Живет память о мастерах

музей истории подносного промысла

   Династия Худояровых, а их было четыре поколения, прославила свою фамилию искусной росписью подносов и тайной хрустального (стеклянного) лака. Родоначальником династии тагильских мастеров - живописцев считается Андрей Степанович Худояров (1722- 1804), оказавшийся на тагильской земле в 60-70-х годах XVIII века. Он создал свою мастерскую и занимался росписью железных изделий.

   Сыновья Андрея Степановича Федор (1740-1828) и младший Вавила (1755-1794) продолжили живописное мастерство. Вавила умел изображать сцены красками, серебром, золотом... на меди, железе, бумаге и дереве. Сам составлял краски. По заказам Н.А. Демидова они выполняли работы для дворцов в Москве и Петербурге. В 1785 году Вавила и Федор Худояровы расписали столик для хранения бумаг.

   Этот столик поступил в музей Нижнего Тагила в 1979 году. У Федора Андреевича Худоярова было три сына: Павел, Исаак и Степан, они оставили заметный след в истории уральской живописи XIX века.

   Действительно, они были не только продолжателями дела старших Худояровых, мастеров росписи по металлу, но и авторами живописных полотен. Так, Павел Федорович (1802- 1860) создал картины “Листобойный цех”. “Высокогорский рудник”, Исаак (1807-1879) - “Гулянье на Лисьей горе”. К тому же он был одним из первых тагильских садоводов.

   Как рассказывала внучка художника Ольга Худоярова, узоры для разрисовки подносов Исаак Федорович брал с цветов в своем саду.

   А его младший брат Степан (1810-1865) в 1828 году вместе с двумя другими способными учениками был послан по распоряжению Н. Демидова в Италию для усовершенствования в живописи, попал под руководство выдающегося русского художника Карла Брюллова. Именно он стал первым уральским живописцем, который получил известность в России под именем Федорова.

   Кисти Степана Федорова - Худоярова принадлежит картина “Иван Сусанин”. Кроме того, он же проявил себя и как художник мозаичного отделения Академии художеств в Петербурге, участвовал в отделке Исаакиевского собора в северной столице.

   Четвертое поколение художников связано с именами Василия Павловича (1831- 1891) - сына Павла Худоярова и Вонифатия Исааковича (1841-1870) - одного из 13 детей Исаака. Оба учились в Петербурге в Академии художеств и получили звание “свободного художника”.

   Дом Худояровых находился раньше на улице Береговой (ныне ул. Горького, 23). Большой, двухэтажный, со многими окнами на две стороны. С одной они глядели прямо на реку Тагил. Дом был куплен Худояровыми, а с 1848 года по завещанию принадлежал Исааку Федоровичу. Здесь же была мастерская по изготовлению и росписи подносов. Исаак Федорович разбил при доме большой сад. Выращивал многие виды редких цветущих растений, кустарников, любил розы. Красоту садовых цветов переносил на свои лакированные изделия.

   С приходом Советской власти дом был передан под коммунальные квартиры, внутренняя планировка изменена, сад запущен. До наших дней он не сохранился. Лет десять назад дом снесли, так как стал он уже достаточно ветхим, возраст преклонный - около 200 лет. На этом месте сейчас построены частные гаражи. А чуть выше места, где стоял ранее дом Худояровых, ближе к улице Тагильской возрожден новый. Реставрация велась по сохранившимся в архивах планам. И вот в конце мая 1991 года восстановленный дом Худояровых распахнул двери для посетителей музея истории подносного промысла.

Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 29.08.1991.

 

В гости к Худояровым.

    Счастливой особенностью музейного дела Нижнего Тагила является то, что все наши филиалы располагаются в зданиях, где действительно жили и работали люди, которым посвящены экспозиции. Музей Бондина находится в последней квартире писателя, городской — в помещении бывшего демидовского заводоуправления. Новый филиал разместился в деревянном двухэтажном особняке, который в XIX веке принадлежат знаменитому тагильскому мастеру Исааку Федоровичу Худоярову (1807—1879 годы).

    Исаак Федорович имел к подносному делу самое прямое отношение. Он считался одним из лучших крепостных художников, кому контора Демидовых поручала выполнение самых почетных заказных изделий. Его мастерская пользовалась особым уважением и почитанием местных жителей. Кроме того, мастер в совершенстве владел искусством своих предков-старообрядцев — иконописью, создавал уникальные станковые произведения — звонкие и чистые по краскам, празднично-декоративные, достоверные и точные в каждой своей детали.

    В домашней мастерской И.Ф. Худоярова, как и у других мастеров, подносы, шкатулки, столики но только расписывались и украшались. Здесь же готовили краски. На мраморной доске специальными пестиками - курантами терпеливо и тщательно растирали порошки минералов, руд, цветные глины с маслом. Доски и куранты у всех были одинаковыми, а вот рецепты красок у каждого — свой. И хранились эти знания технологии в глубокой тайне.

Картина Степана Худоярова “Молодой садовник”    Из работ самого Исаака Федоровича до нас дошли поднос и несколько шкатулок. Великолепна самая большая из них. На крышку упало солнечное пятно. И из черной глубины фона трепетно и нежно потянулись за золотистым лучом легкие лепестки роз, вспыхнули чистой лазурью коробочки вьюнка, заблестели звездочки незабудок, торжественно - благородно зазвучали аккорды зелени... Все работы Худояровых с секретом. Однако он не скрыт за надежными и хитроумными замочками, а спокойно лежит и блестит прямо на поверхности изделий. Роспись покрыта тонкой и прозрачной пленочкой — это лак, рецепт приготовления которого был главной ценностью, доставшейся Исааку в наследство от отца Федора (1740-1828 гг.) и дяди Вавилы. В народе лак называли стеклянным, хрустальным, а чаще по имени изобретателей: “худояровским белым”.

