Евдокия Ростопчина и Аврора Демидова:

эпизоды из жизни русского общества XIX века

    Храни мой слабый след, храни о нем преданье.

Ростопчина.

Часть первая. Графиня-поэтесса

    Однажды на балу Лермонтов пригласил на вальс графиню Ростопчину. "С вами, сказала она, - позже". Отмщение не заставило себя ждать. В мазурке подводят ее к нему с другой дамой. "Мне с вами", - объявила графиня. "С вами? Позже", - был ответ Лермонтова.

    Так встречались и шутили два поэта XIX века. Одного все знают со школьных лет, с другой - надо знакомиться. В юношеские годы Лермонтов посвятил ей новогодний мадригал 1831 г. В свой последний приезд в Петербург Михаил Юрьевич снова встретился с поэтессой в салоне Екатерины Андреевны Карамзиной, вдовы российского историографа. В этом доме по вечерам собирались литераторы и люди разных направлений. Еще в конце 1832 г. с хозяйкой познакомилась Аврора Шернваль, будущая ее невестка, о чем тогда никому было неведомо. Там же Аврора виделась и с входившей в моду светской поэтессой Евдокией Петровной.

    На вечере 12 апреля 1841 г. в салоне провожали Михаила Юрьевича на Кавказ. Евдокия Петровна написала стихотворение "На дорогу". Через три месяца и три дня - 15 июля у подножия горы Машук, в четырех верстах от Пятигорска, поэт погиб на дуэли. Откликом Ростопчиной на смерть Лермонтова были ее стихи "Нашим будущим поэтам", написанные через два дня после того, как она узнала о дуэли:

    Поэты русские свершают жребий свой,

    Не кончив песни лебединой!..

    Однако как чудно переплетаются судьбы людей! При жизни Михаил Лермонтов влюбился в Эмилию, сестру Авроры, которая позже стала женой Андрея Карамзина. А Евдокия Ростопчина, будучи замужней, уже была любима Андреем, и у них появились внебрачные дети, о которых почти никто из современников не знал.

    Девичья фамилия Ростопчиной - Сушкова, свои звали: Додо. Первые стихи она написала в семь лет на французском, а в 12 - на русском. Получила домашнее образование, книги заменили ей воспитателей. Стихотворение "Талисман" впервые было опубликовано в 19 лет без ее ведома П.А. Вяземским. Лермонтов сразу отметил появление новой поэтессы, посвятив ей стихотворение "Додо":

    Умеешь ты сердца тревожить,

    Толпу очей остановить,

    Улыбкой гордой уничтожить,

    Улыбкой нежной оживить...

    Но известной Евдокия Петровна стала под фамилией Ростопчина (23.12.1811 -3.12.1858), выйдя замуж за графа Андрея Федоровича Ростопчина (1813-1892), сына знаменитого московского главнокомандующего 1812 года. Они венчались 26 марта 1833 г. В день свадьбы бабушка Прасковья Пашкова заклинала Евдокию не писать и не печатать свои сочинения, ибо такое занятие не подобает дворянке. Но внучка обещания не дала.

Е.П. Ростопчина    После замужества графиня Ростопчина начала писать и печатать свои стихи в лучших журналах обеих столиц. В молодости она выражала веру в идеалы декабристов в стихах "К страдальцам". В повестях и романах содержалась критика светского общества. Электронная версия historyntagil.ru. Аллегорическое изображение угнетения Польши Россией в балладе "Неравный брак" вызвало гнев Николая I, и графиню не приглашали на приемы во дворец. В русском же обществе ее стихи пользовались успехом. Сорок из них положили на музыку, стали известными романсы "Когда б он знал", "Ветер свищет, ветер воет".

    А вот семейная жизнь не ладилась. Полагают, что брак с ее стороны был по расчету, вызван желанием избавиться от мелочной опеки родственников и упрочить положение в свете. Брак оказался несчастным, без любви. Муж был на три года моложе жены. Их дочь Лидия в мемуарах характеризовала отца, как гвардейского "шалуна", кутилу, рано истаскавшегося, лысого уже в 19 лет, в год свадьбы.

    Сложные отношения с мужем обостряли горечь существования Евдокии Петровны. Она страдала от его грубостей и оскорблений. Вскоре супруги, хотя и обитали в одном доме, стали жить раздельно, на разных этажах. Но на вечерах и балах появлялись вместе, стараясь не афишировать свой разрыв. Временами они мирились. Тогда совершали совместные поездки. В 1836 г. Евдокия Петровна с мужем появляются в Петербурге, где она открывает салон, ставший одним из литературных центров столицы. Здесь бывали известные писатели, композиторы, артисты. Несколько раз салон посетили супруги Демидовы - Аврора Карловна и Павел Николаевич. После рождения дочери Лидии в семье вновь осложнились отношения. Супруги часто разъезжались. Евдокия Петровна нередко отправлялась в Италию.

