История музея-заповедника

    Нижний Тагил включен в список "исторических городов России". Это связано не только с давностью его почти трехвековой истории, но и с его общепризнанной ролью одного из старейших центров горного дела - отечественной и мировой металлургии.

    В 1720 году по указу Петра I начинается строительство одновременно двух демидовских заводов - медеплавильного и чугуноплавильного. Выйский завод был пущен 23 октября 1722 года. Этот год принято считать основанием Нижнего Тагила.

    Нижний Тагил расположен на восточном склоне Уральских гор, в 20-25 км от условной границы Европы и Азии на высоте 200 м над уровнем моря. Географические координаты 60° в.д., 58° с.ш.

    По природным условиям район можно разделить на две зоны: западную - горно-лесную и лесо-луговую - восточную. На западе от города проходит главный водораздельный Уральский хребет с отдельными возвышенностями и горными кряжами, протянувшимися с севера на юг. Средняя высота гор 400-500 метров, и лишь некоторые вершины поднимаются выше 700 м - гора Белая (711 м), Старик-Камень (753 м), Широкая (761 м). Крутые, обрывистые каменные вершины - "шиханы", увенчанные скалами - "останцами", создают неповторимый пейзаж Среднего Урала. К востоку от города рельеф постепенно выравнивается и переходит в Западно-Сибирскую низменность.

    В районе нет мощных водных артерий. Главная река - Тагил с многочисленными притоками впадает в реку Туру Обь-Иртышского бассейна.

    На многих реках района созданы водохранилища-пруды, большей частью сооружавшиеся одновременно со строительством заводов в XVIII веке. Тагильский пруд протянулся на 16 км, наибольшая ширина 1,5 км, глубина до 12 метров. Климат района резко континентальный.

Флигель заводоуправления, ныне краеведческий музей. Архитектор А.П. Чеботарев. Построен в 1832 г.

    Богат край полезными ископаемыми. Уникальное месторождение магнитного железняка г. Высокой открыто в 1696 году и эксплуатируется с 1721 года. В настоящее время самое крупное месторождение железной руды в Тагильском регионе - Качканарское.

    В XIX веке в Нижне-Тагильском горном округе, как и по всему Уралу, были найдены богатые россыпи золота и платины. При изучении россыпей платины в 1844 году профессор Казанского университета К. Клаус открыл новый химический элемент - рутений.

    Россыпи горы Соловьевой дали огромное количество платиновых самородков, в том числе самый крупный в мире весом 9,6 кг (размер 10х18 см), здесь же в 1892 году было открыто коренное месторождение платины.

    Вместе с платиной добывался и излюбленный уральский самоцвет - золотисто-зеленый гранат - демантоид.

    Другие прекрасные уральские самоцветы - аметисты, топазы, гелиодоры, аквамарины и т.д. с XVII века государственными экспедициями и местными горщиками добывались в копях знаменитой Мурзинской самоцветной полосы. Сейчас пегматитовые жилы Мурзинки разрабатываются геологами Нейво-Шайтанской партии.

музей истории подносного промысла

    Наибольшую славу во всем мире заслужил уральский зеленый камень - малахит, богатейшие месторождения которого - Гумешевское близ Екатеринбурга и Меднорудянское в Н. Тагиле. Немало найдено малахита и на горе Высокой.

    Меднорудянское месторождение разрабатывалось с 1814 по 1917 год шахтами. В 1835 году в шахте "Надежной" было обнаружено гнездо малахита около 300 тонн, в том числе монолитное ядро весом 40 тонн. В музее хранятся два куска от этой глыбы - 300 и 500 кг. Всего на месторождении добыто около 2 тыс. тонн поделочного камня. Карьер Меднорудянского рудника (здесь в 1970 годах добывали железную руду) является объектом экскурсионного посещения. Тагильским малахитом облицован "Малахитовый зал" Зимнего дворца и колонны Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге.

    Наряду с особенностями местного природного ландшафта горнозаводской промышленный комплекс стал основным градообразующим фактором, определившим направление улиц и основных транспортных магистралей Тагильского поселения, общую организацию его архитектурно-пространственной среды, характер функциональных объемно-планировочных и композиционно-художественных взаимосвязей, из которых сложился своеобразный и вместе с тем типичный для Урала облик Нижнего Тагила - как "города-завода".

Господский дом

    Нижний Тагил состоит из 3 административных районов, население 380 тыс. человек.

