"Одежда" для танков

    Нападение фашистской Германии на нашу страну заставило начать срочную перестройку всей промышленности. Коснулась она и Новотагильского металлургического завода. В один из июльских дней 1941 года его директор В.М. Овчаренко в четыре часа утра вызвал меня к себе в кабинет вместе со старшим мастером И.П. Шмелевым и начальником прокатного цеха П.М. Рудницким. Директор сообщил, что с одного из ленинградских предприятий в наш адрес отгружено оборудование листового стана для установки его в вашем бандажном цехе и организация производства броневых плит и листов.

    Что из себя представлял этот стан? Мы на этот вопрос ответить точно не могли. Получив от директора приказ - прекратить производство бандажей, начали готовить прокатное оборудование к демонтажу. Погасли нагревательные печи. Рабочие начали снимать с фундаментов агрегаты. Тут же появились строители. Дело закрутилось. В течение недели все оборудование было демонтировано, упаковано в ящики и вывезено на внешние склады. Персонал цеха засыпал землей из котлована для будущего фундамента листового стана фундаменты бандажного цеха, а входы в насосную высокого давления загрузили снятыми агрегатами. Как это впоследствии пригодилось!

    Ведь через год было дано указание о восстановлении производства бандажей.

    Через месяц после остановки цеха приступили к заливке бетоном новых фундаментов. В это время я был направлен во главе сорока человек на Магнитогорский металлургический комбинат за опытом. Необходимо было научиться нагревать и прокатывать сталь для танковой промышленности. Магнитка сама только-только освоила новое для нее дело. Все же мы времени зря не теряли и переняли у коллег технологию нагрева слитков в печах с газовым топливом.

    Еще через месяц, вернувшись в Нижний Тагил, мы познакомились со специалистами из Ленинграда. Многое переняли у них. Во второй половине сентября листовой стан был сдан в эксплуатацию. Ленинградцев во главе с мастером А.В. Цветовым было явно недостаточно для того, чтобы заполнить все штатные должности. Нужны были операторы, вальцовщики, машинисты паровой машины. Вопрос кадров был, пожалуй, одним из наиболее сложных. Пока шло переустройство, сменилось руководство завода и цеха. Новым директором стал Ф.Ф. Рязанов из Кривого Рога, начальником цеха - А.А. Иванов из Ленинграда. Начали прибывать специалисты из Днепропетровска, Макеевки, Керчи. Некоторое время эти люди не могли вписаться в новый коллектив, так как разлука с семьями, родными местами им казалась временной, что порождало "чемоданное" настроение. С таким разношерстным контингентом пришлось изрядно поработать администрации, партийной организации.

    Кроме этих людей, из Калинина прибыли 40 девчат-старшеклассников. Впоследствии они стали хорошими работницами, приобрели специальности слесарей, крановщиков. Помню девичью бригаду по ремонту кранов во главе с Катей Звонцовой. В цехе так и говорили: "Слесари Звонцовы". Мастер Н.С. Вздоров сумел привить девушкам необходимые навыки.

    И вот настали минуты пуска нового цеха. Меня назначили начальником пусковой бригады. Народу собралось видимо-невидимо. Пришли даже жители Технического поселка. Первые слитки дались с трудом. Слишком долго нагретый слиток транспортировался от печей к стану, это влекло за собой потери тепла. Не зря же на этот счет существует народная мудрость: "Куй железо, пока горячо". Кроме того, паровая машина, которая за свой долгий век, по-видимому, не знала, что такое "ремонт, не тянула. Особенно это ощущалось после наступившего зимнего похолодания. Пар, прорываясь через неплотности, густой пеленой заволакивал цеховые пролеты настолько, что ничего не было видно.

    После тщательной подготовки экстренно провели восстановительный ремонт привезенного оборудования. Были заменены рабочие рольганги и приставлен транспортный рольганг, вывезенный из Керчи и соединивший печной пролет с линией стана. С этого момента надежность оборудования начала обеспечивать высокие темпы прокатки.

    Первые броневые плиты поставлялись для танков КВ. Позднее мы научились катать броню из более твердой стали для танков Т-34. Не обошлось без сложностей. Оказалось, что никто не знал, как придать бронелистам необходимые свойства. Инструкций и указаний на этот счет получить было не у кого. Испытания плит на полигоне показывали непригодность нашей продукции. Заводские специалисты, коллеги с других предприятий не могли дать нужных рекомендаций по термообработке. Все же проблема решилась положительно. Этому способствовал приезд инженера одного из ленинградских научно-исследовательских институтов О.К. Тодоровича. "Одежда" для танков - броневые плиты потоком пошли на Уралвагонзавод, в другие адреса.

    Вскоре до нас дошло сообщение о большом танковом сражении, которое было выиграно благодаря участию в нем тяжелых танков КВ. Они таранили, давили, расстреливали фашистскую технику, будучи неуязвимыми для противотанковой артиллерии. Кроме вмятин, на корпусах наших машин никаких существенных повреждений не оказывалось. "Тагильская броня - отличная!" - так отзывались бойцы о нашей продукции. Это придавало новые силы труженикам листового стана. Вскоре поступили и положительные отзывы о броневой защите танка Т-34. Эта машина, одетая нашими плитами, оказалась лучшим образцом из всех, существовавших за период второй мировой войны. Поговорку: "Мастерами из Тагила немцам роется могила" мы могли с полным правом отнести на свой счет.

    За завесой прошедших лет уже плохо помнятся отдельные детали. Но отчетливо сохранилось в памяти то, как мы недосыпали, недоедали, редко бывали дома, охваченные мыслью сделать все для разгрома врага. Помню, как беззаветно трудился старший вальцовщик И.И. Воробьев, как талантливый механик И.И. Молибога потратил много сил на то, чтобы повысить надежность паровой машины. Вспоминаю имена мастера-механика Н.С. Вздорова, бригадиров П.Н. Воскобойникова, Я.И. Павлова, П.И. Селезнева.

    Переход на производство мирной продукции также начался без задержки. Коллектив стана, закаленный в годы войны, добился такой производительности, которая в восемь (!) раз превысила прежний уровень.

Н. РЯБОКОНЬ.

Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 26.02.1985.

Главная страница