Нижнетагильский завод-музей

В хозяйстве Демидовых

    Среди безбрежных уральских лесов, на быстрой горной реке Тагил у подножья Магнит-горы в 1725 году поднялись заводские строения. Шумное дыхание домен среди лесной тишины и глухие удары тяжелых молотов, всполохи в ночной тьме и снопы искр от жидкого металла и кричного шлака возвестили о рождении Нижне-Тагильского чугуноплавильного и железоделательного завода.

    Строителем его был Акинфий Демидов - сын известного в России мастера железного и оружейного дела из Тулы Никиты Демидовича Антуфьева (Демидова), которому царь Петр Первый в 1702 году пожаловал земли на Урале для "... всякому литому и кованому железу умножения"1.

    До середины XVIII века новое предприятие входило в состав обширной горнозаводской империи А.Н. Демидова, которая включала в себя 25 железоделательных и медеплавильных заводов, 95 действующих рудников, 3 кожевенных завода и многое другое в разных регионах России - от Москвы до Алтая2. После смерти великого горнозаводчика его хозяйство распалось; Тагильская часть в составе 6 заводов - Нижне-Тагильского, Выйского, двух Лайских, Черноисточинского и Висимо-Шайтанского досталась Николаю Никитичу Демидову.

    Как указывал автор плана раздела наследства Акинфия Демидова Г.А. Демидов, основанием для выделения тагильской группы заводов в самостоятельный горнозаводской округ было то, что в совокупности своей они имели полный технологический цикл выделки железа.3 Иначе говоря, практически весь чугун Нижне-Тагильского завода мог быть переработан в железо различных сортов на окружающих пяти заводах.

    Новый округ имел идеальные для XVIII века условия развития. К. Егоров, один из участников уральской экспедиции под руководством Д.И. Менделеева, писал о Тагильских заводах: "Место для заводов было выбрано ... по тому времени с замечательным расчетом: вблизи руды, среди векового леса, в районе, имеющем выход по водным путям как в Европу, так и в Азию".4 Обстановка на рынках сбыта во второй половине XVIII века способствовала росту выделки металлов. Английские, французские, голландские, американские купцы охотно покупали железо с маркой "Соболь" и литерами С.С.Н.А.Д., что означало "статский советник Никита Акинфисвич Демидов". В 80-е годы XVIII века примерно половина железа тагильских заводов экспортировалась в одну только Англию.5

    Ограниченная мощность водяных колес - главной движущей силы XVIII века - приводила к тому, что расширение объемов выделки железа могло проходить только экстенсивным путем, т. с. путем строительства новых доменных и передельных заводов. Это и происходило в первые 30 лет существования округа: в 1760 году был пущен Нижне-Салдинский завод, в 1771 году Висимо-Уткинский, а в 1778 году начал действовать новый доменный завод - Верхне-Салдинский.6

    На рубеже XVIII-XIX веков 9 заводов Нижнетагильского округа представляли собой 9 частей одного огромного для своего времени металлургического комбината. Конечно, рассредоточение производства на большой территории вело к гигантским объемам перевозок сырья и материалов между заводами-цехами, но это было совершенно неизбежно при данном уровне развития техники, особенно энергетической. К тому же, как писал горный инженер А.Н. Митинский, "... овсы были дешевы, а труд - крепостной".7

    В XIX веке Нижне-Тагильские заводы, как и вся металлургическая промышленность Урала, были вынуждены приспосабливаться к изменению условий на рынках продажи металлов. Промышленная революция в Англии вывела металлургию этой страны на первое место в мире; уральское железо неуклонно вытеснялось с европейских рынков.

    Правда, значительно расширился внутренний рынок страны, но он требовал не огромных партий полосового и сортового железа, а широкого ассортимента разнообразных сортов металла. Встала задача быстрого развития очень энергоемкого прокатного производства. В первой половине XIX века прокатные цеха строились на уже действовавших заводах, что привело к настоящему энергетическому кризису: запасов воды в заводских прудах не хватало для обеспечения энергией многократно возросшего производства. Поэтому в 50-е годы были построены несколько маленьких вспомогательных прокатных заводиков: Авроринский и Антоновский около Черноисточинского завода, Анатольевский и Павловский около Нижне-Тагильского. Последний вспомогательный прокатный заводик в округе появился в 1873 году. Это был Исинский завод, размещавшийся рядом с Верхне-Салдинским.8

    В результате всего этого производственные связи между заводами Нижне-Тагильского округа крайне запутались и усложнились. Встречные перевозки полуфабрикатов стали обыденным делом. Горный инженер В.Е. Грум-Гржимайло приводил в 1901 году такой пример: слитки мартеновской стали Висимо-Уткинского завода для последующей обработки перевозили на Лайский завод, с Лайского - на Нижнетагильский, потом вновь их доставляли на Висимо-Уткинский и далее для окончательной отделки почти готового проката привозили на Нижне-Тагильский завод. Конечно, себестоимость продукции при таких перевозках возрастала многократно.

    Выход, казалось бы, был очевиден: закрыть мелкие передельные заводики и сосредоточить все производство на крупных заводах с полным технологическим циклом выделки металлов. Применение паровых, а затем и электрических двигателей предоставляло все возможности для такого рода концентрации. Но, по целому ряду причин - экономических, социальных и прочих, план полного переустройства всей системы организации производственного процесса в Нижне-Тагильском округе появился и начал осуществляться только в 1913 году. Основные положения этого плана изложены в очень интересном документе - "Отношении Главного правления о разрешении закрытия заводов Висимо-Уткинского, Висимо-Шайтанского, Лайского, Антоновского, Черноисточинского".9

    Документ начинается с краткой характеристики существующей организации производственного процесса и причин ее возникновения: "Нижнетагильский заводской округ... имеет целый ряд заводских зданий, разбросанных на большой территории округа. Таких отдельных заводов восемь: Нижне-Тагильский, Нижне-Салдинский, Верхне-Салдинский, Висимо-Шайтанский, Висимо-Уткинский, Лайский, Антоновский, Черноисточинский; из этих отдельных заводов лишь первые три являются крупными заводами, отвечающими современному понятию о железоделательных и прокатных заводах, остальные же являются, собственно говоря, отдельными цехами железоделательного производства или даже частями таких цехов... постройка отдельных заводов производилась постепенно и притом не по одному общему предварительно разработанному плану деятельности Нижне-Тагильского округа; расположение их в той или иной местности по современному состоянию техники в значительной степени обуславливалось необходимостью строить завод поблизости от воды для использования двигательной силы последней и недалеко от горючего материала, ввиду отсутствия в то время усовершенствованных путей сообщения."