    Нижне-Тагильский краеведческий музей был создан в 1840 году и носил кунсткамерный характер. Его созданию предшествовала заводская выставка, специально созданная к приезду на Тагильские заводы наследника русского престола, будущего императора Александра II. На выставке были представлены планы и модели заводских устройств, в том числе черепановские "золотопромывательная и раскатная действовавших от моделей паровых машин".

    Почти одновременно с выставкой было отдано распоряжение о создании "музеума искусств" при новом заводоуправлении (или как позже он стал называться "музеум естественной истории и древностей"). В 1840 году "музеум" впервые числится в штатах среди производств и заведений при заводах.

минералогическоа горка с образцами медных и железных руд месторождений, принадлежащих А.Н. Демидову. Медт, 1728 г.

    В описи движимого и недвижимого имущества, принадлежащего Павлу и Анатолию Демидовым, за 1844 год есть подробное описание данного музея. Он помещался на 2-м этаже каменного флигеля заводского управления (1830-е годы арх. А.П. Чеботарев). Среди первых экспонатов перечислены: коллекция геогностических пород, находящихся в дачах Н. Тагильских заводов (48 штуфов), инструменты, употребляемые при составлении топографических карт; гербарий растений (231), чучела птиц (144); старинная икона Божьей Матери..., которой благословлял Никиту Демидова и сына его Акинфия Никитича в первых годах XVIII в. архиерей Тобольский. В современной экспозиции музея из той коллекции представлены 2 чучела птиц: попугая и фазана.

    В марте 1841 года в музеум были переданы для хранения мундир, шляпа и шпага Павла Николаевича Демидова (1798-1841).

    В 1992 году после реставрации личные вещи П.Н. Демидова и его портрет были выставлены в экспозиции музея.

    6 июля 1891 года по распоряжению правления Н-Тагильских заводов был учрежден "Горнозаводской музеум Нижнетагильских и Луньевских заводов". Все коллекции и вещи из Выйского музеума были переданы "по описи, счетом и весом" в новый музей. В отличие от первого "музеума искусств" горнозаводской музеум стал публичным со свободным входом, хотя в известной степени и ограниченным. Одновременно с созданием музея шло и дальнейшее формирование его коллекций. Правление Тагильских и Луньевских заводов (Луньевский округ Павел Павлович Демидов купил в 1884 году) предписало заводским конторам "немедленно по получении" поставлять в музей "замечательные образцы окончательных и черновых произведений металлургических продуктов, вновь открытых руд, огнеупорных материалов".

    С более систематизированными и пополненными коллекциями "горнозаводской музеум" был переведен в специально устроенное для него помещение, в здание бывшего Авроринского приюта.

    О составе экспонатов можно судить по дошедшим до нас двум фотографиям, воспоминаниям современников, а также по единственному сохранившемуся каталогу, датированному 1906 годом.

    По сведениям каталога, в 1906 году в музее было 579 экспонатов, расположенных по 4 отделам: "Медь", "Железо", "Разные вещи" и "Коллекции".

    Большая часть представляла собой образцы заводского производства на разных этапах, а также готовые изделия Тагильских заводов (рельсы, листовое и сортовое железо, сталь, косы, подносы, кувшины).

    Особое место занимала группа т.н. рекламных изделий - экспонатов с промышленных выставок, в которых участвовали Тагильские заводы. Эти вещи - железные самовары, кубки, вазы, стальные узлы в несколько пудов весом, завязанные в холодном виде, витые "столбы" из рельс - наглядно демонстрировали великолепное качество тагильского металла и искусство заводских мастеров.

    Безусловный интерес, в первую очередь для специалистов, представляли искусно выполненные модели и макеты заводских устройств и новинок заводской техники. (Сохранились макеты углевыжигательной печи и доменной печи К. Фрелиха), а также богатейшая коллекция горных пород и минералов (малахита, мрамора, самородков золота и платины).

    В экспозиции горнозаводского музея почетное место занимала действующая модель первого русского паровоза, выполненная Е.А. и М.Е. Черепановыми в 1839 году. В начале XX века она была отправлена в С. Петербург и экспонируется в музее дорожного транспорта.

    В разделе "Разные вещи" показывались экспонаты, связанные с историей Нижне-Тагильских заводов и их владельцев Демидовых. Каталог показывает в их числе "рудную пирамиду", чугунный бронзированный барельеф А.Н. Демидова (1 пол. XVIII в.), естественный магнит, часы, вероятнее всего работы Егора Кузнецова (1774), портреты и бюсты Демидовых.

