Государева (Бабинская) дорога

    Московский царь Федор Иоаннович, сын и наследник Иоанна IV (Грозного), последний из династии Владимира Святославича, прослыл в истории плохим правителем: болезненным, кротким, недалеким, нерешительным и чересчур набожным. Однако, как-никак, а властвовал 14 лет и оставил о себе память проложением кратчайшего (всего 263 версты) сухопутного тракта напрямую из Земли Пермской через Камень-Урал в Сибирь. Поистине царский замысел в короткий срок (1595-1597 годы) осуществил со своей дружиной первопроходец и строитель Артемий Бабинов, имя которого стало в один ряд с царским - Государева (Бабиновская) дорога (в просторечии Бабиноцка).

    Скончался Федор Иоаннович, не оставив завещания, в январе 1598 года, едва дождавшись открытия нового пути и строительства Верхотурья. Последние его слова были: "Все предоставляю воле Божьей...". Власть перешла к шурину (брату жены) Борису Годунову, процарствовавшему 7 лет (1598-1605 годы).

    ...Как в распахнутые ворота хлынули на новые земли к Уралу и в Сибирь купцы и ремесленники, строители и беглые люди, паломники и ссыльные... Вот далеко не полное перечисление наиболее известных из них.

    В 1604 году иеромонах Иона Прокофьев, прозванный Пошехонцем, "...повелением царя Бориса Годунова, давшего грамоту Неудаче Остафьеву-Плещееву и голове на Верхотурье Матвееву-Хлопову с предписанием снабдить монастырь всем необходимым для содержания и богослужения...", основал Верхотурский мужской монастырь.

    По другой версии, Иона вместе со строителями Верхотурья пришел из Осинского Преображенского монастыря, что на правом берегу Камы.

    В конце 1617 г. в Туринск за ослушание московского царя Михаила Федоровича Романова (основателя династии) был сослан придворный князь-стольник П.И. Пронский. Прибыл только в январе 1618 года. В изгнании он провел 20 лет. был помилован государем и вернулся в Москву.

    В 30-х годах XVII века истинный подвиг совершил некто (впоследствии посмертно названный Симеоном и признанный Святым и Праведным Верхотурским Чудотворцем), прошел пешком из Средней полосы России в Зауралье, неся свою православную веру и крест с надеждой на спасение Отечества.

    В 1636 году Савва Есипов, тобольский дьяк-писарь, не раз проезжавший по новой дороге, изложил свои впечатления о живописной природе края.

    В 1647 году по Бабиновскому тракту проследовал Александр Иванович Тумашов, медеплавильщик из Пыскорского завода, по заданию властей направлявшийся для поисков медных руд в Верхотурском уезде. Он считался знатоком в этом деле.

    В 1653 году Аввакум Петрович, старообрядческий протопоп-раскольник Русской православной церкви, будучи сосланным с семьею в Тобольск, проследовал по Бабиновке и по ней же вернулся через 10 лет обратно в Москву.

    В 1666 году по Бабиновскому тракту проехала в Сибирь на военную службу группа из 46 офицеров, в том числе и иностранных. Один из них составил описание путешествия, но в несколько гротескном духе.

    В 1666 году по Бабиновке проехали сыновья Тумашова-старшего: Василий, Дмитрий, Иван и Петр, подав Верхотурскому воеводе заявку на поиски всяких руд. Вскоре три брата завели собственный железоделательный завод.

    В 1667 году Дмитрий Александрович Тумашов впервые на Урале в Мурзинской слободе нашел драгоценные цветные камни: горный хрусталь, изумруды, топазы, аметисты и другие, став "отцом уральских горщиков", первооткрывателем цветного камня.

    В 1668 году по приезде в Москву летом он доложил горному начальству о своем открытии "узорчатых и цветных каменьев", добился возмещения затраченных личных средств.

    В 1675 году по Бабиновке проследовал в Тобольск московский посол Николай Г. Спафари-Милеску.

    В 1705 году горный мастер, рудоискатель И.Ф. Блиэр, проезжая по новой дороге, специально присматривался к выходам коренных пород (на вершинах ближайших возвышенностей и в скальных обнажениях по берегам рек, в придорожных канавах-кюветах и выемках бутового камня).

    В 1711 году сослан в Сибирь Иоганн Филипп Страленберг, шведский офицер, плененный после Полтавской битвы. В ссылке провел 11 лет. В 1730 году на родине выпустил книгу наблюдений за природой Урала заметки о различии горных пород между западным и восточным склонами Уральских гор.

    В 1713 году по Бабиновскому пути по указу Петра I с берегов реки Ляли было отправлено гужом 20 тысяч стволов лиственниц.

    В 1720 году Василий Никитич Татищев, ученый и видный государственный деятель, впервые посетил Бабиновскую дорогу, попутно изучая окружающие природные богатства Урала. Кстати, позднее он упоминал в своих работах о Павлиновом Камне (вершина с абсолютной отметкой 941 м. в 20 верстах от Павды). Может, и ям первоначально был Павлиновым - ям Павла? Отсюда и недалеко до "Павда"...

    В 1720-1721 годах немецкий ученый Д.Г. Мессершмидт пересек Урал и Западную Сибирь по дороге Соль Камская -Верхотурье - Туринск - Тюмень. Его представления о маршруте опоздали более чем на два века, они опубликованы в Берлине только в 1962 году.

    В апреле 1722 года вслед за Татищевым на Урал направляется известный государственный чиновник Георг Вильгельм де Геннинг (Вилим Иванович Геннин), в, основном для разбора жалобы Демидова. В историю потом вошел как один из основателей Екатеринбурга.

