70 лет Нижний Тагил поставляет стране надежные танки

От "тридцатьчетверки" до Т-90

    Судьба "тридцатьчетверки" была очень непростой. Танк, который создавался как альтернатива немецкой бронетехнике, показал великолепные боевые качества еще в ходе первых испытаний. Так, обстрел корпуса "тридцатьчетверки" снарядами 45 миллиметровой противотанковой пушки показал, что танк стоит на грани непоражаемости. Немецкая 37-миллиметровая пушка не пробивала броню Т-34 с любых расстояний. Благодаря применению широких гусениц удельное давление на грунт танка Т-34 было меньше, чем у более легкого, 9-тонного, немецкого Т-II, что позволяло советской машине свободно передвигаться по целине и снегу. По сравнению со всеми немецкими танками летом 1941 года Т-34 имел лучшую подвижность, проходимость, в несколько раз больший запас хода, а также абсолютное превосходство в броне и вооружении.

    "Танк Т-34 произвел сенсацию... - пишет генерал Э. Шнейдер. - Русские, создав исключительно удачный и совершенно новый тип танка, совершили большой скачок вперед в области танкостроения... Попытка создать танк по образцу русского Т-34 после его тщательной проверки немецкими конструкторами оказалась неосуществимой".

    Но строки эти были написаны уже после того, как Харьковское КБ, где работал знаменитый сегодня конструктор Михаил Кошкин, эвакуировали на Урал, после того, как на базе действующих заводов развернули у нас в кратчайшие сроки танковое производство, после того, как Т-34 в бою доказал свое превосходство и стал одной из легенд Второй мировой войны.

    Но и легенды уходят в прошлое. "Т-34 отличается от нынешнего танка как мясорубка от комбайна. Цели одни и те же, а смысл разный, - говорит заместитель директора Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения Игорь Баранов. - Тридцатчетверка была проста. И в этом было ее главное достоинство. Сегодня в танке оператор сидит как летчик. Современная система управления, ночное видение, хороший прицел, определение по местности, спутниковая навигация".

    Современное развитие боевой техники таково, что наращивать броневую защиту танка больше нет смысла. И защищает грозную машину активная броня - специальные контейнеры, которые навешиваются на машину и воздействуют на заряд до того, как он успел поразить танк. Модернизация танка - это совершенствование системы управления огнем, системы управления машиной. На современных танках, как на дорогих иномарках, установлена автоматическая коробка передач. Установка тепловизионного прицела, введение новых средств поражения, новых снарядов, современных средств защиты и маскировки делают танк почти неуязвимым для противника и точным.

    Сегодня на смену Т-34 пришли Т-72 и Т-90, широко известные в России и во всем мире. По мнению специалистов, создатели Т-72 смогли соединить в своем творении лучшие традиции советского и российского танкостроения: мощное вооружение, низкий силуэт, сравнительно небольшую массу, высокую защиту и надежность. Танк прошел суровую проверку временем и боем во многих регионах. У танка Т-90 много достоинств. Он и летает, и плавает, и промахнуться из него сложно - система лазерного наведения на цель не позволит. Достоинств-то много... да вот с покупателями пока все непросто.

Системный кризис

    Да, наши танки по-прежнему быстры, броня их крепка, но общий кризис оборонной промышленности девяностых не обошел стороной и российское танкостроение.

    Если в советские времена танки выпускали пять больших заводов - в Ленинграде, Харькове, Нижнем Тагиле, Омске и Челябинске, то сегодня Харьков - это уже заграница (увы, это не значит, что дела в харьковском КБ и на машиностроительном заводе имени Малышева идут блестяще). В Санкт-Петербурге работает только конструкторское бюро, которое занимается ремонтом и модернизацией танков своего производства. Ситуация на заводе "Омсктрансмаш" по сути - катастрофическая. По словам директора этого предприятия по связям с общественностью Леонида Власюка, в настоящее время на "Омсктрансмаше" работают следователи ФСБ. И только вмешательство ФСБ предотвратило его окончательный развал. Жизнь на этом предприятии, кажется, тоже затеплилась. Благодаря заказам на изготовление гражданской продукции предприятие впервые за 10 лет завершило год с прибылью. Но говорить о том, что кризис здесь преодолен - пока рано. В плачевном состоянии остается и омское танковое КБ.

    Выстоять в бессистемной конверсии девяностых удалось только двум танкостроительным организациям в Нижнем Тагиле - Уралвагонзаводу и Уральскому конструкторскому бюро транспортного машиностроения. Конечно, и им досталось во времена, когда военная продукция снималась с производства одной правительственной телеграммой. Что делать с людьми, задействованными на линиях, с готовой продукцией, с материалами (очень, кстати, недешевыми), в телеграммах не говорилось. Возможно, предполагалось, что из танковой брони умельцы начнут лить кастрюли, да вот только не подходит броневая сталь для мирных кастрюль и сковородок.