    В каталоге 1906 года не фигурирует художественное литье из бронзы, хотя на сохранившейся фотографии нач. 1900 года, представленной в экспозиции, на переднем плане видны медный стол (1715) и бронзовые литые статуи "Мальчик, вынимающий занозу" и "Девочка в молитвенной позе" (1840-е годы) крепостного мастера Федора Звездина.

    Среди разных вещей в каталоге числятся также золотые, серебряные и бронзовые медали, полученные заводами за участие в русских и международных выставках. Музей был хорошо оборудован, специально были сделаны железные и чугунные витрины, литые из чугуна объяснительные записки.

    В 1908 году, во время финансового кризиса, заводовладельцы отказались выделить деньги на содержание музея. По распоряжению управляющего заводами музей был закрыт. Рудные экспонаты были свезены на домну, металл в мартен, часть более ценных экспонатов отправлена на заводские склады.

    В 1924 году по инициативе Тагильского общества изучения родного края (ТОИМКа) музей был вновь открыт.

    21 января 1987 года по постановлению исполнительного комитета Свердловского областного Совета и коллегии Министерства культуры Российской Федерации на базе Н-Тагильского краеведческого музея и его филиалов и закрытых цехов Н-Тагильского, Н-Салдинского, Кушвинского заводов, карьера Высокогорского рудника был создан музей-заповедник горнозаводского дела Среднего Урала. Так в Нижнем Тагиле появилось многопрофильное объединение в составе специализированных музеев: краеведческих, историко-этнографических, минералогических, литературно-мемориальных, но всех их объединяет одна тема - "История уральского металла".

Никита Демидович Антуфьев(Демидов)    Созданию музея-заповедника предшествовала большая работа по реставрации памятников архитектуры. Специально для открытого хранения фондов было отреставрировано здание Нижне-Провиантских складов (1 пол. XVIII века), для отдела природы реставрируются Верхне-Провиантские склады (1 пол. XIX века), уникальный библиотечный фонд музея, насчитывающий около 40 тыс. ед. хранения, выведен в отдельное здание.

    В 1992 году была построена экспозиция исторического отдела краеведческого музея. Своеобразие данного музея заключается в том, что его экспозиционный материал дает возможность раскрыть систему заводско-окружного хозяйства, характерного лишь для Урала, проследить историю заводских поселков, обладавших своими специфическими чертами, которые определялись занятием населения, административно-подчиненного заводовладельцам.

    Формирование музейной коллекции было тесно связано с коллекционированием заводчиков Демидовых. Уже первые Демидовы, Никита Демидович (1656-1725 г.) и его старший сын Акинфий Никитич (1678-1745 гг.), получив от Петра I и его преемников на престоле дворянский титул и многочисленные привилегии, старались подражать образу жизни и вкусам высшего общества - дворянства.

    В описи имущества А.Н. Демидова фигурируют в значительном количестве художественные произведения - картины, скульптура, книги на русском и иностранных языках, в т.ч. старинные рукописные чертежи, геодезические инструменты, собрание медалей, монет, жетонов, ящики с рудами, образцы минералов, 76 магнитов, оправленных серебром и медью, и великолепная коллекция зеленомедной и красномедной чеканной посуды, которая измерялась в сотнях пудов. Коллекция магнитов была поделена между тремя сыновьями Акинфия Демидова и встречается в описании Н-Тагильского и Черноисточинского заводов. Музей хранит два магнита, один из них - штуф магнитного железняка с Высокогорского рудника в бронзовой оправе. Он содержит 69-70% чистого железа и удерживает в подвешенном состоянии силой магнитного притяжения груз около 50 кг (экспонируется в музее).

    В числе упомянутого имущества А. Демидова находилась также "рудная пирамида". Она выполнена в виде выкованной из меди горки, изображающей рудник, наверху которого был вороток с фигуркою мастера-рудокопа возле спуска в шахту (в настоящее время утрачен). Второй рудокоп в "немецком кафтане" показан за работой внутри рудника. На внешней поверхности "рудной пирамиды" в четыре яруса в особых гнездах вставлены образцы руд из 38 месторождений. На одной из пластинок надпись: "Сия гора содержит на себе медные и железные руды, которые в ведомстве господина дворянина Акинфия Демидова лежащие при его сибирских заводах содействована ноября 1778 года".

    Одновременно с "рудной пирамидой" во время своего заграничного путешествия А.Н. Демидов во Фрейбурге приобрел минералогический кабинет и умножил его впоследствии сибирскими минералами. После его смерти эта коллекция была передана Московскому университету.

