энергетическая установка - ядерный реактор - позволяла ей развивать скорость под землей до 15 км/час. Для нее ставилась боевая задача - уничтожение подземных командных бункеров и ракетных шахт противника.

    Подземную лодку Никита Сергеевич осмотрел лично.

    - Мы должны делать такие лодки как сосиски на конвейере, - заявил он.

    С учетом трофейных наработок, разработок А. Требелева и высказанных предложений были созданы несколько вариантов подземоходов, которые в сентябре 1964 г. отправили на испытания на территорию Уральского военного округа, так как он находился за пределами досягаемости иностранных дипломатов и назойливых туристов, места там пустынные и грунты более плотные.

    Министр Обороны Малиновский командующему войсками Уральского военного округа Грознецкому:

    "Приказываю обеспечить проведение учений с применением нового вида оружия. Начальникам родов войск наладить оперативное взаимодействие личного состава и техники".

15 августа 1964 года.

    Первый цикл испытаний на горе Благодать прошел удачно. Необходимая энергия вырабатывалась ядерным реактором, и новое оружие выглядело фантастикой в действии. Все участники испытаний были поражены. Подземная лодка прошла  с  небольшой  скоростью насквозь с одного склона горы на другой. Однако, во время второй серии испытаний, предположительно, произошла авария, повлекшая за собой взрыв, и подземная лодка с экипажем, включая десантников и командира - полковника Семена Будникова, осталась замурованной в толще каменных пород Уральских гор. Остались только загадочные всплески на сейсмограммах у американцев, приславших запрос: "Как же так?! Ведь недавно договорились о запрещении ядерных испытаний". В связи с этим инцидентом испытания были прекращены. Конкретные причины взрыва подземной лодки были засекречены, и до сих пор неизвестно, что стало с ядерным реактором.

    Со смещением Хрущева куратором проекта стал Устинов, который хотел разместить на Луне Командный пункт ракетных войск стратегического назначения. Проект подземной лодки ему был не нужен, и его закрыли совсем.

    В 1976 году по инициативе начальника Главного управления гостайн Антонова в печати стали появляться сообщения об этом проекте. А остатки самого подземного крейсера ржавели под открытым небом до 90-х годов.

    Начальник Главного управления по охране государственной Тайны в печати Антонов начальнику Главного политического управления Епишеву:

    "Прошу согласовать публикацию материалов о выдающихся достижениях советской науки в рамках проекта "Боевой крот" для освещения в научно-популярной прессе".

23 июля 1976 года.

7.

    Позднее других стран попытку создать подземные лодки предприняли американцы. По слухам, они воспользовались для этого разработками подземной сабграундины, сделанными в фашистской Германии группой немецких инженеров под руководством Герберта фон Штрассе. В 1968 году его чертежи неожиданно "всплыли" в Париже. Их обнаружил в архивах французский историк Франсуа Ландузье. Но через восемь дней он пропал без вести, переправляясь через Ла-Манш на пароме "Санта Дравент". Паром неожиданно взорвался и утонул. В гибели судна британская желтая пресса обвиняла ЦРУ, однако историю быстро замяли.

    Положительные результаты в подземной навигации США стали возможны благодаря развитию в стране ядерной энергетики. По просочившейся в прессу отрывочной информации стало известно, что было построено несколько довольно удачных образцов штопорных сабграундин и что были осуществлены две удачные попытки пилотируемого подземного перемещения и четыре неудачные. По мнению некоторых исследователей, о попытках скрытной подземной навигации свидетельствуют осадка отдельных прибрежных территорий и случаи землетрясений в совершенно неожиданных местах.

    И все же - почему не поплыли "подземные лодки"? Очевидно, потому, что изобретатели, разработав принципиальные схемы, при воплощении их в жизнь столкнулись с серьезными техническими проблемами. Подземоходы действительно оказывались лишь "лодками": они могли "плавать" только у поверхности Земли.

    Для того, чтобы проникнуть глубже, нужно было иметь корпус из более прочного материала (на глубине 12 километров температура поднимается до 220 градусов, а у ядра может достигать десяти тысяч). Прибавьте к этому большое давление, проблемы с горючим для подземохода и с кислородом - для экипажа, и прочее.

8.

    Позже, когда появились новые технологии, оказалось: острой нужды в подземоходах нет. В коммунальном хозяйстве вполне обходились экскаваторами, угольные шахты и тоннели метро прокладывали специальные комбайны. Месторождения тоже находили без подземоходов - и о "лодках" благополучно забыли. Те материалы, что были уже наработаны, стали применяться в технике, так сказать, прикладного характера.

    Например, в 1972 году в США Национальной лабораторией в Лос-Аламосе и министерством ядерной энергетики была запатентована ядерная буровая машина. Суть изобретения состояла в том, что тоннелепроходческая машина, снабженная ядерным двигателем, проделывала в скалах скважину с помощью радиоактивного лития, расплавляя горную породу и превращая ее в жидкость. После прохождения такого агрегата не требовалось укреплять стены тоннеля, поскольку машина оставляет их ровными и полированными, как зеркала.

    Лазерные установки, способные резать скальные породы, используются и на российских каменоломнях. Созданы они были в рамках противодействия американской программе СОИ, но за неимением подходящих военно-космических целей нашли себе вполне мирное применение. Мощность их такова, что они способны буквально испарять даже самую твердую горную породу. Что же касается обычных, неядерных подземоходов, то их периодически показывают даже на промышленных выставках.

    Так, рабочая модель механизма под названием "Крот" демонстрировалась на выставке "Экспо-2005" в Японии. Специалисты утверждают, что в нормальном грунте созданная ими машина в состоянии развивать скорость до 36 километров в час.

    Как сообщили в Институте прикладной механики РАН, создание аппарата, способного пробивать себе дорогу под землей, - не блажь ученых.

    Он предназначен вовсе не для подземных путешествий, а для бурения нефтяных и прочих скважин и тоннелей с заданными размерами. Для создания "Крота" ученые использовали авиа- и космические технологии. В частности, поразительную скорость аппарату позволяет развивать реактивный двигатель.

    "Крот" способен проходить через горные породы любой плотности, будь то гранит, базальт или что-нибудь еще. К примеру, в ходе испытаний аппарат без проблем прошил бетонную стену толщиной два метра.

    Недавно американские ученые сконструировали робот-бурильщик. Его планируют забросить на Европу, спутник Юпитера. По мнению исследователей, под ледяным панцирем Европы может находиться океан. Первые испытания робот-подземоход прошел на Шпицбергене, углубившись в лед на 23 метра. Так идея подземохода, не найдя применения на Земле, обрела вторую жизнь - в космосе.

Михаил ЗОЛОТУХИН.

Литература: Газета " Тагилка" от 07.05.2009. №9(67).

Главная страница