    Далее описываются все те обстоятельства, которые появились уже после возникновения заводов и полностью изменили условия их деятельности: "В то время как выплавка чугуна в 1758 году составляла 412362 пуда, в 1858 году 1657636 пудов, ныне, за последние до 1910 года десять лет, чугуна выплавлено 38100776 пудов, что составляет среднюю годовую производительность около 4000000 пудов." "Непременное расположение заводов у воды с введением паровых, электрических и других двигателей потеряло то первенствующее значение, которое оно имело, а с возможностью подвоза горючего материала по железнодорожным путям потребность расположения заводов около лесов также утратила свою остроту, тем более что при развившейся производительности заводов и уменьшении площади лесов..., лесных дач, приписанных к округу, оказывается недостаточно, почему все равно приходится прикупать горючее на стороне и подвозить его.." "...конкуренция Южного горнопромышленного района, развивающего, благодаря отсутствию стеснений в пользовании топливом и рудою, массовое производство, а также пути сообщения, вызывают необходимость устранения накладных расходов, нс обуславливаемых потребностью производства и учет малейших факторов, могущих удешевить производство."

    Для приведения заводов в соответствие с вновь . возникшими условиями администрация округа полагала, что настоятельно необходимо "... избегать разбросанности отдельных производств по территории округа, и сосредоточение отдельных цехов в большие центры, находящиеся на путях ширококолейной железной дороги, и возможного развития производства. Помимо избежания, таким образом, совершенно непроизводительных расходов по содержанию администрации и надзора по каждому заводу, являющимся собственно не заводом, а цехом; такое сосредоточение и развитие деятельности диктуется современным состоянием техники производства, дающим возможность при этих условиях наиболее полно и экономично использовать все механические устройства, а также личный труд персонала..."

    Конкретно для Нижне-Тагильского округа эта программа выглядела следующим образом: "По плану переоборудования, принятым Общим собранием, предложено было все производство Нижнетагильского округа сосредоточить в трех заводах Нижне-Тагильском, Нижне-Салдинском и Верхне-Салдинском, перенеся в эти заводы все производство остальных заводов. Названные три завода предложено перестроить в течение 3 - 4 лет, в частности увеличить количество и емкость доменных и мартеновских печей, с таким расчетом, чтобы довести производительность Нижне-Тагильского округа до 9 миллионов пудов чугуна в год." "При этом оборудование будет постановлено таким образом, чтобы в зависимости от увеличения заготовки топлива могло бы увеличиться и производство заводов до 12 миллионов пудов."

    Мелкие передельные заводики в 1913 году закрылись, однако начавшаяся техническая реконструкция крупных заводов округа была приостановлена сначала Первой Мировой войной, а затем и войной Гражданской. Завершилась она уже в 20-30-е годы.

Из истории Нижне-Тагильского завода

    В течение всей более чем полуторавековой истории существования Тагильского округа Нижнетагильский завод был ведущим, основным подразделением заводского хозяйства. И дело не только в том, что он был наиболее крупным по количеству оборудования и числу работавших на нем мастеровых и работных людей. На Нижне-Тагильском заводе соединялась вся система технологических, производственных и административных связей, связывавших округ в единый организм. Именно здесь находилась Главная контора, проводились опыты по введению новых технологий; именно здесь изготовлялась большая часть оборудования для всех заводов округа.

    Планировка завода окончательно сложилась во второй половине XVIII века и была типична для того времени: плотина, протянувшиеся от нее деревянные лари - водоводы, и в центре под плотиной доменная фабрика. По обе стороны ларя, длиной более 100 метров, располагались передельные производства, в третьей линии зданий размещались металлообрабатывающие цеха, по периметру завода обосновывались производства и службы, не требующие энергии воды. Такая линейность в построении завода, не смотря на все перестройки, в основном сохранилась и по сей день, лишь линия западного кричного цеха по велению времени была преобразована в энергетический блок.

    Долгое время Нижне-Тагильский округ, и в первую очередь сам Нижне-Тагильский завод, были в числе наиболее передовых если не в Европе, то, во всяком случае, в России. В 30-е годы XVIII века тагильские доменные печи по своему устройству, оборудованию и производительности были лучшими в мире и превосходили самые совершенные домны Швеции и Англии.10

    В 70-80-е годы XVIII века тагильские мастера одними из первых на Урале освоили технологию проката листового железа.

    В 30-40-е годы XIX века на заводах Нижнетагильского округа широко развернулись опыты по утилизации энергии отходящих газов металлургических печей.

    Большим достижением металлургов Нижнетагильского завода было освоение выплавки ферромарганца в доменной печи. Для этой цели инженер К. Фрелих построил небольшую доменную печь с отъемным горном шотландской конструкции, рассчитанную на выплавку до 800 пудов ферросплавов в сутки. В ней зимой 1875/1876 годов впервые в мире на древесном угле был выплавлен высокопроцентный (68-80%) ферромарганец.11

    Одними из первых на Урале тагильские доменщики провели зимой 1884/1885 годов успешные опыты выплавки чугуна на коксе.12

    В 1895 году к Нижне-Тагильскому заводу были проведены железные дороги широкой и узкой колеи; в этом же году была пущена в эксплуатацию узкоколейная железная дорога, связавшая почти все заводы Нижне-Тагильского округа.

    В 1895 году на заводе сооружается небольшая электростанция, предназначавшаяся для механического цеха, освещения заводской конторы, квартир и находящейся в двух верстах от завода дачи.13

    Технические достижения Нижне-Тагильского завода базировались на самом широком использовании передового технологического опыта как иностранных, так и отечественных заводов. Тагильские специалисты регулярно совершали длительные поездки по лучшим металлургическим предприятиям Западной Европы; в Нижнем Тагиле работали квалифицированные иностранные инженеры и мастера. Немалая часть оборудования завода была либо вывезена из Германии, Англии, Франции и других стран, либо построена самими тагильчанами по иностранным образцам.

    К 1913 году завод обладал полным металлургическим циклом: домна, мартен, прокат; и хорошо оснащенными вспомогательными цехами. В это время завод достиг наивысшей годовой производительности - 34408 тонн чугуна, 18719 стали, 9634 тонн рельсовых скреплений.

    В период мировой и гражданской войн Нижне-Тагильский завод постепенно приходил в запустение, а затем и вовсе заглох. И лишь в начале 1920-х годов началось его возрождение. В 1924 году на Нижне-Тагильском заводе доменщики окончательно отказались от древесного угля; домны были переведены на действие коксом.14 Коренная реконструкция Нижне-Тагильского завода началась в 1929 году. В 1930 году вместо четырех старых были построены две новые доменные печи объемом по 270 кубических метров каждая и реконструирован шихтовый участок. В 1932 году в связи с установкой разливочной машины был перестроен литейный двор. Механизируются трудоемкие процессы в мартеновском цехе: паровой кран заменяется двумя мостовыми, применяется завалочная машина, перестраивается генераторная станция. Строятся новые сутуночный, листопрокатный, листобойный и листообрезной цехи. Увеличивается количество энергоагрегатов и возрастает выработка пара и электроэнергии. Обновляется станочный парк и оборудование металлообрабатывающих цехов и служб.