Акинфий Никитич Демидов(1678-1745)    "Рудная пирамида", судя по описи 1747 г., досталась в наследство младшему сыну А.Н. Демидова Никите Акинфиевичу и вместе с остальным имуществом была доставлена из Невьянска в Нижний Тагил (экспонируется в музее).

    Состав коллекции и сам характер коллекционирования показывает растущий интерес к знаниям этих предприимчивых заводчиков, их особое увлечение прикладными техническими науками. Это отвечало духу времени и, несомненно, было связано с периодом политического, экономического и культурного подъема русского дворянства, состав которого в 1 пол. XVIII века заметно обновился за счет таких людей, как Демидовы.

    Во второй половине XVIII века заметно меняется направление коллекционирования в России. В 1762 году на престол взошла Екатерина II. В ее царствование дворянство достигает высшей степени политического господства.

    По примеру царицы ее приближенные, многие представители дворянской интеллигенции, владельцы тысяч "крепостных душ" и заводов, вступали в переписку с французскими просветителями.

    Никита Акинфиевич Демидов (1714-1789 гг.) слыл покровителем ученых и художников, написал книгу "Журнал путешествия" (1786), переписывался с Вольтером, учредил при Академии художеств премии - медаль "За успехи в механике". Можно предположить, что именно в это время Н.А. Демидов приобрел французскую энциклопедию XVIII века, которая хранится в библиотеке музея.

    Заводчики Демидовы в это время не живут на Урале, приезжая на свои заводы не более 1-2 раз в течение своей жизни. Большую часть своего времени они проводят в Москве, С.-Петербурге, а чаще всего за границей.

    Роскошные дворцы Демидовых в С.-Петербурге, Москве, а также их заграничные имения в Италии и Франции заполняются художественно выполненной мебелью, гобеленами, картинами, статуями, изделиями из золота, серебра, бронзы, малахита, фарфоровой, хрустальной посудой работы лучших русских и иностранных фабрик.

Бюст Николая Никитича Демидова.    Безусловно, что наиболее ценные вещи хранились в столичных дворцах, однако какая-то часть коллекций время от времени попадала и на Урал, в первую очередь в "господские дома" Демидовых в Н. Тагиле. В архивных документах и литературе часто встречается упоминание об отправлении в Н. Тагильский завод из столичных домов и контор Демидовых разнообразных предметов обстановки и художественных произведений. Так постепенно создавались художественные собрания в Нижнем Тагиле, представление о которых дают "описи обстановки и имущества Демидовых на их заводах".

    В описи 1844 года, составленной Верхотурской дворянской опекой, перечислены иконы, списки с рафаэлевской галереи в черных деревянных рамах, портреты Демидовых," виды заводов, писанных на холсте и железе и т.д. Сохранился любопытный документ попечителя учебных заведений: "Присланные ко мне от имени управляющего заводами два больших портрета, один Николая Никитича Демидова и его супруги. Я их поставил в одну свободную комнату, но только замечаю, они стали портиться от солнца". Это были портреты художников К. Морелли и Грасси. Они были вставлены в великолепные резные позолоченные рамы, изготовленные крепостными мастерами Дмитриевым и Лебедевым. В советское время рамы были сняты и хранились в запасниках музея. В настоящее время рамы находятся в реставрации.

    Кроме того, в Н. Тагил были направлены мраморные бюсты Николая Демидова работы А. Канова и Тодалини и Анатолия Демидова, скульптора Дантана; портрет Авроры Карловны Демидовой-Карамзиной (1808-1902 гг.) кисти известного русского художника К. Брюллова.

    Художественная коллекция музея постоянно пополнялась за счет работ крепостных художников. Еще в конце XVIII века приезжали в Тагил учиться "живописному искусству, как по краскам серебром и золотом и металлическими песками на меди, железе, бумаге и дереве... составлять краски и лаки самые просные и хорошего цвету".

    В 1806 г. в Н. Тагиле было создано художественное училище. В фондах музея хранятся изумительные расписные железные шкатулки, подносы, картины Худояровых, Дубасниковых, Перезоловых.

