Загадка "Санси"

По следам знаменитого бриллианта. Исследования, гипотезы. Новая версия.

    История знаменитого бриллианта "Санси", полная загадок, легенд и приключений, занимала в прошлом веке да и теперь продолжает занимать умы историков, исследователей, авторов книг о драгоценных камнях. Волею обстоятельств к этой запутанной истории, вызывающей разные толкования и предположения, оказались причастны и тагильские краеведы.

    25 января 1991 года в "Краеведческой шкатулке" нашей газеты была опубликована заметка кандидата технических наук Н.А. Мезенина "Тайна "Санси". В ответ на публикацию последовал телефонный звонок другого краеведа, геолога Маи Петровны Рыжовой. Занимаясь серьезным исследованием той же темы, она располагает дополнительными сведениями и, оспаривая точку зрения Мезенина, выдвигает свою, более обоснованную версию о позднейшей судьбе легендарного алмаза.

    Весной 1981 года в Свердловской картинной галерее работала выставка "Русские самоцветы". Более полутора тысяч изделий из камня, созданных уральскими мастерами за последние 200 лет, разместились в шести залах. Впервые были собраны вместе экспонаты из разных музеев – Эрмитажа, Павловского дворца, Загорска, Уральского геологического, Свердловского историко-революционного и других музеев страны. Это была выставка сокровищ.

    В небольшой витрине, состоящей из нескольких стеклянных полок, лежали копии исторических бриллиантов, созданных из различных природных и искусственных самоцветов в производственном объединении "Уральские самоцветы" художником Ю.М. Ружьевым и мастерами Р.З. Худяковым и В.А. Цыбиным. К каждому экспонату, а их было около двадцати, прилагалась этикетка, где указывались его имя, параметры и краткая "биография". Здесь находились копии бриллианта "Орлов", украшающего алмазный фонд СССР, прекрасного кабашона "Евгения", названного в честь жены Наполеона III, "Регента" и других знаменитых камней.

    На одной из полок этой витрины располагался камень чистейшей воды размером с голубиное яйцо, по форме напоминающий грушу (панделок), покрытый множеством граней. Луч света "зажигал" его, и камень "вспыхивал" красным пламенем, мгновенно рассыпавшимся снопом разноцветных искр. Это – копия легендарного "Санси", созданная из фианита. (Фианит – искусственный минерал, обладающий сильным блеском и игрой граней: по физическим свойствам пригоден для имитации алмазов и других ограненных камней.

    Бриллиант "Санси" представлен многими справочниками о драгоценных камнях. Но наиболее полно история этого именитого камня изложена в монографии профессора Я. Зембицкого "Историческое известие о знаменитом алмазе "Санси", изданной в типографии Н. Греча в 1835 году. Яким Зембицкий был членом-учредителем и директором Русского Минералогического общества, многие труды которого издавались не только на русском, но и на немецком языках.

    Не буду приводить здесь изложение вышеназванной монографии, а также сведений, относящихся к биографии "Санси", из книги другого исследователя – Р. Бадаева. Они уже известны читателям, знакомым с публикацией Н.А. Мезенина "Тайна алмаза "Санси" в газете "Тагильский рабочий" за 25 января 1991 года. Напомню лишь основные вехи запутанного пути этого легендарного камня.

    Алмаз, ставший впоследствии бриллиантом "Санси", был найден в Восточной Индии. Существует версия, что в 50-х годах XV века он принадлежал герцогу Бургундии Карлу Смелому. Потом, поменяв нескольких владельцев (в том числе французского дворянина Николая Гарлея де Санси, от которого и получил свое имя), перешел к английскому королю Якову II, а в 1695 году был продан им французскому монарху Людовику XIV. В описи регалий французской короны, составленной в 1791 году, камень оценен в один миллион франков. Но через год, 17 августа 1792 года, "Санси" похитили, и он надолго исчез из поля зрения.