    В 1850-х годах, когда Ростопчины опять жили в Петербурге, Евдокия Петровна у себя в доме открыла "субботы", куда приглашала своих знакомых и писателей. Но ее литературная и светская слава проходила. Интересна запись в дневнике А.В. Никитенко за 19 ноября 1855 г.: "Вечер у графини Ростопчиной. Она читала свою новую драму. Довольно скучно... Графиня очень аристократничала, нападала на низшие сословия, восхваляла высшее дворянство. Тютчев ей очень умно возражал. Мне, плебею, ничего не оставалось, как молчать, - и я молчал. Да и что стал бы я говорить болтунье, которая только самое себя слушает?" Творчество Ростопчиной неравнозначно. Но лучшие стихотворения не поблекли в созвучии окружающих ее имен. Лирика поэтессы открыла новые возможности для женской поэзии. По стихам Ростопчиной можно проследить ее жизнь как по дневнику, где как вздох звучат ее стихи:

    Подчас, измучившись тоскою,

    Тяжелым сном душа замрет,

    И много дней своей чредою

    Над мертвой время пронесет...

    Но если вдруг она очнется...

Часть вторая. "Счастливая женщина"

    Поэт Владислав Ходасевич заметил: если вычеркнуть из биографии Ростопчиной все то, что относится к ее литературной деятельности, то получится обычная жизнь барышни и дамы первой половины XIX века. Он считал, что жизнь графини, такая обычная и такая трогательная в своей банальности, все-таки в чем-то крупнее ее поэзии. Именно поэтому в книгах Ростопчиной так много автобиографического, прямых ее воспоминаний.

    Взять хотя бы роман "Счастливая женщина" (1852 год). Читая в нем историю Марины Ненской и Бориса Ухманского, обыватель так и видит перед собой Евдокию Ростопчину и Андрея Карамзина, хотя автор и предупреждает об отсутствии сходства.

    Да, Ухманский не срисован с А. К Карамзина, которого молва называла возлюбленным графини. Люди мало что знали об этой тайной любви. Новая информация в биографии Авроры Карловны и сведения о людях, причастных к ее жизни, появилась в монографиях, опубликованных на шведском и финском языках Ингрид Кварнстрем и Аапели Саарисало. С этими источниками русских читателей познакомил С.С. Шульц. Он и поведал подробности истории любви Евдокии Ростопчиной и Андрея Карамзина.

    Многолетний и непростой для обеих сторон роман начался в 1837 году в Италии, куда Евдокия Петровна уезжала несколько раз. Это был главный и единственный роман в ее жизни. Зимними вечерами графиня с особым удовольствием посещала дом Екатерины Андреевны Карамзиной. Этому "приюту тихому беседы просвещенной" поэтесса посвятила признательные стихи "Где мне хорошо" (1838 г.)

    Сидя в салоне матери любимого человека, о чем могла думать молодая женщина? Возможно ли было уйти от мыслей, вырвать из сердца тот образ, что действительно любишь, образ, связанный с единственной возможностью счастья? Что может заставить его потускнеть в сердце влюбленной женщины?

Графиня Евдокия Петровна Ростопчина, урожденная Сушкова. С миниатюрного портрета, написанного в 1833 году.    Самые интимные и полные глубокого чувства стихи влюбленной обращены к Андрею. В сентябре 1840 года, когда родилась их первая дочь, мать-поэтесса писала:

    Боюсь, боюсь!..

    Я не привыкла к счастью!

    Всегда за радостью встречала горе я;

    Всегда средь ясного, блистательного дня

    Приготовлялась я к несчастью.

    Весной того же 1840 года будущая "соперница" Евдокии - Аврора только что овдовела в браке с П.Н. Демидовым. До ее свадьбы с А.Н. Карамзиным было еще шесть лет. А жизнь пока шла своим чередом. Евдокия тайно родила от Андрея двух дочерей - Ольгу и Марию, оставленных матерью на воспитание в Женеве (по другим сведениям - в Италии). Она страстно любила детей, но видела их считанные дни в году. Андрей, выезжая за границу, дважды сумел повидать дочерей. Во второй половине 1850-х годов девушки были привезены в Москву.