    Картины тагильских художников Худояровых - одни из самых оригинальных экспонатов музея. Большую ценность для музея представляют их картины "на производственную и бытовую тематику": "Листобойный цех" Павла Худоярова, "Гулянье на Лисьей горе" Исаака Худоярова, "Меднорудянский рудник" Василия Худоярова. Вот как описывает картину П. Худоярова "Листобойный цех" известный уральский искусствовед Борис Павловский: "При первом же взгляде, брошенном на это произведение крепостного живописца, зрителя охватывает впечатление какого-то шума, гама, лязга железа, гула человеческих голосов... Четко воспринимаются все производственные операции: здесь и работа у горна, и резка листов ножницами, и упаковка готовых листов. Все эти операции переданы определенными сюжетными сценками, приобретающими самостоятельное смысловое значение и расположенными в различных частях картины".

Павел Николаевич Демидов. 1830-е годы    Особое место в художественной коллекции музея занимают работы Федора Звездина, "выдающегося уральского литейщика, обладавшего талантом подлинного художника и безупречно владевшего техникой литейного дела". (Б. Павловский). Работы "бронзовых дел мастера" неоднократно экспонировались на промышленных мануфактурных выставках в Москве (1833), Перми (1837), Петербурге (1839). Среди звездинских экспонатов бюсты Шиллера и Гете, Наполеона и Николая Демидова. До наших дней сохранились декоративная скульптура "Сноп пшеницы" и копия знаменитой греческой скульптуры "Мальчик, вынимающий заносу" (1841).

    Федор Звездин был знаком с техникой чугунного литья. Документы сообщают, что именно он возглавлял отливку чугунных колесопроводов для черепановской дороги с паровой тягой (1834) и памятника Андрею Карамзину на Н. Тагильском заводе (1855).

    Другим важнейшим источником формирования коллекции музея являются материалы, связанные с историей Нижне-Тагильских заводов и дальнейшим развитием горнозаводского дела.

    Это прежде всего модели заводских устройств, раритеты, чертежи, продукция заводов.

    Среди раритетов "астрономические часы механика-самоучки Егора Кузнецова (1725-1805), которые он изготовил в 1775 г. Сохранившиеся механизмы дают представление об остроумном использовании автоматики и астрономии. Часы показывали положение солнца, фаз луны, месяц, число, год, святых, соответствующих каждому дню. Механизм слева изображал миниатюрную фабрику, где был горн с мехами, молот, молотовый мастер, который брал щипцами крицу и клал ее под молот. Системой кулачков все это приводилось в движение и сопровождалось музыкой. "Астрономические часы" после реставрации будут показаны в "музее истории горнозаводской техники".

    В 1801 г. Егор Кузнецов сделал "музыкальные дрожки". Они представляют собой пароконную тележку на трех человек. В задней части повозки в причудливом корпусе размещены орган и верстомер. Во время движения музыкальный механизм с помощью 15 органных труб, воздуходувных мехов и распределительного устройства исполнял одну из двадцати двух запрограммированных мелодий. Верстомер из шести циферблатов показывал пройденный путь в верстах и саженях. Это был прародитель современного спидометра. "Музыкальные дрожки" экспонируются в Эрмитаже.

    В 1944 году часть художественной коллекции была передана вновь созданному музею изобразительных искусств.

    В 1920-1930 годы коллекция музея интенсивно пополнялась за счет церковного имущества. Это были черные дни для России, когда разрушались ее памятники. Музейщики собирали и хранили иконы, кресты, церковную утварь, одежду священников и т.д. В это время в музей поступила скульптура Д. Прадье "Распятие Иисуса Христа" (1844). Она была заказана для усыпальницы заводчиков Демидовых в Выйско-Никольской церкви.

    Дальнейшее формирование коллекции музея идет за счет ежегодных экспедиций: археологических, исторических, этнографических, минералогических, ботанических. Музей тесно сотрудничает с коллекционерами. В последние два года музей получил 2 уникальных коллекции: "Керамика" (420) 2 от Ю.С. Мелентьева, тагильчанина, бывшего министра культуры РСФСР, и "Металл" (1167) от О.Н. Лузянинова. По-прежнему музей получает от заводов и рудников их продукцию. Хранится в музее интересный материал, связанный с Великой Отечественной войной 1941-1945 года.

Филиалы нижнетагильского музея-заповедника

    Тематическая специализация филиалов музея-заповедника определяется наличием в фондах уникальных коллекций, отражающих конкретные исторические события, особенности культуры, развитие технического процесса, художественных промыслов, быта горнозаводского населения и назначение самих зданий - памятников истории и культуры, в которых размещены филиалы.

    Музей А.Е. и М.Е. Черепановых

    Данный музей будет размещен в двухэтажном каменном здании по ул. Верхне-Черепанова, 1. Это один из "господских домов", в котором жили управители Выйского завода. Согласно архивным документам проект здания разрабатывался сметным архитектором, и подобный фасад здания, с небольшими изменениями, был повторен еще у ряда домов в Н. Тагиле. Дом построен в 1830-е годы, архитектор А.П. Чеботарев.