    16 марта 1957 года старый Нижне-Тагильский завод вошел в состав Нижне-Тагильского металлургического комбината. С этого времени все новое в первую очередь внедрялось на новом заводе; производство же старого завода все более и более затухало. В 1961 году был остановлен прокатный цех, в 1980 - мартеновский, а в 1987 году - доменный цех.

    Но после прекращения действия основных металлургических цехов завод не умирает; судьбой ему предназначено служить людям в новом и не менее важном качестве. Постановлением Исполнительного комитета Свердловского областного Совета народных депутатов и Коллегии министерства культуры РСФСР за №5/24 от 21 января 1987 года, а также совместным приказом министров черной металлургии СССР и культуры РСФСР за № 31/22 от 13 января 1989 года на базе остановленных цехов старого демидовского (в советское время носившего имя В.В. Куйбышева) металлургического Нижнетагильского завода образован отраслевой музей-завод истории техники черной металлургии (в дальнейшем - музей-завод истории уральской металлургии) .

    Другим документом, утверждающим статус завода-музея, является Решение Исполнительного комитета Нижне-Тагильского городского Совета народных депутатов № 370 от 10 октября 1991 года, по которому для обеспечения правовой защиты, территориальной целостности и сохранности исторических объектов определена территория завода-музея с расположенным на ней историческим ядром в границах XIX - начала XX веков. Охранная историческая зона охватывает заводской музейный комплекс и прилегающие к музею-заводу территории с северной стороны так называемый остров в долине рек Тагила и Рудянки, а с юго-восточной стороны - плотину заводского пруда с береговым строением верхнего бьефа, шлюзовым сооружением вешнячного прореза и заводским водозабором. В охранной исторической зоне расположены 26 представляющих исторический интерес памятников индустриальной культуры. Организационно в музей-завод входят на правах филиалов музей-карьер Высокогорского горнообогатительного комбината, музей Качканарского рудника, музей Салдинских заводов, экспозиция оборудования в г. Кушве, комплексы промышленной архитектуры Баранчинского электромеханического и Верхне-Туринского машиностроительного заводов. Самостоятельные экспозиции этих филиалов дополняют экспозицию завода-музея

Главный карьер Высокогорского горно-обогатительного комбината 1721-1990 гг.

    Давшая жизнь Нижнему Тагилу гора Высокая в верхней своей части, по свидетельству академика Петра Симона Палласа, состояла из чистого железняка. В 1721 году началась разработка юго-восточного склона горы, где располагались наиболее богатые руды. Отметим, что они почти не имели в своем составе серы и фосфора, но зато содержали придающую железу антикоррозийные свойства и мягкость медь.

    Добыча руды велась самым примитивным способом. Ее, по словам Палласа, "собирали поверху" до 400 человек, значительную часть которых составляли женщины и дети. Добытая руда складывалась в кучи и в течение 40 дней обжигалась.15 Позднее месторождение стало разрабатываться уступами высотой в 2 и шириной в 4,5 метра. В начале XIX века для разрушения рудных массивов стали применять порох.

    В середине 30-х годов XIX века на Высокогорском руднике появляется рудообжигательная печь - одна из первых на Урале. Ежесуточно в ней обжигалось 1250 пудов руды, и хотя стоимость обжига была выше, чем при кучном способе, зато уменьшился расход топлива при доменной плавке, легче стало управлять ее ходом.16 В 50-е годы начинают действовать первые машины. В 1854 году для вскрытия верхних слоев земли на руднике использовался паровой экскаватор;17 в 1858-1859 годах воду из рудника откачивала маленькая паровая машина мощностью в 8 л. с.18 Однако широкое применение горнодобывающей и другой мощной техники на Высокогорском руднике начинается лишь в XX веке.

    Прошло почти 270 лет с начала эксплуатации месторождения. За это время в Главном карьере горы Высокой было добыто 108 миллионов тонн руды. Кроме этого, 115 миллионов тонн было получено в шахтах. Итого 223 миллиона тонн. Из горы Высокой, как говорят тагильчане, получилась яма глубокая. Ширина карьера составляет 800 метров, длина по бортам - 1100 метров. Глубина карьера, считая от его бортов, 200 метров. В 1990 году Главный карьер был закрыт.

    В 1988 году на западном борту карьера появилась выставка горной техники. Она насчитывает 16 экспонатов, и в том числе: проходческие бадьи, 2 скерперные лебедки, вагонетки, станки канатно-ударного бурения, подземный электровоз, паровоз типа 9П (заводской номер 503).

Доменный цех

    Одна из многих достопримечательностей Нижнего Тагила - это гора Лисья, или Лысая - так ее называют потому, что на ней никогда не росли ни кустарники, ни деревья. Гора вулканического происхождения; высота ее 296 метров. У подножья раскинулся большой заводской пруд и металлургический завод. В 1818 году на вершине Лисьей горы была построена сторожевая противопожарная башня. Разработали и знаковую сигнализацию: если происходило загорание в первой части заводского поселка, то сигнальщики вывешивали один шар, если во второй - два шара; и так далее. Пожарные службы, увидев эти сигналы, уже знали в какую сторону ехать.

    С Лисьей горы открывается прекрасный вид на город, пруд и на утопающий в зелени завод. Над всем заводом высятся, показывая свою мощь и величие, доменные печи. И хотя не всегда они были такими, доменные сооружения с самого начала действия завода располагались примерно на одном и том же месте и были самыми крупными среди других сооружений своего времени.

    С историей доменного цеха связаны самые крупные достижения Нижне-Тагильского завода. В XVIII веке это было освоение проплавки трудно восстановимого магнитного железняка; в XIX - получение первого в России ферромарганца. В XX веке доменщики Тагила провели целый ряд интересных экспериментов. В 1933 году под руководством академика М.А. Павлова прошли опытные плавки титаномагнетитовых руд. В годы Второй мировой войны в доменных печах получали феррохром. В 1963 году проходили опытные плавки на ванадиевый чугун из руды только что вступившего в строй Качканарского горно-обогатительного комбината. Немного позднее здесь же отрабатывались технологии доменной плавки с вдуванием в горн печи угольно-мазутной смеси, а также получения легированного никелем и хромом чугуна. Доменщики Нижнего Тагила разрабатывали технологию переработки руд, полученных с Кубы.

    Но обратимся к истокам доменного производства в России, на Урале и в Нижнем Тагиле. Известно, что эта технология осваивалась в XVII веке с помощью иностранных мастеров. Первые доменные заводы были построены около Тулы в 30-40-е годы XVII века голландскими предпринимателями; для работы на них и для обучения русских мастеров владельцы приглашали преимущественно специалистов - соотечественников. Доменные печи этого времени имели весьма странную кубическую форму. Стены, имевшие снаружи деревянное крепление в виде сплошного сруба, по своей толщине превышали высоту печей. Деревянный сруб продолжался выше самой печи, образуя закрытую от ветра и дождя площадку для забрасывания в открытое жерло печи плавильных материалов. Внутреннее пространство печи было квадратным и резко сужалось внизу, напоминая перевернутую бутылку.