    Только в конце 20-х или начале 30-х годов 19 века владельцем его стал Павел Николаевич Демидов. Владелец тагильских заводов купил его за 500 тысяч франков через подставное лицо у герцогини Беррийской, которой этот бриллиант достался неизвестно каким путем.

    В 1836 году Демидов женился на Авроре Карловне Шернваль. Утром, в день свадьбы, он преподнес своей молодой жене великолепную шкатулку, сделанную из благородных металлов и украшенную драгоценными камнями с Урала. В шкатулке было четырехрядное ожерелье из жемчужин размером с лесной орех и "Санси".

    Супруги прожили вместе недолго, всего три с небольшим года. 21 марта 1840 года П.Н. Демидов умер. После смерти мужа Аврора Карловна появлялась в обществе только в темных однотонных туалетах, шею вдовы украшал "Санси" на платиновой цепочке.

    Дальнейшую историю знаменитого бриллианта можно проследить по письмам Авроры Карловны из Парижа, где она со своим вторым мужем подполковником Андреем Николаевичем Карамзиным прожила с декабря 1847 по май 1848 года. Аврора пишет сестре Алине в Плен: "Ты не можешь себе подставить тот удивительный эффект, какой производят здесь мой "Санси" и мое жемчужное колье. Говорят даже, что некоторые дамы добиваются приглашения в дома, где я бываю, только для того, чтобы увидеть мои жемчуга. И далее: "Андре уверял меня, что вчера на балу он все время знал, где я нахожусь, благодаря толпе, образовавшейся вокруг меня и следовавшей за мной всюду".

    Вероятно, к этому времени относится следующий анекдот. Однажды на балу Аврора Карловна была со знаменитым бриллиантом на шее. Танцевать было очень тесно, и она побоялась, что тонкая цепочка может порваться, драгоценность упадет на пол и потеряется. Аврора Карловна попросила своего кавалера – графа Морни позаботиться о драгоценности и оставить у себя до следующего дня. Он любезно согласился. Аврора расстегнула цепочку, и граф спрятал "Санси" в карман своего белого жилета.

    Напрасно госпожа Карамзина ждала, что на другой день Морни явится с визитом и вернет драгоценность. Прошло несколько дней – о графе никакого слуха. Не следует ли напомнить ему? Но это было бы крайне неудобно. Наконец, однажды доложили о приходе графа. Сияя от радости, Аврора поспешила ему навстречу. "Граф, как это любезно с вашей стороны, – произнесла она, – что вы пришли, чтобы вернуть мою драгоценность".

    Морни, побледнев, отпрянул. Похолодев от ужаса, он инстинктивно поднес руку к карману жилета. Забыв о всяком этикете, граф повернулся спиной к хозяйке дома, стремглав сбежал по лестнице, бросился в свою карету, во весь опор помчался домой, вернулся в дом и позвал слугу. "Жилет, – запыхавшись, закричал он, – белый жилет, в котором я был на балу, дай мне его". "Но я отдал его сегодня утром прачке", – заикаясь, пробормотал слуга. Морни казалось, что он задохнется. "Скорее, немедленно, доставь его сюда", – приказал он и в нескольких словах объяснил испуганному слуге, в чем дело.

    Смертельно побледнев, слуга бросился в путь. Он примчался к дому прачки. Перед домом на тротуаре сидели ее маленькие дети и с увлечением играли каким-то блестящим предметом, в отшлифованных поверхностях которого солнечные лучи преломлялись и сверкали всеми цветами радуги. Это был "Санси"...

    ...В мае 1854 года А.Н. Карамзин погиб во время русско-турецкой войны. Аврора Карловна во второй раз стала вдовой.