    Предположительно в этом доме жили создатели первого русского паровоза Ефим Алексеевич и Мирон Ефимович Черепановы в последний период их деятельности.

    Основное место в экспозиции будет отведено жизни и деятельности механиков Черепановых и их сподвижников П. Мокеева, Ф. Швецова и И. Макарова, их борьбе за новую технику горно-металлургического производства.

    В экспозиции намечено широко использовать уникальный чертежный фонд 1 пол. XIX в. по созданию заводской техники. Музейная экспозиция позволит лучше увидеть одну из проблем подготовки и начального этапа промышленного переворота в России.

    Вторая тема, которая будет отражена в Экспозиции, - это развитие железнодорожного транспорта края: от первой рельсовой дороги с паровой тягой Черепановых и железных дорог 1850-1890 годы - до наших дней (часть заводской железной дороги конца XIX века была проложена по Черепановской рельсовой дороге и железной дороге 1850 годов).

    В Нижнем Тагиле уже давно была учреждена Почетная грамота имени Ефима и Мирона Черепановых, которой награждаются многочисленные активные изобретатели на промышленных предприятиях. Тема преемственности традиций технического изобретательства займет заметное место в экспозиции. В музее периодически будут проводиться выставки технического творчества учащихся и лауреатов Черепановской премии, это будет способствовать росту престижа данной премии. Музей будет построен в 1995 году.

    Историко-этнографический музей

    На территории историко-этнографического музея будут представлены типичные для горнозаводского Урала постройки XIX века различного хозяйственно-бытового типа и назначения, сложившиеся в результате социально-общественной дифференциации горнозаводского населения и дающие представление об особенностях развития материальной и духовной культуры русских в XIX -нач. XX веков.

    В настоящее время построены 2 экспозиции: "Музей подносного промысла" (1989) в доме художников Худояровых (новодел) и "Музей быта и ремесел горнозаводского населения" (1993) в т.н. "господском доме".

    "Господский дом" является одной из немногих сохранившихся до нашего времени частных жилых построек эпохи позднего классицизма. Особенности планировочного решения и декоративного оформления фасада дают возможность отнести постройку дома к 20-30 годам XIX в. Именно в это время в провинциальных городах и селениях России широкий размах получает жилищное строительство, заказчиками которого становятся новые социальные слои общества - купечество и промышленная буржуазия, что привело к сложению нового типа небольшого жилого здания, построенного по образцовому проекту, который пришел на смену богатым особнякам дворянской знати. Именно к этому социальному слою относились первые владельцы постройки. Упоминание о них можно обнаружить в архивных материалах по обывательской застройке Н-Тагила, относящихся к 1833 году. Это план усадьбы, к которому прилагалась следующая экспликация: "План месту и строению Кушвинской 3 гильдии купецкой жены вдовы Евдокии Дерябиной состоящий при Нижнетагильском наследников Демидова заводе". От купчихи Евдокии Дерябиной усадьба перешла по наследству се сыну Тарасу Андреевичу Дерябину, который оставался владельцем дома вплоть до середины XIX века.

Рекламные изделия Всероссийских промышленных выставок. Узлы и рельсы из мартеновской и бессемеровской стали, завязанные в холодном виде. Вторая половина XIX в.

    Можно предположить, что во второй половине XIX века дом был приобретен в заводскую собственность. В этот период постройка использовалась как дом для именитых гостей, где могли останавливаться посещавшие Нижний Тагил владельцы заводов. В обычное же время в нем жили представители высшей заводской администрации.

    Автором проекта постройки принято считать архитектора Александра Петровича Чеботарева, сына крепостного. В 1810 годах он учился в Императорской Академии художеств у профессора архитектуры А.И. Мельникова. Крепостное состояние помешало Чеботареву получить звание профессора. По окончании Академии А.П. Чеботарев работал в Н-Тагиле, он являлся автором целого ряда сооружений, определивших облик горнозаводского поселка.

Д. Радье. Распятие Иисуса Христа. Мрамор. 1844 г.    В "господском доме" размещена экспозиция быта и ремесел горнозаводского населения. Первый этаж здания представит традиционные промыслы, характерные для Нижне-Тагильского горнозаводского округа. Прекрасные берестяные туеса (бураки), украшенные тиснением и росписью, сундуки, окованные знаменитой "мороженой жестью", расшитые умелыми руками полотенца, образцы домашнего ткачества помогут посетителям соприкоснуться с лучшими традициями народного мастерства.