    При основании в начале XVIII века доменного производства на Урале был учтен опыт как русских подмосковных заводов, так и лучших чугуноплавильных предприятий Западной Европы. Отметим, что в заводском строительстве на Урале также принимали самое активное участие иностранные металлурги - англичане, шведы, немцы, голландцы. Доменные печи в это время возводились попарно, соединяя их одной общей стенкой, в специальном здании - доменном корпусе. Последние первоначально были деревянными; позднее их сменили каменные строения. Характерной особенностью уральских домен было то, что они изначально имели круглое сечение - за исключением горна, четырехгранная форма которого сохранялась вплоть до середины XIX века. Во второй половине

    XVIII - начале XIX веков, в связи с увеличением высоты доменных печей, уменьшением толщины их стен и некоторыми изменениями в конструкции, домны стали строить отдельно стоящими; однако располагали их в тех же доменных корпусах, которые выполняли еще и роль литейных заводов, где производились поддоменные работы (выпуск чугуна, заправка изложниц, уборка шлака и т. п.);и позволяли устраивать колошниковые площадки для ручной загрузки печи. Часть такого кирпичного доменного корпуса конца XVIII века сохранилась на заводе-музее.

    Построенные в 1725 году, первые доменные печи Нижне-Тагильского завода, как уже отмечалось выше, были в свое время одними из самых крупных и высокопроизводительных в Европе. Высота их достигала 13 аршин, суточная выплавка - 400 пудов чугуна.19 К 1770 году высота тагильских домен увеличилась на один аршин, а суточная производительность - на 100 пудов.20

    В конце XVIII века большое влияние на развитие доменного производства на Урале оказало введение воздуходувных машин английского типа - так называемых цилиндрических мехов. Появление этого новшества на русских заводах обычно связывается с прибытием в 1786 году группы шотландских специалистов во главе с инженером К. Гаскойном. Первая воздуходувка нового типа была построена самим Гаскойном на казенном Александровском заводе Олонецкого горного округа в 1787-1788 годах,21 на Урале же они появились уже в 90-е годы.

    На Нижне-Тагильском заводе опыт доменной плавки с цилиндрическими воздуходувками проводил в марте 1794 года местный приказчик П. Морозов. В результате недельной кампании выяснилось, что новые меха увеличили суточную выплавку чугуна на 8 % и снизили расход древесного угля на пуд чугуна.22 Но гораздо более важным последствием применения более совершенных и мощных воздуходувок была возможность увеличить размеры и, следовательно, производительную способность доменных печей. Уже в 20-е годы XIX века одна из домен Нижне-Тагильского завода имела высоту в 21 аршин. В сутки она давала до 800 пудов чугуна.23

    Значительный прирост суточной выплавки чугуна обеспечили появившиеся на Нижне-Тагильских заводах в 60-е годы так называемые "эллиптические" доменные печи. Они являлись оригинальным способом увеличения объема печи без соответствующего увеличения мощности воздуходувок. Тагильский металлург Н.А. Ожиганов писал о печах этого типа в 1909 году следующее: "Конструкция эта видимо возникла в то время, когда явилось стремление увеличить объем печи. С увеличением объема печи увеличивается и диаметр горна, соответственно должно увеличиваться и давление вдуваемого воздуха; этому же препятствовали слабые воздуходувки конструкции 40-60 годов, как, например, балансирные меха с деревянными цилиндрами. Поэтому и возникла идея об узком прямоугольном горне и эллиптической шахте, так как только при этих условиях фокусы горения могли проникнуть до центра горна."24 Острота проблемы слабости доменного дутья была несколько ослаблена в 1874 году с введением в действие мощной воздуходувки конструкции горного инженера В. Алексеева. Это была двойная горизонтальная воздуходувная машина Вестфальского типа с двумя воздуходувными и двумя паровыми цилиндрами. Построил и установил ее механик Нижне-Тагильских заводов швед Беккер.25

    С очень большими трудностями и крайне медленно прививались на Нижне-Тагильском заводе такие сильные средства удешевления продукции и увеличения выплавки, как утилизация доменных газов и применение горячего дутья. В начале 50-х годов XIX века за границей был приобретен аппарат для сбора колошниковых газов и применения их в качестве топлива для паровых котлов воздуходувки. С 1853 года начались опыты по его использованию, которые, впрочем, так и не дали положительного результата.26 Вновь к этой идее в Тагиле вернулись только в 70-е годы.27

    Первые доменные плавки с применением горячего дутья были проведены на Нижне-Тагильском заводе еще в августе-сентябре 1855 года; однако дальнейшего развития эти опыты не получили.28 И лишь с 1869 года начинается промышленное использование воздухонагревательных аппаратов. Конструкция их вплоть до конца XIX века оставалась примитивной и несовершенной.29

    Коренной реконструкции доменный комплекс подвергся в 1930 году. Вместо четырех старых были построены две новые доменные печи большего объема, круглого сечения с газоотводом и засыпным аппаратом. Полезный объем этих домен превышал все, что имелось на заводе раньше и достигал 270 кубических метров. Изменился облик печей, системы загрузки и доставки материалов, уборки продуктов плавки; улучшилась организация производства.

    Старые воздуходувки были заменены тремя паровыми воздуходувками фирмы Броун-Бовери производительностью 500 кубических метров в час каждая. В результате этого производительность доменных печей значительно повысилась и достигла в середине 30-х годов при правильном ведении технологического процесса 200 тонн чугуна в сутки.

    В помещении воздуходувной станции наряду с электрическими насосами, постоянно подававшими воду для охлаждения доменных печей, был установлен турбонасос, или, как его иначе называли, паровой насос, автоматически включавшийся при внезапной остановке электрических насосов. Этим предотвращались аварии на печи, связанные с горением фурменных приборов и выбросом раскаленных плавильных материалов и жидких продуктов плавки - чугуна и шлака.

    В ходе последующих реконструкций 1951-1954 годов ив 1971 году объем доменных печей несколько уменьшился, но по профилю, устройству, технологии, загрузке они приблизились к современным печам. В это время вместо вертикальных были установлены скиповые подъемники, осуществлена автоматическая система загрузки доменных печей, старый способ доставки сырых материалов к подъемникам в бураках (бадьях) конной тягой и тракторами заменен транспортной системой шихтоподачи с автоматическим дозированием компонентов шихты; появились новые чугуно- и шлаковозы большой емкости, улучшились подготовка сырых материалов к плавке и тепловой контроль за ходом доменного процесса. С помощью применения электропушки, бурильной машины и ряда других устройств значительно облегчились горновые работы. В 1985 году доменные печи, первая объемом 242 куб. метра, вторая - 258 куб. метров выдавали соответственно 370 и 410 тонн литейного чугуна в сутки. Годовое производство по цеху достигло 280 тысяч тонн, что было наилучшим годовым показателем за всю историю Нижне-Тагильского завода. Всего за 262 года своей работы тагильские домны выплавили 14 миллионов тонн чугуна различного рода, сорта, назначения и качества.