    Документов, раскрывающих дальнейшую судьбу "Санси", пока не найдено, но в литературе есть несколько упоминаний об этом историческом камне. Авторы монументальных книг о драгоценных камнях Г. Банк и Г. Смит утверждают, что "Санси" восхищались на Всемирной выставке в Париже в 1867 году, затем его приобрела семья Астор. В. Шуман указывает год приобретения знаменитого бриллианта этой семьей – 1906. Кем же был представлен бриллиант на выставке и у кого купила этот камень семья Астор – неизвестно.

    По мнению же Р. Валаева, автора книги "Новеллы о драгоценных камнях". Аврора Карловна, выйдя замуж за Андрея Николаевича Карамзина, привезла с собой в новую семью (здесь имеется в виду семья историка и писателя Н.М. Карамзина) "Санси" вместе с другими драгоценностями. "В доме Карамзиных, – пишет Р. Валаев, – уникальный бриллиант находился с 1846 по 1917 год, а затем след этого замечательного камня теряется. Известно лишь, что он не был вывезен за границу и остался в России". Этой же версии придерживаются уральские писатели И. Шакинко и Н. Мезенин.

    Затем след знаменитого бриллианта теряется почти на целый век. И только в последние двадцать лет в литературе вновь появились сведения о "Санси".

    Вот как раскрывает дальнейшую историю этой драгоценности Ю. Соловьев: "По-видимому, давно исчезнувший бриллиант "Санси" вновь появился на свет и уже в Соединенных Штатах Америки. В печати сообщалось о том, что в 1969 году (запомните эту дату – М. Р.) безымянный бриллиант величиной с голубиное яйцо, вделанный в кольцо, продавался с аукциона в Нью-Йоркской галерее Паркер-Венета... последние три удара молотка – и бриллиант попадает в руки Кенмора...". (Роберт Кенмор – коммерсант и делец, представляющий интересы американского ювелирного дома Картье).

    И далее: "На аукционе "скрестили шпаги" Жаклин Кеннеди, жена греческого судовладельца – миллиардера Аристотеля Онассиса, и Элизабет Тейлор – кинозвезда и супруга известного американского киноактера Ричарда Бартона. Таким образом, миллионное украшение от Кенмора перекочевало в витрину ювелирного дома Картье, а из него к Элизабет Тейлор".

    Версии о том, что знаменитый бриллиант "стал собственностью Элизабет Тейлор", придерживается и Ю. Яровой в своей замечательной книге "Цветные глаза земли".

    Итак, в настоящей статье есть шесть упоминаний о существовании "Санси" после 1830 года. Первое – монография Я. Зембицкого, где указываются параметры, полученные при исследовании этого камня. "Сей алмаз, – писал Я. Зембицкий, – имеет вид груши, ограниченной двойной резьбою, прозрачность его массы представляется в такой совершенстве, которое означается выражением: чистейшая вода; вес его 53,5 карата, по точному исследованию, произведенному в Минералогическом обществе действительным членом А.А. Дювалем".

    Второе упоминание – письмо А.К. Демидовой – Карамзиной, посланное из Парижа сестре Алине в феврале 1848 года. Третье – утверждение, что "Санси" демонстрировался на Всемирной Парижской выставке в 1867 году. Четвертое – информация о том, что этот бриллиант стал собственностью семьи Астор. Пятое – версия Р. Валаева о том, что Аврора Карловна привезла "Санси" в новую семью и что камень до 1917 года находился у Карамзиных. И, наконец, шестое – предположение Ю. Соловьева и Ю. Ярового, будто "Санси" владеет Элизабет Тейлор.

    Итак, два первых упоминания документальны, следовательно, бесспорны. Следующие два – сомнительны, и вот почему.