    В "мирные" восьмидесятые в год на каждом из советских "танкоградов" выпускалось до тысячи танков. Возможно, что столько бронированных машин стране и в самом деле не было нужно. Но сокращение военного заказа - дело непростое. И по одному приказу начать штамповать вместо танков кастрюли - невозможно. Во-первых, столько кастрюль никому не нужно, - горько шутят оборонщики, во-вторых, на танковом конвейере только танк собрать и можно. Для перехода на "мирную" продукцию нужны и конструкторские решения, и серьезное финансирование, и новое оборудование. К чему привела конверсия, сегодня уже очевидно.

    Почему же выстояли тагильчане? Почему сегодня УКБТМ и Уралвагонзавод остались практически единственными в России разработчиками и производителями танков?

    Ответ на этот вопрос весьма неоднозначен. Игорь Баранов, заместитель директора УКБТМ, пытается объяснить все так: "Среди госпредприятий наше - единственное, где не было ни разу ни единой задержки зарплаты. Конечно, в девяностые нам пришлось пережить многое. Коллектив сократили наполовину, экономили на всем.

    И тогда нам очень помог экспорт. Например, незадолго до дефолта 1998 года мы получили оплату в долларах за индийский контракт. Главный конструктор "зажал" эти деньги, положил в банк и в то страшное августовское утро, когда все рухнуло, он тихонечко хмыкнул и сказал: "если умру, вам еще два года можно спокойно жить".

    Танк - это очень сложная вещь, он создается годами, и только благодаря тому, что у нас был большой задел, наша продукция и сегодня не уступает никому в мире.

    Уралвагонзавод и УКБТМ были неразлучными и неразрывными партнерами с 1941 года, с тех самых пор, когда на Урал эвакуировались харьковчане. Кризис больно ударил по обеим организациям, и еще девять-десять лет назад оборонное производство на "Вагонке" было в очень сложном положении. Ситуация с оборонным направлением у уральцев была, возможно, и хуже, чем у омичей: все для танков, начиная от выплавки стали, производилось здесь же, на УВЗ.

    Сохранить завод в Тагиле удалось благодаря тому, что кроме бронетехники здесь всегда выпускались железнодорожные вагоны, цистерны и многое другое. Не следует в истории УВЗ преуменьшать и роль его лидера. В 1997 году, в самое тяжелое для завода время, на должность генерального директора пригласили Николая Малых, и - как показало время - не ошиблись.

    Увеличение объемов гражданской продукции, четкое выполнение всех военных заказов, постоянное внедрение на предприятии новых видов продукции: колесных и гусеничных тракторов, навесной техники и многого другого привели к тому, что даже сегодня, когда гособоронзаказ постепенно увеличивается и достигает уже вполне ощутимых объемов, военная техника занимает всего 15 процентов в общем объеме производства УВЗ.

Бронетанковый холдинг как путь выхода из кризиса

    Машиностроение - процесс весьма непростой, и сделать все у себя, без привлечения подрядчиков, просто невозможно. И как только появилась возможность, генеральный директор УВЗ начал привлекать к сотрудничеству машиностроителей со всей России. Конечно, прежде всего, бывших оборонщиков. Так, двигатели для новых тракторов "от УВЗ" разработаны на Челябинском тракторном заводе. Станки и оборудование для новых проектов завода готовят в нескольких регионах России.

    Получается, что времена интеграции возвращаются. Машиностроители вновь объединились, причем для производства военной и гражданской техники. И основой для такого объединения стал Бронетанковый холдинг, разговоры о котором ведутся сегодня постоянно. Согласно проекту, в холдинг должны войти 20 предприятий, из них 11 - отраслевые КБ и НИИ. В число этих предприятий вошли как принадлежащие государству фирмы, так и компании, где государственный пакет не составляет большинства акций - например, ОАО "Мотовилихинские заводы", в капитале которого государство контролирует 35 процентов акций. В новую интегрированную структуру предполагают войти ФГУП "Уральское КБ транспортного машиностроения", ООО "ЧТЗ-Уралтрак", ОАО "Уральский научно-технологический комплекс", ОАО "Уралкриомаш", ОАО "УралНИТИ", ФГУП "Завод N9", ОАО "Каменск-Уральский литейный завод", ФГУП "Уралтрансмаш", ОАО "НПО "Электромашина".

    Сегодня серьезно изменилась ситуация не только в России, но и на внешнем рынке. Армии многих стран сейчас предпочитают вооружаться, и только тагильчане готовы к тому, чтобы поставлять танки в "небольшие и дружественные" государства мира, и Бронетанковый холдинг сможет достойно ответить на возникший спрос. Крупное объединение, во главе которого станет Уралвагонзавод, сможет выпускать продукцию мирового уровня, самого высокого качества. И тот факт, что наряду с успешными в состав холдинга войдут и весьма проблемные заводы, говорит о том, что на оборонную промышленность обратили сегодня самое пристальное внимание. Российские танки - это не только история и легенда. Это громкое имя и большое будущее, обеспечить которое - задача Бронетанкового холдинга.

Алла БАРАНОВА.

Литература: Газета "Областная газета" от 06.09.2006.

Главная страница