    Экспозиция второго этажа познакомит посетителей с прекрасным миром народного костюма, интерьерами различных социальных слоев населения Н-Тагила.

    Музей подносного промысла

    Учитывая значение тагильского подносного промысла в развитии лаковой живописи не только на Урале, но и в России, владея значительными подлинными экспонатами и документальными материалами - этот промысел был выделен в самостоятельную экспозицию, учитывалось и то, что государственных музеев с подобной тематикой в стране нет.

    Для экспозиции был выбран двухэтажный дом тагильских крепостных художников Худояровых. Сохранившийся дом с улицы Горького, 23 перенесли на улицу Тагильскую, 28 и поставили рядом с "господским домом". К сожалению, очень много бревен дома сгнило, и во время реставрации были поставлены новые бревна из лиственницы, того же диаметра и длины. Музей был открыт в 1989 году.

    На 1-м этаже музея была воссоздана подносная мастерская XIX в., были сооружены 2 печи для обжига подносов и подобран инструментарий.

    В исторической, экспозиции отражена история зарождения и развития подносного промысла в Н. Тагиле с XVIII века до наших дней (продукция завода "Эмальпосуда"), деятельность творческой группы по восстановлению тагильской росписи подноса и показано творчество художников Худояровых.

    Для полного показа социальной жизни в истории формирования населения в предреформенный и пореформенный периоды на специально освобожденной от строений площадке в едином архитектурном замысле рядом с "господским домом" и домом Худояровых будут размещены крестьянский дом "со связью" (двухвременной дом XVIII и XIX веков, соединенные между собой сенями. В таком доме жили 2-3 поколения одной семьи), дом высококвалифицированного мастерового (дом Панникова), изба переведенца (избы, которые строили по распоряжению Демидовых для переведенных крепостных), колодец, кузница с развернутыми в них экспозициями соответствующих социальных групп.

    Историко-этнографический музей расположен в исторической зоне Н-Тагила по улице Тагильской, одной из самых старейших в городе, она уже есть на плане 1734 года. В этом уголке старого Тагила, еще не застроенного современными домами, находятся здания, представляющие исторический и архитектурный интерес: дом подносника Дубасникова, купеческие особняки, дома высококвалифицированных рабочих и ремесленников.

    Мемориально-литературный музей писателя А.П. Бондина

Экспозиция мемориально-литературного музея А.П. Бондина    Музей уральского писателя Алексея Петровича Бондина (1882-1939) был открыт в 1959 году. В 1982 году была проведена реконструкция музея, отремонтирован рядом стоящий дом и пристроен выставочный зал. Музей писателя состоит из двух частей - мемориальной, в которую непосредственно входит дом писателя, и литературной, состоящей из двух экспозиций: "Жизнь и творчество А.П. Бондина" и "Литературная жизнь Н. Тагила". Экспозиции построены в 1993 году.

    В мемориальной части восстановлена обстановка кабинета писателя: его письменный стол, личные вещи. Гостиная обставлена мебелью и вещами, характерными для 1930-х годов. В этом доме писатель жил последние 4 года. Сохранился рукописный архив писателя (3561 ед.).

    Построенная новая экспозиция "Жизнь и творчество А.П. Бондина" дает посетителю систематизированную историко-литературную трактовку биографических и творческих фактов писателя.

    Экспозиция "Литературная жизнь Н. Тагила" является логическим продолжением основной экспозиции, т.к. именно Алексей Петрович создал литературный кружок и продолжительное время был его руководителем.

    Музей хранит рукописный архив членов литературного объединения города (ок. 5 тыс. ед. хр.).

    Литературно-мемориальный музей Д.Н. Мамина-Сибиряка (1852-1912)

    Музей расположен на родине писателя в поселке Висим в доме, где он провел детские и юношеские годы. В 1959 году была открыта мемориальная комната, в 1979 году был создан литературно-мемориальный музей. К сожалению, музей располагал ограниченным количеством мемориальных вещей писателя, поэтому была воссоздана типологическая обстановка дома священника (отца писателя) II пол. ХIXв.

    Литературная экспозиция раскрывает творческий путь писателя, основное внимание уделено теме "Местный край и писатель" и показу уклада жизни жителей Висимо-Шайтанского завода. Особенностью данного музея является особое природно-ландшафтное окружение, знаменитые "шиханы" и "зеленые горы".

