Завод начинался с "бандажки"

    Бандажному стану колесопрокатного цеха НТМК в конце октября этого года исполнилось 70 лет.

    Он родился раньше, чем домны и мартены Новотагильского металлургического

    Агрегат построили по проекту английской фирмы "Дэви" под руководством талантливого инженера Петра Рудницкого и в первые же месяцы вывели на проектную мощность – 150 бандажей в смену. А передовики давали стране свыше двухсот! Тем не менее, в Великую Отечественную войну стан чуть было не погиб из-за скоропалительных приказов чиновников.

    Летом 1941-го бандажку демонтировали, чтобы освободить место для установки эвакуированного из Ленинграда листового стана. Место "питерцу" не подошло, и для производства танковой брони нашлось другое. А вот американские бандажи не смогли заменить тагильских – железная дорога задыхалась. В итоге через год первенца НТМЗ восстановили и кроме бандажей здесь стали катать диски для башенных орудий танков. На протяжении последующих десятилетий в цехе заменяли отдельные агрегаты, станки, реконструировали гидропресс и методическую печь. Но технология производства практически не изменилась. Российским железным дорогам по-прежнему нужны бандажи, а машиностроителям – кольцадля кранов и экскаваторов. И сегодня "бандажка" производит проката в объеме около шести тонн в месяц. Только требования к качеству стали выше.

    Этим летом в цехе запустили автоматизированную линию ультразвукового контроля, но пока ее пропускная способность невелика. Параллельно действует ручной контроль, и бандажи весом более 400 килограммов крепкие мужчины перекатывают вручную. Работа тяжелая и травмоопасная. Без оглядки и трепета не пройдешь и по другим участкам стана, начиная с печного. Нагретые здесь заготовки попадают под пресс, в них прошивают отверстия. Вальцовщик "ведет" раскаленную "плюшку" на черновую клеть. Превращая ее в кольцо, оператор словно на органе играет – так много рычагов на его посту. На соседней чистовой клети бандаж приобретает законченную форму, но и здесь, несмотря на механизмы, каждый бандаж от вальцовщика буквального подхода требует. Затем бандажи передаются на клеймовочный пресс – по клейму можно установить, кто и когда изготовил бандаж. Маркированные изделия машинист поворотного крана укладывает в стопы, и они движутся по транспортеру на участок термообработки и закалки. Термисты опускают стопы в глубокие горячие колодцы, потом в баки с водой и – на контроль.

    Но линия контроля и сортировки – не всегда завершающий пункт: отдельные бандажи попадают на правильный пресс или на карусельный станок для дополнительной обработки.

    На комбинате говорят, что "бандажка" – подразделение самобытное, что дружнее коллектива нет. Старожилы цеха уверены, что все дело в традициях, заложенных при основании, а также в послевоенные годы, когда станом руководил Владимир Михайлович Тарасов. Сам детдомовец, он брал в цех и учил профессии осиротевших ребят, которым братство "бандажки" в полном смысле слова заменило семью. С тех пор коллектив не раз обновился, а тогдашние приоритеты – открытость, доверие и взаимовыручка – и сегодня помогают людям трудиться достойно.

Ирина ПЕТРОВА.

Литература: Газета "Новости Евраза". №47 от 29.11.2007.

Главная страница