    Служебная жизнь Андрея Николаевича продолжалась. В 1844 году он перевелся в Кавказскую армию и принял участие в боевых действиях. В одной из стычек с горцами получил рану. В начале сентября был переправлен в Москву для лечения, а уже оттуда вернулся в Петербург и продолжил службу в конной артиллерии. В его личной жизни произошла большая перемена. В 1846 году он женился на Авроре Карловне, вдове Демидовой. Женитьба дала ему независимость и богатство. Она же, вероятно, сказалась на его продвижении по службе, когда он был назначен адъютантом тогдашнего шефа жандармов графа А.Ф. Орлова.

Андрей Николаевич Карамзин. С акварели Э. Росси, 1847 год.    Евдокия Ростопчина узнала о свадьбе Авроры и Андрея заранее. Но на свадьбу не поехала. Ей было слишком тяжело. Она писала в эти дни:

    Уехал ты...

    И радость миновала,

    И счастье рассыпалось мое!

    Лишь им одним все в жизни оживлялось,

    Уехал он - ничтожным стало все!

    В день свадьбы Карамзиных она сказала прощальные слова Андрею в стихах:

    Прости, прости!...

    Одной мольбою,

    Одним желанием о тебе

    Я буду докучать судьбе:

    Чтобы избранная тобою

    Любить умела бы, как я...

    Чтоб ты был счастлив без меня!

Часть третья. Фрейлина Аврора

    Баронесса Аврора Карловна Шернваль-фон-Валлен (1.08.1808-13.05.1902) - дочь выборгского губернатора, появилась в Петербурге в апреле 1832 года. Встречали ее в столице сестра Эмилия и муж - Владимир Мусин-Пушкин. Баронессу представили петербургскому обществу, и сестер стали называть финляндскими звездами.

    7 июля на приеме в Зимнем дворце Аврора произвела на Николая I и императрицу Александру Федоровну самое благоприятное впечатление. В мемуарах о том времени писали: "Тут явилась в свет Аврора в полном цвете красоты. Особенно у нее был необыкновенный цвет лица и зубы как жемчуг... Сестра ее Эмилия была хороша и еще милее Авроры". Легкость, с которой Аврора, скромная провинциалка из Финляндии, вошла в высшее общество, удивляла. Ее придворная "карьера" началась позже. В феврале 1836 года она приступила к исполнению обязанностей фрейлины императрицы. Авроре полагалась комната во дворце, по штату был придан лакей-ординарец, положено жалованье, карета и кучер. Она стала воспитательницей царских детей. Летом того года ее называли королевой балов. Именно на балу еще весной объяснился в любви и предложил Авроре руку и сердце егермейстер двора и уральский заводчик Павел Николаевич Демидов (6.08.1798-23.03.1840). Брак состоялся, но, ввиду слабости здоровья супруга, продолжался всего четыре года. Вдова осталась одна с годовалым сыном.

    Осенью и зимой 1840/41 гг. Аврора не появлялась на балах, соблюдая траур. Часть ее времени занимали хозяйственные дела по управлению демидовскими заводами. Они свалились на нее, ибо брат ее мужа - Анатолий Демидов в эти месяцы был занят своими сердечными делами. Он до крайности увлекся белокурой пианисткой Марией Калержи, бывшей замужем за ревнивым мужем. Анатолий пытался уговорить ее пойти на развод, но муж отказался наотрез. Тогда, чтобы выбросить Марию из своего сердца, Анатолий сделал предложение принцессе Матильде Бонапарт. Свадьба была отпразднована с необыкновенной пышностью в Риме. Сам Папа Григорий XVI принял молодых как родных.

    Летние месяцы Аврора проводила с сыном Павлом в Гельсингфорсе. Там же летом бывала и пользовалась шумной известностью графиня Е.П. Ростопчина. Аврора Карловна часто виделась с ней, они были почти ровесницы.

    Начиная с зимы 1842 года Аврора стала вновь появляться в свете. Но балы и рауты не были главным в ее жизни. Больше времени она посвящала воспитанию сына Павла, окружая его сотнями разных дорогих игрушек.

    Ранней весной 1846 года на бальном вечере в салоне графа В.А. Соллогуба звучала мазурка "Аврора", написанная в ее честь композитором М.Ю. Вильегорским. Когда Андрей Карамзин танцевал эту мазурку с Авророй, он признался ей в любви. К этому времени Андрей уже был для Авроры близким и дорогим человеком. Знала ли Аврора о его романе с Ростопчиной? Возможно, но далеко не все. Об их общих детях невеста узнала лишь накануне своей свадьбы.