Мартеновский цех

    Первой технологией выделки железа, примененной на Нижне-Тагильском заводе в начале XVIII века, был так называемый старонемецкий кричный способ. В почти неизменном виде он просуществовал весь XVIII, и лишь в 20-е годы XIX века были предприняты попытки его сменить или усовершенствовать. В 1826 году прошли опыты производства железа "по шведской методе", т. е. Валлонским кричным способом,30 однако до промышленной эксплуатации новой технологии дело не дошло. В 1837 году старые кричные молоты сменили более удобные в работе хвостовые молоты.31 Примерно в это же время при кричных горнах стали устанавливать воздухонагревательные аппараты; а отходящие газы тех же горнов пробовали применять для нагрева железной и медной болванки перед прокаткой.32 В начале 40-х годов появляются и первые паровые кричные молоты.33 А в 1848 году на всех заводах округа в том числе и Нижне-Тагильском, одновременно был введен контуазский кричный способ производства железа.34

    В 1859 году тагильские сталеплавильщики провели первые опыты получения бессемеровской стали.35 Позднее, в 1864 году, опыты возобновил управляющий Тагильскими заводами Вольштедт. Им была построена реторта вместимостью в 90 пудов чугуна. Вместо обычных 7 она имела всего одно сопло, но большого диаметра. При этом фурма размещалась не в самом дне реторты, но в стенке на 7 дюймов выше. Вся операция продолжалась 17-18 минут, давление воздуха равнялось 8-9 фунтам на квадратный дюйм, сопла выдерживали 12 операций. Угар чугуна вместе с расплавлением его в отражательной печи не превышал 12,5%. Реторта с хорошими результатами действовала около года, но из-за отсутствия заказов на бессемеровский металл была остановлена.36

    И лишь в 1875 году в округе начал свою работу крупный бессемеровский цех - первый на Урале. Однако построен он был не на Нижне-Тагильском, а на Нижне-Салдинском заводе. На Нижнетагильском развивалось мартеновское производство, которое, однако, включало в себя бессемеровскую реторту. Дело в том, что мартеновские печи Нижне-Тагильского завода перерабатывали предварительно обезуглероженный чугун. Углерод выжигался в реторте, установленной при доменной печи и действующей от доменной воздуходувки. Порция чугуна в 250 пудов поступала в реторту непосредственно из доменной печи и продувалась в течение 8-15 минут; и лишь после этого рафинированный металл подавался в мартеновскую печь.37

    Первая мартеновская печь в Тагильском округе (6-я в России) была испытана в 1875 году на Черноисточинском заводе. Она дала всего две плавки и вышла из строя из-за плохого качества динаса. Новые две печи садкой в 400-450 пудов чугуна начали строить в том же году на Нижне-Тагильском заводе; размещались они на месте старого кричного цеха и флюсового сарая, а генераторы на месте катальной фабрики.

    Печи имели кислый под и сооружались по образцу мартенов французского завода Терр-Нуар. На первую задувку весной 1876 года были приглашены директор этого завода Вальтон и мастер Арно. Последний должен был отладить технологию плавки, что удалось сделать далеко не сразу. Вогнутый свод печи прогорал после 12 плавок; и лишь после того, как свод соорудили несколько выпуклым, количество плавок увеличилось до 80. Устройство двух печей и всех необходимых механизмов и приспособлений обошлось в 54 тысячи рублей. Кроме всего прочего, для развития мартеновского производства тагильским металлургам пришлось освоить выделку собственного динаса и выплавку ферромарганца, ферросилиция и силикомарганца. Все это было выполнено под руководством инженера К.Фрелиха.38

    В 1891 году на верхней террасе завода был построен вместо старого новый мартеновский цех с двумя печами. Он имел один пролет, перекрытый опирающимися на кирпичные стены металлическими фермами.

    Расположенные в новом здании мартены имели уже не кислый, а основной под. Вместимость их достигала 820 пудов чугуна; каждая давала в сутки по три плавки. Топливом служил получаемый в специальных дровяных генераторах газ. Разливка велась у ковша при помощи парового крана. Все основные работы производились вручную; и лишь с 1935 года завалка шихты осуществлялась при помощи завалочной машины Бразикс с гидравлическим приводом и деревянными передними колесами. Однако эта машина оказалась непрактичной и не слишком надежной в работе. Она часто ломалась, колеса быстро изнашивались и буксовали, что приводило к затягиванию завалки и частым ремонтам. В течение года ненадежные узлы были заменены узлами конструкции Пруденека. Впоследствии машина Пруденека работала до 1978 года и была в 1979 году заменена немецкой завалочной машиной напольного типа.

    Оригинальным способом обеспечивалась подача в мартеновский цех воды. На Лисьей горе в 1891 году сооружается водонапорный бак, емкостью 1225 куб. метров; от него до мартеновского цеха проходил подземный водопровод из чугунных труб. В бак вода подавалась насосом, действующим от водяного колеса; а из бака в цех поступала самотеком. Остатки бака на Лысой горе сохранились до настоящего времени.

    В 1953 году обе мартеновские печи были реконструированы; их емкость увеличилась до 75 тонн. Через несколько лет, в 1957 году, древесные газогенераторы были демонтированы; печи стали действовать на мазуте. А еще через год мартеновская печь № 1 останавливается.

    В настоящее время мартеновский цех полуразрушен и требует немедленной реставрации.

Прокатное производство

    Нижне-Тагильский завод одним из первых на Урале начал применять прокатную технику. Уже в описании 1757 года мы находим здесь "плющильную", т. е. прокатную фабрику, в которой производились 4 сорта тонкополосного железа.39 В 60-е годы XVIII века 3/4 "плющильного" железа всего Урала прокатывалось на Нижне-Тагильском заводе.40 Уже в 1778 году были построены и начали успешную работу три машины по прокатке дощатого (листового) железа.41 Однако планы освоить прокат сортового - восьмигранного, круглого железа во второй половине XVIII века осуществлены не были. Опыты, проведенные как иностранцем О.И. Шталмеером, так и местным мастером Е.Г. Жепинским не привели к удовлетворительным результатам.42 Технология проката сортового железа введена на Нижне-Тагильском заводе только в 20-е годы XIX века.43

    Особое развитие на Нижне-Тагильском заводе в XIX веке получило листокатальное производство. Специально для него в конце 20-х - начале 30-х годов были построены два цеха. К 40-м годам выработалась технология проката листового кровельного железа, названная позднее "староуральской с подмусориванием". Она включала в себя следующие операции:

    1) прокатка кричного, пудлингового или мартеновского металла в узкую болванку - "сутунку";

    2) прокатка сутунки в широкую болванку, т. е. в листы;

    3) окончательная отделка листов. Последняя проходила следующим образом: листы складывали в пакеты по 5 штук, пересыпая между собой мелким древесным углем (отсюда и название способа - "с подмусориванием") и пробивали под молотом, после чего их очищали от окалины, правили и обрезали по всем четырем кромкам. Получались листы железа толщиной 0,5 мм и размером в 2 аршина по длине и 1 аршин в ширину, т. е. 1420х710 мм. Затем следовала сортировка листов по весу. Перед каждой операцией, кроме обрезки, металл неоднократно нагревался до красно-белого каления в печах, действовавших дровами, каменным углем, а иногда - и отходящими газами металлургических печей. Так, в 1843 году были выстроены и в течение пяти лет успешно работали две печи для нагрева листового железа перед прогладкой, в которых использовались отходящие газы кричных горнов.44 А с 1930 года для этих целей применялись доменные газы.

    В 1896 году на месте первых мартеновских печей строится новое здание прокатного производства. По конструкции и архитектуре оно являлось четырехпролетным сооружением с арочными крышами, опирающимися на колонны, а с южной стороны - на кирпичную стену. В 1924 году в нем установили стан "600", катавший "узкую болванку" - сутунку, ранее поступавшую с Лайского завода. Отсюда происходит и название стана и цеха - сутуночный. Непомерная эксплуатация здания, большие термические, ударные и статические нагрузки расшатали и деформировали устои и связи сооружения. К настоящему времени от него сохранилась только часть арочного пролета.

    В 1902 году рядом с сутуночным было построено здание листопрокатного цеха, в котором производилась прокатка и окончательная отделка кровельного железа. Уникальность этого сооружения в том, что колонны и фермы перекрытия представляют собой единую металлическую конструкцию на заклепочных соединениях. Ажурность, легкость и прочность ферм вызывают восхищение и у современных строителей.

    К сожалению, эксплуатация и этого здания была чрезмерной и бесхозяйственной, в результате чего некоторые связи ферм деформировались, крыша и стены раскрыты. Тем не менее, хотя здание и требует тщательного технического обследования, капитального ремонта и реставрации, оно сохранило устойчивость и прочность.

    В 1928-1933 годах в связи с расширением прокатного производства рядом с цехом 1902 года были сооружены новые здания листопрокатного, листобойного и листообрезного переделов. Блок зданий прокатного производства получил общее название "прокатный цех".

    В 50-е годы XX века в прокатном цехе работала 1000 человек; ежемесячно здесь производилось 10-12 тысяч тонн сутунки, 6,2 тысяч тонн красного листа, 5,2 тысяч тонн кровельного железа. Однако условия труда во всех переделах оставались очень тяжелыми, производство было нерентабельным. И в 1961 году прокатный цех закрыли. Все оборудование демонтировали, часть его отправили на соседние заводы, очень значительное количество пошло на переплавку, и лишь немногое: гильотинные ножницы, маховик и привод сутуночного стана, гидротурбина листопрокатной клети № 3 - досталось музею.

Механическое производство

    Огромные расстояния и ненадежность средств сообщения, отделившие горнозаводские округа Урала от центральных районов России и друг от друга, вынуждали их самостоятельно производить большую часть необходимого им оборудования. Не был исключением и Нижне-Тагильский округ; причем основная тяжесть по обеспечению машинами ложилась в нем на Нижне-Тагильский завод. Уже в 60-е годы XVIII века здесь действовали молотодельная и меховая фабрики, кузнечные и столярные мастерские.

    В 10-е годы XIX века на Выйском заводе Нижнетагильского округа начинает действовать специализированное производственное подразделение - "механическая фабрика", снабжавшая машинами прежде всего медеплавильное производство округа. Несколько позднее такая же фабрика по производству особо сложной техники появляется и на Нижне-Тагильском заводе. Корпус для нее был сооружен в 1832 году.45 К началу 40-х годов здесь имелось, по словам проезжего горного инженера А. Мевиуса, "... не слишком обширное, но весьма хорошее механическое заведение с прекрасными станками", во главе которого стоял получивший образование в Западной Европе механик П.П. Мокеев.46 Здесь производились паровые и другие машины не только для Нижне-Тагильских заводов, но и по заказам других уральских горнозаводчиков.47 Начиная с 40-х годов металлообрабатывающие цеха Нижне-Тагильского завода - механический цех, цех рельсовых скреплений, кузнечный и котельный - образовали третью линию производственных сооружений. Проектированием и строительством металлообрабатывающих цехов руководил крепостной зодчий Кирилл Алексеевич Луценко.48 К 1875 году в механическом цехе Нижне-Тагильского завода работали 300 рабочих, имелось более 70 разных станков.49 А в 1912 году механические мастерские Нижне-Тагильского завода были даже преобразованы в отдельный Нижнетагильский механический завод.50

    Значительной перестройке механический цех подвергся в 1892 году. По проекту главного механика Кононова в здании цеха были установлены литые подкрановые колонны и местного изготовления мостовой кран с ручным приводом. По колоннам с обоих сторон станочного пролета вдоль цеха прошли две трансмиссии со шкивами, от которых ремнями приводились в движение станки, к каждому станку - свой ремень. Поскольку станочный парк все время пополнялся, то к 1930-м годам длина 2700 ремней измерялась километрами. Трансмиссии получали движение сначала от водяной турбины; в 30-е годы ее сменил общий электропривод. В 1950-е годы и от него отказались, так как станочный парк обновился и каждый станок имел свой привод.

    А кран, 1892 года изготовления, продолжал работать. Время и очень интенсивная эксплуатация износили его настолько, что он уже не мог удерживать груз на весу. Приходилось мастеру залезать на кран и в шестерни вставлять баклушку. В 1938 году кран реконструировали, обновили скаты, лебедки, оси, раздвинули пошире фермы моста. И кран-ветеран до сих пор в строю.

Энергетическое хозяйство завода

    Строительство Нижне-Тагильского завода, как и всех вододействуемых предприятий того времени, начиналось с возведения плотины. Тагильская плотина была одной из крупнейших на Урале.

    Ее длина достигала 104 саженей, высота - 5 саженей, ширина в нижней части - 40 саженей.

    Для прочности по сухому откосу тело плотины укреплено каменной кладкой - подпорной стенкой. Площадь созданного плотиной пруда сегодня составляет 16 квадратных километров, глубина - до 4 метров. За 270 лет существования конструкция плотины практически не изменилась.