    В 1980-1985 годы были реконструированы хозяйственные постройки и сделаны экспозиции в амбаре, сарае, бане. На территории усадьбы построен старательский комплекс с воспроизводством старательских работ по добыче золота и платины конца XIX века: изба старателя, сруб шахты с бадьей и тачкой.

    В здании школы, в которой преподавал отец писателя Наркис Мамин, сделан выставочный зал.

    Краеведческий музей в городе Нижняя Салда

    Музей был открыт к 200-летию Нижне-Салдинского металлургического завода 15 августа 1960 года. С 1979 года Нижне-Салдинский музей является филиалом Нижне-Тагильского музея. В 1984 году была сделана новая экспозиция музея, рассказывающая о развитии края с XVIII века до наших дней.

    На подлинных документах показана социально-экономическая жизнь городов Верхняя и Нижняя Салда. Акцентное внимание уделено показу практической деятельности на заводах известных металлургов России Константина Павловича Поленова и Владимира Ефимовича Грум-Гржимайло. В единственной экспозиции музея-заповедника подробно показан процесс углежжения. В темах "Культура и быт" и "Негорнозаводская промышленность" подчеркнуты отличительные признаки Нижней Салды от других населенных пунктов в рамках Нижне-Тагильского горнозаводского округа.

    Нижне-Салдинский металлургический завод является объектом экскурсионного посещения.

Экспозиция горнозаводского музеума Н-Тагильских и Луньевских заводов. Начало XX в.     Геологический музей имени А.Е. Ферсмана в поселке Мурзинка

    Среди минералогических и геологических музеев страны Мурзинский занимает особое место. Он находится во всемирно известной для специалистов и любителей цветного камня "самоцветной столице" - селе Мурзинка. Это старое село возникло в 1640 году.

    В 1958 году был открыт небольшой школьный геологический музей. В 1964 году по инициативе Ивана Зверева, внука знаменитого горщика Данилы Зверева, в здании бывшей церкви - архитектурного памятника XVIII века, был открыт музей им. Александра Евгеньевича Ферсмана.

    В музейной экспозиции представлено свыше 1000 образцов из знаменитых копей. Учитывая историческое значение Мурзинки как района, где были открыты первые русские самоцветы, где родилась настоящая культура камня в России - искусство поисков и обработки, основное внимание в экспозиции уделено теме "Добыча и огранка самоцветов с привлечением инструментария горщика".

    В витринах экспонируются типичные минералы негматитовых жил: кристаллы микроклина, образцы гребенчатого альбита, разнообразные слюды, черный турмалин-шерл, кристаллы и друзы мориона, дымчатого горного хрусталя и молочного кварца.

    Среди этих штуфов как "искры прекрасного" - кристаллы самоцветов: глубокого синего цвета, топаз из копей Голодного лога, прозрачный, чистейшей воды небесно-голубой топаз знаменитой "Мокруши". Винно-желтые гелиодоры соседствуют с совершенно необычным аквамарином светлого фисташково-зеленого цвета. Одним из самых знаменитых мурзинских самоцветов является аметист.

    Научное изучение геологии района, условий образования уральских самоцветов велось многими геологами, но наибольший вклад внес академик А.Е. Ферсман, и центральное место в экспозиции занимает тема - "Изучение Алабашско-Мурзинских копей Александром Ферсманом".

    Разработка самоцветов в Мурзинском районе продолжается и в настоящее время Нейво-Шайтанской партией. Один из разделов экспозиции рассказывает о современной разработке самоцветных копей и о добыче аметистов на шахте Ватиха.

    Этнографическая экспозиция позволяет проследить историю возникновения с. Мурзинка и быт ее населения.

    Музей "Дом рабочего И.Я. Добродеева"

    Дом находится на бывшей окраине города в районе старой Гальянки. Сама постройка представляет собой одноэтажное здание общей площадью 54 кв. м, под шатровой крышей. Взят типичный дом рабочего медного рудника Ивана Яковлевича Добродеева (1873-1909), прошедшего сложный путь рабочего нач. XX века, участвовавшего в революционных событиях и погибшего как политический узник.

    В доме восстановлена обстановка кон. XIX-нач. XX веков и показана жизнь рабочей семьи. Музей открыт в 1982 году.

    Кушвинский краеведческий музей

    Открыт в 1965 году и рассказывает об истории казенного Гороблагодатского округа.

    Качканарский краеведческий музей

    Открыт в 1992 году. Функционируют выставочные залы музея.

Главная страница