    В своей книге "Мир самоцветов" Г. Банк утверждает, что "Санси" весит 106 каратов, а это противоречит замерам А.А. Дюваля", державшего камень в собственных руках. Далее, Г. Смит так начинает описание знаменитого бриллианта: "История камня "Санси" очень запутана, возможно, в ней переплелись истории двух или более камней". Следовательно, речь могла идти о другом камне, а семья Астор приобрела не тот "Санси", о котором писали Я. Зембицкий и А. Демидова-Карамзина. Тем более, как писал Г. Банк: "...никогда ничего нельзя утверждать с уверенностью, если речь идет о частном владении". Конечно, можно предположить, что именно тот "Санси" демонстрировался на Парижской выставке в 1867 году. Но в таком случае официальный показ в Париже драгоценности, некогда похищенной из французской сокровищницы, мог вызвать грандиозный скандал. Или, может быть, "Санси" тогда уже принадлежал Франции? У кого же в таком случае он был приобретен?

    Версия же Р. Валаева, И. Шакинко и Н. Мезенина, мягко говоря, вызывает недоумение, Аврора Карловна Демидова была весьма состоятельным человеком: владела каменным домом в Петербурге, виллами в Финляндии. Когда она стала женой Андрея Николаевича Карамзина, то муж пришел к ней в дом, а его мать и сестры подолгу жили у гостеприимной невестки на вилле Трясканда. Предположение, что богатая, умная и независимая женщина отдала в другую семью, даже если это семья мужа, фамильную драгоценность, неубедительно. О принадлежности знаменитого бриллианта Авроре Карловне уже в последней четверти XIX века пишет и М.И. Пыляев в книге "Драгоценные камни", изданной в С.-Петербурге в 1888 году.

    И уж совсем абсурдным кажется утверждение, что "Санси" хранился в семье Карамзиных до 1917 года. Екатерина Андреевна Карамзина – мать Андрея Николаевича, ее сыновья и дочери умерли в 19 веке. Аврора Карловна пережила всех и скончалась в 1902 году. Таким образом, бриллиант "Санси", по моему мнению, никогда не был собственностью семьи Карамзиных.

    Версия же Соловьева и Ярового, на мой взгляд, заслуживает внимания. Но для того, чтобы проследить предположительный путь бриллианта "Санси" от времени А.К. Демидовой - Карамзиной до аукциона в Нью-Йорке, происходившего в наши дни, необходимо сделать небольшой экскурс в историю.

    Павел Павлович Демидов, сын Павла Николаевича и Авроры Карловны, был очень богатым человеком. Кроме заводов и имений в России, ему принадлежали виллы и дворцы за границей. Он купил в Италии великолепное имение Медичисов – старинную виллу Пратолино, расположенную близ Флоренции. От своего бездетного дяди – Анатолия Николаевича, после смерти последнего Павел Демидов унаследовал княжеский титул и виллу Сан-Донато.

    Богатый наследник перевез из Сан-Донато в Пратолино фамильную библиотеку и художественные ценности, а их было немало. В частности: портрет П.Г. Демидова кисти Ф. Рокотова, два мраморных бюста – Никиты Акинфиевича Демидова и его жены Александры Евтихиевны, созданные Федотом Шубиным. Можно предположить, что в этой коллекции были портреты и других Демидовых, их родственников Строгановых, написанные известными портретистами К. Брюлловым, Э. Виже-Лебреном, Ж.-Л. Вуалем и другими художниками, а также картины русских и европейских мастеров, античные скульптуры, различный антиквариат. Виллу Пратолино унаследовала дочь П.П. Демидова – Мария, в замужестве Абамелек-Лазарева.

    У Павла Павловича от двух браков было шестеро детей (седьмой умер в младенчестве). Следовательно, у Авроры Карловны было две невестки, три внука и три внучки. Одну из них, родившуюся в 1873 году, назвали Авророй, в честь бабушки. Аврора Павловна вышла замуж за сербского принца Арсения Карагеоргиевича – офицера русской армии. Сын Авроры-внучки, Павел Югославский (он, вероятно, носил такую фамилию), унаследовал виллу Пратолино в 1956 году после смерти своей бездетной тетки Марии Павловны Абамелек-Лазаревой.