    В теле плотины были сделаны два рабочих и один вешнячный прорезы. Последний предназначался для регулирования уровня воды в пруде и сброса излишних паводковых вод. Один ларевой прорез обеспечивал водой вододействуемые воздуходувки доменных печей; второй, центральный, подавал воду к кричным и прокатным цехам. Водоводы - "лари", по которым вода проходила от прорезов к цехам, представляли собой длинные четырехгранные трубы, срубленные из сосны. Боковые стенки ларя укреплялись железными связями. Длина ларя достигала 250 метров; от него шла разветвленная система боковых отводов, по которым вода попадала непосредственно на колеса. В 1899 году старый деревянный ларь был заменен железной трубой диаметром в 3,8 метра и длиной 260 метров. Труба склепана из железных листов толщиной 12 мм. Этот ларь применялся до 1958 года и сейчас находится под землей в почти исправном состоянии.

    Основным видом двигателей, применявшимся на Урале и в Нижнем Тагиле в XVIII веке, были верхнебойные колеса. Диаметр их менялся в зависимости от назначения: колеса кричных молотов имели диаметр 12 футов; прокатных и воздуходувных машин - 15-18 футов. Общая мощность всех водяных колес Нижне-Тагильского завода в конце XVIII века достигала 610 лошадиных сил;51 к середине XIX века она несколько увеличилась - 767 лошадиных сил.52

    В 40-50-е годы XIX века на Нижне-Тагильском заводе начинается применение гидротурбин различной конструкции - Швамкруга, Фонтена, Жонваля, Рожкова и Жирарда. Среди них были машины как с вертикальной, так и горизонтальной осью.

    Турбины Швамкруга с большим диаметром и малым числом оборотов более всего подходили для действия воздуходувных машин. Первая машина такого типа была построена во Фрейберге в 1848 году; десять лет спустя горный инженер Н.В. Воронцов, вернувшись из заграничного путешествия, ввел их на Урале.53 На Нижне-Тагильском заводе турбина Швамкруга была установлена при доменных воздуходувках в 1874 году заводским механиком Обергом.

    В листокатальном цехе использовались турбины Фонтена и Рожкова. А в 1884 году здесь была пущена в действие турбина Жирарда мощностью в 60 л. с. Изготовили ее непосредственно на заводе; поскольку специальной литературы по конструкции этой турбины не имелось, все расчеты по ее конструкции произвел на основании чертежей инженер И. Тиме.54 Благодаря очень мощному маховику весом в 1258 пудов турбина работала ровно и не замедляла ход даже при самых больших толчках от действия валков.

    В настоящее время на заводе имеется турбина Жирарда в удовлетворительном состоянии, хотя и основательно изъеденная коррозией. Эта машина на Нижне-Тагильский завод была перевезена в 1923 году с Выйского завода; маховик для нее доставили с Антоновского завода. Она приводила в движение листокатальный стан № 3 и работала до 40-х годов XX века.

    Колесо этой турбины состоит из двух чугунных литых ободов, между которыми приклепаны 92 пера сложной конструкции. Спицы, к которым крепится обод, также литые.

    Паровые машины на Нижне-Тагильском заводе появились даже несколько ранее гидротурбин, но играли второстепенную, вспомогательную роль. Они должны были заменять водяные двигатели во время ремонта или в случае маловодия. И, не пройдя период господства пара, Нижне-Тагильский завод обращается к электрической энергии.

    В 1895 году была сооружена небольшая электростанция с двумя паровыми машинами и с генераторами постоянного тока. Одна машина в 100 л. с. была предусмотрена для механического цеха; а другая, в 75 сил, для электрического освещения завода, квартир и дач.

    А в 1913 году на месте западного кричного цеха строится более мощная электростанция, оснащенная паровыми котлами английской фирмы "Стерлинг". Четыре из них были привезены в комплекте прямо из Англии; остальные, той же конструкции Стерлинга, изготовили на Санкт-Петербургском заводе. Котлы эти в полном здравии и до сих пор обогревают часть города. На дверцах тех из них, что были привезены из Англии, можно увидеть герб фирмы.

Транспортные средства

    "Железянка"

    Первые вагоны широкой колеи (а железнодорожный транспорт на Нижне-Тагильском заводе начал действовать с 1895 года) были двухосными с деревянными бортами грузоподъемностью 12,5 и 16 тонн. Металлическими в них были только колеса и сцепка.

    В 1930 году в Тагил поступили 50 вагонов грузоподъемностью в 20 тонн производства Усть-Катавского завода. Но в условиях металлургического завода, где перевозятся мартеновские слитки, чушки чугуна, сутунка, деревянные их борта быстро ломались. Пришлось сменить их на металлические; завод-изготовитель также перешел на выпуск вагонов с металлической платформой. Вот и прозвали эти вагоны, в отличие от деревянных, "железянками".

    Железянки исправно несли службу вплоть до 1975 года, хотя и были несколько неуклюжи. Использовали их преимущественно для мелких или сыпучих грузов.

    Чугуновоз фирмы "Бамаг"

    При установке в 1932 году разливочной машины фирмы "Бамаг" в комплекте с ней поступил и чугуновоз, который стал развозить жидкий чугун от домен. Это был первый чугуновозный ковш на Нижнетагильском заводе; до этого чугун разливался прямо у домен на литейном дворе в песчаные формы.

    Ковш по тем временам был весьма внушителен. Он вмещал 30 тонн жидкого чугуна, его собственная масса достигала 45 тонн. Чаша ковша имеет электрический привод и кантуется прямо на колесах в любую сторону.

    Паровоз 9П № 060

    Паровоз серии 9П (девятый промышленный) - это маневровый паровоз с большой тягловой силой, удобный для применения на заводах, рудниках, в портах и железнодорожных станциях, везде, где тяжелый профиль пути, крутые подъемы и малые кривые. Паровозы этой серии выпускались на Муромском паровозостроительном заводе.

    Паровоз 9П № 060 поступил на рудник горы Высокой в 1951 году и встал в строй на самом ответственном участке вывоза руды из главного карьера. В 1962 году он был переведен на Нижне-Тагильский металлургический завод, где и прослужил вплоть до полного перехода на тепловозную тягу в 1970-х.

    Другой паровоз этой же серии - 9П № 504 - пришел на Нижне-Тагильский завод в 1953 году. Сегодня он установлен как памятник на постаменте перед локомотивным депо Нижне-Тагильского металлургического комбината.


ПРИМЕЧАНИЯ

    1. Мартынов M.Н. Горнозаводская промышленность на Урале при Петре I. Свердловск, 1948. С. 18

    2. Кафенгауз К.К. История хозяйства Демидовых в XVIII-XIX вв. М.-Л., 1949. С. 219-221

    3. Кафенгауз Б.Б. Указ. соч. С. 202

    4. Уральская железная промышленность в 1899 г. СПб., 1900. С. 91

    5. Кафенгауз Б.Б. Указ. соч. С. 459

    6. ГАСО.Ф.643.Оп.1.Д.891.Л.4

    7. Митинский А. Горнозаводской Урал. СПб., 1909. С. 132

    8. Алферов Н.С. Зодчие старого Урала. Свердловск, 1960. С. 135; Кривощеков И.Я. Словарь Верхотурского уезда Пермской губернии. Пермь, 1910. С. 241, 255; Нижне-Тагильские и Луньевские заводы наследников П.П. Демидова, князя Сан-Донато. Пермь, 1896, С. 3.