    В Музее истории подносного промысла вас обязательно привлечет интересный чертеж: план и фасад московского дома Никиты Акинфиевича Демидова. Для одной из комнат этого дворца — личного кабинета хозяина — по его распоряжению, Вавила и Федор Худояровы из листового железа изготовили 280 “досок”, покрыли их своим сильным “белым” лаком и расписали. По специальным книгам, присланным Н.А. Демидовым, с соблюдением всей точности в пропорциях, рисунке и колерах, крепостные мастера в 1782—83 годах украсили дощечки птичками и цветами. Знаток живописи, коллекционер, человек тонкого и изысканного вкуса, каким слыл Никита Акинфиевич, высоко оценил работу тагильских художников.

    Старший сын Федора Худоярова — Павел, как и отец, имел свою лакировальную мастерскую и совмещал в одном лице иконописца и живописца железных изделий. Павел Федорович по поручению заводоуправления принимал участие в росписи купола Выйско-Никольской церкви (1830-40-е годы), писал иконы для Введенской. В 1819 году копия, которую художник снял с работы старого французского мастера Койпеля “Жертвоприношение Ифигении”, быта помещена на выставке в С. Петербурге. Совет Академии удостоил автора награды за то, что художнику удалось передать “душу оригинала”.

    Младший сын Федора Худоярова — Степан. В 1828 году в возрасте 18 лет по воле Н.Н. Демидова он был отправлен в Италию для изучения живописи. Учителем его стал молодой выпускник Академии художеств, пансионер Общества поощрения художников К.П. Брюллов. Видимо, именно в тот период и был написан Степаном “Молодой садовник”, который стал сейчас настоящим украшением экспозиции Музея истории подносного промысла.

    Два племянника Степана Худоярова — Василий и Вонифатий — также стали профессиональными художниками. Получив вольную, они закончили Академию художеств. Работы Худояровых хранятся в музеях Москвы, Ленинграда, Перми, Иркутска. Несколько небольших картин названных авторов мы тоже предлагаем вашему вниманию.

    Семья Худояровых была не единственной творческой династией, принесшей славу тагильским лакам. Начиная с XVIII века, искусство росписи и лакировки передавалось в семьях Дубасниковых, Перезоловых, Бердниковых, Лебедевых, Чаусовых. Владельцы крупных мастерских широко использовали наемный труд и постоянно, в традиционное для торга врем отправляли большие партии лакировальных изделий на большие ярмарки России.

    Недешево стоили великолепные подносы - картины, украшенные мифологическими, историческими, жанровыми сценами, заимствованные крепостными мастерами с печатных гравюр. Были в продаже и специальные картины на железе. Наш музей обладает таким уникальным экспонатом. Это “Вид высокогорского железного рудника”, написанный на куске листового железа в первой половине прошлого века Т.К. Перезоловым.

    В конце XIX — начале XX веков подносный промысел приходит в упадок: снижается качество росписи, сокращается количество мастерских и т.п. Но отдельные сохранившиеся работы позволяют утверждать: уровень отделки подносов продолжает оставаться достаточно высоким. Особенно широкое распространение получает техника орнаментальной отделки через трафаретку. Только золотным орнаментом выполнен огромный поднос - скатерть, вышедший из мастерской Архипа Артемьевича Ушакова (1905 г.), и изящный, камерный поднос — ид мастерской Михаила Феоктистовича Обухова. Трафаретки у тагильских мастеров были удивительно тонкими, сложными по рисунку и обилию деталей. Их вы сможете рассмотреть в нашем новом музее, и обратите внимание, — только у нас, так как эти экспонаты уникальные!

    После, революции, в 20 — 30-х годах в Нижнем Тагиле изготовлением подносов занимались металлообрабатывающие артели “Пролетарии”, “Металлист”, “Красная заря”. В 1958-м артели объединились и появилось новое предприятие — завод эмалированной посуды, при котором возник цех росписи и лакировки подносов. А значит, сохранилось, выжило старинное искусство лаковой росписи, постоянно вбирающее в себя людей талантливых, преданных, щедрых на выдумку и фантазию. Посмотрите, разве не радует, что рядом с “розанами” старейшего художника цеха Агриппины Васильевны Афанасьевой, смело и уверенно раскрывают лепестки пышные бутоны В.П. Полевой-Гробовой, манят к себе свежестью, чистыми, звонкими красками цветы Л.И. Кизиловой, певучи розовые венчики у Т.В. Гуляевой.

    Совсем недавно творческая группа цеха росписи освоила ягодную тематику. А сегодня восхищают своим разнообразием, оригинальностью, вкусом “рябиновое кружево” Т. Юдиной, хрупкая и изысканная “Брусничка” Н. Кошкиной, “Калинка” В. Полевой и О. Максименюк.

    Молодые художники увлеклись возрождением сложной техники отделки подносов через трафарет и сюжетом. Удивительно созвучной романтичной душе юной О. Гавриловой-Ивановой оказалась сказочная тема. Ею подготовлена целая серия панно по сказам П.П. Бажова. А Ирина Решетова виртуозно работает с трафаретом. Неожиданно появились и птички на подносах Т. Шарф и Л. Алиментьевой. А подготовкой квалифицированных кадров занимается СПТУ № 49. Бережно растят молодые таланты опытные преподаватели П.Г. Гусевская, Ю.П. Семенюк.

О. СИЛОНОВА.

    На снимках: Картина Степана Худоярова “Молодой садовник”.

Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 31.05.1991.

Главная страница