    В светском обществе к новому браку Авроры отнеслись с удивлением. Вяземский писал Жуковскому 26 апреля: "Знаешь ли, что Андрей Карамзин женится на Авроре Демидовой, вдове? В семействе очень довольны этим браком, потому что она, хотя несколькими годами и постарее его, но во многих и во всех других отношениях она совершенно милая, добрая женщина и была и будет примерной женой".

    10 июля Аврора и Андрей Карамзин обвенчались. Эта свадьба была по взаимной и страстной любви. Все присутствующие видели, каким счастьем светились лица молодых. Супруги отправились в Финляндию. Оттуда Аврора делилась в письме с сестрой Алиной: "С каждым днем я люблю моего Андрея все больше и больше. Он мне подарил такое большое счастье. Единственное облако - это здоровье Андрея".

    Именно здоровье учитывалось при выборе маршрута свадебного путешествия по Европе, куда в мае следующего года Аврора Карловна отправилась с сыном Павлом и Андреем Николаевичем. Павлу Демидову было семь лет, он рос умным, любознательным ребенком. Из города Киля поехали поездом в Гамбург. Для Павла это была первая поездка железной дорогой, и она доставила ему немало впечатлений. Ему даже разрешили проехать вместе с машинистом на паровозе и познакомиться с системой управления этой огромной машиной.

    Водоворот политических страстей революционной Франции 1848 г. застал Карамзиных в Париже. Их жизнь несколько раз подвергалась опасности, когда они оказывались на улицах, где их иногда задерживали, но обычно сразу же и отпускали. "Ни одного эксцесса! - писал Андрей матери 21 марта, - Аврора одна в карете с кучером и лакеем в ливрее, была остановлена на Вандомской площади отрядом революционных рабочих - что же? Ни одного слова, ни одного оскорбительного или неприятного взгляда не было допущено по ее адресу".

    В конце октября Аврора и Андрей вернулись в Петербург, чувствуя себя очень счастливыми. В марте 1849 г. Аврора радовалась с Алиной: "Я соединила мою жизнь с такой интимностью, каждое мгновение с жизнью мужа; я провожу свои дни в его близости и вот сейчас пишу это письмо за его письменным столом в то время, как он читает газеты перед пылающим камином".

Аврора Карловна Карамзина. С акварели Э. Росси. 1847 г.    Весной был решено, что Андрей выйдет в отставку. Он собирался заняться организацией управления обширными демидовскими владениями на Урале. Летом этого года они отправились в те края всей семьей. Эту встречу уральцы долго помнили добром. Даже непримиримый Д.Н. Мамин-Сибиряк писал о Карамзине: "Его пребывание на заводах является, кажется, лучшей страницей в их истории, по крайней мере, старожилы вспоминают о нем с благословением..."

    Начало 1850-х годов было почти спокойным и счастливым для Авроры и Андрея. Лето они проводили в Финляндии, а зиму и весну - в Петербурге. Аврора мечтала о детях от Андрея. К несчастью, все три попытки завести ребенка кончались болезненными выкидышами. Немало беспокойства доставлял и сын Павел. Его воспитывали дома. От мысли отдать мальчика в Пажеский корпус родители отказались: Павел испытывал бурный интерес к девочкам, с которыми его знакомили, и был постоянно влюблен. Эта страстность его натуры начала проявляться уже на десятом году жизни.

    В марте 1853 г., после смерти управляющего тагильскими заводами, Андрей Николаевич стал главным уполномоченным тагильских заводов от Петербургской конторы. Весной того года Андрей побывал в Тагиле, старался вновь участвовать в руководстве заводами, пытался пресечь лихоимство со стороны управляющих.

    В начале сентября Карамзин вернулся в Петербург: назревал конфликт России с Турцией, и 14 сентября была объявлена война. Андрей Николаевич Карамзин участвовал в Крымской кампании. В мае 1854 г. во время неудачного сражения с турками он погиб. Для семейства Карамзиных и Авроры Карловны смерть Андрея оказалась ужасным потрясением. О гибели мужа Аврора узнала 31 мая, а на другой день несчастная получила от него письмо на нескольких страницах, полное жизни и радости. Письмо помечено 15 мая, а погиб Андрей на другой день. Федор Тютчев писал жене об Авроре: "Вообрази, она имела нечеловеческое мужество, объяснимое только нервным возбуждением, прочесть вслух это письмо всей семье".

    ...Перед нами прошли эпизоды жизни двух женщин, освященные стихами поэтессы, которые передают всю радость и печаль большой любви в разные годы к одному человеку, сделавшему их счастливыми на считанные годы. Два женских счастья вместила эта история.

Николай МЕЗЕНИН.

Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 13.09.2006; 04.10.2006; 25.10.2006.

Главная страница