    9. Устьянцев С.В. Некоторые аспекты развития организации производства в документах казенных и посессионных заводов. 1828 и 1913 гг. // Организация производства и труда в металлургической промышленности Урала XVIII - начала XX вв. Свердловск, 1990. С. 42-46

    10. Струмилин С.Г. История черной металлургии в СССР. М., 1954. С. 150-151

    11. Довгопол В.И. Нижний Тагил в истории литейного производства // Вопросы теории и практики литейного производства. М., 1957. С. 62; Фрелих К. К статье Н.Л. Ожиганова // Уральский техник. 1909. № 7. Отдел технический. С. 53; ГАСО. Ф. 643. Оп. 2. Д. 595. Л. 72-74

    12. ГАСО.Ф.643.Оп.2.Д.700.Л.125

    13. Всероссийская промышленная выставка 1896 года в г. Нижнем Новгороде. СПб., 1898.С.234

    14. История народного хозяйства Урала. Ч. 1. Свердловск, 1988.С.71

    15. Паллас П.С. Путешествие по разным местам Российского государства. Ч, 2. Кн. 1. СПб., 1786. С. 255

    16. Карминский. О обжеге железных руд в печах при Нижне-Тагильских заводах// Горный журнал. 1836. №5. С. 361, 364-368

    17. Мозель X. Материалы для географии и статистики России. Пермская губерния. Ч. 2. СПб., 1864. С. 222

    18. ЦГАДА. Ф. 1267. Оп.8. Д. 1819. Л. 6

    19. Геннин В. Описание уральских и сибирских заводов. М., 1937. С. 620; Иофа Л.Е. Города Урала. М., 1951. С. 116

    20. Паллас П.С. Путешествие по разным местам Российского государства. Ч. 2. Кн. 1. СПб., 1786. С. 250

    21. Струмилин С.Г. История черной металлургии в СССР. М., 1954. С. 422

    22. Кафенгауз Б.Б. История хозяйства Демидовых в XVIII-XIX веках. М.-Л., 1949. С. 333-334; Кашинцев Д. История металлургии Урала. М.-Л., 1939. С. 187-188

    23. Кнауф Л.А. Сравнительные ведомости о выплавке чугуна и выковке железа на казенных и частных заводах хребта Уральского//Горный журнал. 1828. №8. С. 113

    24. Ожигаиов II.А. Выплавка переделыюго чугуна в Нижне-Тагильском заводе // Уральский техник. 1909. № 5. Отдел технический. С. 13

    25. Горнозаводское дело в минувшем году // Горный журнал. 1875. № 1. С. 32-33

    26. ГАСО.Ф.643.Оп. 1.Д.1061.Л.64(об.);Оп.2.Д.322.Л. 12

    27. ГАСО.Ф. 643. Оп. 2. Д. 348. Л. 460

    28. Нижне-Тагильский музей-заповедник. Рукописный фонд. Ф. 8. Д. 9. ЛЛ. 14, 36

    29. Фрелих К. К статье Н.А. Ожиганова // Уральский техник. 1909. № 7. Отдел технический. С. 49-53

    30. ГАСО. Ф. 643. Оп. 1. Д. 571. ЛЛ. 293-294

    31. Колтовский В. Кричное производство в Нижне-Тагильском заводе гг. Демидовых // Горный журнал. 1846. №9. С. 335

    32. Нижне-Тагильский музей-заповедник. Рукописный фонд. Ф, 10. Оп. 10. Д. 19. ЛЛ. 6, 10(об.)

    33. ГАСО. Ф. 643. Оп. 2. Д. 147. Л. 25

    34. Яцунский В.К. Социально-экономическая история России XVIII-XIX вв. М., 1973. С. 164-165

    35. Бессемерование в Нижне-Салдинском заводе // Горный журнал. 1875. №10. С. 120

    36. Измененный г. Вальштедтом в Нижне-Тагильске бессемеров прибор // Горный журнал. 1866. Ч. 1. С. 293-294; Котляревский И. Путешествие по уральским и в Луганский литейный заводы в 1864 г. // Горный журнал. Ч. 1. С. 173-174.

    37. Иосса Н. Рафинирование чугуна, выпускаемого из доменной печи // Горный журнал. 1880. № 11-12. С. 226-227; ГАСО. Ф. 643. Оп. 2. Д. 595. Л. 231-231 (об.)

    38. Довгопол В.И. Нижний Тагил в истории литейного производства // Вопросы теории и практики литейного производства. 1950. С. 62; ЦГИА. Ф. 37. Оп. 15. Д. 326. Л. 17 (об.); Белов П.С. К истории введения способа мартена в Н-Тагильском заводе в 1875 году // Уральский техник. 1926. № 7. С. 27

    39. Баташов Н., Гагарин Е. Е.Г. Кузнецов - выдающийся мастер XVIII века. М., 1953. С. 12; ЦГАДА. Ф. 1267. Он. 1. Д. 189.

    ЛЛ. 165-166

    40. Кашинцев Д. История металлургии Урала. М., 1939. С. 136

    41. ЦГАДА. Ф. 1267. Оп. 1. Д. 296. Л. 469

    42. ЦГАДА. Ф. 1267. Оп. 1. Д. 259. Л. 161; Д. 321. Л. 418

    43. Галляховский К.П. Суждение о подражании Англии в выделке железа // Горный журнал. 1830. № 4. С. 77-81

    44. ГАСО.Ф. 643. Оп. 2. Д. 147.Л.89(об.)

    45. ЦГАДЛ. Ф.1267. Оп.8. Д.266. ЛЛ.6,17

    46. Виргинский B.C. Жизнь и деятельность русских механиков Черепановых. М., 1956. С. 230

    47. ЦГАДА. Ф. 1267. Оп. 8. Д. 984. Л. 182(06.)

    48. Алферов Н.С. Зодчие Старого Урала. Свердловск, 1960. С. 55

    49. ГАСО.Ф. 643. Оп. 2. Д. 573. ЛЛ. 8, 15,185(06.)

    50. Нижне-Тагильский музей-заповедник. Рукописный фонд. Ф. 8. Д. 27. Л. 2

    51. Кашинцев Д. История металлургии Урала. М.-Л., 1939. С. 177

    52. Памятная книжка для русских горных людей на 1862 год. СПб., 1862. С. 26

    53. Тиме И. О некоторых горнозаводских машинах//Горный журнал. 1875.4. 1. С. 210

    54. Тиме И. Указ. соч. С. 189-259

Главная страница