"Паспорт висимского старца"

    Береста - один из древнейших материалов, употреблявшихся на территории нашей страны для письма. Всем известны знаменитее берестяные грамоты, найденные археологами при раскопках в древних русских городах Новгороде, Пскове, Старой Руссе, Смоленске, Рязани. Все они датируются периодом XI-XV веков. Но береста использовалась для письма в позднее. На Урале найдены берестяные документы даже XIX века. Однако встречаются они крайне редко, и каждый из них имеет большую историческую ценность.

    В фондах Свердловского историко-революционного музея хранятся два таких документа. Один из них - берестяной молитвенник, небольшая книжечка, сделанная из шестнадцати берестяных листочков. Другой - берестяной "паспорт".

    Оба связаны с одной из самых радикальных старообрядческих сект - странниками (бегунами), члены которой не признавали существующего общественного порядка феодальной царской России, отвергали все, что связано с государством, законами, общественной жизнью. Основную массу "странников" составляли крестьяне, бежавшие от помещиков или и горных заводов и укрывавшиеся в лесах.

    Переход в "странничество" сопровождался новым крещением. В этот обряд входило и уничтожение официальных документов новообращенного - паспорта или другого вида на жительство, причем те, у кого паспорта не было, предварительно должны были получить его. Взамен уничтоженного "странник" получал новый "паспорт", который Чаще всего писали на бересте.

    Образец такого паспорта и находится в Свердловском музее. Его текст - своеобразное народное литературное произведение, пародия на государственные паспорта, написанная древнерусским силлабическим стихом. Любопытна запись владельца паспорта: "Старца Артемья, Висимскаго мещенина. 7310 май 9" (дата соответствует 1802 году). Таким образом, перед нами - одно из наиболее ранних свидетельств проникновения "странников" на Средний Урал.

    Почему "паспорт" написан на бересте, а не на бумаге? Видимо, это связано с тем, что странники отвергали все относящееся к существующему феодальному строю, в том числе и бумажные документы. Такое неприятие существующего мира во всех его проявлениях было характерно для радикальных крестьянских старообрядческих сект, подобных "странникам". Учение "странников" - яркая форма крестьянского антифеодального протеста, нашедшего религиозное выражение. И одним из свидетельств такого протеста является берестяной паспорт висимского "старца" Артемья.

А. НЕСТЕРОВ.

Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 29.01.1986.

Главная страница