    В 1728 году Александр Данилович Меншиков, светлейший князь и генералиссимус при Петре I, был сослан в Сибирь Петром II, почти год добирался до поселения Березово (ныне город в Тюменской области), где вскоре и скончался в 1729 г. В 1740-1742, годах один за другим императрицей Елизаветой Петровной (родной дочерью Петра I) в сибирскую ссылку (Пелым, Березово и даже в Якутию) отправились небезызвестные Бирон, Остерман, Миних и Головкин-младший. В 1762 году все, кроме Головкина, были помилованы Петром III и тем же Бабиновским путем вернулись в С.- Петербург.

    В 50-х годах ХVIII века в Верхотурье появился молодой Максим Михайлович Походяшин, уроженец Казани, будущий купец, винокур и крупный горнопромышленник, заводовладелец. Сначала извозничал и плотничал.

    В 1770 году академик Петр Симон Паллас, состоявший на российской государственной службе, посетил Урал, в частности, Бабиновскую дорогу, и высказал мнение о различии геологического строения и размещения полезных ископаемых на западном и восточном склонах региона: "...На западной стороне все порядочные слои идут отлого и очень далеко по ровным местам распространяются, сыскиваемые руды редко хорошие металлы в себе содержат... На восточной стороне упорядоченных слоев нет, одинаковые камни навалены. В них, составляющих подол Урала, примечают богатую руду в гнездах и жилах, кои, кажется, в глубине зародились...". Спустя почти два столетия академик А. Карпинский это же изложил так: "... Отроги западного склона Урала сложены осадочными породами с залежами бурых железняков, медистых песчаников и угля. На восточном склоне, наоборот, главным образом развиты кристаллические породы с богатыми медномагнетитовыми рудами".

    Современный схематический (обобщенный) геологический разрез вдоль Бабиновской дороги, т.е. широтный, вкрёст меридианального простирания Уральской горной гряды представляется следующим образом: западные Уральские предгорья сложены мощными пологозалегающими пластами известняков, доломитов и песчаников. Водораздельный хребет состоит из магматических пород так называемого платиноносного пояса. На восточном склоне от Павды развиты складчатые вулканогенные образования (лавы, брекчии, туфы) Зеленокаменной полосы. От села Караульское они постепенно погружаются на восток под морские отложения (опоки, трепелы, пески и песчаники). У Верхотурья обнажается интрузивный массив гранитов.

    В 1771 году ученый-естествоиспытатель Иван Иванович Лепехин, продолжая исследовательский маршрут по Уралу, с Конжаковского Камня, где его отрядом были открыты медные руды, спустился на запад и по Бабиновке проследовал до Соли Камской. Собрал интересные сведения разностороннего характера.

    С 1783 года, когда был построен новый Сибирский тракт Москва - Казань - Пермь - Екатеринбург, Бабиновская дорога постепенно стала терять значение.

    В 1843-1845 годах Антал Регули (1819-1858), венгерский ученый-лингвист, географ и путешественник, изучая народность вогулов (теперь манси), посетил с этнографической целью - доказать, что венгры происходят от уральских предков, многие участки Бабиновской дороги. Исследования завершились трудом "Вогульская страна и ее обитатели". Маршрут ученого охватывал и оба берега р. Туры от устья р. Ис, где стояла бывшая вогульская деревня Палькина (близ современных поселений Маломальский и Глубокой) до Верхотурья.

    В октябре-декабре 1918 года геолог Борис Владимирович Дидковский, сдерживая наступающие белогвардейские войска, провел свой партизанский отряд по Бабиновке, начиная от Верхотурья и до Павды, далее напрямую через Косьвинский Камень до Кочево, закончив поход протяженностью 300 км.

    В конце 70-х годов прошлого столетия, т.е. уже в советское время, сотрудники областного краеведческого музея во главе с директором Александром Дмитриевичем Бальчуговым, двигаясь с комплексной экспедицией по старинному, давно забытому и заброшенному Бабиновскому тракту от Соликамска к Верхотурью, собрали в качестве экспонатов некоторые предметы быта, например, тележные весы из Растеса, а из Юрт в разобранном виде часовенку-векового деревянного долгожителя, рубленного "в лапу" из бревен диаметром до 30 см, с деревянным же куполом (малый. шестерик на большом шестерике). При разборке часовни обнаружили небольшой традиционный клад из серебряных и медных монет чеканки 1850-1870 годов.

    В 1996-1997 гг. в соликамско-екатеринбургской экспедиции в связи с проведением 400-летнего юбилея Бабиновского тракта приняла участие журналист Римма Печуркина. Ее подробные интересные репортажи опубликованы в "Областной газете".

    ...В бывшем поселке Юрты неподалеку от ранее вывезенной часовенки (и таким образом спасенной, иначе бы ее сожгли) на исчезнувшем погосте нашли разбитую чугунную плиту с эпитафией, исполненной славянской вязью: "На сем месте погребен ведомства Тульской оружейной канцелярии канцелярист Феодор Петров сын Бравин. Родился в 1739 г., преставился в 17..." (неразборчиво).

    ...Колонна тяжелых вездеходов окончательно сделала совершенно непроезжими многие участки на западе дороги...

    В декабре 1997 года в городе Соликамске состоялось празднование 400-летнего юбилея Государева Бабиновского тракта. Собрались представители из Перми, Соликамска, Верхотурья и Екатеринбурга, заявившие, что в третьем тысячелетии создадут новую дорогу. Это будет время возрождения малых городов, сел и деревень, восстановления разрушенных храмов.

Собрал Эдуард БАХТИН,

г. Нижняя Тура.

Литература: Газета "Горный край" от 09.05.03, 06.06.03.

Главная страница