    Картины и антиквариат из виллы Пратолино экспонировались на различных выставках. Например, в каталоге выставки французского искусства в Лондоне в 1968 году указана картина "Девочка в шляпе", на которой изображена Екатерина Александровна Строганова. К каталогу приложена репродукция со следующей аннотацией; "Художник Э. Виже-Лебрен, владелец картины Павел Югославский, размер 68,6x55,9, ранее находилась в собрании Демидовых".

    В 1969 году Павел Югославский продал виллу Пратолино, а ценности пошли "с молотка". Вспомните, уважаемый читатель, что аукцион в Нью-Йорке происходил тоже в 1969 году.

    Теперь вернемся к Авроре Карловне. Она, судя по воспоминаниям современников и ее письмам, была человеком умным, рассудительным, чтила традиции старинных дворянских родов. Демидова-Карамзина получала приличную пенсию от тагильских заводов и, как было сказано выше, имела дом в Петербурге и виллы в Финляндии. Сомнительно, чтобы женщина, обладающая достоинством, да к тому же обеспеченная и независимая, могла продать фамильную драгоценность.

    Куда же делся "Санси" в таком случае? Скорей всего Аврора Карловна завещала после своей смерти этот бриллиант одной из самых близких родственниц. Ею вполне могла быть внучка, Аврора Павловна Карагеоргиевич, – женщина ослепительной красоты, портрет которой написал Константин Маковский.

    Аврора-внучка ненадолго пережила свою бабушку и скончалась в 1904 году. Вероятней всего, ее богатство унаследовал сын Павел, к тому времени несовершеннолетний.

    Как же в дальнейшем могли распорядиться фамильным бриллиантом? Возможны два варианта: 1. "Санси" был продан какому-нибудь государству или частному лицу. 2. "Санси" остался в семье принца Павла или его наследников. И если принять первый вариант, то не исключено, что фамильная драгоценность Демидовых стала принадлежать кинозвезде Элизабет Тейлор (версия Соловьева и Ярового).

    Есть еще одно небольшое косвенное подтверждение этой версии. Журнал "Штерн" сообщал, что супруг кинозвезды Р. Бартон после очередной размолвки с женой "на следующий день покупал ей огромное кольцо с бриллиантом, который был так велик, что она не могла согнуть палец". Замечу: период совместной жизни актеров длился с 1964 по 1976 год. Вполне вероятно, что в обеих публикациях – Ю. Соловьева и вышеназванной – речь идет об одном и том же кольце.

    А если все-таки у Элизабет Тейлор не тот бриллиант, что был подарен Авроре Карловне? В таком случае можно принять второй вариант и предположить, что "Санси" находится среди богатств, унаследованных Павлом Карагеоргиевичем (Югославским), в Италии или в Югославии. Может быть, это сокровище находится и в другой стране, но только не в России.

    Так мне видится история бриллианта "Санси". Она построена на предположениях и косвенных доказательствах, поэтому далеко не бесспорна.

    В архивах многих городов нашей страны и за границей хранятся документы, принадлежавшие Демидовым. В настоящее время по архивным материалам ученые, историки, музейные работники, краеведы пытаются восстановить историю этого рода. Планируется издание Демидовской энциклопедии. И может быть, среди деловых бумаг попадутся письменное свидетельство о приобретении П.Н. Демидовым бриллианта "Санси", акт о передаче этой драгоценности в наследство, другие документы об историческом камне. И тогда на основании прочитанных страниц из прошлого будет написана достоверная биография "Санси" – камня, связанного с нашим городом, камня, олицетворяющего непреходящие ценности – красоту и вечность.

    И последнее. Копия бриллианта "Санси" находится в музее производственного объединения "Уральские самоцветы". Как было бы хорошо, если бы наш музей-заповедник горнозаводского дела Среднего Урала изыскал возможность приобрести эту копию.

М. РЫЖОВА.

    Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 05.10.1991; 19.10.1991.

Главная страница